Формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка



Скачать 376.77 Kb.
Дата15.02.2016
Размер376.77 Kb.
ТипАвтореферат


Н

а правах рукописи

Муравьева Каринэ Артемовна


формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань – 2011

Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Трещёв Александр Михайлович


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Хачикян Елена Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент

Митячкин Дмитрий Витальевич







Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Защита состоится 16 апреля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http://www.aspu.ru. « » 2011 г.


Автореферат разослан « » 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета И.О. Попова

Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к специалистам юридического профиля. Интеграция Российской Федерации в единое правовое пространство Европейского союза, осознание необходимости взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с различными странами мира, высокая потребность в межкультурной коммуникации, обеспечение национальной правовой безопасности России – все это инициирует появление в системе вузовского юридического образования специалистов с развитой правовой культурой. О необходимости формирования правовой культуры будущих юристов свидетельствуют работы Е.В. Аграновской, Н.И. Азарова, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, В.М. Боера, Е.Л. Болотовой, С.В. Бородиной, И.Л. Граната, Н.М. Кейзерова, С.А. Комарова, В.В. Копейчикова, В.В. Лазаревой, А.Л. Дикас, Г.В. Назаренко, Н.Д. Неважжай, В.С. Нерсесянс, А.Ф. Никитина, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, В.А. Толстика, С.Е. Хоймана, А.Ф. Черданцева и др.

Вместе с тем, важнейшим качеством любого специалиста является его способность к эффективному, психологически полноценному иноязычному профессиональному общению. Федеральным образова- тельным стандартом ВПО по направлению «Юриспруденция» введена дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере», предусма- тривающая развитие у студентов языковой компетенции, под которой понимается умение пользоваться лингвистической системой в целях профессионального общения и в соответствии с ситуацией.

Таким образом, радикальные трансформационные процессы в сфере международных отношений, расширение международного сотрудничества в рамках европейской экономической и политической глобализации, изменение требований, предъявляемых к выпускникам российских вузов с позиций повышения качества владения иностранным языком, устанавливают новые приоритеты в организации профессионально направленной подготовки юриста в условиях высшей школы средствами иностранного языка.

Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для разработки вопросов формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, к числу которых мы относим:



  • исследования К.А. Альбухановой-Славской, В.С. Давидовича, Л.А. Зеленова, М.О. Каган, А.Я. Кайдалова и др., в которых рассматриваются различные аспекты ценностного подхода к пониманию культуры, диалектической связи культуры и деятельности, что позволяет рассматривать правовую культуру как духовно-нравственный феномен, основу не только профессиональной, но и общей культуры личности;

  • теоретико-методологические основы категории «правовая культура» определены в работах С.С. Алексеева, М.М. Аминева, А.Н. Аринина, М.И. Бородина, Л.Б. Гапоненко, А.М. Гоголева, И.В. Дергачева, Ю.Г. Ершова, И.А. Ильина, Д. Колы, И.А. Крыгиной, В.Г. Кузнецова, И.П. Медведева, М.Ю. Невзорова, В.С. Несесянца, С.Ф. Палинчуке, Е.А. Певцовой, Ю.Е. Пермякова, Е.А. Рябова, Г.П. Серова, Н.Е. Смеловой, А.Р. Смирновой, М.Б. Смоленского, А.И. Соловьева, В.М. Серых, А.А. Френкина, К.В. Хвостовой, В.В. Юдина. Данные исследования позволяют уточнить сущность и содержание категории «правовая культура будущих юристов»;

  • работы И.Л. Бим, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова, В.И. Скалкина и др., в которых раскрывается педагогический потенциал лингвистического образования студентов и его влияние на развитие профессионально-значимых качеств специалистов, что создает предпосылки для разработки модели формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка;

  • исследования О.Н. Богатиковой, М.Л. Гайнер, Э.З. Генешир, Л.М. Голубковой, М.В. Кусковой, Е.А. Крыгиной, Т.Н. Ловничей, И.Г Митюновой, Т.М. Почтарь, И.Ф. Рябко, В.Е. Семеновой, С.А. Тукгутовой, А.А. Черемисиной, А.А. Шайдурова, в которых рассматриваются различные аспекты формирования и развития правосознания, правовой культуры будущих специалистов в системе профессионального образования.

Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки. К ним относятся: целевой национальный проект «Образование»; Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению «Юриспруденция» и Европейская система квалификации (ЕСК) позволяют выработать стратегию формирования правовой культуры будущих юристов в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к специалистам юридического профиля; Кодекс чести юристов, принятый на съезде ассоциации юристов 1 февраля 2008 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой в качестве стратегической цели определена «гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности». Реализация этой цели предполагает повышение уровня правовой культуры всех граждан и, в первую очередь, специалистов, призванных обеспечивать конституциональность всех общественных процессов в России.

Однако анализ теоретических источников и практики работы юридических вузов и факультетов показал отсутствие целостного, основанного на современных подходах содержательно-технологического обеспечения процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий между:



  • объективной потребностью общества в специалистах юридического профиля с высоким уровнем развития правовой культуры и недостаточным вниманием теории и практики высшей школы к их удовлетворению;

  • необходимостью уточнения содержания и сущности правовой культуры будущих юристов и недостаточной теоретической обоснованностью категории «правовая культура будущих юристов» и ее структуры в современной педагогической науке;

  • практической потребностью в формировании правовой культуры будущих юристов в учебном процессе юридического вуза и отсутствием целостной модели и специальных организационно-педагогических условий ее формирования.

Выявленные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с недостаточностью теоретической и практической обоснованности содержательного и технологического обеспечения формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Объективно существующая потребность общества в юристах с развитой правовой культурой и недостаточная научная разработка содержательно-технологического обеспечения процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка определили выбор темы исследования «Формирование правовой культуры будущего юриста средствами иностранного языка».



Объект исследования: профессиональная подготовка будущих юристов в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Цель исследования: теоретически и практически обоснованное содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка будет эффективным по сравнению с существующей практикой при условии, если:

  • формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка рассматривается как одна из целей профессиональной подготовки специалистов в системе вузовского юридического образования;

  • выявлена сущность и структура правовой культуры будущих юристов, которая рассматривается как интегральное свойство личности, субстанционально и функционально связанное со всеми основными компонентами структуры личности (когнитивным, эмоционально-волевым, поведенческим), и является ядром профессиональной культуры будущего юриста;

  • раскрыты особенности процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка; осуществлено содержательное наполнение курса иностранного языка текстами гражданско-правовой направленности;

  • разработана и апробирована модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, в структуру которой входят модули: методологический, целевой, содержательно-процессуальный, диагностический, модуль контроля и модуль результата;

  • выявлены организационно-педагогические условия формирования правовой культуры будущих юристов, включающие в себя реализацию в процессе обучения научно-обоснованного комплекса современных технологий обучения иностранному языку (интерактивные и коммуникативные, ИЛПТ, технологии позиционного обучения на основе нового контекста взаимодействия преподавателя и студента).

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность и структуру правовой культуры будущих юристов.

2. Раскрыть особенности процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

3. Теоретически обосновать модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.



4. Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

  • на философском уровне: культурологический подход к образованию как части культуры (М.М. Бахтин, О.С. Газман, Э.В. Ильенков, Д.С. Лихачев, В.А. Разумный и др.); философские положения о ведущей роли деятельности в формировании правовой культуры личности; о ценностном подходе к пониманию культуры и диалектической взаимосвязи культуры и деятельности (В.С. Давидович, Л.А. Зеленов, М.О. Каган, В.А. Кайдалов и др.); концепция воспитания в духе прав человека и культуры мира (А.Я. Азаров, Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекендорф);

  • на общенаучном уровне: работы по исследованию педагогического процесса и его организации (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин и др.); системно-структурный подход к профессиональной подготовке юристов (Ю.А. Макаров, И.Д. Мариновская, А.Н. Тесленко и др.); концепции субъектогенеза, определяющие способность личности к самоактуализации в профессиональной деятельности ( В.С. Мерлин, В.А. Петровский);

  • на конкретно-научном уровне: концепции сущности и содержания профессиональной культуры личности (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, Н.В. Кузьмина, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин и др.) общие принципы и закономерности построения содержания гуманитарного образования (Л.В. Андреева, Р.Н. Боскис, А.И. Дьячков, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, О.И. Кукушкина, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Ф.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, К.И. Туджанова, Ж.И. Шиф и др.); концепции языковой подготовки специалистов (Н.И. Алмазова, В.А. Артемов, Х.Д. Браун, М.В. Вербицкая, Л.К. Латышев, В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, В.И. Поворотов, Н.С. Сахарова, А.Л. Семенов, И.И. Халеева). В работах И.Л. Бим, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова, В.И. Скалкина и др. рассматривается педагогический потенциал лингвистического образования студентов. Основой для исследования категории «правовая культура» стали работы С.С. Алексеева, М.М. Аминева, А.Н. Аринина, М.И. Бородина, Л.Б. Гапоненко, A.M. Гоголева, И.В. Дергачёва, Ю.Г. Ершова, И.А. Ильина, P.P. Исмагилова, А.С. Кармина, А.И. Ковлера, Д. Колы, И.А. Крыгиной, В.Г. Кузнецова, И.П. Медведева, М.Ю. Невзорова, B.C. Нерсесянца, С.Ф. Палинчак, Е.А. Певцовой, Ю.Е. Пермякова, Е.А. Рябова, Г.П. Серова, Н.Е. Смеловой, А.Р. Смирнова, М.Б. Смоленского, А.И. Соловьева, В.М. Сырых, А.А. Френкина, К.В. Хвостовой, В.В. Юдина;

  • на технологическом уровне: методология проектирования педагогических систем (В.П. Беспалько, В.В. Сериков и др.); концептуальное и теоретическое обоснование технологий обучения (Н.В. Барышникова, М.А. Кларин, Л.А. Милованова, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, П.А. Юцявичене); лигводидактические разработки обучения иностранным языкам (Н.И. Алмазова, И.С. Алексеева, М.В. Вербицкая, Л.К. Латышев, И.И. Халеева, Веракс, Harmer J, Paulston, Canale and Swain, Thomas, Barlovi-Harling и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез, моделирование); эмпирические (анализ философской, правовой, социологической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за педагогическим процессом; анкетирование, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); статистические (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка полученной информации).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились НОУ ВПО «Международный юридический институт» (Астраханский филиал), ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Исследованием было охвачено 120 студентов – будущих юристов.

Исследование проводилось в 2006–2010 г. и включало три этапа.

Первый этап (2006–2007 гг.) – теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка. Определение исходных параметров исследования: цели, объекта, предмета исследования. Формулировка рабочей гипотезы исследования.

Основными результатами данного этапа стали уточнение сущности и структуры правовой культуры будущих юристов, выявление особенностей формирования правовой культуры средствами иностранного языка.



Второй этап (2007–2008 гг.) – проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов. В этот период было теоретически и практически обосновано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка;тразработана и апробирована модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Третий этап (2008–2010 гг.) – анализ, обобщение и систематизация результатов исследования. На данном этапе была оформлена диссертация и опубликованы результаты исследования.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы, устойчивой повторяемостью ее основных результатов; репрезантативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым опытом.

Новизна научных результатов исследования заключается в постановке и решении проблемы теоретического и практического обоснования содержательно-технологического обеспечения формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, в процессе решения которой уточнены представления о формировании правовой культуры будущих юристов, конкретизированы представления о ее сущности и структуре. Правовая культура будущих юристов впервые рассматривается как интегральное свойство личности, субстанционально и функционально связанное со всеми основными компонентами структуры личности (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой) и является ядром профессиональной культуры личности, включающей в себя диалектическое единство когнитивного, аксиологического, мотивационно-поведенческого, деятельностно-регулятивного компонентов.

Дополнены научные представления об особенностях процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, которые состоят в разработке содержательного наполнения курса иностранного языка текстами гражданско-правовой направленности, профессионально-значимыми ситуациями, ролевыми играми, творческими заданиями, что значительно обогащает существующие программы по иностранному языку для юристов.

Разработана модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, в рамках которой определена, описана и научно обоснована система критериев (когнитивный, аксиологический, мотивационно-поведенческий, деятельностно-регулятивный), позволяющих определить уровень сформированности правовой культуры будущих юристов. Предложен новый подход к нормированию уровней правовой культуры, который позволяет проводить покомпонентный анализ правовой культуры будущего специалиста. Данный подход конкретизирует научные представления о способах определения, показателях и уровнях сформированности правовой культуры.

Выявленная совокупность организационно-педагогических условий, включающая в себя реализацию в процессе обучения научно-обоснованного комплекса современных технологий обучения (интерактивные и коммуникативные методики обучения, интерактивный лингвопсихологический тренинг, технология позиционного обучения) позволяют оптимизировать процесс формирования правовой культуры средствами иностранного языка и расширяют научные представления о способах оптимизации педагогических процессов.



Теоретическая значимость научных результатов исследования. Результаты исследования дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о целеполагании, прогностичности целей, о сущности и структуре правовой культуры будущих юристов, особенностях ее формирования средствами иностранного языка. Полученные в результате исследования научные данные о связи правовой культуры с основными структурными компонентами личности позволяют углубить теоретические представления о профессиональном становлении личности. Данные о способах формирования правовой культуры личности дополнены новыми научными представлениями об особенностях формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка. Разработанная модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка служит основой для дальнейшего теоретического осмысления проблемы формирования правовой культуры будущих специалистов. Выделенная группа организационно-педагогических условий обогащает теоретические представления практическим опытом оптимизации процесса формирования правовой культуры.

Практическая ценность научных результатов исследования состоит в том, что уточнены сущность и структура правовой культуры, ее теоретическое осмысление позволяет на практическом уровне решать проблему отбора методов и средств обучения, адекватных выявленной, описанной, теоретически обоснованной и экспериментально проверенной модели формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Разработанная и экспериментально апробированная модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка может применяться как обобщенная дидактическая модель формирования правовой культуры студентов других гуманитарных специальностей, что открывает возможности для широкого использования межпредметных связей дисциплин гуманитарного цикла. Применение предложенной в диссертационном исследовании модели в практической деятельности вуза позволит повысить уровень правовой культуры будущих юристов и тем самым будет способствовать формированию гражданского правового общества в России.



Положения, выносимые на защиту:

  1. Правовая культура будущего юриста является интегральным свойством личности и представляет основу его профессиональной культуры, включающую в себя диалектическое единство когнитивного, аксиологического, мотивационно-поведенческого, деятельностно-регулятивного компонентов. Ядро правовой культуры личности составляют правосознание и ценностно-мотивационные установки на правовое поведение, которые являются системообразующими элементами правовой культуры и придают ей целостность и внутреннюю согласованность. Особенностью процесса формирования правовой культуры будущего юриста, в отличие от специалистов другого профиля, является то, что она выступает элементом как общей, так и профессиональной культуры личности, без определенного уровня развития которой невозможно профессиональное становление будущего юриста.

  2. Процесс формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка опосредован уровнем языковой подготовки студента, сформированностью его правосознания, ценностно-мотивационных установок на правовое поведение и исходным уровнем правовой культуры, которые и определяют особенности процесса формирования правовой культуры средствами иностранного языка. Система критериев, позволяющих определить уровень сформированности правовой культуры на каждом этапе ее развития, включает: когнитивный компонент (владение правовой терминологией на иностранном языке, умение применять правовые знания в различных моделируемых ситуациях), аксиологический (умение давать правовую оценку на иностранном языке явлениям и событиям, умение дифференцировать общечеловеческие и правовые ценности, умение выстраивать систему правовых приоритетов при анализе текстов гражданско-правовой направленности), мотивационно-поведенческий (мотивация на правовое поведение, умение оценивать собственное поведение и поведение других субъектов с позиции права на иностранном языке в моделируемых ситуациях), деятельностно-регулятивный (правовая активность будущих юристов, правовая саморегуляция). Данная система критериев соотносится со структурой правовой культуры будущих юристов и позволяет выявлять как общий уровень ее сформированности, так и проводить покомпонентный анализ, что позволяет определить уровень сформированности правовой культуры на каждом этапе: профессионально-ориентированном, профессионально-тренировочном, профессионально-результативном.

3. Модель формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка выступает как педагогическая основа процесса профессиональной подготовки будущих юристов, обеспечивающая соответствующий уровень сформированности правовой культуры. Модель представляет собой целостную систему, включающую следующие модули: методологический (1) – концептуальное обоснование модели; целевой (2) – обоснование цели, задач, функций процесса формирования правовой культуры будущих юристов; содержательно-процессуальный (3) – построение учебного курса иностранного языка на основе последовательных проблемных профессионально-ориентированных модулей; Диагностический модуль (4) определяет уровень сформированности правовой культуры (базовый, профессионально-функциональный, профессионально-ориентированный). Модуль контроля (5) включает мониторинг сформированности правовой культуры будущих юристов, сравнение достигнутых результатов и корректировку дальнейшего процесса. Модель выводит процесс формирования правовой культуры на конечный результат – модуль результата (6) – будущих юристов со сформированной правовой культурой, способных к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с современными стандартами и уровнем, удовлетворяющем заинтересованные стороны. каждый модуль – это определенная проблемная ситуация юридической практики, направленная на формирование правовой культуры будущих юристов. Модули изучаются последовательно с учетом уровня владения студентом иностранным языком и усвоенной профессионально-ориентированной информации.

3. Формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка возможно при совокупности выявленных организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное функционирование предложенной в исследовании модели. Организационно-педагогическими условиями, способствующими успешному формированию правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка, являются следующие: концептуальная группа (система мотивации, создание условий для саморегуляции и творческой самореализации); содержательная группа (обогащение курса иностранного языка правовым содержанием, ориентация на профессиональные потребности и интересы будущих юристов, междисциплинарная интеграция, рефлексивно-оценочные способы анализа достижений); организационно-технологическая группа (современные технологии обучения, интерактивное взаимодействие). Практическая реализация данных условий приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, формированию правовой культуры будущего юриста средствами иностранного языка.



Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия в научно-практических конференциях, публикации материалов в различных научных, научно-методических изданиях. Основные положения исследования опубликованы в 7 работах автора, в том числе в научных статьях, одна из которых опубликована в издании, включенном в список ВАК РФ. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Астраханского государственного университета.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе профессиональной деятельности автора в Негосударственном образовательном учреждении «Международный юридический институт» (Астраханский филиал) и ГОУ ВПО Астраханский государственный университет (юридический факультет).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Исследование иллюстрировано таблицами, рисунками, диаграммами, схемами.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проблемы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, теоретико-методологическая основа и методы исследования, научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность научных результатов исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка» рассматривается сущность и структура категории «правовая культура». Уточняется понятие «правовая культура будущих юристов», которое исследуется нами в понятийном поле общей и профессиональной культуры личности. Выявляются и описываются критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры.

Правовая культура рассматривается в диалектической взаимосвязи ее основных компонентов – когнитивного, аксиологического, мотивационно-поведенческого, деятельностно-регулятивного. В диссертационном исследовании проведен подробный теоретико-методологический анализ категории «правовая культура», проанализированы шесть основных подходов к определению данной категории. Методология исследования определяется комплексным использованием аксиологического, структурного и функционального подходов к осмыслению сущности и структуры правовой культуры. Аксиологический подход предполагает интерпретацию правовой культуры как системы норм и ценностей. При таком подходе анализируемый феномен трактуется как развивающаяся система правовых ценностей личности. Структурно-функциональный подход (как один из разновидностей системного анализа), состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов (Б.Ф. Ломов). Согласно идеям о диалектическом понимании взаимосвязи функций и структуры объекта, любой целостной системе свойственны специфические функции, которые обусловлены природой ее компонентов, их взаимосвязями. Таким образом, к важнейшим показателям любой целостной системы, помимо структуры, относятся и функции объекта.

Использование структурного подхода позволило определить сущность понятия «правовая культура будущих юристов» и выделить ее компоненты Структурный подход позволяет рассматривать правовую культуру как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, о правовых теориях и идеях, которые передаются студенту в форме знаний; во втором – подразумевается процесс оформления этого опыта на практике, в реальной деятельности, как составная часть профессиональной культуры будущих юристов.

На основе вышесказанного были сформулированы основные подходы к моделированию процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка. Модель представляет собой, во-первых, процесс становления профессионально-значимых качеств будущих юристов (правовая культура). Во-вторых, репрезентацию в учебном процессе их будущей профессиональной деятельности через включение в учебный процесс на занятиях по иностранному языку текстов правовой направленности, игровых профессионально-ориентированных ситуаций, применением технологии позиционного обучения, интерактивного лингвопсихологического тренинга. Таким образом, модель задает цели, средства и перспективы развития правовой культуры личности средствами иностранного языка, ее прогрессивного изменения. Модель имеет концептуальное обоснование, на котором строится учебный процесс.

В ней выделяются следующие модули: методологический, целевой, содержательно-процессуальный, диагностический, модуль контроля и модуль результата.

Методологический модуль включает концептуальное обоснование процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Целевой модуль содержит обоснование прогнозируемого результата – юриста со сформированной правовой культурой, способного к иноязычному общению.

Содержательно-процессуальный модуль состоит из функциональной, проблемно-содержательной, деятельностно-технологической, критериаль- но-оценочной составляющих.

Функциональная составляющая включает познавательно-гносеологическую, гностическую, лингвистическую, профессионально-коммуникативную, профессионально-воспитывающую профессионально-развивающую, мотивационно-стимулирующую, прогностическую функции, которые направлены на формирование компонентов правовой культуры будущих юристов.

Познавательно-гносеологическая функция направлена на формирование правового сознания, которое является ядром правовой культуры личности будущих юристов; гностическая функция формирует определенный объем правовых знаний средствами иностранного языка; лингвистическая – способность к иноязычному общению в процессе будущей профессиональной деятельности; профессионально-коммуникативная – способность к взаимодействию с другими субъектами права; профессионально-воспитывающая функция направлена на формирование правового поведения; профессионально-развивающая формирует способность к рефлексии и саморазвитию; мотивационно-стимулирующая обеспечивает механизмы мотивации будущих юристов к изучению иностранного языка и восприятию его, как необходимого условия профессионального становления; прогностическая соотносит результаты процесса формирования правовой культуры с конечным результатом – будущим юристом со сформированной правовой культурой.

Проблемно-содержательная составляющая включает в себя обогащение программы по иностранному языку текстами и творческими заданиями юридической направленности и профессионально-ориентированными ситуациями, выполнение которых способствует формированию правовой культуры будущих юристов. Построение учебного курса иностранного языка осуществляется на основе последовательных учебно-методических модулей; каждый модуль – это определенная проблемная ситуация юридической практики, направленная на формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Деятельностно-технологическая составляющая основывается на отобранных в процессе экспериментальной работы, наиболее эффективных методиках и технологиях обучения иностранному языку: технологии позиционного обучения (Н.В. Веракса), интегративном лингво-психологическом тренинге (ИЛПТ), интерактивных и коммуникативных методиках обучения, технологии ролевой игры.

Критериально-оценочная составляющая включает разработку критериев, позволяющих определить уровень правовой культуры будущих юристов. Выделены следующие критерии: когнитивный, аксиологический, мотивационно-поведенческий, деятельностно-регулятивный. Каждый критерий имеет четкую систему показателей и методику их диагностики у будущих юристов. Для удобства экспериментальной работы создан сводный классификатор критериев и показателей, позволяющий определить уровень сформированности правовой культуры будущих юристов.

Содержательно-процессуальный модуль описывает этапы формирования правовой культуры: профессионально-ориентированный этап соответствует базовому уровню правовой культуры, профессионально-тренировочный – профессионально-функциональному уровню, профессионально-результативный – профессионально-эффективному уровню развития правовой культуры.

Диагностический модуль представлен диагностикой уровней сформированности правовой культуры будущих юристов. Этапы характеризуют деятельностную составляющую, уровни – содержательную, включающую в себя готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Модуль контроля включает мониторинг состояния сформированности правовой культуры средствами иностранного языка, сравнительный анализ и корректировку процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Модуль результата включает совокупность диагностик, позволяющих определить эффективность всего процесса формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка. Конечный результат – это будущий юрист со сформированной правовой культурой, который готов к осуществлению профессиональной деятельности. Разработанная нами модель представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Модель формирования правовой культуры

будущих юристов средствами иностранного языка



Для определения уровня сформированности правовой культуры был разработан сводный классификатор критериев и показателей, который выступает инструментом, позволяющим диагностировать как общий уровень правовой культуры, так и определять уровень сформированности отдельных ее компонентов. В работе описаны критерии, по которым оценивался уровень правовой культуры:



  • когнитивный критерий (правовые знания, правовая компетентность);

  • аксиологический критерий (правовые ценности, уровень правового сознания):

  • мотивационно-поведенческий (правовая воспитанность);

  • деятельностно-регулятивный (правовая активность, правовое поведение).

Для каждого критерия была разработана система показателей и подобраны методики, позволяющие определять уровень сформированности правовой культуры. Основанием для выделения именно данных критериев послужила определенная в ходе диссертационного исследования структура правовой культуры будущего юриста.

Когнитивный критерий показывает уровень владения будущим юристом правовой терминологией на иностранном языке, умение применять правовые знания в различных моделируемых ситуациях.

Аксиологический критерий определяет умение давать правовую оценку явлениям и событиям на иностранном языке, дифференцировать общечеловеческие и правовые ценности, выстраивать сисему правовых приоритетов.

Мотивационно-поведенческий критерий стимулирует мотивацию на правовое поведение, умение оценивать собственное поведение и поведение других субъектов с позиций права.

Деятельностно-регулятивный критерий включает показатели правовой активности будущих юристов, умение давать самооценку своему поведению с позиций права, развитие навыков правовой саморегуляции.

Совокупность данных критериев и показателей позволяет определить уровень сформированности правовой культуры будущего юриста на всех этапах ее формирования и отражена в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица критериев, показателей

и уровней сформированности правовой культуры

будущих юристов средствами иностранного языка



Компоненты правовой культуры

Критерии

Показатели

Методы оценки

Уровни

Когнитивный

Когнитивный критерий

Владение правовой терминологией на иностранном языке;

Применение правовых знаний в различных ситуациях;

Правовая компетентность


Система тестов

Высокий, средний, низкий.

Адекватный

Неадекватный уровень применения


Аксиологический

Аксиологический критерий

Умение давать правовую оценку событиям и явлениям

Умение дифференцировать общечеловеческие и правовые ценности

Умение выстраивать систему правовых приоритетов


Тест Рокича

Опросник Р.Б. Кеттелла



Адекватный

Неадекватный уровень

Высокий, низкий, средний


Мотивационно-поведенческий

Мотивационно-поведенческий критерий

Правовая мотивация

Правовое поведение



Система тестов

Высокий,

средний, низкий



Деятельностно-регулятивный

Деятельностно-регулятивный критерий

Правовая активность,

Правовая саморегуляция




Система тестов

Высокий, средний, низкий


Во второй главе «опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка» анализируются современные технологии обучения иностранному языку в вузе, отбирается и опытно-экспериментальным путем апробируется комплекс методов и средств обучения, способных с максимальной эффективностью решать поставленные в исследовании задачи, выявляются организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования правовой культуры, описываются методики, которые использовались в экспериментальной части исследования, приводятся и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа позволила выделить следующую последовательность этапов формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка:

1 этап – профессионально-ориентированный. Он включает в себя выявление уровня сформированности правовой культуры (правовых знаний, правовых ценностей, правового сознания и правового поведения) будущих юристов на начало обучения в вузе и выявление уровня его языковой подготовки. На этом этапе происходило формирование групп в соответствии с результатами диагностики. В процесс обучения иностранному языку включались профессионально-ориентированные тексты. Доминирующие методы обучения на данном этапе – интерактивные и коммуникативные методики, способствующие формированию правовой культуры будущих юристов.

На первом этапе применялись следующие диагностики:

Минессотский многопрофильный личностный опросник MMPI в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчак) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф.Б. Березина), а также 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.

Опросник Р.Б. Кеттелла в сочетании с вышеуказанными диагностиками позволил выявить основные ценностные ориентиры будущих юристов и определить место правовой культуры и иностранного языка в общей системе ценностей.

Для выявления достоверности различий по значениям факторов между всеми курсами в опытных и экспериментальных группах нами был использован непараметрический критерий достоверности различий – S-критерий тенденций Джонкира.

Для проведения поранговой корреляции, позволяющей достоверно судить об уровне сформированности правовой культуры будущих юристов, был применен разработанный нами классификатор и методика оценки по среднестатистическим значениям, описанная в 1 главе диссертационного исследования.

2 этап – профессионально-тренировочный. На данном этапе будущие юристы включались в разноуровневые группы. В группах организовывалась работа на основе современных технологий обучения, что позволяло актуализировать различные компоненты правовой культуры. Доминирующими методами обучения на данном этапе стала технология позиционного обучения Н.К. Веракса, ИЛПТ (интегративный лингво-психологический тренинг), которые были направлены на формирование правовой активности, правовых ценностей, правосознания.

Эффективность технологий и методик формирования правовой культуры оценивалась по разработанным тестам, которые включали в себя несколько блоков:



  • качество усвоения нормативно-правовой лексики;

  • наличие условий свободного самовыражения личности в контексте правовой культуры;

  • степень активности студентов;

  • уровень коммуникативной языковой активности.

3 этап – профессионально-результативный. На данном этапе будущие юристы включались в систему ролевых игр, проектирующих различные ситуации, требующие актуализации всех компонентов правовой культуры. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялся отбор и проверка наиболее эффективных технологий и методик обучения, которые позволили достигать поставленной цели в минимальные сроки при педагогически обоснованных затратах усилий как преподавателей, так и студентов. Результат – уровень сформированности правовой культуры будущего юриста позволяет осуществлять профессиональную деятельность в моделируемых игровых ситуациях на эффективном уровне.

В начале опытно-экспериментальной работы проводилось изучение уровня сформированности правовой культуры будущего юриста. Комплексное (применялся комплекс методик) исследование охватывало 120 студентов – будущих юристов.

Предметом диагностики были знания в области права, взгляды, идеи, принципы, понятия, ценностные ориентации. Об уровне развития правовой культуры будущих юристов 1 курсов мы судили по выраженности у них правовых знаний (когнитивный компонент и критерий), сформированности правовых позиций (аксиологический компонент и критерий), правовых эмоций (мотивационно-поведенческий компонент и критерий), правовых установок, правового поведения (деятельностно-регулятивный компонент и критерий). Результаты тестирования представлены в таблице 2. По результатам тестирования были сформированы 2 группы: экспериментальная и контрольная.

Таблица 2. Результаты тестирования уровня

сформированности правовой культуры

будущих юристов на начало эксперимента







Уровень сформированности правовой культуры

Базовый

Профессионально-функциональный

Профессионально-эффективный

Человек: 120

104

15

1

Процент к общему числу студентов

86,6 %

12,5 %

0,83 %

На конец опытно-экспериментальной работы распределение по уровням сформированности правовой культуры будущих юристов выглядело следующим образом (см. таблицу 3).

Таблица 3. Результаты уровня сформированности правовой

культуры будущих юристов на конец эксперимента







Уровень сформированности правовой культуры

Базовый

Профессионально-функциональный

Профессионально-эффективный

Контрольная группа

человек

23

35

2

%

38%

58%

3%

Экспериментальная группа

человек

5

43

12

%

%

72%

20%

Диаграмма 1. Динамика уровня сформированности

правовой культуры в ходе опытно-экспериментальной работы

у будущих юристов




В заключении диссертационной работы обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу, а также намечены перспективы дальнейшего исследования.

В целом экспериментальные исследования полностью подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы.

1. В ходе исследования выявлена сущность понятия «правовая культура будущих юристов» и показано, что правовые знания (когнитивный компонент) актуализируются через обогащение курса иностранного языка текстами юридической направленности. Правовые ценности (аксиологический компонент) реализуются через включение будущих юристов в процесс решения проблемных профессионально-ориентированных ситуаций посредством применения специальных технологий (технологии позиционного обучения Веракса). Правосознание (мотивационно-поведенческий компонент) через формирование установок на правовое поведение посредством применения интерактивных методик обучения и ИЛПТ. Правовая активность (деятельностно-регулятивный компонент) через включение будущих юристов в профессионально-ролевые игры и проектирование профессионально актуальных ситуаций.

2. Процесс формирования правовой культуры средствами иностранного языка проходит успешно, если выявлены особенности процесса формирования правовой культуры, определены критерии и уровни сформированности правовой культуры будущих юристов. Показано, что критерии должны соотноситься с компонентами правовой культуры и иметь показатели, которые позволяют определять уровень сформированности правовой культуры. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что поскольку правовая культура является сложным интегративным понятием, то сформированность ее компонентов может находиться на различных уровнях. Решить проблему нормирования уровней сформированности правовой культуры позволяет разработанный в ходе исследования сводный классификатор критериев и показателей развития правовой культуры, который представляет собой методический инструмент оценки уровня сформированности правовой культуры будущих юристов.

3. Процесс формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка обеспечивается созданием соответствующей модели, которая представляет собой, во-первых, процесс становления профессионально значимых личностных качеств будущих юристов (правовая культура), во-вторых, репрезентацию непосредственно в учебном процессе его будущей профессиональной деятельности, и в-третьих, модельное представление организационно-педагогических условий, такое развитие обеспечивающих. таким образом, модель задает перспективы, средства и цели развития правовой культуры средствами иностранного языка.

4. Процесс формирования правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка протекает успешно при организационно-педагогических условиях, совокупность которых была выявлена и обоснована в ходе опытно-экспериментальной работы. Это – концептуальная группа (система мотивации, создание условий для саморегуляции и творческой самореализации); содержательная группа (обогащение курса ИЯ правовым содержанием, ориентация на профессиональные потребности и интересы будущих юристов, междисциплинарная интеграция, рефлексивно-оценочные способы анализа достижений); организационно-технологическая (современные технологии обучения, интерактивное взаимодействие). Практическая реализация данных условий приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, формированию правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу исследования, позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.

В дальнейших исследованиях предполагается углубленное изучение механизмов и факторов развития правовой культуры средствами иностранного языка.


Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах и изданиях, входящих в реестр ВАК РФ

  1. Технология формирования правовой культуры студентов юридического вуза средствами иностранного языка. [Текст] / Муравьева К. А. // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – № 7. – 2010. – С. 97–106. – 0,7 п.л.

общества и образования». – Ставрополь, 2009. – С. 116–119. – 0,2 п.л.

Публикации в других изданиях:

  1. Педагогические условия формирования правовой культуры у студентов юридических факультетов [Текст] / Муравьева К. А. // Власть, общество, личность. III Всероссийская научно-практическая конференция: сб. статей. – Пенза, 2008. – С. 97–98. – 0,2 п.л.

  2. Особенности формирования правовой культуры будущего юриста средствами иностранного языка [Текст] / Муравьева К. А. // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Ценности современного российского общества и образования». – Ставрополь, 2009. – С. 116–119. – 0,2 п.л.


  1. Модель формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка [Текст] / Муравьева К. А. // Материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием. – Красноярск, март 2010. – С. 44–46. – 0,2 п.л.

  2. Педагогические условия формирования правовой культуры студента юридического Вуза средствами английского языка [Текст] / Муравьева К. А. // Сб. материалов XI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». – Новосибирск, март 2010. – ч. II – C. 54–58. – 0,25 п.л.

  3. К вопросу о формировании правовой культуры студента в процессе обучения [Текст] / Муравьева К. А. // Материалы научной студенческой конференции, посвященной Дню науки / Изд-во МЮИ, 2010. – С. 63–66. – 0,2 п.л.

  4. Критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка [Текст] / Муравьева К. А. // Сб. материалов научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Новосибирск, март 2010. – ч. II. – Изд-во ЭНСКЕ. – С. 102–108. – 0,4 п.л.




Заказ № 2331. Тираж 100 экз.

Уч.-изд. л. 1,6. Усл. печ. л. 1,5.

Оттиражировано в издательском доме «Астраханский университет»

414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20

Тел. (8512) 48-53-47 (отдел маркетинга), 48-53-45 (магазин);

тел. 48-53-44, тел./факс (8512) 48-53-46

E-mail: asupress@yandex.ru
















Каталог: images -> File -> autorefs -> 2011
autorefs -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
autorefs -> Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX начале XX вв.: По материалам нижнего поволжья
2011 -> Проза г. Чулкова: проблематика и поэтика
autorefs -> Фатические Средства в речи пользователей компьютерной сетью (на материале жанра чата) 10. 02. 01 русский язык
autorefs -> Англо-французские заимствования в русской медицинской терминологии
autorefs -> Государственная политика в отношении женщин в СССР в 1943 начале 1950-х гг. (по материалам Сталинградской области) 07. 00. 02 отечественная история
autorefs -> Исторический опыт сохранения культурного наследия в РФ 1920 2009 гг.
autorefs -> Телевидение как канал политической коммуникации: региональный аспект 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
autorefs -> Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница