Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте



Скачать 38,38 Kb.
страница1/3
Дата02.11.2021
Размер38,38 Kb.
#174346
  1   2   3
Связанные:
лекция 1.1
лекция 4.1, Лекция 3.1

Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

1.1. Сущность и структура экологической культуры
Для понимания механизма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать само понятие «экологическая культура», выявить особенности экологической культуры и ее отличие от общей.

Понятие «культура» сложное и многозначное. В отечественной научной литературе существует множество определений культуры, раскрывающих различные аспекты и основные подходы к её анализу. Одни ученые понимают культуру как творчество (Ю. Р. Вишневский, Н. С. Злобин и др.); другие рассматривают её с точки зрения системно-технологического подхода (М. С. Каган, М. В. Овчинникова и др.); в исследованиях Л. Е. Кертмана, Б. Д. Яковлева и др. культура трактуется как духовная жизнь общества.

По мнению И. Д. Зверева, экологическая культура – это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды [7].

Н. Н. Храменков определяет экологическую культуру как способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале – безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.) [17].

В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический. В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой «экологической деятельности» общества, под которой понимается природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность.

Э. В. Гирусов и И. Ю. Широкова характеризуют сущность экологической культуры, определяя её как «часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды». Вместе с тем, авторы считают, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества [5].

Большинство авторов, работающих над вопросом экологической культуры, относят её к явлениям, непосредственно связанным с научно-экологическим развитием общественного и индивидуального сознания. Мы согласны с утверждением, что «в современной литературе понятие экологической культуры большей частью рассматривается вне связи с конкретно-историческим процессом развития человеческого общества». Данное Э. В. Гирусовым и И. Ю. Широковой определение отражает, на наш взгляд, истинное историческое время существования экологической культуры как социального феномена: экологическая культура – это имманентно встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды. Следовательно, всегда существовала сфера культуры, отвечающая за социо-ириродные отношения [5, 98].

Экологическая культура, как часть общей культуры социума, - явление системное, затрагивающее как духовную, так и материальную сферы жизни общества. В основе экологической культуры всякого общества лежит материально-практический блок, включающий в себя экологическую инфраструктуру общества и совокупность методов эксплуатации природы с их материально-техническим обеспечением. Под экологической инфраструктурой общества мы подразумеваем всю ту материальную организацию жизнедеятельности данного общества, как производственную, так и бытовую, которая задействована в экологически значимой практике. Аналогично, в совокупность методов эксплуатации природы мы включаем только те, которые используются на практике.

Н. В. Соловьева подчеркивает, что взаимоотношения природы и культуры историчны, и сам тип культуры, её судьба зависит от способов разрешения противоречия между «естественным» и «искусственным». В развитии типологии культуры он выделил три этапа:

1) когда природа предопределяет содержание культуры, отражающей, прежде всего, потребность в приспособлении к ней, страх перед её силой;

2) когда в культуре сознательно ставятся цели достижения максимальной свободы от природы, власть над ней;

3) когда «искусственное» довлеет над природой, и человечество переживает экологический кризис, одним из проявлений которого становится превращение культуры в нечто машинообразное, или её гибель – вслед за природой [16].

Специфику экологической культуры позволяет понять концепция Н. Н. Храменкова [17]. С точки зрения исследователя, экологическая культура представляет собой часть общей культуры, единство разумных экологических потребностей и способностей человека, включенного в систему экологических отношений и активно осуществляющего экологическую деятельность. Иначе говоря, это некое качество личности, которая, реализуя свою индивидуальность, содействует раскрытию жизненных сил природы, её многообразных свойств и потенциальных возможностей. Экологическая культура характеризует тот уровень общественного самосознания, который проявляется по отношению человека к самому себе, своей общественной и естественной природе. Невозможно назвать какой-либо род деятельности, форму общественного сознания, которые не отражали бы взаимоотношения человека и природы.

Н. Н. Храменков подчеркивает, что экологическая культура общества и экологическая культура личности по существу сходны. Они совпадают по структуре (экологическая деятельность, экологические потребности и способности, экологические отношения), но не совпадают по объему, масштабам, степени развитости перечисленных элементов. Приоритет, по мнению ученого, остается за экологической культурой общества, поскольку только общество обладает возможностями осуществлять воспитание, образование и обучение людей, направляя экологическое развитие личности к её экологической культуре [17].

В социологическом исследовании Н. В. Соловьевой определены основные признаки экологической культуры:

- направленность человеческой активности на оптимизацию социоприродных отношений;

- сохранение окружающей среды, обеспечение экологической безопасности как сущностной характеристики способов взаимодействия общества и природы;

- создание социумом жизненных условий для своего развития и для существования будущих поколений [16].

Термин экология происходит от греческого слова «oikos» – дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две «родины» - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как «экология культуры».

А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев отмечают, что впервые его исследовал Д. С. Лихачев [8]. Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная – задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда – необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Экологическое образование и воспитание рассматривается как основа экологического благополучия общества и представляется как особая развивающаяся система естественных и социальных знаний, которая использует достижения многих наук и направлена на духовное освобождение личности, изменение мировоззрения и системы ценностей, что должно привести к эволюции структуры общественных потребностей и спроса.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно являться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки в дошкольном учреждении. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.



Скачать 38,38 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница