Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса при обучении русскому языку средствами фольклора 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания



Скачать 298.74 Kb.
Дата22.02.2016
Размер298.74 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи


НАСОНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА



ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Орел – 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики

обучения русскому языку и литературе

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор



Пузанкова Елена Николаевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ларионова Людмила Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент



Шадрина Людмила Ивановна
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский государственный

областной университет»

Защита состоится «26» декабря 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Автореферат разослан « » ноября 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Гришанова В. Н.



Актуальность. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, М.А. Рыбникова, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, В.И. Чернышев, В.П. Шереметевский и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Е.В. Архиповой, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Н.А. Пленкина, О.В. Сосновской, Л.П. Федоренко.

Проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период, дополняя общие цели и задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь — одно из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним необходимым условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность этапов обучения между дошкольным звеном, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме развития речи основывается на необходимости создания единой лингвометодической базы для всех этапов обучения и воспитания детей.

При формировании связной речи отчетливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Связная речь — это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Устная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря, формирования грамматического строя, воспитания звуковой культуры.

Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: филологии, педагогики, психологии, методики.

Проблема соотношения языка и речи является составной частью лингвистических концепций И.А. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольта, Фердинанда де Соссюра.

Значимыми для предпринятого исследования стали труды Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Р.С. Немова, которые рассматривают процесс развития речи в психолого-педагогическом аспекте, а также модели порождения речи, разработанные Л.С. Выготским, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Дж. Миллером.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию связной устной речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, а именно с уроков обучения грамоте, в дальнейшем - на уроках русского языка и литературного чтения и специальных занятиях по развитию речи учащихся.

Все более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи новых методов и приемов, основу которых составляет речетворчество учащихся.

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников образно-эмоциональной речи является включение в систему работы по развитию речи моделей уроков, на которых создание собственного текста, высказывания будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра, как фольклор.

Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального и коллективного творчества. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который можно использовать при работе над развитием речи младших школьников. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, развивает образно-эмоциональное мышление, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии.

Анализ работ по развитию речи показал значимость проблемы формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения средствами фольклора и недостаточность ее разработанности. Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется ее актуальностью.

Объект исследования – процесс формирования образно-эмоциональной стороны речи учащихся первых классов.

Предмет исследования – методика работы по развитию образно-эмоциональной стороны речи младших школьников на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, а также на специальных занятиях по развитию речи на материале фольклора.

Гипотеза исследования: эффективность целенаправленной, систематической и последовательной работы по формированию образно-эмоциональной стороны речи у учащихся первых классов можно обеспечить, если:

- строить работу на произведениях устного народного творчества как дидактического материала;

- добиваться усвоения учащимися понятий и сведений, характеризующих слово со стороны проявления в нем образного значения;

- использовать типы заданий и упражнений на основе фольклорного материала, формирующие речевые умения, связанные о всеми видами речевой деятельности, а также с определением и оценкой первоклассниками образных выражений в художественной и собственной речи и с устранением нарушений эстетики слова в собственных высказываниях;

- стимулировать познавательную активность учащихся и их творческие способности.

Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования образно-эмоциональной стороны речи учащимися первых классов с использованием фольклора на уроках обучения грамоте, а также на специальных занятиях по развитию речи.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:



  1. Рассмотреть теоретические основы развития речи и способы формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи в современной методике, лингвистике, педагогике и психологии.

  2. Сформулировать принципы, цели современного урока развития речи, описать его структуру.

  3. Определить теоретические основы изучения фольклора (в частности, детского, народно-песенного творчества) и формирования образно-эмоциональной стороны речи на примере пословиц, поговорок, скороговорок, загадок и песен.

  4. Выявить уровень сформированности у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи посредством проведения констатирующего эксперимента и анализа его данных.

  5. Разработать методическую систему последовательности проведения уроков, описать типологию упражнений, направленных на формирование у учащихся образно-эмоциональной стороны речи.

  6. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методической системы формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи на примере фольклора.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме); сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов); экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Лингвистическую основу исследования составили теоретические исследования языка и речи (Ш. Балли, Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, В.В. Красных, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Маслова, А.А. Потебня, С.Л. Рубинштейн и др.); положения лингвистики, отражающие функционально-семантический подход к изучению образных средств языка (С.Б. Абсаматов, А.С. Бирюкова, Н.В. Дмитриева, В.В. Каменская, Л.А. Лебедева, В.В. Павлова, И.Г. Пятаева, С.Л. Таратута и др.).

Психолого-педагогическую основу составили: теория развития личности в онтогенезе, разработанная в отечественной психологии Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д.И. Фельдштейном и др., психологические основы формирования образного мышления учащихся (И.С. Якиманская), а также теория формирования познавательных интересов учащихся (Г.И. Щукина).

Методологической основой исследования стали положения о коммуникативно-деятельностном, системном и личностном подходах в обучении Е.С. Антоновой, М.Т. Баранова, Т.М. Воителевой, А.Д. Дейкиной, Н.И. Демидова, Т.К. Донской, Т.М. Зыбиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, Е.Н. Пузанковой, Г.А. Фомичевой и других; теория закономерностей усвоения родной речи Л.П. Федоренко; теорию принципов речевого развития Е.В. Архиповой, М.Р. Львова; положения лингвометодики, раскрывающие различные аспекты речевого развития учащихся в работах В.А. Добромыслова, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Е.И. Никитиной, Т.М. Пахновой, Н.А. Пленкина, Г.Н. Приступы, Е.П. Прониной, Н.С. Рождественского, М.А. Рыбниковой и других; методика изучения образных средств на уроках русского языка А.Б. Аникиной, Н.В. Гавриш, Е.Н. Гуляковой, М.Е. Кошелюк, О.И. Никифоровой, О.Б. Орловой, Л.Д. Пономаревой, Е.Н. Чулковой, О.Н. Шумкиной и других.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система по формированию образно-эмоциональной стороны речи у учащихся первого класса на материале фольклора. При этом:

1) определены лингвистические, психолого-педагогические и методические особенности развития речи младших школьников на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и специальных занятиях по развитию речи;

2) методически обосновано введение в содержание обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе и обучению грамоте в первом классе системы специальных уроков «Речевичок» с целью формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи;

3) разработана система упражнений и уроков, направленная на формирование образно-эмоциональной стороны речи у учащихся начальных классов на фольклорном материале.



Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. На основе лингвистического, психолого-педагогического, методического подходов выявлено значение фольклора как дидактического материала для развития связной устной речи первоклассников, условия и возможность его использования на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и занятиях по развитию речи для формирования у школьников образно-эмоциональной стороны речи.

  2. Определены эффективные методы и приемы работы с детским фольклором (народно-песенным творчеством) для решения задачи развития связной устной речи младших школьников.

  3. Рассмотрено народно-песенное творчество как эффективное средство работы над образно-эмоциональной стороной речи учащихся младших классов; раскрыта четкая и устойчивая структура народно – песенного творчества, доступная учащимся начальной школы;

  4. Определены критерии отбора материала из фольклора для работы по развитию речи и образно-эмоциональной стороны речи : 1) литературность; 2) доступность и соответствие возрасту обучаемых; 3) разнообразие (все жанры детского фольклора от поговорок до сказки и народно – песенного творчества); 4) познавательность.

  5. Доказана эффективность разработанной системы в ходе экспериментального обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Разработана научно обоснованная методика формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи на материале фольклора.

  2. Методика формирования образно-эмоциональной стороны речи на основе фольклора, в частности, народно – песенного творчества, может быть рекомендована учителям начальных классов и учителям-словесникам для использования в профессиональной деятельности на специальных занятиях по развитию речи, и на уроках обучения грамоте, русскому языку и литературному чтению.

  3. Разработана, апробирована и внедрена в практику обучения с 2004 по 2008 годы система занятий по развитию речи кружка «Речевичок» для первых классов, направленная на формирование у младших школьников образно-эмоциональной речи на основе фольклора.

На защиту выносятся следующие положения:

    1. Для формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи необходима специально разработанная методическая система, включающая в себя дидактический материал, основанный на произведениях устного народного творчества, и систему упражнений для работы с ним (упражнения, направленные на изучение композиционных требований, предъявляемых к произведениям устного народного творчества; упражнения, направленные на изучение народно-песенного творчества; упражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речи; упражнения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи).

    2. Использование системы занятий «Речевичок» как основополагающей при формировании у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи на материале фольклора отвечает задачам развивающего обучения в школе, способствует формированию языковой личности, совершенствованию произносительной, лексической, грамматической структур речи, развитию творческих способностей учащихся начальных классов.

    3. Эффективность введения предлагаемой методической системы по развитию связной устной речи, апробированной на занятиях кружка «Речевичок», в обучение младших школьников обусловлена включением фольклора в специальную систему упражнений.

    4. Применение экспериментальной методической системы, состоящей из специальных форм занятий и развивающих упражнений, направленной на формирование образно-эмоциональной стороны речи, приводит к развитию связной устной речи учащихся, умению точно, правильно, логично излагать свои мысли как устно, так и письменно, повышению уровня лексической, грамматической и орфографической подготовки, а также к улучшению коммуникативных способностей учащихся.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение девяти лет в первых классах в следующих образовательных учреждениях: Лицей № 28, МОУ «Прогимназия № 10», МОУ «Средняя школа № 23», МОУ «Начальная школа - детский сад № 81» г. Орла.

На первом этапе: в 1999–2003 годы была определена теоретическая база исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы в лингвистической, психологической и методической литературе по теме исследования; были определены цель, задачи и гипотеза исследования, методы и приемы работы; разработана система уроков, включающая специальные упражнения, подобран дидактический материал; проводился констатирующий эксперимент и пропедевтическая работа.

На втором этапе: 2003–2006 годы – проводились итоговые диагностики, внедрялась система уроков со специальными упражнениями.

На третьем этапе: 2006–2008 годы – осуществлялся контрольный эксперимент, обрабатывались и анализировались результаты исследования.



Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается: опорой на достижения современной лингвистики, психолого-педагогической и методической наук; внутренней непротиворечивостью результатов исследования и их соответствием теоретическим положениям; длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью; выбором методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также достаточным количеством испытуемых (545 учащихся) и положительными результатами обучающего эксперимента.

Апробация исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета (2006-2008 гг.), научно-методических семинарах Орловского областного института усовершенствования учителей (2000-2008 г.г.), заседаниях лаборатории инновационных технологий обучения русскому языку Орловского филиала Института содержания и методов обучения Российской академии образования, на международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона» (2007, 2008 г.г.).

Основные положения работы изложены в 8 публикациях.



Структура и основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи и методы исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психофизиологические и лингвометодические основы использования фольклора в процессе работы над образно-эмоциональной стороной речи учащихся» рассматриваются психологические, физиологические, лингвистические и методические основы проблемы исследования.

1. Ключевым понятием работы является термин «речь». Для исследования большое значение имеет его связь с понятиями, представленными в психологии. Изученный фактический материал позволил сделать вывод о тесной взаимосвязи понятий «речь», «язык» и «мышление», «эмоции» и «чувства» в процессе обучения школьников.

2. Анализ психологических особенностей развития речи учащихся первых классов, процесса формирования образно-эмоциональной стороны речи и степень значимости образных компонентов мышления и эмоциональных состояний для развития речи учащихся позволили сделать вывод, что именно возраст 6-7 лет наиболее сенситивен для развития мышления и речи.

3. Исследование различных точек зрения в лингвистических и лингвометодических теориях, педагогических и методических концепциях, конкретных методических системах преподавания, типологии упражнений дало возможность выявить наиболее успешные стратегии развития речи учащихся начальных классов.

4. Был выявлен комплекс речевых умений, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, учтенных при построении системы обучения образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса.

5. Были определены комплексы коммуникативных упражнений по развитию речи, а также упражнения для формирования образно-эмоциональной стороны речи, разъяснены принципы речевого развития, на основе которых выделены уровни методической градации упражнений.

6. Выявлена роль структурных особенностей произведений народного творчества на развитие образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса, а также охарактеризованы используемые в исследовании жанры детского фольклора.

7. Выделены типы образной конкретизации фольклорного текста.

8. Проанализирован интегративный подход применительно к системе обучения русскому языку средствами фольклора в первом классе, а также рассмотрены различные подходы к процессу обучения образно-эмоциональной стороны речи с использованием народно-песенного творчества, а также определены дидактические функции народной музыки.

Во второй главе «Состояние уровня развития связной устной речи на основе анализа фольклорных произведений» представлен сравнительный анализ предъявляемых требований к уровню развития речи воспитанников подготовительной группы детского сада и учащихся первого класса в современных школьных учебно-методических комплексах по развитию речи и развитию речи в современных школьных программах и действующих учебно-методических комплексах по русскому языку, а также результатов диагностического эксперимента, позволивших сделать выводы об уровне сформированности образно-эмоциональной стороны речи первоклассников.

Дана общая характеристика диагностических исследований образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса.

В результате анализа программ и учебно-методических комплексов по русскому языку, литературному чтению, обучению грамоте были выделены следующие критерии образно-эмоциональной стороны речи:

1) содержательность;

2) логичность;

3) точность;

4) выразительность;

5) правильность.

Показателями сформированности образно-эмоциональной стороны речи в исследовании являются:

1) умение строить связное высказывание на основе фактов, наблюдений, когда в нем передаются обдуманные мысли, владение активной лексикой, употребление в речи малых форм фольклора, а также умение определять содержание и характер музыкального материала;

2) соблюдение последовательности, четкости высказывания, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание,

3) владение особенностями того или иного стиля в соответствии с определенным жанром высказывания;

4) умение использовать в речи образно–эмоциональные выражения для точности передачи авторского текста, умение соотнести музыкальный материал с прочитанным текстом, восприимчивость к лексическим значениям, использование в речи сложных предложений или простых осложненных, а также разнообразие словаря и понимание переносного смысла пословиц;

5) владение образно–эмоциональной лексикой, которая включает в себя: выбор наиболее подходящих слов, передающих настроение высказывания, владение средствами интонационной и образной выразительности устной речи, отсутствие в речи грубых, просторечных слов и выражений;

6) соответствие речи литературной норме, хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, владение паузами, логическими ударениями.

Констатирующий эксперимент проводился на достаточном количестве испытуемых: 545 учащихся первых классов образовательных учреждений города Орла: МОУ «Лицей № 28», МОУ «Прогимназия № 10», МОУ «Средняя школа № 23», МОУ «Начальная школа - детский сад № 81».

Результаты контрольного среза, проведённого в первых классах школ города Орла, показали недостаточный уровень владения учащимися образно-эмоциональной лексикой. Выявлены трудности при пересказе текста, выражении своих мыслей, употреблении правильных конструкций предложений, использовании образных средств речи. Например, при определении содержательности и логичности речи учащихся было выявлено следующее (см. подробнее табл. 1 и 2).

Таблица № 1

Результаты констатирующего эксперимента, в процентном соотношении определяющего содержательность речи.

п/п


Параметры

Контрольный класс

Экспериментальный класс до обучения

1.

Число слов

8-10

7-10

2.

Число предложений

3

3-4

3.

Средняя длина предложений

2-3

3

4.

Умение соотнести музыкальный материал с прочитанным текстом

28

30

5.



Умение определять содержание и характер музыкального материала:

34

36

- число смысловых единиц

45

41

- связность смысловых единиц

37

42

- цельность содержания

29

29

6.

Построение высказывания на основе фактов, наблюдений, когда в нем передаются обдуманные мысли.

40

45

7.

Употребление в речи малых форм фольклора

0

0

Таблица № 2



Результаты констатирующего эксперимента, в процентном соотношении определяющего логичность речи.

п/п


Параметры

Контрольный класс

Экспериментальный класс до обучения

1.

Умение строить связное высказывание

45

43

2.

Обоснованность выводов

25

29

3.

Умение начать высказывание

68

62

4.

Умение закончить высказывание

37

41

Результаты опроса и выполнение диагностирующих методик показали, что ученики неодинаково владеют речевыми умениями. К более сформированным можно отнести: умение определять тему высказывания, умение использовать в речи выразительные средства, полученные на основе музыкального материала (характер, настроение). К умениям, требующим целенаправленной работы, можно отнести: определение основной мысли музыкального образа, умение выразить ее словами, соотнести музыкальный образ со словесным, умение оформлять высказывание в соответствии со стилистической направленностью, функционально – смысловой принадлежностью, умение употребить в речи образные высказывания, языковые средства, умение создавать высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

В целом, первоклассники владеют лексикой для передачи эмоциональной окраски музыкального произведения, однако в речи мало оценочных, образно – эмоциональных средств, которые необходимы для создания текста на основе музыкальных впечатлений. Специальной работы требует лексика, более точно обозначающая слуховые представления учащихся.

Состояние развития речи учащихся первых классов определило необходимость создания и апробирования в условиях школьного обучения методики, способствующей развитию образно-эмоциональной стороны речи.

В третьей главе «Процесс формирования образно-эмоциональной стороны речи учащихся на материале фольклора» определены задачи опытного обучения, параметры сформированности образно-эмоциональной стороны речи, обоснован отбор содержания для проведения опытного обучения, представлены виды упражнений и описаны результаты обучения по предложенной методике.

При организации обучающего эксперимента были поставлены следующие задачи:

- установить уровни развития образно-эмоциональной стороны речи учащихся первых классов;

- определить содержание изучения учащимися первых классов образно-эмоциональной стороны речи средствами фольклора;

- разработать комплекс упражнений, формирующих образно-эмоциональную сторону речи учащихся первых классов;

- проверить эффективность предложенной методики.

Данные задачи решались с помощью развивающих упражнений:


  1. упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся;

  2. упражнения, направленные на работу со словосочетаниями;

  3. упражнения на построение предложений;

  4. упражнения на нахождение логических ошибок в текстах;

  5. упражнения, включающие работу по моделированию структуры текста;

  6. творческие упражнения по изучаемой теме.

Составленная нами программа опытного обучения предполагала работу по следующим направлениям: 1) формирование у учащихся умения распознавать образные выражения в текстах; 2) семантизация образного выражения (выяснение и объяснение его значения); 3) работа над образцами употребления образного выражения; 4) формирование умения употреблять образные выражения в собственных предложениях; 5) выполнение творческих работ, направленных на формирование умения использовать образные средств языка в связной речи.

Описанный алгоритм работы над каждым из понятий в процессе изучения образных средств языка представляет собой последовательное продвижение от формирования простейших знаний и умений к более сложным и установление связи между ними.

На основе анализа результатов проведенного экспериментального обучения, сравнения количественных и качественных показателей констатирующего эксперимента и итогового опроса были получены средние результаты сравнения данных до и после проведения экспериментального обучения. Результаты обучающего эксперимента, определяющего содержательность и логичность речи учащихся первых классов представлены в таблицах 3, 4.

Таблица № 3

Результаты обучающего эксперимента, определяющие содержательность речи учащихся

в контрольном и экспериментальном классах.

п/п


Параметры

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1.

Число слов

8-11

10-18

2.

Число предложений

3-4

4-6

3.

Средняя длина предложений

2-3

3-6

4.

Умение соотнести музыкальный материал с прочитанным текстом

32

98

5.



Умение определять содержание и характер музыкального материала:

40

89

- число смысловых единиц

40

69

- связность смысловых единиц

36

81

- цельность содержания

35

78

6.

Построение высказывания на основе фактов, наблюдений, когда в нем передаются обдуманные мысли.

51

84

7.

Употребление в речи малых форм фольклора

12

89

Сопоставительный анализ полученных данных, определяющих содержательность речи первоклассников в экспериментальном и контрольном классах, показал, что за период экспериментального обучения все параметры улучшились почти в два раза в экспериментальном классе, тогда как результаты контрольного класса имели лишь небольшую динамику роста. У 89 % учащихся возросло умение определять содержание и характер музыкального материала, тогда как у учащихся контрольной группы результаты остались низкими – 40 %. Учащиеся экспериментального класса после обучения могли безошибочно соотнести музыкальный материал с прочитанным текстом в 98 %, тогда как в контрольном классе даже после неоднократного прослушивания музыкального произведения результаты оставались низкими – 32 %. Увеличение числа слов в предложении с 7 до 18 в ЭК также явилось показателем более свободного построения высказываний, связности и цельности.

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: в ЭК способность учащихся к абстрагированию и построению образов выше, чем в КК. Правильность определения содержания и характера музыкального произведения выросла за счет расширения коммуникативных навыков и умений: вступления в диалог с музыкальным произведением, высказывания своего отношения к произведению, описания эмоционального «видения» музыкального образа.

Но не только умение строить высказывания на знании фактов, наблюдениях, передавать обдуманные мысли, уметь соотнести музыкальный материал с прочитанным текстом является приоритетной задачей в обучении, но и умение строить связное, обоснованное высказывание, отличающееся логичностью речи, является одним из главных параметров развития речи в целом.

Таблица № 4

Результаты обучающего эксперимента, определяющие логичность речи учащихся в контрольном и экспериментальном классах.

п/п


Параметры

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1.

Умение строить связное высказывание

69

86

2.

Обоснованность выводов

33

75

3.

Умение начать высказывание

65

94

4.

Умение закончить высказывание

53

90

Как видим, результаты диагностики, определяющей логичность речи, имеют тенденцию к росту. Несмотря на то, что учащиеся КК не обучались по экспериментальной программе, умение строить связное высказывание возросло на 24 % по сравнению с первым замером. На наш взгляд, это связано с тем, что задачи уроков обучения грамоте, русскому языку сводятся к программным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальных классов – уметь пересказывать текст по картинке или по прочитанному произведению. Однако в ходе проведения эксперимента было выявлено, что начать высказывание учащиеся контрольного класса, а это 35 %, могли, как правило с помощью учителя, при этом испытывали трудности, долго настраивались, волновались. Таким образом, данный показатель даже снизился на 3 % по сравнению с исходным, тогда как закончить высказывание в КК смогли на 14 % учащихся больше, по сравнению с исходными результатами этого же КК. По – видимому, на уроках этому уделялось больше внимания. Сделать выводы и обосновать их смогли только 33 % учащихся. Это довольно низкий показатель, учитывая полученные данные в начале эксперимента: 25 % в целом, рост данного параметра незначителен в контрольном классе, чего нельзя сказать о результатах экспериментального класса. Большая часть учащихся 90 % могли начать и закончить высказывания, не испытывая трудностей в построении фраз. Обосновать, сделать выводы по сравнению с начальными замерами могли уже не 29 % учащихся, а 75 %. Таким образом, введение в курс русского языка, обучения грамоте малых форм фольклора, народно – песенного творчества смогло повысить логичность речи учащихся.

В результате экспериментального обучения, благодаря усвоению народно-песенного и инструментального творчества, формируется восприимчивость учащихся первого класса к экспрессивной лексике, способность к словотворчеству, употреблению образно-эмоциональных средств речи, связность высказывания, что проявилось в создании эмоционально - окрашенных высказываний.

Так, выполнение задания на материале народно-песенного творчества показало, что у учащихся экспериментального класса конечный результат по параметру «число слов» оказался выше исходного в два раза, в контрольном классе - на 14 %.

Данные эксперимента подтверждают, что все показатели развития речи учащихся после обучения по экспериментальной программе возросли. Мы видим, что при продуцировании собственного текста учащимися были соблюдены все композиционные требования, предъявляемые к произведениям устного народного творчества. В работах учащихся появились и средства выразительности речи: метафора, метонимия, эпитеты, сравнения. Увеличилось количество предложений в текстах, слов в предложении.

Таким образом, экспериментальная методика оказалась эффективной, так как она способствует заметному улучшению и совершенствованию навыков устной речи. Сравнение высказываний учащихся на начальном и завершающем этапах показало, насколько возрос навык продуцирования текста после введения в уроки развития речи, литературного чтения и русского языка системы специальных уроков с использованием малых форм фольклора и музыки.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы проведенного исследования:

1. Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся на основе фольклора должно опираться на лингвистические, психологические, дидактические и исторические предпосылки.

2. Научные основы лексической работы на уроках чтения, русского языка и развития речи были конкретизированы, дополнены, углублены и обобщены в аспекте лингвометодической интерпретации наиболее значимых для проблемы обогащения словарного запаса младших школьников образными словами и выражениями из фольклора как необходимым и достаточным условием построения научно обоснованной системы работы над образными средствами языка.

3. Определены методы, приемы и средства, обеспечивающие эффективность работы, сформулированы критерии отбора теоретического и практического дидактического материала в рамках изучаемой проблемы.

4. Разработана программа экспериментального обучения, обеспечивающая последовательность и целенаправленность внедрения методической системы в школьную практику. Создана система упражнений, направленных на формирование знаний и умений в области образных средств языка.

К перспективам исследования относим: дальнейшее совершенствование системы работы над образно-эмоциональной стороной речи и фольклорными выражениями при анализе художественного текста и установление преемственности между начальным и средним звеном основной школы, распространение этой системы работы на 2-5 классы; продолжение отбора дидактического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему с точки зрения работы над образно-эмоциональной лексикой; дальнейшее исследование типологии упражнений, способствующих формированию образно-эмоциональной стороны речи учащихся и логики их выполнения.
Основное содержание, теоретические положения и практические выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Насонова, О.А. Инновационный подход в современном музыкальном начальном образовании [Текст] / О.А. Насонова // Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона: Материалы международной научно-практической конференции. – Орел: ОГИИК, 2007. – С. 192-196.

2. Насонова, О. А. Развитие устной связной речи учащихся 1 класса средствами фольклора [Текст] / О.А. Насонова // Ученые записки Орловского государственного университета. – Серия «Гуманитарные и социальные науки». – № 1. – Орел: ОГУ, 2007. – С. 174 – 177.

3. Насонова, О. А. Формирование духовно – нравственных ценностей средствами фольклора [Текст] / О.А. Насонова // Духовно – нравственное образование и воспитание молодежи: Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Орел: ОГИИК, 2008. – С. 166-170.

4. Насонова, О. А. Интегрированный подход в обучении младших школьников русскому языку [Текст] / О.А. Насонова // Ученые записки Орловского государственного университета. Филологический факультет. Том 3. Актуальные вопросы методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе и в вузе. - Орел: ОГУ, 2007. - С. 110-113.

5. Насонова, О.А. Народно-песенное творчество на уроках обучения грамоте, русского языка как средство повышения образности речи [Текст] / О.А. Насонова // Ученые записки Орловского государственного университета. – № 1. – Орел: ОГУ, 2008. – С. 298 – 301.

6. Насонова, О.А. Конспект урока на тему: «Подробное изложение по рассказу К. Паустовского «Спасенный сад» [Электронный ресурс] / О.А.Насонова. – Электрон. текст дан. — М.:, Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2005-2006 учебный год. — Режим доступа: http:// www. festival.1september.ru/authors/104-165-790/, свободный.
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определённых Высшей аттестационной комиссией:
7. Насонова, О. А. Музыка в системе уроков языкового цикла как основа активизации изучения родной речи школьников первого класса [Текст] / О.А. Насонова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Научный журнал. - №1. – Курск. - 2008. - С. 92-101

8. Насонова, О. А. Фольклор как одно из средств формирования образно–эмоциональной речи учащихся 1 класса общеобразовательной школы на уроках обучения грамоте [Текст] / О.А. Насонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– Научный журнал. - № 3. – Челябинск, 2008. - С. 156-165

Подписано в печать 20.11.08. Бумага офсетная. Формат 60х841/16.

Гарнитура Times New Roman. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ №
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»

302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница