Формирование речевого этикета у дошкольников



Скачать 42.23 Kb.
Дата04.06.2016
Размер42.23 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ

РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок постигает окружающий мир через слово, через общение с людьми.

Открыть мир общения во всем его многообразии, научить малыша сопереживанию - значит решить проблему нравственного воспитания.

А руководящим принципом современного образования и воспитания является опора на культурные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей. Успехи по формированию нравственной культуры непосредственно связаны с уровнем владения языком. Ведь речевое поведение - зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннюю культуру человека, проявляющуюся прежде всего в общении.

В жизни людей общение занимает огромное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Например, японские ученыелингвисты выяснили, что служащие Японии, самой оснащенной техническими средствами коммуникации стране в мире, тратят на разговоры около половины времени своего бодрствования – почти семь часов в сутки, на чтение у них уходит полтора часа, на писание - 47 минут.

Эти данные свидетельствуют о том, что даже современный человек, обладающий техническими средствами коммуникации - человек по преимуществу говорящий. И в современных условиях, когда число контактов человека с внешним миром постоянно увеличивается, когда для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом, приобретает особое значение культура общения.

Существенной частью культуры общения является речевой этикет, потому что речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, в речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. Речевой этикет позволяет сам определить зону единиц языка в речи, которая словесно выражает этикет поведения. Это такая языковая категория, которая тесно связана с характером человека, отражением его моральнонравственных установок: будь добр к окружающим, не обижай, не оскорбляй, будь совестлив, оберегай младших. Она дает нам в руки те языковые богатства, без которых не обойтись в обществе при выражении неконфликтного, доброжелательного отношения к людям. Но, к сожалению, сегодня мы не всегда можем говорить о целенаправленном использовании языковых этикетных знаков для установления толерантного стиля общения. Не зря сейчас в медицине принято говорить: эпидемия инфаркта. Инфаркт, как инфекция, передается от человека к человеку без микробов и вирусов.

Передается через слово, через поступок, через отношение друг к другу. Неудивительно, ведь по результатам наблюдений ученых примерно 80% дипломированных специалистов не отличаются речевой грамотностью и соблюдением этических речевых норм. А низкий уровень культуры общения школьников вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей: примерно в 90% речевых ситуаций, требующих использования формул речевого этикета, школьники обходятся без них; около 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам, из которых более половины обидные; штампы, не передающие искренность чувств, при поздравлении родителей, учителей, друзей использует значительная часть учащихся - около 60%.

Необходимость специального обучения правилам речевого поведения, основанного на этикетных нормах, становится все более очевидной. Ведь постепенно теряется связь формирующейся личности с лучшими языковыми традициями.

И работу по ознакомлению с основными формами речевого этикета, на наш взгляд, целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, когда легко формируются при познании окружающего новые условные связи. Сначала малышу объясняют, как надо выразиться в том или ином случае, что надо сказать, и он поступает таким именно образом, выполняя указание взрослого или подражая ему. Постепенно у него вырабатывается привычка, благодаря которой он может поступать в соответствии с правилами речевого этикета задолго до того, как сможет осмыслить их значение. Ведь даже известно, что "разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному и благородному. Раннее приучение тотчас произведет привычку; а какую власть имеет над человеком привычка, известно из старой пословицы: привычка - вторая натура" (Н.А. Добролюбов).

Поэтому уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее и управления ею. Это, пожалуй, уже начало формирования нового идеала человека культуры, провозглашенного реформированной системой образования.

Для осуществления данной цели видится целесообразность внедрения в работу по формированию речевой активности дошкольника раздела "речевой этикет". Его основное назначение - введение в речь ребенка словоформ словесной вежливости в ситуациях, близких опыту детей: приветствия, просьбы, поздравления, отказа, благодарности, телефонного разговора.

Мы предлагаем реализовать в игре сложный речевой материал с учетом нагляднодейственного характера мышления, особенностей внимания, памяти детей. Это увлекательное путешествие по стране Вежливых слов, где дети знакомятся с его жителями - вежливыми словами, т.е. речевыми этикетными формами.

Они с удовольствием играют с королем Этикетом, рисуют острова "вежливых слов", составляя карту сказочной страны, помогают ее героям выйти из сложных речевых ситуаций, готовят шкатулку слов и выражений и участвуют в поисках потерявшегося "теплого" слова.

Предлагаемая "игра - путешествие" - мотив, формирующий речевую деятельность, в ходе которой дети приобретают знаний по нормам этикетного речевого поведения. Путешествий - бесед - 9, т.е. ровно столько, сколько "рабочих" месяцев в году. Занятие проводится один раз в месяц - в удобный день, удобный час, в добром, легком настроении. Ведь нельзя говорить о красоте слова, красоте поступка, не испытывая определенного состояния души.



Дети играют, запоминают, учатся, размышляют. От соприкосновения со словом у ребенка вырастает духовность, потому что слово образовывает душу. И пусть примером вышесказанного послужит один из сценариев активизирующего общения по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста, предлагаемых для работы по разделу "Речевой этикет".


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница