Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью



Скачать 411.53 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер411.53 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2

На правах рукописи



КОРНИЛОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ

С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Хабаровск – 2011
Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Залуцкая Свтелана Юрьевна,

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный

федеральный университет

имени М.К. Аммосова»
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Лапина Олимпиада Александровна,

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия образования»


кандидат педагогических наук, доцент

Кручай Елена Викторовна,

ГОУ ВПО «Дальневосточный

государственный гуманитарный

университет»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Благовещенский

государственный педагогический

университет»

Защита состоится «29» апреля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.01 при Дальневосточном государственном гуманитарном университете по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, 68.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дальневосточного государственного гуманитарного университета, а также на сайте www.khspu.ru.

Автореферат разослан «28» марта 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Елисеева Е.В.


Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. В условиях динамичных изменений российского общества сохранение гуманистических отношений, укрепление нравственных ценностей человека является жизненно необходи­мым условием дальнейшего развития и процветания страны. Особое внимание к личности, ее особенностям, чувствам, ценностям, способностям, творческим возможностям становится главной отличительной чертой современного профессионального образова­ния. Примером этого могут служить требования, предъявляемые к такой динамично развивающейся специальности, как «Связи с общественностью».

На специалистов данного профиля возлагаются сложные задачи, требующие принятия незамедлительного и эффективного решения путем создания атмосферы взаимопонимания и согласия, ориентации в процессе реализации профессиональной деятельности на нравственные ценности. Однако некорректные PR-технологии, часто используемые в российской практике, ставят под сомнение нравственные качества специалистов по связям с общественностью.

Вследствие этого педагогам высшей школы при подготовке кадров новой формации следует целенаправленно формировать профессионально значимые нравственные ценности. Но анализ тенденций в практике образовательного процесса вуза позволил выявить явно недостаточную его ориентацию на создание условий, актуализирующих процесс профессионально-нравственного становления студента. Так, при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин будущие специалисты по связям с общественностью получают профессионально необходимые знания, в то время как их нравственным качествам уделяется недостаточное внимание, важнейшие аксиологические положения не находят должного отражения в учебных пособиях для подготовки будущих специалистов по связям с общественностью, не являются основой их воспитания в процессе обучения. В современном вузе отсутствует комплексная система формирования нравственных ценностей будущих PR-профессионалов.

Проблема формирования нравственности была в центре внимания прогрессивных педагогов и просветителей и нашла свое отражение в трудах С.И. Гессена, Т.Н. Грановского, Я.А. Коменского, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что проблема ценностей рассматривалась учеными и с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики.

Ценности становились объектом изучения философов (С.Ф. Анисимов, Н.А. Бердяев, В. Виндельбанд, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И. Кант, Р.Г. Лотце, А.Н. Максимов, И.С. Нарский, М.А. Розов, В.П. Тугаринов и др.); социологов (А.С. Богомолов, Н.И. Лапин, В.Г. Осипов, В.Л. Оссовский, Т. Парсонс, А. Тойнби, В. Франкл, С.С. Фролов, В.А. Ядов и др.); психологов (Р. Бернс, Ф.В. Знанецкий, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Г.У. Олпорт, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, Э. Фромм и др.); педагогов (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др.).

Изучению сущности и содержания нравственных ценностей посвящены труды С.В. Бородавкина, В.Г. Иванова, Т.П. Казначеевой, В.А. Сластенина, Э.В. Соколова и др.

Проблема формирования нравственных ценностей рассмотрена М.Н. Аплетаевым, Л.М. Архангельским, В.И. Бакштановским, Д.А. Леонтьевым, Л.Д. Леутской, Л.И. Рувинским, И.Ф. Харламовым, В.Д. Шадриковым, Н.Е. Щурковой и др.

Исследованию влияния среды на формирование нравственных ценностей обучающихся посвящены работы Д.М. Гришина, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, В.И. Новиковой и др.

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов по связям с общественностью рассмотрены в работах Р.Н. Абрамова, С.Д. Беленкова, Д.А. Вылегжанина, Э.В. Кондратьева, А.Н. Чумикова, Е.Н. Пашенцева и др.

Вызывает интерес изучение различных аспектов процесса формирования нравственных ценностей студентов и у современных ученых А.М. Багаутдинова, В.В. Бессчестной, Н.В. Падеро и др.

Изучению региональных особенностей интериоризации национальных ценностей и духовно-нравственного воспитания обучаемых посвящены труды Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, В.Д. Михайлова, А.В. Мордовской и др.

В то же время формирование у будущих специалистов по связям с общественностью ин­тереса и понимания значимости нравственных ценностей не составляло предмета специальных педагогических исследований, несмотря на то, что о не вполне удовлетворительном состоянии этической куль­туры специалистов по связям с общественностью свидетельствуют данные научных исследований, многочисленные публикации в средствах массовой информации, об­щественное мнение, непосредственное наблюдение за процессом воспита­ния в высшей школе.

Выявленные проблемы в педагогической теории и практике обусловлены следующими противоречиями:

– между потребностью общества в специалистах по связям с общественностью, способных руководствоваться нравственными ценностями в принятии профессиональных решений, и недостаточной сформированностью у них нравственных качеств;

– между наличием потребности в высоконравственных специалистах по связям с общественностью и отсутствием комплексной системы формирования нравственных ценностей будущих профессионалов;

– между имеющимися в науке общими предпосылками для разработки концепции формирования профессионально значимых нравственных ценностей студентов в образовательном процессе вуза и недостаточной разработанностью педагогических условий профессионально-нравственного становления будущих специалистов по связям с общественностью.

Осмысление вышеуказанных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия форми­рования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью?

Важность решения данной проблемы определила тему исследования: «Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью».

Объект исследования: образовательный процесс высшей школы, направленный на формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования нравственных цен­ностей будущих специалистов по связям с общественностью.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью будет эффективным, если:

– реализуются аксиологический, системный, личностно-ориентированный и деятельностно-компетентностный подходы к организации образовательного процесса в вузе, направленные на формирование нравственных ценностей личности;

– создаются педагогические условия формирования нравственных ценностей студентов, предусматривающие создание атмосферы духовности на нравственной основе посредством организации отношений в диаде «преподаватель – студент»; проектирование образовательно-воспитывающей среды в вузе; педагогическую поддержку студентов в определении нравственных ценностей профессиональной направленности; использование технологии проектной деятельности студентов; рефлексивное самовоспитание студентами профессионально важных нравственных ценностей;

– активизируется самовоспитание нравственных ценностей студентов посредством формирования механизмов самосознания личности и нравственной рефлексии обучаемых.

Для достижения указанной цели и реализации гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:



  1. Определить теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей личности.

  2. Выявить содержание нравственных ценностей специалистов по связям с общественностью и педагогические условия их формирования.

3. Разработать и апробировать на практике теоретическую модель формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью в образовательном процессе вуза.

4. Составить учебно-методические рекомендации для совершенствования процесса формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью.



Теоретико-методологическую основу исследования составили философское положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности (С.Ф. Анисимов, И.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Нарский, К. Ясперс); теоретические положения о системности, научности, свя­зи теории и практики, аксиологии, роли активной деятельности человека в его личностном саморазвитии (В.А. Беликов, Д.А. Данилов, И.А. Донцов, А.В. Мордовская, Н.С. Розов, В.А. Сластенин); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Т.Н. Грановский, Н.Е. Щуркова), идеи нравственного воспитания (А.С. Арсеньев, Л.М. Архангельский, Т.Ф. Лысенко, В.Д. Михайлов, Н.И. Новиков, И.Ф. Харламов); положения аксиологического (А.А. Ивин, В.В. Ильин, М.А. Розов, В.А. Сластенин), системного (Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Л.И. Новикова, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин), личностно-ориентированного (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Т.И. Кульпина, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская) и деятельностно-компетентностного (И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Ф.Г. Ялалов) подходов.

Методы исследования: теоретический анализ философских, социологических и психолого-педагогических научных трудов по теме исследования; моделирование; педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, ранжирование; изучение и анализ учебно-методической документации, научно-практических проектов обучаемых; включенное наблюдение педагога и самооценка обучаемых; изучение и обобщение педагогического опыта; статистический метод с последующим качественным анализом полученных результатов.

Базой исследования явилось Отделение рекламы и связей с общественностью филологического факультета ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова». Принимали участие 76 студентов. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2010 гг. и включала три этапа:

– на первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялось изучение отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; происходил сбор эмпирического материала о состоянии проблемы нравственного воспитания студентов в педагогической практике; конкретизировались объект и предмет исследования, определялись его методологические и концептуальные основания;

– на втором этапе (2007-2009 гг.) продолжался сбор и анализ эмпирического материала; проверялась гипотеза исследования; проектировался и осуществлялся педагогический эксперимент по апробации теоретической модели образовательного процесса в целях эффективного формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью; внедрялись в образовательный процесс предложенные практические рекомендации;

– на третьем этапе (2009-2010 гг.) проводились обработка, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; корректировались основные теоретические положения исследования; оформлялся окончательный текст диссертационного исследования.



Научная новизна исследования:

– уточнено содержание понятия «нравственные ценности будущих специалистов по связям с общественностью», определяемого как важные характеристики личности, усвоенные в виде нравственных знаний, чувств, качеств, убеждений, отношений, роль и значение которых выражается в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу на гуманистических основах; критерии и показатели уровней сформированности нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью; составлены содержательные характеристики уровней сформированности нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью;

– разработана теоретическая модель процесса формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, представляющая собой целостное единство взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательно-воспитательном процессе вуза компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного, – обеспечивающее принятие студентами нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров в созданных педагогических условиях;

– выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью: создание атмосферы духовности на нравственной основе посредством организации отношений в диаде «преподаватель – студент»; проектирование образовательно-воспитывающей среды в вузе; педагогическая поддержка студентов в определении нравственных ценностей профессиональной деятельности; включение студентов в проектную деятельность; рефлексивное самовоспитание студентами профессионально важных нравственных ценностей, – обеспечивающие эффективность реализации данной модели;

– доказана значимость нравственных ценностей в формировании личности будущего специалиста по связям с общественностью; личностно-ориентированной направленности средств и методов формирования нравственных цен­ностей обучаемых, наиболее эффективной из которых стала социально значимая проектная деятельность.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

– уточнено понятие «формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью», рассматриваемого как целостный процесс нравственного воспитания обучаемых, способствующий самостоятельному выбору и принятию нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров, определяющих профессиональное поведение будущих специалистов;

– определены концептуальные подходы (аксиологический, системный, личностно-ориентированный, деятельностно-компетентностный), на основе которых разработана теоретическая модель процесса формирования нравственных ценностей студентов, представляющая целостное смыслообразующее основание образовательного процесса в высшей школе, состоящего из следующих компонентов: целевого (цель, задачи), содержательного (закономерности, принципы, функции и этапы формирования нравственных ценностей обучаемых: пропедевтический, формирующий, преобразующий), технологического (педагогические условия и технологии, формы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов), результативного (критерии, показатели и уровни сформированности нравственных ценностей студентов);

– обоснована система разработанных критериев и показателей сформированности нравственных ценностей студентов и показана ее взаимосвязь с понятием «формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью»;



– исследование дополняет теорию и методику
профессионального образования, вносит вклад в развитие системного подхода к учебно-воспитательному процессу в высшей школе и новые элементы в существующие исследования по формированию нравственного самоопределения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебно-методических рекомендаций для совершенствования процесса формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью для Отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»; подготовке учебно-методических материалов «Словарь-справочник специалиста по связям с общественностью», «Теоретические основы проектной деятельности в образовании», «Основы организации учебно-научной деятельности», «Учебно-методический комплекс практики специальности «Связи с общественностью», учебно-методических комплексов специальных дисциплин для бакалавров рекламы и связей с общественностью, программы интегративного факультатива «Технология PR-проектирования», сборников научно-практических проектов студентов, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностей обучаемых; на основе теоретического и экспериментального материала разработаны и реализованы студенческие социальные PR-проекты вузовского, городского, республиканского, всероссийского уровней.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются единством философских, социологических и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью; оптимальной экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов автора; привлечением к анализу большого фактического материала и собственного опыта работы исследователя; непосредственным участием автора исследования в работе со студентами по формированию нравственных ценностей и многократностью практики проведения экспериментальных действий и повторяемостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в журналах и сборниках научных трудов: международных («Интегрированные коммуникации: актуальные проблемы и инновационные технологии», г. Челябинск, 2009 г.; «Национально-региональный компонент вузовского образования: проблемы и перспективы», г. Якутск, 2009 г., «Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность», г. Санкт-Петербург, 2010 г.); всероссийских с международным участием («Инновационные технологии профессиональной ориентации и подготовки конкурентоспособного специалиста», г. Санкт-Петербург, 2010 г.; «Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста, пути их решения», г. Челябинск, 2010 г.; «Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России», г. Балашов, 2010 г.); всероссийских («Имидж региона – имидж России: современное развитие и ресурсы развития», г. Якутск, 2008 г.; «Социальные коммуникации в современных условиях», г. Якутск, 2009 г.; «Семья – культура – образование в изменяющейся России», г. Балашов, 2009 г.) и региональных («Формирование имиджа будущего специалиста», г. Иркутск, 2006 г.; «Организационно-методические аспекты управления качеством образовательного процесса в вузе», г. Якутск, 2007 г., «Система обеспечения качества как фактор формирования имиджа высшего профессионального образования», г. Якутск, 2007 г.); республиканских научно-практических конференций и научно-методических семинаров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика профессии «Связи с общественностью» определяет педагогическую целесообразность приоритетного решения задач по формированию нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, которые являются важными характеристиками личности, усвоенными в виде нравственных знаний, чувств, качеств, убеждений, отношений, роль и значение которых выражается в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу на гуманистических основах.

2. Педагогическими условиями формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью являются создание атмосферы духовности в высшей школе на нравственной основе посредством организации отношений в диаде «преподаватель – студент»; проектирование образовательно-воспитывающей среды в вузе; педагогическая поддержка студентов в определении нравственных ценностей профессиональной деятельности; включение студентов в проектную деятельность; рефлексивное самовоспитание профессионально важных нравственных ценностей.

3. Теоретическая модель, способствующая формированию нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, которые обеспечивают принятие студентами нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров профессиональной деятельности в созданных педагогических условиях.

4. Критериями сформированности нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью являются когнитивный, эмоционально-волевой, смыслообразующий, рефлексивный, деятельностный, оценка которых осуществляется по следующим показателям: наличие знаний о нравственных ценностях, стремление ими руководствоваться в профессиональной деятельности, проявление нравственных чувств, качеств, убеждений, свидетельствующих о гуманистической направленности личности, потребность в осмыслении нравственных ценностей и умение, оценив ситуацию, применить в профессиональной деятельности, совершение нравственного выбора в любой ситуации, готовность взять ответственность за свои поступки, ставшими основой для определения трех уровней сформированности нравственных ценностей: высокого, среднего, низкого.

5. Закономерный характер обретения будущими специалистами по связям с общественностью опыта нравственного и профессионального поведения и возможность педагогически последовательного формирования у студентов специальности «Связи с общественностью» профессионально значимых нравственных ценностей в процессе подготовки и реализации проектов социальной направленности, определяющих уровень личностно-психологической готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности. В качестве основных компонентов структуры личностно-психологической готовности при этом выступают следующие характеристики обучаемых: понимание и принятие задач воспитания нравственных ценностей, способность к сотрудничеству в коллективе, потребность в нравственном самовоспитании.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы
Во введении выявлены противоречия, обусловившие актуальность диссертационного исследования, обозначена проблема и сформулирована тема диссертации; определены объект, предмет, цель исследования. В соответствии с поставленными задачами определены теоретико-методологические основы и выбраны методы исследования; сформулированы этапы исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обоснована достоверность результатов исследования, приведены данные апробации, опытно-экспериментальной проверки и внедрения результатов исследования в практику работы; изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью» представлены теоретические подходы и анализ научной проблемы в теории философии, социологии, психологии и педагогики; уточнены понятия «ценности», «нравственные ценности будущих специалистов по связям с общественностью», «формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью»; определена специфика нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью; разработана теоретическая модель формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью; изложены педагогические условия, способствующие эффективности педагогического процесса.

Категория «ценность» давно и прочно заняла место в понятийном аппарате не только философии, но многих других научных дисциплин. Поэтому для уточнения сущности исследуемой проблемы данная категория рассмотрена с точки зрения различных подходов: как критерий нормы поведения человека (Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд); главный мотив жизни и деятельности человека (С.Ф. Анисимов, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, И.С. Нарский, В.И. Сагатовский); основа социализации личности (О.С. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Н.Д. Никандров); способ удовлетворения потребностей и интересов (А. Маслоу, В.П. Тугаринов); средство регулирования поведением людей в обществе (К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе (А.С. Богомолов, А.А. Ивин, Т. Парсонс); нравственные ориентиры воспитания (М.Н. Аплетаев, Л.М. Архангельский, П.П. Блонский, Е.В. Бондаревская, С.И. Гессен, И.-Г. Песталоцци, Л.И. Рувинский, К.Д. Ушинский), в которых наблюдается следующая закономерность: ценности являются идеальным образцом поведения личности и имеют первостепенное значение для ее развития.

Анализ философских, социологических и психолого-педагогических источников, собственный опыт работы в вузе позволяют выделить следующие направления в формировании нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью:

– применение целостного подхода к изучению личности и оценке деятельности индивида, личность как основной субъект образования;

– переосмысление и обновление основных целей, задач и содержания воспитания с позиции необходимости формирования нравственных ценностей обучаемых в контексте современных реалий;

– повышение требований к профессионально-нравственному облику выпускника специальности «Связи с общественностью»;

– формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, востребованных обществом, определение педагогических условий для их реализации;

– демонстрация нравственного опыта в условиях подготовки социально активного, профессионально компетентностного, и, соответственно, конкурентоспособного специалиста, направленного на самовоспитание личности.

Изучение различных подходов к проблеме исследования нравственных ценностей, опыта их формирования, особенностей ценностной системы у студентов на современном этапе развития общества позволило уточнить понятия:

нравственные ценности будущих специалистов по связям с общественностью – важные характеристики личности, усвоенные в виде нравственных знаний, чувств, качеств, убеждений, отношений, роль и значение которых выражается в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу на гуманистических основах;

формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью целостный процесс нравственного воспитания обучаемых, способствующий самостоятельному выбору и принятию нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров, определяющих профессиональное поведение будущих специалистов.

В исследовании обнаружено, что урегулирование сложных противоречий путем формирования общественного мнения в целях создания атмосферы взаимопонимания, гармонии и согласия возлагается на специалистов по связям с общественностью, которые стали востребованы в России в конце XX в. Вследствие этого выпускник должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире; знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывать их в профессиональной деятельности; уметь устанавливать и поддерживать связи с людьми, организациями; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нормы и правила как эталон для рассмотрения своих личностных качеств.

Проведенные наблюдения показали, что часто используемые некорректные PR-технологии ставят под сомнение нравственные качества данных специалистов. Вот почему наряду с воспитанием профессионально значимых качеств (целеустремленность, способность убеждать, устанавливать и поддерживать взаимопонимание с общественностью, умение выделять наиболее актуальные проблемы современного социума), следует большое внимание уделять формированию нравственных ценностей специалистов по связям с общественностью: гуманность, порядочность, добросовестность, ответственность, независимость, коллективизм, бескорыстность, терпимость, способность к эмпатии.

В результате такого подхода определены следующие особенности учебно-воспитательной деятельности в высшей школе для результативного формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью:

теоретические (наличие высокого уровня знаний нравственных ценностей, понимание их роли и значения в профессиональном поведении, стремление руководствоваться ими в профессиональной деятельности);

практические (умение проявлять профессионально важные нравственные ценности, прогнозировать развитие и последствия сложных социальных ситуаций в профессиональной деятельности, активизировать процесс самовоспитания).

В основе формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью лежат аксиологический подход, обусловливающий содержание и характер направленности учебно-воспитательного процесса формирования нравственных ценностей обучаемых; системный подход, предполагающий всестороннее рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества компонентов; личностно-ориентированный подход, обеспечивающий гуманное отношение к личности, ее индивидуальности, свобо­де выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализа­ции личности в образовательном процессе; деятельностно-компетентностный подход, предполагающий неразрывную связь деятельности и компетенций, которые активно формируются в процессе получения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью приобретения профессиональных и личностных компетенций.

В соответствии с вышеуказанными подходами разработана теоретическая модель формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, включающая:

цель воспитательной работы, которая заключается в формировании нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью;

задачи (сформировать у студентов понимание назначения профессии «Связи с общественностью» в процессе проектирования образовательно-воспитывающей среды в вузе; ознакомить будущих PR-специалистов с нормами профессиональной этики; обогатить представление о нравственных понятиях, чувствах и убеждениях; приобщить к нравственным ценностям посредством включения в проектную деятельность; привить навыки нравственного выбора в своей деятельности; повысить осознание ответственности за свои поступки; развить потребность нравственного самовоспитания);

функции: диагностическую (изучение индивидуально-психологических особенностей личности студента, воспитывающего потенциала вуза; мониторинг качества используемых содержания, форм и методов воспитательной работы, определение уровней сформированности нравственных ценностей студентов); смыслообразующую (понимание и оценка явлений, процессов и объектов окружающего мира с позиции их соответствия и несоответствия нравственным ценностям и формированию у обучаемых на этой основе личностных ориентиров); образовательную (обеспечение студентов полными, осознан­ными, действенными знаниями о нормах профессиональной этики профессии «Связи с общественностью»); развивающую (поддержание динамики положительных изменений в личности студента, выявле­ние и развитие его природных способностей, стимулирование к нравственному самовоспитанию); координирующую (упорядочение процесса формирования нравственных ценностей обучаемых и обеспечение необходимой этической помощью в учебных и личных проблемах); интегрирующую (применение междисциплинарного подхода к воспитанию студентов и объединение в одно целое ранее несогласованных видов деятельности по формированию нравственных ценностей обучаемых).

В процессе моделирования определены следующие педагогические условия: создание атмосферы духовности в высшей школе на нравственной основе посредством организации отношений в диаде «преподаватель – студент»; проектирование образовательно-воспитывающей среды в вузе; педагогическая поддержка студентов в определении нравственных ценностей профессиональной деятельности; включение студентов в проектную деятельность; рефлексивное самовоспитание профессионально важных нравственных ценностей – в процессе реализации трех этапов формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью: пропедевтическом, формирующем, преобразующем.

Конечным результатом формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью стала сформированность нравственных ценностей, представленная высоким, средним, низким уровнями, для которых в ходе исследования определены следующие критерии: когнитивный (наличие представлений и знаний о нравственных ценностях, стремление руководствоваться ими в профессиональной деятельности); эмоционально-волевой (проявление нравственных чувств, качеств, убеждений, свидетельствую­щих о гуманистической направленности личности, понимание роли и значения нравственных ценностей в профессиональной деятельности); смыслообразующий (осмысление нравственных ценностей, нравственных смыслообразующих мотивов профессиональной деятельно­сти); рефлексивный (стремление оценить ситуацию и применить нравственные ценности в профессиональной деятельности с учетом позиции соответствия общественному долгу, осуществление адекватной нравственной самооценки); деятельностный (совершение нравственного выбора в любой ситуации, готовность взять на себя ответственность за совершаемые поступки).

Разработка теоретической модели формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью потребовала ее опытно-экспериментальной проверки. В ходе педагогического эксперимента проведена диагностика сформированности нравственных ценностей обучаемых, определена эффективность педагогических условий, сформулированы учебно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью.



Каталог: uploaded -> science -> diss -> 212-293-01
uploaded -> На правах рукописи
uploaded -> Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума
uploaded -> На правах рукописи
uploaded -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
uploaded -> На правах рукописи Игнатенко Ирина Ивановна формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования
uploaded -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
uploaded -> Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа ссуз вуз» 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
uploaded -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
212-293-01 -> Формирование коммуникативной компетенции учащихся в информационной образовательной среде городской школы
212-293-01 -> Теория и практика интеллектуально развивающего обучения в современной высшей школе США 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница