Формирование профессионально-правовой культуры будущих специалистов государственной противопожарной службы мчс россии



Скачать 398.84 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер398.84 Kb.
  1   2   3



На правах рукописи
ПУГАНОВ Михаил Владимирович


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального

образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя 2011
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» и в ГОУ ВПО «Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор,

Волкова Тамара Николаевна



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Фортова Любовь Константиновна





кандидат педагогических наук, доцент

Гонтарь Владимир Николаевич



Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России»



Защита состоится «30» июня 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, д.24, ауд.220.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».


Автореферат разослан « » мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.п.н., доцент Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный уровень социально-экономического развития общества определяет потребность общества в квалифицированных специалистах. Рамки Болонского соглашения, диктующие перспективы единого образовательного международного пространства, предъявляют высокие требования к подготовке специалистов. Процесс демократизации российского общества привел к объективной потребности создания в системе образования формирования профессионально - правовой культуры будущих специалистов, особенности которой определяются современной социально-экономической формацией нашего государства.

Профессионально – правовое взаимодействие – это закрепление профессии обязательными знаниями, умениями, навыками специалиста особой сферы, в частности, специалиста Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС МЧС России). Для сотрудников МЧС России жизненно необходимо не просто знание законов, но и убежденность в правомерности следования закону в повседневной деятельности и чрезвычайной обстановке. Профессионально-правовая культура является регулятором служебной деятельности будущего специалиста ГПС МЧС России.

Теоретические основы профессиографического исследования деятельности специалиста ГПС МЧС России представлены в трудах И.А. Базанова, А.П. Коренева, О.А. Семенова и др. Вопросы профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности в вузах МЧС России рассмотрены в работах А.С. Боровых, К.Г. Логинова и др. Вместе с тем сегодня недостаточно исследований, рас­крывающих специфику процесса формирования в период обучения в вузе профессионально-правовой культуры специалистов государственной противопожарной службы МЧС России с учетом современных квалификационных требований к их профессионализму.

Профессионально-правовая культура требует от сотрудников ГПС МЧС России глубоких, разносторонних познаний как в области правовых знаний вообще, так и в отношении их к праву и поведению в различных ситуациях. В диссертационных исследованиях рассматриваются вопросы формирования правовой культуры обучаемых. Так, Паршин В.Н. раскрывает педагогические основы формирования правовой культуры в военном вузе; Киреев М.Н. рассматривает проблему формирования ценностного отношения к правовой культуре студентов вузов социокультурной сферы; взаимосвязь нравственной и правовой культуры с философских позиций показана в диссертации А.С. Спирина; вопрос о формировании правовой культуры слушателей вузов федеральной службы исполнения наказаний России исследован в диссертации П.А. Афиногенова. А.В. Романов раскрыл процесс совершенствования профессиональной подготовки курсантов в военных инженерных вузах. А.В. Волков исследовал проблему формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе изучения специальных дисциплин. В диссертационном исследовании Б.М. Динаева рассматривается проблема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля; в работе П.Н. Коноваленко исследуется проблема формирования педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики. В.А. Смирнов исследует процесс формирования профессионально-правовой компетентности специалистов противопожарной службы МЧС России в вузе. Изучая диссертационные работы, мы выяснили, что нет исследований, рас­крывающих специфику процесса формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России с учетом современных квалификационных требований к их профессионализму.

Проведенная диагностика профессионально-правовой культуры курсантов Ивановского института государственной противопожарной службы показывает, что большинство курсантов испытывают трудности правового характера, что проявляется в низкой профессионально-правовой культуре курсантов. Анализ рассматриваемой проблемы и степень ее разработанности в педагогических и научно-методических исследованиях позволяет выделить противоречия между:

– потребностью современного общества в специалистах ГПС МЧС России с высоким уровнем профессионально-правовой культуры и характером традиционной системы высшего профессионального образования;

– объективной необходимостью обеспечения высокого уровня профессионально-правовой культуры специалистов ГПС МЧС России с учетом потребностей специфики практической деятельности специалиста ГПС МЧС России и недостаточным вниманием к ее решению в теории и практике высшей школы;

– социальным заказом на качественное проведение противопожарной пропаганды и недостаточной подготовкой будущих специалистов ГПС МЧС России к решению данной задачи. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью формирования профессионально-правовой культуры специалистов ГПС МЧС России и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы. На основе всего вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России? В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования – «Формирование профессионально-правовой культуры будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России».



Цель исследования: разработать и теоретически обосновать модель, выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов государственной противопожарной службы МЧС России в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России в вузе.

Гипотеза исследования. Профессионально-правовая культура является условием успешной адаптации специалиста ГПС МЧС России в профессии, а также фактором высокой результативности его труда в рамках нормативно-правовых требований. Эффективность формирования профессионально-правовой культуры курсантов в вузе может быть существенно повышена, если:

– выявлена сущность и определена структура понятия «профессионально-правовая культура специалиста ГПС МЧС России»;

– разработана, теоретически обоснована и внедрена в практику обучения модель формирования профессионально-правовой культуры курсантов на основе системного, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов;

– созданы необходимые педагогические условия успешного формирования профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки;

– разработаны критерии и показатели сформированности профессионально-правовой культуры курсантов;

– методическое обеспечение профессионально-правовой подготовки курсантов включает различные формы и методы, формирующие систему знаний о правовой культуре, праве, учитывающие специфику работы специалиста ГПС МЧС России, обеспечивающие владение профессионально-правовой культурой.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе анализа научной литературы выявить степень разработанности исследуемой проблемы и раскрыть сущность, содержание и структуру понятия «профессионально-правовая культура специалиста ГПС МЧС России».

2. Разработать модель процесса формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России и экспериментально проверить ее эффективность.

3. Выявить критерии и показатели, определяющие уровень сформированности профессионально-правовой культуры курсантов.

4. Выявить и реализовать педагогические условия эффективного формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России.

5. Разработать и экспериментально проверить комплекс форм и методов, способствующих формированию профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России.



Методологической основой исследования явились: философские идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развития; диалектико-материалистическое учение о роли активной деятельности и общения человека в его личностном саморазвитии; системный подход к изучению педагогических и социальных явлений (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков и другие) методология интеграции явлений; личностный, деятельностный, контекстный подходы к профессиональной подготовке специалиста (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, А.В. Перовский и другие.).

Теоретическую основу исследования составили: теории права и культуры (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Библер, Б.С. Гершунский и др.); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов); положения общей теории культуры (Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.); теории правовой культуры личности и общества (Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, Н.И. Матузов и пр.); идеи о саморазвитии участников образовательного процесса (Б.З. Вульфов, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин и др.); педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования (С.Н. Батракова, В.С. Библер, Т.Н. Волкова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); теории системно-деятельностной природы и интеграции профессионального образования (Б.С. Гершунский, Ю.К. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.); концепции правовой культуры (С.С. Алексеев, В.Ф. Пирожков, В.П. Сальникова, Н.Я. Соколов и др.); концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.М. Кларин и др.). концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); концепции системогенеза профессиональной деятельности и становления личности профессионала (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической, культурологической, юридической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, моделирование);

– эмпирические (наблюдение за образовательным процессом в вузе, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности курсантов, беседа, самооценка и экспертная оценка);

– статистические (обработка психодиагностических данных, анализ и обобщение тестовых данных);

База исследования. Экспериментальной базой научного исследования явился Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – ИвИ ГПС МЧС России). На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено 250 курсантов, 18 офицеров-преподавателей вузов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 г. по 2011 г.

Первый этап (2007-2008 гг.) – теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, изучение и теоретическое осмысление отечественного опыта подготовки специалистов противопожарной службы; формирования понятийного аппарата.

На втором этапе (2008-2009 гг.) проведен констатирующий эксперимент; корректировались отдельные содержательно-технологические стороны процесса формирования профессионально-правовой культуры курсантов в вузе МЧС России; уточнялся категориально-понятийный аппарат, разрабатывалась модель исследуемого процесса.

Третий этап (2009-2011 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, интерпретации полученных материалов, выявлению теоретических и практических результатов исследования, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс вузов МЧС России, оформлению диссертации.



Научная новизна исследования:

– дано авторское определение понятия «профессионально-правовая культура специалиста ГПС МЧС России», под которой понимается интегративное личностное качество, соединяющее правовые и профессиональные знания, предполагающее ситуационную адаптивность отражающее его профессионально-правовую подготовку и готовность применять нормативно-правовой инструментарий для решения профессиональных задач, определяющая качество личности, характер и качественный уровень отношений между человеком и правовой средой, проявляющаяся в готовности и способности к решению правовых задач в профессиональной деятельности;

– выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России, которую следует рассматривать как компонент профессиональной культуры специалиста ГПС МЧС России;

– создана и экспериментально проверена модель процесса формирования профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России, включающая в себя цели, принципы, профессионально-ориентированное содержание учебных дисциплин по надзору, технологию и диагностику исследуемого процесса, содержательный, деятельностный и личностно-рефлексивный компоненты.

– определены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный, личностный) и уровни сформированности профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России (высокий, средний, низкий);

– выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России в вузе: направленность целей, задач, содержания правовых дисциплин на формирование профессионально-правовой культуры и учет методических возможностей данных дисциплин; разработка различных форм деятельности и методов подготовки, формирующих систему знаний о профессионально-правовой культуре и способствующих достижению прочности правовых знаний курсантов; организация внеучебной консультативно-юридической и пропагандистской деятельности при работе с населением; создание методического обеспечения процесса формирования профессионально-правовой культуры курсантов; обеспечение единства прав и обязанностей субъектов образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.



Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– определено содержание понятия «профессионально-правовая культура», что позволяет уточнить особенности использования этого понятия применительно к профессиональной подготовке будущих специалистов ГПС МЧС России;

– исследован процесс формирования профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России и выявлены его особенности;

– теоретически обоснована модель формирования профессионально-правовой культуры, включающая в себя содержательный, деятельностный и личностно-рефлексивный компоненты, позволяющая в рамках теоретических курсов, практических и самостоятельных занятий формировать необходимые правовые знания и профессиональные умения у будущих специалистов ГПС МЧС России.



Практическая значимость исследования:

– разработан и экспериментально проверен комплекс форм и методов, включающий программы, дидактические средства, способствующие формированию профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России;

– разработаны и экспериментально проверены научно-методические рекомендации по формированию профессионально-правовой культуры курсантов вузов МЧС России.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений МЧС России при изучении дисциплины «Государственный надзор в области пожарной безопасности», в процессе переподготовки преподавателей вузов МЧС России через институты повышения квалификации, а также для создания учебных пособий, программ по формированию профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России.



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования, базирующейся на системном, деятельностном, контекстном подходах к профессионально-правовому ориентиру подготовки специалистов ГПС МЧС России; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логике; целенаправленным сравнительным анализом результатов экспериментальной работы и массовой практики подготовки специалистов ГПС МЧС России в вузе; воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью; статистической достоверностью данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: международных: "Пожарная и аварийная безопасность" (Иваново 2007г.), "Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов" (Шуя, 2008г.); межрегиональных: "Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура" (Шуя, 2010 г.); межвузовских: «Актуальные проблемы деятельности надзорных органов и органов дознания» (Екатеринбург, 2010г.), III-я "Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных" (Москва, Шуя, 2010г.), «Актуальные проблемы реформирования надзорной деятельности в области пожарной безопасности в РФ» (Иваново, 2010г.); на заседаниях научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», Ученом совете ГОУ ВПО «Ивановский институт государственной противопожарной службы».

На защиту выносится:

1. Профессионально-правовая культура специалиста ГПС МЧС России – это интегративное личностное качество, соединяющее правовые и профессиональные знания, предполагающее ситуационную адаптивность, отражающее его профессионально-правовую подготовку и готовность применять нормативно-правовой инструментарий для решения профессиональных задач, определяющая качество личности, характер и качественный уровень отношений между человеком и правовой средой, проявляющаяся в готовности и способности к решению правовых задач в профессиональной деятельности.

2. Модель процесса формирования профессионально-правовой культуры в условиях вуза, построенная на основе интеграции правовых и профессиональных знаний, направленных на осознание социальной, профессиональной и личностной значимости права и правопорядка; воспитание чувства ответственности за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний; овладение системой профессионально-прикладных правовых знаний, и включает следующие компоненты: содержательный, деятельностный и личностно-рефлексивный.

3. Педагогические условия, направленные на повышение эффективности процесса формирования профессионально-правовой культуры будущих специалистов ГПС МЧС России: направленность целей, задач, содержания правовых дисциплин на формирование профессионально-правовой культуры и учет методических возможностей данных дисциплин; разработка различных форм деятельности и методов подготовки, формирующих систему знаний о профессионально-правовой культуре и способствующих достижению прочности правовых знаний курсантов; организация внеучебной консультативно-юридической и пропагандистской деятельности при работе с населением; создание методического обеспечения процесса формирования профессионально-правовой культуры курсантов; обеспечение единства прав и обязанностей субъектов образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования; определены проблема и степень ее разработанности, объект, предмет, цель и задачи исследования; сформулирована гипотеза, обозначены этапы экспериментальной работы, методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; отражается достоверность и обоснованность полученных результатов; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России» проанализированы основные теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены сущность и структура профессионально-правовой культуры будущего специалиста ГПС МЧС России, понятие «профессионально-правовая культура специалиста ГПС МЧС России», проанализированы правовые нормативные понятия и документы раскрыты понятия «право», «правовая культура»; проанализированы методические возможности дисциплины «Государственный надзор в области пожарной безопасности» в процессе формирования профессионально-правовой культуры курсантов.

Анализ исследований в области психологии и педагогики показал, что большинство ученых (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, А.А. Реан, Е.А. Юнина, Н.И. Шевандрин и другие) рассматривают профессиональную культуру в связи с характеристикой профессионального взаимодействия людей; знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношениях с людьми. Мы разделяем данную точку зрения, так как требования к профессионально-правовой культуре специалиста ГПС МЧС России включает правовую деятельность в процессе сбора и применения нормативной правовой информации. Раскрывая сущность профессионально-правовой культуры личности, мы проанализировали категорию права (исследования А.И. Муранова, Э.Ф. Зеера и других).

С понятием "право" тесно связано понятие «профессионально-правовая культура». Рассмотрены основные положения профессионально-правовой культуры, в структуру которой мы включаем следующие специальные профессиональные умения: обосновывать законы и другие нормативные правовые акты, толковать и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, разрабатывать документы правового характера, давать квалифицированные правовые заключения и консультации, совершать иные правовые действия в точном соответствии с законом.

Нами также рассмотрены функции профессионально-правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная ценностно-нормативная, правосоциализаторская, прогностическая.

Проведенный анализ теоретических основ исследования позволил нам дать следующее авторское определение понятия «профессионально-правовая культура» применительно к будущим специалистам ГПС МЧС России: это интегративное личностное качество, соединяющее правовые и профессиональные знания, предполагающее ситуационную адаптивность, отражающее его профессионально-правовую подготовку и готовность применять нормативно-правовой инструментарий для решения профессиональных задач, определяющее качество личности, характер и качественный уровень отношений между человеком и правовой средой, проявляющееся в готовности и способности к решению правовых задач в профессиональной деятельности.

Изучение профессиограммы будущих специалистов ГПС МЧС России позволило определить структуру профессионально-правовой культуры, которая включает следующие компоненты:



Каталог: pages -> postgraduate -> doc -> abstracts -> 2011
pages -> Магистратура
pages -> 1. общая характеристика специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью
2011 -> Нравственно-этические основания правосознания в социально неоднородном обществе
2011 -> Развитие культурологической компетентности преподавателя русского языка и литературы в системе повышения квалификации
2011 -> Зайцева светлана Анатольевна система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе
abstracts -> Формирование потребности в профессиональной самореализации у студентов технического вуза
abstracts -> Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница