Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 413,01 Kb.
страница1/3
Дата20.05.2016
Размер413,01 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи



Сливина Татьяна Анатольевна





ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Красноярск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики профессиональной подготовки

«Института цветных металлов и золота ФГОУ ВПО

Сибирского Федерального Университета»





Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Осипова Светлана Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Игнатова Валентина Владимировна




кандидат педагогических наук, доцент

Михалева Лариса Петровна

Ведущая организация

Иркутский государственный педагогический университет


Защита состоится « » февраля 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.097.02 при ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.


Автореферат разослан « » января 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент ___________ Саволайнен Г.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования

Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что на современном этапе общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.

Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста связано с общепедагогической проблемой поиска условий, технологий, механизмов данного педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы отмечается, что в настоящее время наблюдается неадекватная реакция системы профессионального образования на потребности рынка труда. Это объясняется недостаточной разработанностью теоретических предпосылок и практических рекомендаций по организации и реализации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста. Отдельные аспекты конкурентоспособности как педагогического явления рассматривались рядом ученых. Изучению конкурентоспособности как показателя качества подготовки специалистов посвящены работы Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского, С.Н. Широбокова. В исследованиях О.В. Душкиной, М.Д. Князевой, Н.Н. Машникова, В.А. Оганесова, Н.Э. Пфейфер, В.П. Савиных, М.В. Семеновой, В.А. Фукина рассматривались проблемы развития личности специалиста, ее профессионально значимых качеств, различных способностей и умений, определялась сущность осуществляемых ею видов деятельности. В работах Р.Я. Ахметшина, Н.В. Борисовой, С.А. Борисенко, О.И. Полькиной, Н.В. Фомина разрабатывались базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста в разных областях профессиональной деятельности. В исследовании Л.М. Митиной представлен психологический аспект развития конкурентоспособной личности.

При всей несомненной значимости данных исследований они в недостаточной степени отражают общепедагогические аспекты проблемы формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста.

В силу сложившихся обстоятельств обозначились следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в конкурентоспособном специалисте и недостаточной ориентацией системы образования на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста;

- между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к формированию соответствующих личностных качеств в реально существующем образовательном процессе вуза;

- между необходимостью развивать конкурентоспособную личность будущего специалиста в процессе образования и недостаточной разработанностью научно обоснованных положений по организации и реализации педагогического процесса, способствующего развитию конкурентоспособной личности будущего специалиста в вузе.

Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза? Актуальность и практическая значимость решения данной проблемы послужили основанием выбора темы исследования «Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза».

Объект исследования: образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования:

Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза будет результативным, если данный процесс осуществляется на основе принципов личностно ориентированного образования, и реализуются педагогические условия:



  • обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста;

  • организация профессионально ориентированной проектной деятельности студентов в моделируемой конкурентной среде.

Объект, предмет, цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособной личности специалиста, разработать модель конкурентоспособной личности специалиста.

2. Определить сущность формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, критерии сформированности личностных качеств, разработать модель данного процесса.

3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза и определить этапы этого процесса.

4. Обогатить содержание образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста и реализовать его в образовательном процессе как педагогическое условие.

5. Организовать профессионально ориентированную проектную деятельность студентов в моделируемой конкурентной среде и реализовать ее в образовательном процессе как педагогическое условие.



6. Выявить эффективность педагогических условий формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили личностно ориентированный подход к образованию (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), целостный подход к образовательному процессу (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, П.И. Пидкасистый, С.Д. Смирнов, А.И. Субетто), деятельностный подход к развитию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).

Теоретическую основу исследования составили теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, В.А. Петровский, К.К. Платонов, К. Роджерс), теория и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская), теория личности как субъекта самопознания и саморазвития (А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), теория и методика высшего профессионального образования (А.А. Андреев, Е.П. Белозерцев, М.Т. Громкова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.Э. Касаткина, Б.П. Невзоров, Н.Д. Никандров, Е.Л. Руднева, В.А. Сластенин, А.М. Столяренко, А.И. Таюрский), теоретические положения о развитии личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (В.А. Адольф, П.П. Блонский, Р.П. Жданов, Л.В. Занков, В.В. Игнатова, Г.Ц. Молонов, С.И. Осипова, И.П. Подласый, К.К. Платонов, А.Н. Фалалеев, Г.И. Чижакова, М.И. Шилова), идеи развития конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, Н.В. Борисова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Р.А. Фатхутдинов, Н.В. Фомин, Д.В. Чернилевский).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы, раскрывающей основные аспекты проблемы; изучение и обобщение опыта реализации личностно ориентированного образования; эмпирические методы (беседы, анкетирование); статистические методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их количественный и качественный анализ, графическая интерпретация; анализ деятельности студентов с использованием тестирования, самоанализа, эссе. Осуществлена опытно-экспериментальная работа, сущность которой заключалась в конструировании педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза и моделировании конкурентной среды.

База исследования – Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, студенты, обучающиеся по специальностям: автоматизированные системы обработки информации и управления, информатика и вычислительная техника.

Основные этапы исследования

На первом этапе (2003–2004гг.) – изучалась методологическая психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт, выявлялись проблемы, противоречия существующей системы образования.

На втором этапе (2004–2005гг.) – проводилась опытно-поисковая работа по разработке механизма разрешения противоречий современной системы образования, по выявлению и разработке педагогических условий формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, определялась их сущность и содержание.

На третьем этапе (2005–2006гг.) – реализовывались и исследовались разработанные педагогические условия, создаваемые в образовательном процессе вуза.

На четвертом этапе (2006–2007гг.) – проводился анализ полученных результатов педагогического исследования, их систематизация и обобщение: разрабатывались и внедрялись рекомендации и материалы по проблеме исследования; осуществлялась работа по оформлению диссертации; определялись дальнейшие направления исследования проблемы.

Научная новизна исследования

1. Выявлена сущность и уточнено понятие «конкурентоспособной личности специалиста». Конкурентоспособная личность специалиста – это субъект профессиональной деятельности, обладающий интегральной, динамической, деятельностной характеристикой – конкурентоспособностью, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступающий лидером в условиях конкуренции. Данные характеристики отражены в основных компонентах структуры модели конкурентоспособной личности. Установлено, что конкурентоспособность как интегральное качество личности является внепрофессиональной или надпрофессиональной характеристикой, необходимой каждой личности.

2. Определена сущность формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста как специально организованного педагогического процесса, направленного на формирование конкурентоспособности как личностного качества студента – будущего конкурентоспособного специалиста, посредством самоактуализации его потенциальных возможностей. Разработана педагогическая модель формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста, в структуре которой представлены цель, методологическое основание, базовая идея и ведущие принципы, педагогические условия и средства, этапы формирования и критерии оценки результата этого процесса.

3. Выявлены, теоретически обоснованы и подтверждены в опытно-экспериментальной работе педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в личностно ориентированном образовательном процессе:

- обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста за счет разработки и реализации спецкурса;

- организация проектной деятельности студентов в моделируемой конкурентной среде, посредством жесткого представления условий конкуренции, которое определяет конечный продукт, результативность деятельности в профессионально ориентированном проектировании.

4. Определены этапы формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза:

- мотивационно-ценностный этап, ориентирующий студента на осознание личной значимости формирования качеств конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза;

- деятельностный этап, целью которого является освоение опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту;

- рефлексивно-оценочный этап, направленный на осознание и оценку своих действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность.



Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлена сущность и уточнено понятие «конкурентоспособной личности специалиста», инвариантное относительно вида профессиональной деятельности; разработана модель формирования конкурентоспособной личности специалиста; выявлены и научно обоснованы педагогические условия и этапы формирования конкурентоспособной личности в образовательном процессе вуза, что обогащает теорию педагогической науки в области исследования подходов, направленных на обоснование и реализацию педагогических условий для развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные, опытным путем апробированные педагогические условия и рабочая программа специализированного курса «Конкурентоспособность – путь к успеху» могут быть использованы в работе образовательных учреждений, а также в процессе подготовки и переподготовки преподавателей с целью их ориентации на формирование конкурентоспособной личности специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной разработанностью исходных теоретических положений личностно ориентированного образования (ЛОО), деятельностного подхода к развитию личности; сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования: сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической и методологической литературы, изучения и обобщения опыта реализации ЛОО, адекватных его предмету, целям, задачам, логике; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта; комплексным характером поэтапного педагогического исследования; личным участием исследователя в опытно-экспериментальной работе; статистической обработкой экспериментальных данных, их качественным и количественным анализом; реальной положительной динамикой уровней проявления личностных качеств у студентов, необходимых конкурентоспособному специалисту.

Апробация и внедрение результатов исследования

Диссертационное исследование обсуждалось и получило одобрение на заседаниях межвузовских научных семинаров, проводимых кафедрой «Педагогики профессионального обучения» ИЦМиЗ СФУ, научно-методических семинарах СибГАУ, на международных конференциях в городах: Красноярске (2005г.), Пензе (2007г.), Ростове-на-Дону (2007г.), на Всероссийских конференциях в городах: Красноярске (2001 – 2007гг.), Томске (2006г.), на региональной конференции в г. Красноярске (2006г.). Результаты исследования внедрены в практику образования Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.



На защиту выносятся следующие положения

1. Конкурентоспособная личность специалиста – это субъект профессиональной деятельности, обладающий интегральной, динамической, деятельностной характеристикой – конкурентоспособностью, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступающий лидером в условиях конкуренции.

Функциональная сущность понятия «конкурентоспособной личности специалиста» раскрывается через внепрофессиональные и надпрофессиональные характеристики, необходимые каждой личности.

В структуре модели конкурентоспособной личности будущего специалиста выделяются компоненты: аксиологический, когнитивный и праксиологический. Аксиологический компонент определяет направленность личности, включает в себя внутренние побудительные силы личности – интересы, склонности, установки, взгляды, цели, мотивы, убеждения и др. Когнитивный компонент включает в себя способность к самообразованию, к нестандартному решению задач, к творчеству и инновационной деятельности, к самостоятельному овладению информационными технологиями. Праксиологический – представлен личностными качествами, определяющими поведение участников конкуренции такими, как коммуникативность (способность вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать в команде), способность к разумному риску на основе эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости, ответственность за принятое решение, способность к лидерству, к достижению успеха (целеустремленность, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий), способность к самооценке, умение презентовать себя и результаты своего труда, способность быстро овладевать новыми видами деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся ситуациям.

2. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста представляет собой специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование личностных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту.

Критериями оценки данного процесса выступает сформированность у студентов личностных качеств таких, как ценностные ориентации на профессиональную деятельность; потребность в достижении успеха; способность к самооценке, к саморазвитию, к самосовершенствованию; способность адаптироваться к новым условиям; умение презентовать себя и результаты своего труда; коммуникативность; способность к разумному риску; способность к творчеству и инновационной деятельности; умение видеть перспективу, прогнозировать свое развитие.

Педагогическая модель формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, построенная на методологии личностно-деятельностного подхода к развитию личности, ее индивидуальных особенностей в совместной деятельности участников этого процесса, определяет цель, педагогические условия, средства, этапы формирования конкурентоспособной личности и критерии оценки результата этого процесса.

3. Формированию конкурентоспособной личности специалиста способствует условие – обогащение содержания образования учебным материалом, осуществляемое за счет разработки и реализации спецкурса «Конкурентоспособность – путь к успеху», включающего разделы: требования современного рынка к специалистам; лидерство, самопрезентация, разумный риск.

4. Формированию конкурентоспособной личности специалиста способствует условие – организация проектной деятельности студентов в моделируемой конкурентной среде, посредством жесткого представления условий конкуренции, которое определяет конечный продукт, результативность деятельности, организационные условия профессионально ориентированного проектирования.

5. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста осуществляется поэтапно:

- мотивационно-ценностный этап ориентирует студента на осознание личной значимости формирования личностных качеств конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза;

- деятельностный этап представляет собой освоение опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту;

- рефлексивно-оценочный этап направлен на осознание и оценку своих действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и включает 12 таблиц, 12 рисунков. Список использованных источников составляет 226 наименований, в том числе 10 иностранных. В приложении представлена копия акта о внедрении, подтверждающего практическую значимость работы.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы исследования, степень ее научной разработанности; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвигается гипотеза; характеризуются методологические и теоретические предпосылки, методы исследования, этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза» представлено теоретическое обобщение состояния проблемы исследования в педагогике высшей школы.

В первом параграфе «Конкурентоспособная личность специалиста как психолого-педагогический феномен» уточняется понятийно-категориальный аппарат в соответствии с целями и задачами исследования и выявляется сущность понятия «конкурентоспособной личности специалиста» как феномена, предлагается модель конкурентоспособной личности специалиста.

Выявление сущности понятия «конкурентоспособной личности специалиста» потребовало уточнения таких понятий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность» и «конкурентоспособный специалист». В результате анализа названных понятий, исследованных разными авторами (В.И. Андреев, М.В. Маракулина, Б.Д. Парыгин, М.И. Соколова, С.Г. Светуньков, Р.А. Фатхутдинов, С. Фокин, Д.В. Чернилевский и др.), было установлено, что

1) конкуренция, представляющая собой процесс борьбы, соперничества, состязания за максимальное увеличение собственных преимуществ в обладании ограниченными благами, выступает движущей силой развития субъектов, участвующих в процессе и сопровождается их взаимным развитием, изменением их поведения, деятельности, отношений, установок;

2) конкурентоспособность – это комплексная деятельностная характеристика конкурирующего субъекта (объекта), выражающаяся в способности отвечать потребностям рынка труда. Конкурентоспособность может проявляться только в конкуренции.

3) конкурентоспособность личности это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности, определяющих ее способность осуществлять определенную деятельность эффективнее других, выгодно отличающая его от других участников конкуренции.

Наряду с понятием «конкурентоспособная личность» в педагогику прочно вошло понятие «конкурентоспособный специалист». Авторы (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, С.А. Борисенко, Н.В. Борисова, О.В. Душкина, Э.Ф. Зеер, Н.В. Матяш, В.А. Оганесов, О.И. Полькина, Н.Э. Пфейфер, М.В. Семенова, С.М. Широбоков, Н.В. Фомин, Д.В. Чернилевский и др.), исследовавшие это понятие, раскрывают его через многообразие личностных качеств, характеризующих данный феномен. Это объясняется различными подходами авторов к толкованию понятия конкурентоспособного специалиста и рассмотрением его относительно различных областей профессиональной деятельности (учителя, специалиста в торгово-экономической сфере, военного летчика). Исследований, касающихся формирования конкурентоспособного специалиста технического вуза (инженера), нами не обнаружено. Анализ различных подходов к толкованию понятия конкурентоспособного специалиста позволил сделать вывод, что конкурентоспособный специалист – это прежде всего личность, субъект профессиональной деятельности. Многие ученые (Р.Я. Ахметшин, Н.В. Борисова, О.В. Душкина, В.А. Оганесов, О.И. Полькина) в своих исследованиях определяли модель конкурентоспособного специалиста, представляя двух-, трех-, четырех-компонентные структуры этой модели с различным содержательным наполнением ее компонентов.

В результате проведенного анализа синтезировано понятие конкурентоспособной личности специалиста, с учетом которого разработана модель конкурентоспособной личности специалиста, представленная в единстве трех компонентов – аксиологического, когнитивного, праксиологического и выделены личностные качества, соответствующие этим компонентам.

В разработанной модели конкурентоспособной личности специалиста представлены качества личности, инвариантные относительно вида профессиональной деятельности, такие как: способность адаптироваться к новым условиям, адекватно вести себя в деятельности и общении, ценностные ориентации, способность к разумному риску на основе эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости; коммуникативность; способность к достижению успеха (целеустремленность, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий); способность к самообразованию, самооценке; умение презентовать себя и результаты своего труда, способность к творчеству и инновационной деятельности, способность быстро овладевать новыми видами деятельности.

В результате проведенного анализа различных подходов к понятию конкурентоспособного специалиста в психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных авторов и в соответствии с задачами нашего исследования уточнено понятие «конкурентоспособная личность специалиста – это субъект профессиональной деятельности, обладающий интегральной, динамической, деятельностной характеристикой - конкурентоспособностью, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступающий лидером в условиях конкуренции».

Функциональная сущность понятия «конкурентоспособная личность специалиста» раскрывает те индивидуальные характеристики человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности, обеспечивающих ему преимущества перед другими в профессиональном плане в условиях конкуренции.

Сравнение характеристик самоактуализирующейся личности (А. Маслоу, К. Роджерс) и характеристик конкурентоспособной личности специалиста (В.И. Андреев, С.А. Борисенко, Л.М. Митина) дает возможность считать конкурентоспособную личность специалиста самоактуализирующейся личностью, для которой характерно стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, наличие потребности в успешной деятельности, в признании, уважении, в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.


Каталог: upload -> documents -> old
old -> Халимова надежда михайловна педагогическая система управления качеством
old -> Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Концепция педагогической практики
old -> Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
old -> О. Г. Софронова инновационное обучение профсоюзного актива
old -> Концепция и программа обновления содержания и организации педагогической практики студентов в красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева
old -> Реализация индивидуального подхода в обучении студентов физике в условиях информационной среды 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
old -> Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре Н. И. Виталева педагог-психолог


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница