«Формирование любви к родному краю у младших школьников посредством ознакомления с окружающим миром»



Скачать 186,27 Kb.
страница1/2
Дата08.12.2019
Размер186,27 Kb.
  1   2


«Формирование любви к родному краю у младших школьников посредством ознакомления с окружающим миром»

Введение


Глава I Теоретические основы формирование любви к родному краю у младших школьников посредством ознакомления с окружающим миром

1.1. Сущность любви к родному краю у младших школьников

1.2.Ознакомление с окружающим миром как условие формирования любви к родному краю у младших школьников

1.3.Выводы по первой главе

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Мы вступили в третье тысячелетие. Каким оно будет, зависит от того какое подрастающее поколение мы можем воспитать. Нынешняя школа не успевает за стремительно изменяющейся жизнью современного человека. На педагогах лежит большая ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за его будущее, за развитие у них любви к семье, родному дому, к своей земле, малой родине, к Отечеству. Малая родина - так мы называем землю, где трудились наши отцы и деды. Без этой земли непонятно слово «Родина». Только через познание малой родины молодое поколение осознает свою сопричастность к родной стране, к ее прошлому и настоящему и будущему. Вот почему необходимо изучать родной край и использовать местный материал в формировании у младших школьников любви к малой родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного хутора или города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Поэтому родители и учителя, как надежные наставники, должны воспитывать у детей чувство уважения к старшим: бабушке, дедушке, матери, отцу, простым незнакомым людям, прививая доброту и сердечность, мы тем самым формируем радость познания, умение трудиться, чувство уверенности в своих возможностях.

Большая роль здесь отводится начальной школе, именно в это время у ребенка формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам. Вопрос воспитания детей является одной из основных проблем, и именно учитель способен не только передать детям всё богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции родного края и России в целом.

Школьный возраст по своим психологическим характеристикам является самым благоприятным для формирования любви к родному краю, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему свойственна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Впечатления, которые ребенок пережил в детстве остаются с ним на всю жизнь. Основным источником накопления нравственных качеств младших школьников является его ознакомление с окружающим миром.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что формирование любви к родному краю у детей необходимо со школьной скамьи.

Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, поэтому дети постигают действительность через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Выбор темы связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование чувства любви к своей малой родине, к той земле, на которой он родился и он, и его предки. Современные исследователи считают, что у учащихся младших классов необходимо и возможно заложить основы патриотических чувств, если проводить с ними основательную работу по ознакомлению с родным краем, с историей и культурой родного края.

Цель исследования: привить любовь и уважение к родному краю

Объект исследования: процесс формирования любви к родному краю у младших школьников.

Предмет исследования: ознакомление с окружающим миром как средством формирование любви у младших школьников к родному краю

Гипотеза исследования: я предполагаю, что возможно сформировать любовь у учащихся младших классов, если сформировать знания о природе и истории родного края и включение их в природоохранную деятельность.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по проблеме формирования любви к родному краю у младших школьников.

- изучить особенности работы по проведению воспитания любви к родному краю у детей младшего школьного возраста;

- разработать программу по формированию воспитания любви к родному краю у младших школьников и дать соответствующие рекомендации;

- подготовить методику приобщения учащихся начальных классов к историческим и духовным ценностям родного края.

В процессе исследования я руководствовалась следующими методами и методиками:

- теоретический метод (анализ научной и методической литературы, систематизация, обобщение)

- эмпирический метод (целенаправленное педагогическое наблюдение за детьми, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент)

- математический метод (количественный и качественный анализ результатов исследования).

При исследовании данной проблемы я опиралась на психолого-педагогические теории и концепции возрастной периодизации (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), теорию развивающего обучения младших школьников (В. В. Давыдов, Л. В. Занков).

Практическое значение  данной курсовой работы заключается в том, что для реализации ее гипотезы была разработана система занятий по ознакомлению с природой и историей родного края, природоохранные мероприятия, направленные на повышение уровня патриотизма младших школьников. Для

определения уровня сформированности у младших школьников любви к родному краю применен диагностический инструментарий. Исследования проводились в МБОУ СОШ№9 х.Калинин. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечено соблюдением требований целостного подхода при разработке проблем, методической обоснованностью теоретических положений, использованием в работе разнообразных теоретических и экспериментальных методов, адекватностью логики и использованных методов целям, предмету и задачам исследования.

Глава I Теоретическая и методологическая основы формирование любви к родному краю у младших школьников посредством ознакомления с окружающим миром

1.1. Сущность любви к родному краю у младших школьников

Формирование любви к родному краю занимают важное место среди актуальных проблем современности.

Для нравственного развития человека необходимо, чтобы он с самого раннего детства непосредственно общался и наблюдал природу. Ее возвышенное влияние будет сказываться на его характере всю жизнь. Взаимодействие человека с природой - исключительно важный момент воспитания младших школьников. Развитие ребенка осуществляется в процессе понимания наиболее простых форм выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Такое освоение знаний и умений занимает ведущее место в формировании любви к родному краю, которая может осуществляться как в процессе воспитания в повседневной жизни ребенка, в его общении с взрослыми, так и в процессе целенаправленного обучения на занятиях.

Исследуя проблему формирования любви к родному краю у младших школьников, я пришла к мысли о необходимости более четкого определения таких понятий, как «родной край», «любовь к родному краю»

Необходимо было также осознать, насколько тесно соприкасаются друг с другом смежные понятия «родной край», «малая родина», «Родина».

В первую очередь это предполагает обобщение к понятию «родной край», так как оно является одним из основных понятий в системе формирования любви.

Россия, Родина, родной край… Слова до боли знакомые каждому человеку. Понятие «родной край», указывает на широкое, всестороннее изучение конкретных мест своей страны, своего поселения людьми, для которых эта территория считается малой родиной.

Любовь к родному краю, знание его истории закладываются в детстве, и в

большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Каждый человек   тысячами нитей связан со своим родным краем, ,а он нуждается в нас, в нашей любви и заботе. Формирование любви к родному краю - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

В настоящее время одним из основных приоритетов в области образования является формирование у младших школьников любви к родному краю и ответственности за него. Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, формировать любовь к родным местам ко всему, что окружает его с детства, - одна из главных задач педагога.

Современная наука не дает точного определения понятию «любовь к родному краю». В него входит очень многое: любовь к родной культуре, родному городу, родной речи. Я очень часто повторяю слово родной, потому что слово «родной» обозначает что-то дорогое, близкое. Любовь к родному краю начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе, с чувства уважения к другим людям.

Разные ученые по- своему трактуют понятие«любовь к родному краю». Само понятие «родной край» связано с природой, историей и культурой определенной территории. Ученые в области педагогики выявили, что любовь к родному краю определяется как «высоконравственное чувство»[8] , что она отождествляется с «принципами, обеспечивающими готовность служить своей родине».[9], чувство любви к родному краю воплощено в служении ее интересам, являясь тем самым движущим фактором развития общества.[10]

Формирование любви к родному краю, по мнению деятелей науки, вызывает чувства гражданской ответственности за судьбу родины, глубокую преданность народу, сочетающуюся с чувством уважения к народу другому.[11].

А. С. Барков в своих трудах отмечает, что связи родного края с Отчизной, помогает установить неразрывную связь, единение истории каждого села, города с историей нашей страны, понять причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать истинным наследником лучших традиций родного края [2].

В настоящее время имеется достаточное количество литературы по данному вопросу. Чаще всего в ней освещаются вопросы, касающиеся воспитания детей в конкретных видах деятельности, отсутствует слаженной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Конечно, это закономерно, ведь любовь к родному краю многогранна по своему содержанию: это любовь к местам, где родился и вырос, и гордость за своей народ, и неразрывная связь с окружающим миром, и желание сохранить богатство любимой Родины.

По современным психолого-педагогическим исследованиям Д.С. Лихачёва, любовь к родному краю, включает в себя: чувство привязанности к собственной семье и месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к жителям своего населенного пункта, представителям своей культуры, языка и народности; желание заботиться о других людях и об интересах родины; осознанием долга пред ближайшим окружением; проявление гражданской верности и гордости; гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [15].

Проанализировав научную и методическую литературу по данной проблеме , я выяснила, что проблема формирования любви к родному краю не нова. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблемам формирования любви к родному краю у младших школьников посвящено значительное количество исследований. Развитию педагогики в этой области

помогли видные просветители прошлого В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский,

Л.Н. Толстой и др. И по-прежнему эта проблема очень актуальна и интересна.

В связи с ознакомлением учащихся с различными сторонами окружающей действительности и формированием на этой основе любви к родному краю, стране. [20].

Сильным фактором воспитания любви к Родине является формирования у детей чувства любви к родному краю. Независимо от того, где живут дети, свое чувство любви к Родине, они связывает с теми местами, где родились и выросли, где ходили в детский сад и школу, где играли ребятишками в снежки и катались на санках с ледяной горки.

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание подрастающего поколения, творческого, находчивого, любопытного, любящего свой край, свою Родину, уважающего традиции и культуру своей страны.

Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, формировать любовь к родным местам ко всему, что окружает его с детства, - одна из главных задач педагога. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Формирование любви к родному краю – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Ведь воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Любовь к родному краю является важным источником обогащения младших школьников знаниями об истории родного края, средством формирования любви к малой родине.[1].

Начиная работу по формированию любви к родному краю, учитель, прежде всего, обязан сам хорошо знать историю и особенности своего края. Он должен продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные черты местности и края. В каждом населенном пункте есть своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор материала о родном крае дает возможность формировать у детей представление о том, чем он знаменит. Процесс формирования любви к родному краю проходит несколько своеобразных этапов, от любви к своему дому, улице, классу, школе, до осознанной любви и преданности всей многонациональной стране.

Особенностью работы в школе по данному направлению является то, что она включает в себя элементы исследования. Её основу составляет непосредственное участие младших школьников и учителей в исследовательской работе. Во время этой работы младшие школьники знакомятся с доступными методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания. Исследовательская работа, направленная на всестороннее изучение родного края не возможна без изучения культуры и наследия родного края.Она помогает расширению общего кругозора младших школьников, повышает их эстетическую культуру, формирует чувства патриотизма, бережное отношение к прошлому и настоящему. [19].

Таким образом, участие младших школьников в работе по изучению родного края помогает расширить и значительно углубить знания, которые они получили при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. Формирование любви к родному краю возможно только на знаниях истории своего края, своего рода, жизни и деятельности земляков, их участия в трудовых свершениях. Эти знания формируют у школьников уважение к прошлому своей страны, побуждают в них желание быть достойными славы своих земляков, продолжать традиции, внести свой посильный вклад в историю и культуру родины, формируют ценностное отношение к малой родине. [17]

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, формирование любви к родному краю у детей младшего школьного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой

природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

1.2. Ознакомление с окружающим миром как условие формирования любви к родному краю у младших школьников

Родной край - это маленькая часть большой Родины, и в нём отражается то, характерно для всей страны. Формирование любви к родному краю рассматривается как нелегкий, многолетний процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и непрерывно в процессе обучения младших школьников. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать свой родной край.

Младший школьный возраст педагогами и психологами считается наиболее благоприятным для формирования любви к родному краю, иначе его называют вершиной детства. В это время у ребенка сохранилось много детских качеств: легкомыслие, наивность, непосредственность, жажда познания окружающего мира, заинтересованность во всем. Именно в детстве закладываются такие важные человеческие качества, как любовь к семье, родному дому, к окружающему миру. Знакомство с Родиной начинается для младших школьников с первой картинки учебной книги, песни матери, с березки под окном родного дома. С возрастом оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».[12]

Время обучения в начальной школе открывает большие возможности для системного и последовательного формирования любви к родному краю. Для него важно любить свой дом, семью, свой родной город, гордиться своей Родиной, своим родным краем. Следовательно, основным направлением воспитания в современной школе, является патриотическое воспитание, главная цель которого - формирование любви к родному краю.

Формирование любви к родному краю включает в себя зарождение, формирование и развитие элементарных понятий и представлений о родном крае. Проявление интереса к прошлому и настоящему родного края, стремление подражать её героям и выдающимся личностям.

Мы знаем, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим его миром. Это взаимодействие становиться все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с окружающим миром. Любовь к родному краю формируется у ребенка в довольно раннем возрасте с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Формирование любви к родному краю происходит через воспитание любви к природе, заботе о ней, восхищении ее богатствами и дарами. Поэтому начинать надо именно с воспитания любви к природе. А для этого, необходимо научить ребят любить природу, дружить с ней, нужно обогатить их знания и представления о природе, развивать их познавательные интересы. Особенно

важно, чтобы любовь к родному краю сочеталось с бережным отношением к природе и ко всему живому. Воспитывая у детей любовь к природе, необходимо одновременно развивать отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу как источник красоты. Благодаря такому воспитанию в ребенке происходит формирование будущего хозяина. Особую роль в здесь играет природоохранная деятельность учащихся: посадка и уход за зелеными насаждениями, оказание помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов; обустройство родников, очистка леса от мусора и т.д.

Работа по формированию любви к родному краю у младших школьников ведется под руководством педагогов. Содержание и формы этой работы зависят от уровня знаний и умений, от возраста учащихся, их общего кругозора. Начиная с первого года обучения, школьники получают элементарные представления о своем родном крае, его природе, климате, жизни людей. С введением курсов по ознакомлению с окружающим миром, их знания о родном крае пополняются. Основная задача учителя - выбрать из множества впечатлений, получаемых ребенком, наиболее понятные ему: природа; труд людей, традиции, общественные события. Причем впечатления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы школьники увидели красоту родного края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своим родным краем. Ведь любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. Везде своя природа, свои традиции и свой быт. Подборка соответствующего материала поможет формированию у младших школьников представления о том, чем славен родной край. С развитием кругозора младших школьников, расширяются и возможности для изучения истории и культуры родного края.

Главное условие формирования любви к родному краю достигается лишь при постоянном общении с окружающим миром. Нужно научить ребенка видеть окружающий его мир, ознакомить его со святынями своего народа - родным языком, народным творчеством для познания русской культуры. Ведь самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце.

Формирование любви к родному краю младших школьников, развитию их кругозора способствуют разнообразные формы работы: проведение различного рода экскурсий, походов, посещение музеев, просмотр видеофильмов, слайдовых презентаций, выступление учащихся с докладами.[4]

Основная задача формирования любви к родному краю - воспитание у детей культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на любовь к родному краю, его природе. Бережное, осознанное отношение к природе необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет.

Содержание формирования любви к родному краю включает два аспекта: передачу знаний о родном крае и их трансформацию в отношение. Знания о родном крае являются обязательным компонентом процесса формирования, а любовь (отношение) - конечным продуктом.

При ознакомлении с окружающим миром младший школьник переживает удовольствие или неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление, всё это формирует у него любовь к родному краю.

Процесс формирования любви к родному краю в начальной школе в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы состоит из 3 компонентов: когнитивный (образ края, знания о родном крае), эмоционально-оценочный (позитивное, негативное или двойственное отношение к родному краю), поведенческий (деятельностный – гражданская активность)

Таким образом, формирование любви к родному краю в младшем школьном возрасте происходит на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве младших школьников с местом и ролью родного края. Без любви к малой родине и уважению к его истории и культуре невозможно сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

1.3.Опыт работы современной школы по формированию любви к родному краю у младших школьников посредством ознакомления с окружающим миром».

Современная школа призвана прививать младшим школьникам чувства любви к родному краю. Ведь такие понятия как «родной край», «малая родина», «Отчизна», «Родина» у детей в этом возрасте ассоциируется с тем местом, где находится их родной дом, т.е. с конкретным местом проживания.

Глубина любви зависит от того насколько хорошо дети знают и любят историю своего края.

Важным критерием обучения младших школьников на современном этапе является разнообразие и системность материала ознакомления с окружающим миром, который помогает формированию любви к родному краю. Основная идея - формирование у детей младшего школьного возраста системных знаний по истории родного края, чувство любви к своему отечеству на основе разнообразия форм работы. Любовь к родному краю, у детей  младшего школьного возраста, развивается как осознание себя частью окружающего мира. В этом возрасте у ребёнка возникает потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей. В формировании любви у младших школьников к родному краю, наряду с семьей, огромную роль играет школа.

Закон РФ «Об образовании», Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве основного направления работы современной школы определяет формирование любви к своему краю и ответственности за него.

В основе ФГОС НОО второго поколения лежит системно - деятельностный подход, имеющий огромное значение в работе по формированию любви к родному краю.

Формирование любви к родному краю, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главнейших задач современной школы, поскольку детство это самая счастливая пора для воспитания священного чувства любви к родному краю.

Важную роль в формировании любви играют знания о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной. Любовь к родному краю формируется в школе, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Данный процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности. Большое значение для расширения и углубления представлений о родном крае и формировании любви имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.

Формирование любви к родному краю, его истории и культуре осуществляется при помощи:

- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;

- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;

- создания и расширения базы школьных этнографических музеев.

Туристко - краеведческая работа помогает формированию у школьников любви к родному краю, возможно проведение:

- экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;

- походов по родному краю;

- посещение краеведческих музеев;

- туристических поездок по историческим местам

Особую роль в формировании любви к малой Родине играет деятельность учащихся по охране природы родного края. Для младших школьников это могут быть включение в практическую деятельность с применением полученных знаний об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения – формирование целостного мировоззрения ребенка.

Одна из задач нравственного воспитания младшего школьника - формирование любви к родному краю. Я много думала над тем, как лучше организовать эту работу. Ведь, если делать это систематически, последовательно, у школьников будут формироваться глубокие и прочные знания.

Первые представления о родном крае, которые, получают учащиеся младших классов в школе, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, в котором он живет. Знания о родном крае младшие школьники чаще всего получают при ознакомлении с окружающим миром.

Поэтому при отборе познавательного материала о родном крае, необходимо, прежде всего, учитывать их возрастные особенности, особенности психического восприятия окружающего мира, использовать занимательный материал, уроки в этом случае носят развлекательный характер. Организовывать деятельность школьников таким образом, чтобы они активно общались с природой, поддерживали устойчивый и глубокий интерес к ней, испытывали эмоционально - положительное отношение.

Основой является умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, полученные детьми. Для поддержания интереса необходимо наполнять познавательные потребности новым содержанием. Поэтому экскурсии по родным местам нужно проводить в разное время года, чтобы дети убеждались в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по- новому. При ознакомлении с историей родного края можно проводить прогулки к памятникам, рассказывая детям, кому они установлены, как люди бережно охраняют их, возлагают цветы к их к подножию.

Для закрепления знаний детей, полученные на уроках и во внеурочное время предполагается развитие конкретных навыков и умений: умение отобразить имеющиеся знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принимать участие в общественно направленном труде, умение с осторожностью относится к природе, результатам труда других, умение выражать знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Работа по формированию любви к родному краю у младших школьников включает целый комплекс задач:

Воспитание ценностного отношения к своей семье, дому, месту проживания.

Развитие интереса к истории родного края и его месту в истории страны;

Расширение представлений о природе родного края;

Характеристика интересных людей, которыми знаменит родной край.
Основные направления работы:

Формирование любви к своей малой родине, интереса к прошлому и настоящему;

Развитие бережного отношения к родному краю (достопримечательностям, культуре, природе);

Воспитание чувства гордости за своих земляков.

Выводы по первой главе

1.Формирование любви к родному краю является одной из частей патриотического воспитания младших школьников.

2. В структуре формирования любви к родному краю выделяются три компонента: когнитивный (образ края, знания о родном крае), эмоционально-оценочный (позитивное, негативное или двойственное отношение к родному краю), деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

3. Содержание формирования любви к родному краю включает в себя

информацию, позволяющую создать образ родного края (географический, исторический, культурный и политический), культурные образцы нормативного отношения и служения родному краю, поведение, позволяющее продемонстрировать нормативное отношение к родному краю.

4. У младших школьников активно формируется представление о территории и границах родного края, его географических особенностях, он так же познаёт окружающий его мир и определённо относится к нему. Одни события его волнуют, к другим он относится безразлично, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушными, ребенок учится выражать нормативное отношение к родному краю, его традициям, истории, культурным и историческим памятникам, знаменитым людям, прославившим родной край.

5. Диагностировать уровень любви к родному краю у младших школьников можно с помощью трех выбранных нами критериев: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Глава II. Основные формы и методы формирования любви к родному краю у младших школьников

2.1Диагностика уровня сформированности любви к родному краю у младших школьников

Изучив теоретические основы проблемы формирования любви к родному краю у младших школьников, изложенные в первой главе, можно говорить о необходимости создания условий, способствующих ее разрешению.

Исследование проводилось в феврале 2018/2019 учебного года, на базе МБОУ СОШ №9. Были выбраны две группы учащихся, одинаковые по возрасту и количеству учащихся: контрольная (4а- 25 учащихся) и экспериментальная (4б- 25 учащихся). Оба класса обучаются по одной программе. Общее количество учащихся – 50 человек, среди них 25 девочек и 25 мальчиков.

При анализе методической литературы по проблеме исследования выделила в структуре сформированности любви к родному краю три компонента/критерия: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые использовались для выявления динамики любви к родному краю в начальной школе.

Измеряемым параметром в когнитивном критерии является уровень знаний и представлений младших школьников о своём крае, его традициях, истории культурных и исторических памятниках, знаменитых людях, прославивших родной край.

Знания и представления младших школьников о родном крае включает в себя следующее:

- название, символика родного края;

- история возникновения родного края;

- название территориальных единиц родного края;

- памятники;

- знаменитые люди, прославившие родной край;

- достопримечательности родного края;

- культурное наследие родного края.

Эмоциональный компонент характеризуется сознательным желанием к работе, заинтересованность в её выполнении. Для него характерно:

- интерес младших школьников к изучению своего родного края, его традиций,

достопримечательностей, знаменитых людей, живущих или живших здесь;

- отношение к родному краю, его культурным и историческим памятникам, традициям, достопримечательностям и людям, работающим на благо края;

- стремление приносить пользу родному краю, охранять природу родного края, заботиться о животных и растениях, любовь к природе родного края;

- уважительное отношение к окружающим людям.

В поведенческом критерии выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - желание совершать добро, подчинение чувству долга, бережное отношение к историческому наследию своего края. Поведенческий критерий имеет показатели:

1. умение планировать свою деятельность и выполнять её в соответствии с нравственными нормами;

2. бескорыстие в выполняемой для блага родного края деятельности. В соответствии с выделенными критериями мною были подобраны методики и разработана диагностическая программа исследования (табл.1).

Таблица 1 - Содержание методики диагностирования уровня сформированности любви к малой родине



Критерий

Показатель

Методика

Когнитивный

Высокий уровень – объёмные знания об истории малой родины, проявляет интерес к краеведению.

Средний уровень: имеет представление об основных достопримечательностях малой родины, получал информацию.

Низкий уровень: представления об истории малой родины поверхностные, не проявляет

интерес.


Анкета

Поведенческий

Высокий уровень: Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеждённую готовность и способность защищать родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам.

Средний уровень: Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность.

Низкий уровень: Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым.


Методика

А.Я. Ветохиной,

З. С. Дмитренко


Эмоциональный


Высокий уровень: считает значимыми и присущими себе такие качества как патриотизм, ответственность, справедливость, гражданственность, семья.

Средний уровень: значимыми являются семья, ответственность, чувство долга.

Низкий уровень: не имеет представления и не считает значимыми такие чувства как патриотизм и гражданственность, чувство долга.



Тест «Ты гражданином быть обязан»

И.А. Пашкович













Первым направлением диагностики было выявление сформированности когнитивного критерия любви к родному краю. С этой целью было проведено анкетирование на выявление знаний детей о родном крае (Приложение 1).

В контрольной группе у 3 учащихся высокий уровень (12%); средний уровень выявлен у 7учащихся (28%) и у 15 (60%) учащихся был выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента любви к родному краю (Приложение 4).В экспериментальной группе учащихся (Приложение 5) по данной методике показатели следующие: высокий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен у 6 (24%) учащихся, средний уровень у 9 (36%) и низкий уровень у 10 (40%) учащихся (Приложение 6).

Если сравнить полученные результаты, то можно увидеть, что на констатирующем этапе эксперимента у большинства учащихся и в контрольной и в экспериментальной группе уровень сформированности когнитивного компонента любви к родному краю – низкий (рис.1).

Рис.1. Уровень сформированности когнитивного компонента любви к родномукраю на констатирующем этапе эксперимента

Вторым направлением диагностики было определение уровня сформированности поведенческого критерия любви к родному краю посредством использования методики А. Я.Ветохиной, З. С.Дмитренко (Приложение 2).

Показатели в контрольной группе у 5 (20%) учащихся высокий уровень, у 11 (44%) учащихся - средний и у 9 (36%) учащихся – низкий уровень (Приложение 6).

В экспериментальной группе учащихся: у 6 (25%) учащихся был выявлен высокий уровень сформированности эмоционального компонента любви к родному краю, у 11 (50%) учащихся средний и у 6 учащихся (25%) – низкий уровень (Приложение 5).

Сопоставив полученные данные в обеих группах, можно наблюдать, что результаты диагностики разняться не значительно (Рис.2).



Рис. 2. Уровень сформированности поведенческого компонента любви к родному краю на констатирующем этапе эксперимента

Третьим направлением диагностической работы было определение уровня сформированности эмоционального критерия любви к родному краю. С этой целью был использован тест «Ты гражданином быть обязан» И.А. Пашкович (Приложение 3).

По результатам проведённой методики в контрольной группе (Приложение 7) высокий уровень диагностирован у 5 (20%) учащихся, 9 (36%) – средний и у 11 (44%) учащихся – низкий. У 6 учащихся (24%) экспериментальной группы (Приложение 8) высокий уровень, у 10 (40%) – средний и у 9 (36%) – низкий. В сравнении результаты контрольной и экспериментальной группы отличаются не значительно, у большинства учащихся низкий уровень сформированности эмоционального компонента любви к родному краю (Рис.3).

Рис. 3. Сформированность эмоционального компонента любви к родному краю учащихся на констатирующем этапе эксперимента

Обобщая результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, любовь к родному краю сформирована в контрольной группе высокий уровень в среднем у 4 (16%) учащихся, средний уровень у 9 (36%) и низкий у 12 (48%) учащихся. В экспериментальной группе учащихся на высоком уровне в среднем у 6 (24%), на среднем у 9 (36%) учащихся и на низком уровне у 9 (36%). (Рис.4.).

Высокий уровень сформированности любви к родному краю говорит о том, что у ребёнка имеются достаточно глубокие знания по истории родного края, его природе и культуре, значимыми для себя он считает такие качества как справедливость, чувство долга, патриотизм и гражданственность, ответственно выполняет поручения, уважает свою семью и любит свой родной край.

Дети, находящиеся на среднем уровне имеют представление об истории и достопримечательностях родного края, не понимают и не осознают у себя чувства гражданственности и долга, но любят свой родной край.

Низкий уровень говорит об отсутствии или же поверхностных представлениях об истории развития х. Калинин, Мясниковского района и Ростовской области, непонимание таких понятий как патриотизм, чувство ответственности, отношение к родному краю нейтральное.

Рис. 4. Результаты сформированности любви к родному краю на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, у большинства учащихся любовь к своему родному краю не сформирована, о чём свидетельствует низкий уровень сформированности отдельных её компонентов и поведенческие особенности детей.

В то же время, в обеих группах результаты приблизительно одинаковые, что позволяет в рамках данного исследования опираться на полученные данные при повторном проведении диагностики с целью контроля.

2.2. Формирование любви к малой родине в процессе ознакомления с окружающим миром

Главным педагогическим условием формирования любви к родному краю Ознакомление младших школьников с окружающим миром помогает формированию у него любви к тому, что его окружает. Знакомство с историей родного края оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Работа проходила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный и велась по трём направлениям, соответствующим трём отобранным критериям патриотизма и гражданственности.

Психолого-педагогические условия формирования любви к родному краю:

- мотивация учащихся для проявления ими активности;

- соблюдение дидактических принципов и правил организации ознакомления с окружающим миром для повышения эффективности в области формирования любви к родному краю.

Реализация условий осуществлялась через осмысление учащимися значимости собственной деятельности, включение детей в активную деятельность на уроках и внеурочных занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Самый верный способ формирования любви к родному краю в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром, это поселить в душе ребенка любовь к родному краю, к его истории и культуре, созданной трудами родных и близких людей, земляков.

В содержание работы в данном направлении следует включить:

- ознакомление с историческим прошлым своего края, хутора, школы;

- развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей;

- воспитание уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края;

- формирование чувства любви к родному краю, готовности преданно служить Отечеству.

На первом, подготовительном этапе у учащихся формируется чувство уважения и любви к культуре, истории родного края, традициям и обычаям его народа. В ходе бесед и дискуссий знакомятся с определениями таких понятий, как родной край, малая родина, патриотизм и гражданственность.

На основном этапе - первым направлением работы было формирование у учащихся когнитивного компонента патриотизма и гражданственности. Для достижения данной цели использовались информационные методы: ИКТ, беседы, дискуссии, а так же экскурсии. На занятиях основного этапа велась работа по углублению знаний учащихся об истории родного края. Для этого использовался дополнительный познавательный и занимательный материал об исторических событиях, презентации, фильмы.

Формирование любви к родному краю начинается со знакомства с историей и бытом народа, а делать это лучше всего в школьном историко-краеведческом музее. Музей помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, за свой родной край. При ознакомлении с окружающим миром часто используется словесный метод – рассказ и беседа. При помощи рассказа учащиеся знакомятся с множеством явлений и объектов, которые они не могут непосредственно наблюдать, поэтому красочный рассказ учителя становится основным источником знаний и средством формирования образов родного края. При этом нужно использовать наглядные и экранно-звуковые средства, которые помогают детям конкретизировать представления об изучаемых явлениях. Использование видеофильмов также благоприятно влияет на формирование любви к родному краю, развивает интерес к его истории, влияет на эмоциональную сферу детей. Главное чтобы демонстрируемый материал был качественным. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает наглядность, формирует навыки исследовательской работы. Уроки-экскурсии оказывают существенное влияние на формирование любви к родному краю.

В процессе работы по первому направлению решались задачи:

-закрепить знания детей о родном крае, государственной символике;

-воспитывать чувство гордости за родной хутор, область, страну;

-учить коротко, быстро и точно отвечать на вопросы.

В процессе работы по первому направлению дети ознакомились с символикой Ростовской области (гимн, герб); узнали историю основания хутора Калинин и основные этапы развития; посетили школьный музей; прошли по улицам, именованным в честь героев Великой Отечественной войны; посетили основные достопримечательности и памятные места х. Калинин.

Так же в рамках работы по первому направлению были проведены следующие виды работ:

1.Экскурсии по ознакомлению детей с красотой родного края, историческими достопримечательностями, трудовым подвигом земляков; «По следам боевой славы», «Люблю тебя, мой край Донской».

2.Виртуальные экскурсии по городам и сёлам Ростовской области, интересные места, дороги, мероприятия, люди:«По станицам и городам области»,«Природа Ростовской области».

С целью закрепления завершающим этапом работы по первому направлению были проведены конкурсы и викторины по истории родного края.

Вторым направлением работы - формирование эмоционально-мотивационного компонента патриотизма и гражданственности. Учащиеся выполняли работы на тему: «История моей семьи в истории ВОВ», «Профессия папы (мамы)» Такая деятельность устанавливает связи истории родного края с историей семьи, близких и родных учащихся.

Третье направление - формирование поведенческого компонента патриотизма и гражданственности. С этой целью проводились акции, направленные на оказание реальной помощи родному хутору. Например, учащиеся активно принимали участие в экологической акции «Чистый хутор», кроме того проводились акции по уборке территории вблизи школы и дворов. Учащиеся в феврале, мае принимали активное участие в акции «Мы помним, мы гордимся», возложили к памятнику героям цветы, венки.

Заключительный этап - подведение итогов. Дети проводили анализ своей деятельности, самооценку, рефлексию.

Таким образом, на основе изложенного материала мы можем сформулировать следующие педагогические условия, способствующие формированию любви к родному краю у младших школьников в процессе ознакомления окружающим миром:

- на уроках следует использовать игры, занимательный материал патриотического содержания;

- использовать словесные методы – рассказ, беседу;

- использовать наглядные средства обучения, информационно-коммуникационные технологии;

- проводить уроки-экскурсии в природу, к достопримечательностям родного края, в музей, по местам боевой славы;

- привлекать детей к самостоятельной исследовательской работе по изучению родного края.

Насколько же проведённая работа эффективна для формирования любви к родному краю, как чувства патриотизма и гражданственности можно судить по результатам контрольного этапа исследовательской работы, описанным в следующем параграфе.

2.3. Анализ результатов исследования по проблеме формирования любви к родному краю

По завершении формирующего этапа эксперимента проводился заключительный, контрольный этап. Целью контрольного этапа была повторная диагностика выбранных критериев и сравнительный анализ показателей контрольной и экспериментальной групп учащихся на констатирующем и контрольном этапе, для того чтобы подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую в рамках данного исследования гипотезу.

Первое направление. Для диагностики когнитивного критерия сформированности любви к родному краю в экспериментальной и контрольной группах проводилось анкетирование (Приложение1). На контрольном этапе эксперимента результаты в контрольной группе учащихся по данной методике следующие: группе у 5 учащихся высокий уровень (20%); средний уровень диагностирован у 10 учащихся (40%) и у 10(40%) учащихся был выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента любви к родному краю. (Рис.4).



Рис. 5. Динамика сформированности когнитивного компонента любви к родному краю в КГ учащихся.

В экспериментальной группе высокий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен у 6 (24%) учащихся, средний уровень у 10 (40%) и низкий уровень у 9 (36%) учащихся Если сравнивать показатели контрольной группы на констатирующем этапе с показателями на контрольном, можно увидеть небольшую положительную динамику развития когнитивного компонента любви к родному краю.

Рис. 6. Динамика развития когнитивного компонента любви к родному краю в ЭГ учащихся

В сравнении с результатами на констатирующем этапе эксперимента наблюдается положительная динамика развития когнитивного компонента любви к родному краю. Если же сравнивать результаты контрольной и экспериментальной групп, можно увидеть, что показатели экспериментальной группы, выше (Рис.6).

Рис. 7. Уровень сформированности когнитивного компонента любви к родному краю на контрольном этапе.

Так как в группе, в которой в ходе формирующего эксперимента реализовывались педагогические условия формирования любви к родному краю показатели выше, чем в группе, где данная работа не проводилась, можно сделать вывод о том, что предложенные условия действительно эффективны для формирования когнитивного компонента патриотизма.

Второе направление. Для диагностирования поведенческого критерия сформированности любви к родному краю у детей применялась методика А. Я.Ветохиной, З. С.Дмитренко (Приложение 4).

В результате тестирования, на контрольном этапе эксперимента в контрольной

группе у 7учащихся (28%) был выявлен высокий уровень сформированности эмоционального компонента любви к малой родине, у 12 (48%) учащихся и у 6 учащихся (24%) – низкий уровень (Приложение 11). Если сравнивать полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, то наблюдается незначительная положительная динамика развития поведенческого компонента любви к малой родине (Рис.8).



Рис. 8. Динамика развития поведенческого компонента любви к родному краю в КГ учащихся

В экспериментальной группе у 9 (36%) учащихся высокий уровень, у 12 (48%) учащихся - средний и у 4 (16%) учащихся – низкий уровень (Приложение 12). В сравнении с результатами на констатирующем этапе наблюдается положительная динамика (Рис. 9)

Рис. 9. Динамика развития поведенческого компонента в ЭГ учащихся

Так же показатели экспериментальной группы на контрольном этапе выше показателей контрольной группы, как показал сравнительный анализ (Рис.10).

Рис. 10. Уровень развития поведенческого компонента на контрольном этапе

Результаты диагностической работы по второму направлению позволяют сделать вывод о том, что предложенные в исследовании педагогические условия действительно положительно влияют на сформированность у учащихся поведенческого компонента любви к родному краю.

Третье направление. Для диагностирования поведенческого компонента любви к родному краю применялся тест «Ты гражданином быть обязан» (приложение3). По результатам проведённой методики у 6 (24%) учащихся контрольной группы высокий уровень, у 11 (44%) - средний и у 8 (32%) – низкий Если сравнивать полученные показатели с показателями констатирующего этапа, то наблюдается незначительная положительная динамика развития эмоционального компонента любви к родному краю (Рис. 11).



Рис. 11. Динамика развития эмоционального компонента любви к родному краю в КГ.

В экспериментальной группе (Приложение 14) высокий уровень диагностирован у 8 (32%) учащихся, 13 (52%) - средний и у 4 (16%) учащихся – низкий. Если сравнить полученные результаты с результатами констатирующего эксперимента, видна положительная динамика развития эмоционального компонента любви к родному краю в экспериментальной группе учащихся (Рис. 12).

Рис.12.Динамика развития эмоционального компонента любви к родному краю в ЭГ.

Сравнительный анализ показателей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента показал, что показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной (Рис. 13).

Рис. 13. Эмоциональный компонент любви к малой родине на контрольном этапе.

Обобщая результаты исследования на контрольном этапе эксперимента любовь к родному краю сформирована в контрольной группе учащихся на высоком уровне в среднем у 6 (24%), на среднем у 12 (48%) учащихся и на низком уровне у 7 (28%). В экспериментальной группе высокий уровень в среднем у 8 (32%) учащихся, средний уровень у 13 (52%) и низкий у 4 (16%) учащихся (Рис.14.).

Рис. 14. Результаты сформированности любви к малой родине на контрольном этапе эксперимента

По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что проведённая работа положительно влияет на формирование любви к родному краю у младших школьников. Процент учащихся с высоким уровнем у группы, в которой реализовывались предложенные педагогические условия, выше, чем в группе, где подобная работа не проводилась.

На протяжении всей исследовательской работы было организовано педагогическое наблюдение. Согласно полученным наблюдениям, можно отметить, что большинство учащихся контрольной группы незначительно расширили свои знания об истории родного края. В экспериментальной же группе учащихся, дети не только отвечают на вопросы об истории Ростовской области, хутора Калинин, но и предлагают темы для работы в данном направлении. Дети адекватно оценивают свои возможности при распределении обязанностей в группах и оценивают свою деятельность положительно, спокойно отмечают промахи и неудачи.

Такой качественный анализ результатов контрольного эксперимента говорит об эффективности педагогических условий, ведь именно в таких условиях происходили на протяжении всего эксперимента положительные изменения в сторону формирования у младших школьников любви к родному краю.

Итак, результаты работа по всем трём направлениям говорят о том, что проведенные исследования положительно влияют на формирование у младших школьников любви к родному краю.

Таким образом, гипотеза о том, что возможно формирование любви к родному краю у младших школьников, в процессе ознакомления с окружающим миром через систему урочных и внеурочных занятий и экскурсий, нашла своё подтверждение.

Заключение

Проблема формирования любви к родному краю достаточно актуальна для всей страны. Как показывает практика дети, чаще всего, не владеют знаниями истории родного края. В результате теоретического исследования были определены основные понятия изучаемой проблемы, такие как любовь к родному краю, патриотизм. Были определенны структурно-функциональные компоненты любви к родному краю, как составляющей патриотизма. и Были выявлены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий) патриотизма. К данным критериям в рамках данного исследования подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика показателей. Констатирующий этап эксперимента лишь подчеркнул необходимость формирования у младших школьников любви к родному краю.

Формирующая часть исследовательской работы строилась на выделенных в ходе теоретического исследования положениях и представляла собой реализацию психолого-педагогических условий по трём направлениям: формирование когнитивного компонента патриотизма; эмоционально-мотивационного и поведенческого.

Практически предложенные условия реализуются в системе урочной и внеурочной деятельности школы без особых затруднений. Дети проявляют активный интерес как к занятиям на уроках, так и внеурочным занятиям, экскурсиям, предложенным в рамках данного исследования. Эффективность выбранных условий подчёркивается результатами контрольного этапа эксперимента.

Итак, цель данного исследования: теоретически и практически доказать, что

для формирования любви к родному краю у младших школьников, необходимо ознакомление с окружающим его миром, достигнута. Гипотеза о том, что формирования любви к родному краю у младших школьников возможно, если ввести четкую систему урочных и внеурочных краеведческих занятий и экскурсий, нашла в ходе исследования своё подтверждение.
Список использованной литературы:

1.Алферов, А. Д. Психология развития школьника: учеб. пособие по психологии / А.Д.Алферов.- Ростов –на- Дону: Феникс, 2006.

2. Барков, А. С. Университетская география и средняя школа / А. С. Барков.- ЭКСМО, 2003



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница