Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза



Дата12.02.2016
Размер39.5 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Максимова А. А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ), г. Орск
Тенденции, наметившиеся современной мировой образовательной системе, свидетельствуют о развитии её в контексте общей педагогической культуры. Приоритетной для обсуждения темой является новая системе ценностей и целей образования, концепция личности, в основе которой лежат идеи культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Образованность, интеллектуальное и духовное здоровье человека, умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки студентов вуза в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.

Педагогическая деятельность, помимо общепедагогических умений, включает способности педагога вызывать симпатию, доверие у своих воспитанников; обладать эмоциональной устойчивостью; обладать общительностью и коммуникабельностью, красноречием и т. п. Это и есть основные составляющие профессионально-коммуникативной культуры.

Профессионально-коммуникативная культура педагога – это социально значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – способности и умения воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания [1]. Коммуникативная культура педагога всегда показатель того, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач, способов взаимоотношений педагогу удается реализовать общие социально значимые принципы обучения и воспитания. Чем шире диапазон применяемых педагогом приемов и средств общения, тем более высок уровень его культуры. Поэтому, говоря о профессионально-коммуникативной культуре, мы, прежде всего, должны видеть во всех взаимоотношениях педагога его умение достигать поставленных целей обучения и воспитания.

Идеи формирования профессионально-педагогической культуры представлены в трудах великих отечественных и зарубежных педагогов (Н. А. Бердяев, А. И. Герцен, М. В. Ломоносов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский и др.). Процесс формирования профессионально-педагогической культуры рассматривается в работах современных исследователей: Г. В. Звездуновой, И. Ф. Исаева, В. А. Мищенко, В. А. Сластенина и др.

Анализ современных специальных исследований проблемы формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога свидетельствует о том, что многие ее аспекты представлены фрагментарно, в частности, коммуникативный аспект.

Коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. О необходимости ее формирования говорит тот факт, что педагог постоянно включен в процесс общения с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Основными условиями профессионально-коммуникативной культуры, которые должен соблюдать педагог, являются следующие.

Первое условие: педагог должен соотносить содержание, способ, характер общения с психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования всех вступающих с ним во взаимодействие учащихся. Он должен строить свое общение, исходя из особенностей всех своих партнеров. Надо уметь проникнуть в душевное состояние общающихся с вами людей, понять стимулы и мотивы поведения, суждений, ориентаций, суметь не только их объяснить, но и так настроить общение, чтобы добиться адекватного для реализации поставленных целей реагирования.

Следующим условием профессионально-коммуникативной культуры педагога является его умение быть творцом общения. Ведь от умения вступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными группами учащихся зависит успешное решение педагогических задач. Необычайно сложно строить свои взаимоотношения, если педагог не умеет эффективно использовать те или иные необходимые для педагогического общения свои человеческие качества: спокойствие, уравновешенность, определенную строгость, сосредоточенность, доброжелательность и т.д. Выработанные и скоординированные в соответствии с конкретными ситуациями и особенностями общающихся с педагогом людей способ, стиль, манера общения во многом будут сами «работать» в направлении выполнения профессиональных обязанностей, ибо будут способствовать раскованности, свободе, легкости педагога, что создаст более широкие возможности маневрирования и импровизации в самых разных ситуациях обучения и воспитания.

Овладение педагогом профессионально-коммуникативной культурой следует рассматривать многофакторным процессом. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы: личностные – то, что соотносится с самим человеком как личностью, и операциональные – все то, что характеризует сам процесс овладения профессионально-коммуникативной культурой: приемы, методы, средства.

Педагог в своей работе имеет много возможностей для постоянного совершенствования условий и способов своих взаимоотношений с воспитанниками. Овладев культурой сознательно выстраивать свои взаимоотношения и добиваться успеха в них, педагог становится подлинным субъектом общения.

В нашем исследовании профессионально-коммуникативная культура рассматривается как часть профессионально-педагогической культуры будущего педагога. Она включает в себя мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты и рассматривается как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент профессионально-коммуникативной культуры предполагает развитие у студентов повы­шенного интереса к коммуникативной деятельности, стремления достичь высо­кого уровня профессиональной подготовки; сформированность убеждений гуманного отношения к детям, обеспечение духовного роста студентов, социализации и общего развития в процессе профессиональной подготовки к коммуникативной деятельности.

Информационно-содержательный компонент направлен на овладение будущими педагогами знаниями основных философских, психолого-педагогических концепций о роли общения в развитии личности; формирова­ние педагогического мышления; знание особенностей содержания и осуще­ствления коммуникативной деятельности, способов анализа педагогического общения, определения степени его эффективности, коррекции педагогического воздействия на коллектив и личность школьника; готовность к обновлению своих знаний о педагогическом общении, овладению современными концеп­циями и технологиями обучения и воспитания.

Технологический компонент профессионально-коммуникативной культуры будущего педагога включает в себя владение студентами комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков; владение диагностикой реальных результатов уровня сформированности у детей коммуникативных умений; готовность к творческому использованию форм, методов, средств коммуникативного воздействия; наличие потребности к непрерывному пополнению знаний, умений и навыков, опыта коммуникативной деятельности [2].

Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъект-субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.


Список литературы

1. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.- ISBN 5-7695-0901-5.

2. Максимова, А. А. Теоретические основы формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего учителя / А. А. Максимова // Materialy II Mezinarodni vedecko-prakticka conference «Perspektivni novinky vedy a technici – 2005». – Dil 5. Pedagogicky vedy. - Praha, Publishing House «Education and Science s.r.o.», 2005. – Stranky 9-11. – ISBN 5-98674-001-7.
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf11
conf11 -> Социализация воспитанников детского дома на основе личностно-ориентированного подхода в условиях инновационной образовательной среды Коваленко В. А. Гкоу «Детский дом», г. Орск
conf11 -> Методологические аспекты развития самосознания студентов вузов в практике физического воспитания
conf11 -> Соловьев Н. А., Тагирова Л. Ф., Тагиров В. К
conf11 -> Проблемы формирования духовно-нравственной культуры молодого поколения
conf11 -> Педагогические подходы обучения и воспитания в современном высшем образовании
conf11 -> Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в вузе
conf11 -> Профессиональная подготовка специалистов в вузах на основе индивидуально-дифференцированного подхода
conf11 -> Практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенных преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся
conf11 -> Использование портфолио для построения индивидуальной траектории обучения студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница