Формирование предметно-методической компетентности учиетеля начальных классов



Скачать 68.08 Kb.
Дата13.02.2016
Размер68.08 Kb.
МО 03.03.2015г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИЕТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблема компетентности является актуальной, т.к. несмотря на множество исследований по данной теме нет однозначного определения как компетентностного подхода, так и понятий «компетенция», «компетентность». Понятие «компетентность» шире. Оно состоит из определенных компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Проанализируем, какие взгляды на профессиональную компетентность учителей начальных классов у исследователей.

Мальцева Елена Валентиновна кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской считает, что профессиональная компетентность учителя начальных классов обусловлена качеством профессионального образования и представляет гармоничный сплав профессиональных знаний, умений, ключевых компетенций, и профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность.

Мы считаем, что данным автором не в полной мере раскрыта специфика профессиональной компетентности учителя начальной школы.

Дмитриева Нина Леонидовна к.п.н. профессор Московского педагогического государственного университета выделила следующие компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя начальной школы:



  • содержательный (знания),

  • деятельностный (умения),

  • личностный (самосознание),

  • социальный (общественная значимость профессиональной деятельности).

В деятельностном компоненте профессиональной компетентности автор выделяет группы педагогических умений: гностические, проектировочно-конструкторские, организаторские, коммуникативные и исследовательские, описание которых представлено в общем виде и не отражает особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы.

Шустова М.В. выделяет следующие компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя начальных классов:



  • психолого-педагогическую,

  • предметную,

  • методическую

  • личностную компетентности.

Психолого-педагогическая компетентность является для учителя начальной школы основой его профессиональной деятельности. Учитель закладывает фундамент для изучения многих учебных дисциплин и формирует мировосприятие, отношение к себе, к окружающему, к учебному труду, что невозможно без системы знаний о ребенке младшего школьного возраста, его особенностей, социальных факторов развития.

Предметная компетентность учителя начальной школы характеризуется: наличием знаний и умений в необходимых для учителя начальной школы предметных областях и умением ими оперировать.

Методическая компетентность характеризуется: знанием классических и современных методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания в начальной школе, умением их применять, творчески перерабатывать.

Личностная компетентность характеризуется: развитием личностных функций учителя начальной школы (мотивационной, рефлексивной, ориентационной, творческо-преобразующей); высоким уровнем эмпатии; владением умениями самообразования и саморазвития, готовностью осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, по Сорокиной Т. М., является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

Колпакова Н. В.  в структуре профессиональной компетентности учителя начальной школы выделяет такие компоненты профессиональной компетентности, как:



  • методологическая;

  • психолого-педагогическая;

  • предметная компетентности.

Причем, иерархия данных компетентностей такова, что методологическая компетентность, по мнению автора, является ключевой, психолого-педагогическая – базовой и предметная – специальной компетентностью. Автор в своем исследовании указывает на то, что ключевая компетентность для учителя проявляется в способности находить информацию, работать с ней и на ее основе решать профессиональные задачи. Базовая компетентность для учителя – это способность использовать информацию и технологии для обучения школьника, отвечающие возрастным особенностям ребенка. Специальная компетентность для учителя выражается, по мнению автора, в способности обучать детей с использованием информационных технологий [4].

Как показывает анализ данного исследования, автором ни в структуре, ни в видах профессиональной компетентности не отражены особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы. Кроме того, в рассмотренных видах профессиональной компетентности отсутствует такой личностный компонент как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Автором упоминаются только способности, что, по мнению В. А. Крутецкого [5], В. А. Сластенина [6], А. И. Щербакова [7] и др., недостаточно для осуществления постановки и осмысления педагогической задачи, ее анализа и решения. Мы разделяем точку зрения этих авторов.

Таким образом, в основе категории «профессиональная компетентность» учителя начальной школы лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития,  своеобразия социума. Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для развития личности младшего школьника.

Таким образом, под профессиональной компетентностью учителя начальных классов мы понимаем интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень мотивации, знаний, умений и навыков,  достаточных для осуществления педагогической деятельности.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что наличие профессиональной компетентности является важным условием востребованности и конкурентоспособности учителей. Для возникновения профессиональной компетентности необходима систематическая работа по ее формированию в процессе обучения в ВУЗе.

Окончив ВУЗ, приступив к работе в школе, мы столкнулись со следующими затруднениями: «Как обычный урок сделать необычным?», «Как неинтересный материал представить интересным?», «Как с современными детьми говорить на «современном» языке?».

Приступив к работе в школе, мы столкнулись с рядом проблем. Нам бы хотелось, чтобы при подготовке будущих учителей начальных классов учитывались такие вопросы, которые решали бы следующие моменты:


  • больше практики на всех параллелях;

  • работа с документами (журнал, календарно-тематическое планирование);

  • организация и работа с родителями;

  • работа с одаренными детьми;

  • работа с детьми, требующими особого контроля и внимания;

  • организация учебно-воспитательного процесса;

  • работа на развитие эмоциональной сферы, интеграция предметов;

  • обучение происходило по одной программе, а работаем по другим программам.

Работа СГГУ систематически организовывает и проводит курсы переподготовки по новым российским программам, учит нас правильно оформлять документацию. Методисты СГГУ оказывают методическую помощь в подготовке к открытым урокам, выступлению на семинарах, круглых столах, на городских МО учителей начальных классов. Работники СГГУ оказывают помощь в проведении олимпиад, таким образом, помогают в работе с одаренными детьми. Психологи оказывают помощь в подборе диагностических методик для выявления детей, требующих особого контроля и внимания. Методисты вносят большой вклад в развитие и усовершенствование молодых специалистов:

  • школа молодого специалиста;

  • семинары для молодых специалистов;

  • консультации молодым специалистам.

Таким образом, СГГУ помогает преодолеть трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты, придя работать в образовательное учреждение.

Список использованной литературы

1.     Мучкин Д. П. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической самообразовательной компетентности учителей – Павлодар, 2010. – 120 с.

2.     Мальцева Е. В., Развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в системе непрерывного педагогического образования –  Йошкар-Ола,  2006. – 261 с.

3.     Дмитриева Н. Л. Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов (На материале образовательной области «Математика»): Дисс... канд.пед.наук / Н.Л.Дмитриева. — Великий Новгород, 2004. – 177с.

4.     Колпакова Н. В. Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов средствами развивающих технологий: Дисс... канд.пед.наук / Н.В.Колпакова. – Бийск, 2006.-217с.

5.     Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 150 с.

6.     Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А.Сластенин. – М.: Просвещение, 1976. - 160с.

7.     Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования /А.И.Щербаков. – М.: Просвещение, 1976. – 191с.



8.     Шустова М. В. Формирование профессиональной компетентности учителя начальной школы –  Ишим, 2010. – 252 с.

9.    Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница