Формирование профессиональной направленности в соответствии с наклонностями и способностями обучающихся в системе работы по профориентации



Скачать 123.55 Kb.
Дата28.04.2016
Размер123.55 Kb.
Н.А. Розанова

ОГБОУ СПО «Галичский индустриальный колледж Костромской области»


Формирование профессиональной направленности в соответствии с наклонностями и способностями обучающихся в системе работы по профориентации

Колледж является образовательной средой для подготовки квалифицированных специалистов для региона. Сегодня как никогда важно добиться того, чтобы каждый молодой человек или девушка, выбравшие профессию, которую можно получить в нашем учебном заведении, осознали, зачем они пришли учиться именно сюда, чтобы стать техником, поваром, сварщиком, продавцом. Многие вчерашние школьники, живущие в небольших районных центрах, селах и деревнях, при выборе учебного заведения ориентируются, прежде всего, на его географическую близость, чтобы не отрываться от дома и семьи. Подчас подросток просто не понимает, зачем он выбрал ту или иную профессию.

По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% учащихся старших классов не связывают профессиональный выбор со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда. 46% ориентированы при выборе профессии на поддержку со стороны взрослых..Большинство выпускников не имеют представления о том, что такое научный выбор профессии, не владеют информацией о том, какие требования предъявляет профессия к человеку. Вчерашние школьники не умеют анализировать свои возможности в профессиональном выборе. Последствием этого является отсутствие индивидуального образовательного запроса, несформированность личностной потребности в обдуманном и взвешенном выборе направления продолжения образования. Это ведет к низкой самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволил выделить характерную проблему и определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших выпускников. [6 ,28].

Помочь ученику решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация – сложный комплекс мероприятий социально-экономического, психолого-педагогического и медико-физиологического характера, цель которых обеспечение профессионального самоопределения человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе. [3;27 ]

Конечной целью профориентации среди учащихся общеобразовательных школ является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда.

Наш колледж имеет хорошую материально-техническую базу: кабинеты, лаборатории, мастерские. В 2010 году колледж стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование». На полученный гранд почти в 22 млн. руб. была приобретена современная техника: автомобили, трактора, комбайн, посевной комплекс, оборотный плуг, автобус, оборудован современный мультимедийный кабинет. У нас есть все, что нужно не только для овладения профессией, но и социальная сфера: благоустроенное общежитие, столовая, актовый зал, бесплатные кружки и спортивные секции. Но самое главное – это кадры. Именно они - мастера производственного обучения, преподаватели прививают ответственность, теоретические и практические навыки. Наш коллектив участвует в инновационной деятельности, постоянно настроен на успех.

Цель работы по профориентации: помочь учащимся общеобразовательных школ сформировать способность выбрать ту сферу профессиональной деятельности, которая соответствует его личностным особенностям и запросам рынка труда.

Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностей.

Задачи работы по профориентации:


  • изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента колледжа;

  • комплектование групп 1 курса;

  • пропаганда уровня образовательной деятельности колледжа;

  • повышение качества контингента обучающихся и студентов (более высокий образовательный уровень, увеличение количества обучающихся на «хорошо» и «отлично»);

  • создание привлекательного образа колледжа в регионе, возможностей трудоустройства;

  • установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также с работодателями.

В работе по профориентации коллектив колледжа стремится к тому, чтобы перед школьниками приоткрылись возможности нашего учебного заведения, к тому, чтобы выпускники школ сделали обоснованный выбор между альтернативами учебных заведений, к тому, чтобы они совершили конструктивные изменения в своей жизни.

Система работы по профориентации включает в себя:



  1. Проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников (встречи с учащимися, родителями, презентации профессий; выпуск и распространение буклетов, флаеров; размещение информации в СМИ, на официальном сайте колледжа; проведение «Дней открытых дверей»)

  2. Создание привлекательного образа колледжа (участие в городских, областных, всероссийских олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях, конкурсах технического мастерства); колледж - это база для проведения областных олимпиад профессионального мастерства среди школьников и обучающихся учреждений профессионального образования (2011г, 2012г, 2013г.). В 2012 году на базе колледжа прошла Всероссийская олимпиада среди ученических производственных бригад.

  3. Информационно - аналитическая деятельность (проведение мониторинга о количестве выпускников 9 классов школ города и района, близлежащих районов, их распределение по гентерному признаку; анкетирование учащихся).

  4. Работа приемной комиссии (проведение профессионального консультирования, которое предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии или специальности. Специалисты колледжа оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию).

Мы используем и такие формы работы:

  1. Заключение договоров с работодателями по профессиональной подготовке кадров по профилю профессий.

  2. Организация предпрофильной профориентационной работы (приглашение учащихся 7-8 классов)

  3. Разработка информационно-методических материалов по организации профориентационной работы с учащимися 9-11 классов.

  4. Проведение выездных Дней открытых дверей в районы.

  5. Организация работы профориентационного отряда (агитбригада)

  6. Профориентационное тестирование в период работы приемной комиссии.

  7. Размещение на сайте колледжа видеообращения к абитуриентам и их родителям.

  8. Создание постоянно действующего стенда «Тебе, абитуриент».

  9. Рассылка благодарственных писем школам за организацию профориентационной работы.

  10. Проведение встреч с успешными выпускниками колледжа.

В прошлом учебном году мы провели апробацию формы работы по профориентации, которая пока не получила широкого применения в регионе – метод профессиональных проб. Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.[5;6 ]

Профессиональные пробы выступают, как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, которые позволяют сформировать у них способность разобраться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, получать психолого-педагогическую и информационную поддержку.

Цели профессиональных проб:


  1. Апробировать метод профессиональных проб в условиях профессиональной образовательной организации.

  2. Определить влияние данного метода на профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций.

  3. Способствовать формированию профессиональной готовности подростков.

  4. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе будущей профессии.

Задачи профессиональных проб:

  1. Сообщить обучающимся школ базовые сведения о следующих видах профессиональной деятельности: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; водитель автомобиля; повар, кондитер; сварщик; продавец.

  2. Смоделировать основные элементы профессиональной деятельности по данным профессиям.

  3. Провести сравнительный анализ использующихся форм и методов организации профессиональных проб с целью выбора наиболее оптимальных для реализации в имеющихся условиях.

  4. Разработать программы проведения профессиональных проб.

  5. Способствовать созданию позитивного образа колледжа, отвечающего требованиям воспитания всесторонне развитой личности, повышению престижа рабочих профессий.

  6. Изучить и спрогнозировать перспективы формирования контингента колледжа.

Профессиональная проба предполагает погружение в профессию. Будущий водитель или тракторист под контролем опытных наставников знакомится с марками автомобилей и сельскохозяйственной техники, после получения первичных теоретических знаний получает некоторые практические навыки. Будущие сварщики в сварочной мастерской наблюдают за работой старшекурсников. Сами они могут потренироваться на специальном тренажере. Будущий повар-кондитер участвует в мастер-классе по оформлению блюд. Таким образом, профессиональные пробы выполняются в условиях, максимально приближенных к реальным.

Профессиональные пробы мы проводили в несколько этапов:


Этап I – подготовительный

  1. Поиск, изучение, анализ материалов по методике проведения профессиональных проб;

  2. Проведение инструктивно-методического совещания с преподавателями и мастерами производственного обучения «Метод профессиональных проб в системе профессиональной работы»;

  3. Анкетирование преподавателей и мастеров производственного обучения с целью определения перечня профессий для проведения профессиональных проб;

  4. Рассмотрение вопроса о проведении профессиональных проб на педагогическом совете колледжа;

  5. Разработка Положения о профессиональных пробах;

  6. Разработка методических материалов и программ профессиональных проб.

Этап II – информационный

  1. Проведение дня открытых дверей для обучающихся общеобразовательных школ (презентация профессий, знакомство с материально-технической базой колледжа);

  2. Направление информации о проведении профессиональных проб в отделы образования муниципальных районов области;

  3. Проведение семинара для заместителей директоров школ муниципальных образований области «Профессиональная проба – моделирующий метод профессиональной деятельности»;

  4. Размещение информации о проведении профессиональных проб на официальном сайте колледжа, в СМИ;

  5. Проведение выездных презентаций проекта в школах муниципальных образований;

  6. Использование элементов рекламы – размещение на информационных стендах буклетов, проспектов, флаеров.

Этап III – набор участников

  1. Прием заявок на участие в проекте;

  2. Формирование групп из числа учащихся школ.

Этап IV – образовательный. Реализация профессиональных проб по профессиям «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель автомобиля», «Сварщик», «Кондитер», «Продавец»

На базе колледжа

  1. Встреча участников профессиональных проб с преподавателями и мастерами производственного обучения «Знакомство с профессией»;

  2. Практическое занятие по профессии «Продавец» (упаковка подарка к празднику);

  3. Практическое занятие по профессии «Кондитер» (оформление кондитерского изделия);

  4. Мастер-класс «Виды сварки» (проводят обучающиеся колледжа под руководством мастера производственного обучения);

  5. Экскурсии на автокрановый завод, торговый центр, ресурсный центр колледжа для ознакомления с материально-технической базой;

  6. Практические занятия по вождению транспортных средств (трактор «КАМАЗ-215, комбайн «Полесье», гусеничный трактор «ВТ-160 АГРОМАШ», легковой автомобиль).

На местах

Практическая часть:

  • по профессии «Тракторист-машинист» сельскохозяйственного производства, «Водитель автомобиля» - исследовательская работа «Профессия тракториста (водителя автомобиля) вчера, сегодня, завтра»; подготовка презентации;

  • по профессии «Сварщик» - исследовательская работа «Виды сварочных работ: в космосе, на земле, под водой»; подготовка презентации;

  • по профессии «Кондитер» - изготовление изделий в домашних условиях или подготовка презентации;

  • по профессии «Продавец» - исследовательская работа «Профессия продавца: от истоков к современности» или подготовка презентации.

Теоретическая часть:

  • подготовка отчета о проделанной работе;

  • заполнение дневника профессиональных проб.

Этап V – представление результатов

Заключительное мероприятие по профессиональным пробам «Форум профессий»:



  • торжественное открытие мероприятия;

  • защита творческих проектов по профессиям учащимися школ;

  • вручение дипломов и благодарственных писем.

Этап VI- итоговый

Мониторинг хода и результатов проекта

Знания, которые получают учащиеся по итогам выполнения профессиональных проб:


  • о содержании и характере труда в данной сфере деятельности;

  • о требованиях, которые предъявляются к человеку и его профессиональным качествам;

  • об общих теоретических сведениях по выполнению пробы;

  • о технологии выполнения профессиональной пробы;

  • о правилах техники безопасности, гигиены труда;

  • об инструментах, материалах, оборудовании, которые используются при выполнении профессиональной пробы, как ими правильно пользоваться.

Умения, которые приобретают учащиеся по итогам выполнения профессиональных проб:

  • выполнять простейшие операции;

  • пользоваться инструментами и материалами;

  • выполнять правила техники безопасности и гигиены труда;

В подготовке и проведении профессиональных проб приняли участие 19 педагогических работников колледжа. Из них – 5 преподавателей и 12 мастеров производственного обучения. В семинаре «Профессиональные пробы – моделирующий метод профессиональной деятельности» -15 заместителей директоров, преподавателей из четырех муниципальных образований области. В профессиональных пробах участвовали 59 обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ из шести муниципальных образований. 29 человек подали заявления и в настоящее время обучаются в колледже (13 человек по специальности «Механизация сельского хозяйства» с получением профессий «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель»; 12 человек по специальности «Сварщик», 4 человека по специальности «Повар, кондитер»). 66% поступивших на обучение в 2013-14 учебном году считают, что их участие в профессиональных пробах повлияло на выбор будущей профессии в нашем учебном заведении. 97% оценили проведение мастер-классов на «хорошо» и «отлично».

По итогам проведения профессиональных проб проведен мониторинг промежуточного результата проекта «Итоги проведения профессиональных проб 2012-13 учебного года» Профессиональная проба - это профессиональное испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Она способствует более сознательному, более осознанному выбору профессии.

Участвуя в профессиональных пробах, учащиеся получают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности. При этом моделируются разные виды профессиональной деятельности.

Профессиональная проба – это одно из направлений работы по профориентации. Она является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника.

Профессиональная проба – это современная, эффективная педагогическая технология.

Демографический кризис 90-х – начала 2000-х годов коснулся системы среднего профессионального образования. В нашем небольшом городе имеется три профессиональных учебных заведения. В последние годы мы испытываем затруднения в комплектовании групп первого курса. Использование метода профессиональных проб показало, что у него есть перспективы и большой потенциал. В 2013-14 учебном году на базе колледжа снова будут проведены профессиональные пробы, но в несколько в другом формате. Старт профессиональным пробам будет дан в « День открытых дверей» 21 ноября. Школьники получат возможность сначала поучаствовать в заочном этапе профессиональных проб, который будет проходить до 15 января 2014 г. 28 февраля на базе колледжа будет проходить заключительный этап профессиональных проб по профессиям, которые можно получить в нашем колледже.


Литература

  1. Воронкова С.А. Информационная и профориентационная работа для учащихся и родителей. - М: Центр « Педагогический поиск»,2005.-120 с.

  2. Лебедева М.Б. Проектная технология в профориентационной работе: методические рекомендации. - Калининград: Издательство РГУ им. И.Канта,2009.- 110 с.

  3. Профессиональная ориентация учащихся. Под редакцией А.Д. Сазонова.-М., 1988.- 140 с.

  4. Чистякова С.Н. Умовская И.А. Твоя профессиональная карьра. Методика для учителя. М: Просвещение 2008.- 160 с.

  5. Юдина Л.Г. Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса//ВШ.-2010,-№2.-стр.27-33

Каталог: npo -> MPROFK -> 20132
20132 -> Проблемы профессионального самоопределения подростков
MPROFK -> Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы
MPROFK -> Алтайский краевой центр профориентации молодежи
npo -> Происхождение человека. Основные этапы развития человечества
npo -> Легенда о мухе Декарта или введение в систему координат
npo -> «Компьютерная зависимость»
npo -> Развитие творческих способностей обучающихся
MPROFK -> Организация допрофессиональной подготовки учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница