ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР (из опыта работы)
Пышнограй Е.И., Игнатченко М.Е.
МБОУ ДО «ДДТ», Белгородская обл., г. Алексеевка
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, также отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к различному рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения – это необходимые составляющие полноценно развитой и личности.
Игра есть своего рода средство познания ребенком действительности. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Актуальность опыта обусловлена использованием свободных творческих форм детской активности, в том числе и сюжетно-ролевых игр как важного фактора развития ребёнка дошкольного возраста.
Таким образом, возникает противоречие между формированием культуры поведения дошкольников и недостаточным внедрением современных педагогических технологий, способствующих воспитанию культуры поведения. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как с взрослыми, так и со своими сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования культуры поведения дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Длительность работы над опытом делится на три этапа: I этап – начальный (констатирующий); II этап – основной (формирующий); III этап – заключительный (контрольный). На заключительном этапе были подведены итоги. В результате доказано, что успешность выбранных форм и методов использования сюжетно-ролевых игр для формирования культуры поведения положительно влияет на решение обозначенной педагогической проблемы.
В своей работе с детьми автор использует всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения и воспитания в целом (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры и т.п.); проводит с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и т.д. – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач, но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста автор считает сюжетно-ролевые игры.
Их специфика, принципы, на которых строится данный тип игр, характер психологических особенностей детей, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников в процессе игры, и, естественно, воспитывающая направленность привлекла внимание автора и вызвала интерес к этим играм.
Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как создание системного подхода к формированию культуры поведения на основе дополнительной общеразвивающей программы «Этикет для маленьких», учебных занятий и воспитательных мероприятий, комплекса сюжетно-ролевых, словесных и подвижных игр.
Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями обучающихся и педагогами ШРР «Светлячок».
Автором разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания) для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственного игрового поведения в коллективе, навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью. В основу опыта легли идеи Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. Они считали, что культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить.
Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь, условия, в которых живет ребенок и его семья.
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А.М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить..., там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».
Используя разработки С.В. Петериной, автор отмечает, что при воспитании положительных навыков и привычек необходимо придерживаться целостности воспитательного процесса. В сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
Исследования отечественных психологов (А. Леонтьева, Д. Эльконина и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Новизна опыта заключается в создании системного подхода к формированию культуры поведения дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр. Основным методом работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение обучающихся в эту деятельность. Применение данного опыта возможно в условиях дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также в любом образовательном учреждении, в котором есть возможность реализации модели предшкольного образования.
Для планомерной систематической работы автором опыта составлен, разработан и апробирован цикл методик, игр, занятий, где используется комбинация методов и приемов для формирования культуры поведения. Для реализации главной педагогической идеи автором разработана авторская программа «Этикет для маленьких», рассчитанная на 3 года обучения.
Ориентируясь на современные направления инновационной работы, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, автор опыта пришел к выводу, что приемлемым в решении данного вопроса – использование специальных занятий, игр, в которых выделяются три основных компонента – является гибкое планирование тематических разделов, коллективные занятия и индивидуальная работа.
Основными формами образовательного процесса являются сюжетно-ролевые игры, занятия-игры, сказки, репетиции, викторины. Педагогом используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они могли бы полнее раскрыть свой внутренний мир и чувствовать себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Для отслеживания результативности опыта были использованы различные тесты, задания и упражнения, направленные на формирование культуры поведения. На всех этапах обучения проводилась диагностика уровня развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.
В результате проделанной работы по данной теме удалось отследить положительную динамику роста по следующим показателям: развитие нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, предотвращение жестокости, формирование сочувствия, критической оценки и интереса друг к другу.
Все используемые автором методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у обучающихся интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, нестандартно.
Такая работа благоприятно отразилась на качестве усвоения знаний.
Поделитесь с Вашими друзьями: |