Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже



страница1/2
Дата26.12.2020
Размер44 Kb.
  1   2

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже.

Е.В. Леваева, преподаватель

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»,

г.о. Тольятти.


В статье рассматриваются игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью реализации компетентностного подхода в обучении.
Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров в учебном заведении.

Именно поэтому одним из важнейших направлений образования является совершенствование форм и методов сотрудничества учреждений здравоохранения и медицинских образовательных учреждений.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.

На данном этапе я работаю согласно новым стандартам в компетентностном формате, который предполагает модульное обучение и компетентностную модель образования. Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения, навыки, но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю сформированные навыки, которые студент готов демонстрировать в каком-либо процессе.

Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся профессиональной среде.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения, а выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарело. «Школа памяти» уступает место «Школе мышления». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника профессиональных компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

Решение этой проблемы требует внедрения в образовательный процесс современных педагогических инновационных технологий.

Одним из таких современных подходов к обучению в сфере медицинского образования является имитационное обучение, способствующее формированию всесторонней, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, обладающей профессиональным творческим мышлением и способной применить полученные знания на практике.

Имитационное обучение - обучение, при котором обучаемый осознанно, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. К имитационным методам обучения относятся как неигровые неигровые методы, так и игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг и стажировка с выполнением должностной роли).

Такое обучение существенно меняет роль преподавателя (вместо роли информатора – роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Мною было неоднократно замечено, что увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, бодрым рабочим настроением. Процесс обучения становится интересным и занимательным, обучающиеся легче преодолевают трудности в усвоении учебного материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций взятых из профессиональной деятельности, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. На практических занятиях ПМ «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными » активно применяю имитационные тренинги и ролевые игры.

Кабинет для практических занятий, в котором мы проводим занятия, разделен на функциональные зоны. В каждой из них смоделированы рабочие места по аналогии ЛПУ. Зоны оснащены медицинским оборудованием, фантомами, медицинским инструментарием. Все это необходимо для отработки медицинских манипуляций.

Работа в зонах обеспечивает включение в деятельностный процесс, оберегает от гиподинамии и физической и умственной пассивности.

Имитационное обучение объединяет формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения.

Я считаю, что главное в методе имитационного обучения - практическое овладение профессиональной деятельностью.

В рамках имитационной игры на этапе тренинга студенты имитируют профессиональную деятельность.

Например, имитируя работу процедурной медсестры, сначала готовят рабочее место; сверяют листы назначения с фамилией пациента; «устанавливают» доверительные отношения с пациентом, объясняет цель процедуры, получают его согласие, проводят опрос пациента, выявляют наличие или отсутствие аллергических реакций; затем приступают непосредственно к выполнению алгоритма манипуляции. Проявляя при этом двигательную активность, внимательность, соревнуясь друг с другом – кто сделает быстрее, четче и правильнее.

В рассмотренном примере используется два метода имитационного обучения. Это стажировка с выполнением должностной ролиформа и метод активного обучения контекстного типа, при котором "моделью" выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).

Главное условие стажировки — выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница