Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности



Скачать 265.13 Kb.
Дата16.02.2016
Размер265.13 Kb.
ТипРеферат





Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности


Итоговая работа по инвариантному блоку

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила: педагог дополнительного образования

Монина Елена Алексеевна



Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности…………………………………………………………………….4

1.1. Понятие коммуникативной компетентности……………………………..4

1.2. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7

Глава 2. Коллективная творческая деятельность, как средство формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников…………………………………………………………………..12

2.1. Коллективная форма, виды и этапы организации занятий по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками……………..12

2.2. Примеры коллективного творчества детей старшего дошкольного возраста в школе раннего развития «Гармония»…………………………….18

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….24

Приложение…………………………………………………………………… 27


Введение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми зачастую не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит, приводит к нежелательным последствиям. Нередко можно слышать жалобы на сложные отношения дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности. Старший дошкольник не всегда адекватно может выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта.

Тем не менее, именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными способностями. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные виды изобразительной деятельности. Одна из форм проведения занятий – коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период.



Целью данной работы является исследование возможности формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности, посредством коллективной формы работы.

Задачи:

  1. Охарактеризовать уровень развития коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, на основе научной литературы.

  1. Рассмотреть содержание и формы, этапы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников, посредством коллективной творческой деятельности.

  2. Проанализировать методы, условия, пути формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников, посредством коллективной творческой деятельности.

  3. Определить эффективность коллективных творческих занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

    1. Понятие коммуникативной компетентности.

«Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность» отмечает Смирнова Е.А.(2,с.56). В процессе общения проявляются, развиваются и формируются личностные качества субъекта. Предпосылки коммуникативной компетентности зарождаются еще в дошкольном детстве. К 6-7 годам у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Рассмотрим подробнее понятие коммуникативной компетентности. Компетентность коммуникативная (лат. competens — надлежащий, способный) — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия (11, с.18)

Коммуникативная компетентность безусловно является основой практической деятельности человека в любой сфере жизни. Ученые рассматривали данную проблему в разных аспектах. Компоненты коммуникативной компетентности рассматривали Ю.Н.Емельянов, Ю.М.Жуков (11, с.34), выделяя познавательный компонент. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, как наиболее важную и сложную составляющую, изучали В.А.Сластенин и М.И. Дъяченко выделили следующие её компоненты: когнитивный , ценностно-смысловой , личностный , эмоциональный ,поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее: содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них (2,с. 115).

Коммуникативный процесс строится по определенной модели. Можно отметить, что разница между элементами этих моделей не существенна. Модель Г. Лассуэлла:

Кто? Передает сообщение – коммуникатор.

Что? Передается – сообщение (текст).

Как? Осуществляется передача – канал.

Кому? Направлено сообщение – аудитория.

С каким эффектом?Эффективность.(12,с. 65).

По мнению В.А.Сластенин и М.И. Дъяченко модель строится из следующих элементов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия, речевое сообщение(24, с. 121).

Обращаясь к понятию «коммуникативная компетентность» отметим, что для построения эффективного коммуникативного действия необходимо обладать некоторой совокупностью знаний и умений. Петровская Л.А. в работе «Компетентность в общении» сделала вывод, что коммуникативная компетентность включает в себя умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:


  • определять цели коммуникации

  • оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров)

  • выбирать адекватные стратегии коммуникации

  • быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения

Г.М. Андреева в своей работе «Социальная психология» указывает, что коммуникативное общение обеспечивается владением комплексом умений: межличностная коммуникация (использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации); межличностное взаимодействие (способность к установлению обратной связи); межличностное восприятие ( умение слышать собеседника, воспринимать его позицию, умение включаться в общение).

Опираясь на разных авторов, выделим основные навыки, необходимые для коммуникативного взаимодействия:



  • умение четко выражать мысли (как устно, так и письменно);

  • умение грамотно выстраивать речь (как устную, так и письменную);

  • умение расположить к себе собеседника;

  • умение слушать собеседника и принимать его позицию;

  • неконфликтность;

  • умения поддерживать долгосрочные контакты;

  • знание этикета;

  • умение прогнозировать «ход» общения;

Таким образом, коммуникативная компетентность имеет определенную модель, по которой строится общение; компоненты, рассмотренные исследователями с разных подходов; навыки, необходимые для успешного формирования процесса общения; способствует формированию и развитию базовых свойств личности.

1.2. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Изучив особенности развития старшего дошкольника, можно с уверенностью сказать, что к 6-7 годам у ребенка возрастает интерес к личности сверстника . Кроме того, ученые, обращаясь к этой проблеме, указывают на особое место сверстника в жизни дошкольника.

Ж. Пиаже еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка так же признается большинством психологов. Особенно подчеркивается значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Смирнова Е.О. и Залысина И.А. в статье « Исследование общения дошкольников со сверстниками» выделяют позиции следующих исследователей: У.Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок указывает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Л. Ли полагает, что сверстники учат прежде всего межличностному пониманию, побуждая адаптировать свое поведение к чужим стратегиям (28, с.32).

Отечественный психолог Выготский Л.С. (4, с.112), отмечает, что именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Действительно, к 6-7 годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Умение видеть в партнере его желания, предпочтения, настроения. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. 6-летние мальчики могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому, защищать или оправдывать его. Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста появляются первые ростки настоящей дружбы. Большинство из рассмотренных нами авторов сходятся на том, что решающую роль в возникновении у детей способности утешать, помогать, сочувствовать играют сверстники (60 % актов помощи и сочувствия адресовано сверстнику, 40 % — взрослому). Существует так же мнение, что взрослый подавляет ребенка авторитетом, поэтому отношения со сверстником более естественны. Тем не менее исследования последних лет Лисиной М.И. (22, с.154) показывают, что при дефиците общения со взрослым в первую очередь страдает сфера общения со сверстником. «Поскольку дети не способны до конца осознать переживаний другого ребенка, открыть их поможет только взрослый, помогая освоить способ выхода из конфликта» - отмечает Р.Снайдер (28, с 36). Именно взрослый обучает ребенка коммуникативным навыков

Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью заставляет задуматься о создании оптимальных условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка как субъекта общения и субъекта продуктивной деятельности. «В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на восприятие искусства и на творческую деятельность в процессе работы над изображением, по поводу его содержания, качества, результатов», - отмечает В.И.Логинова (8).

Учитывая психологические особенности, коммуникативные и изобразительные навыки детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативной компетентности на занятиях изобразительной деятельности целесообразно применить коллективные формы работы.

Активными пропагандистами метода коллективного творчества были педагоги-экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, и др. В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что в процессе коллективных занятий каждый становится источником знаний для других участников. Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

В коллективной деятельности дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. «Конечно, детям легче организоваться для совместной игры на интересующую их тему, чем для общей работы по рисованию. Совместные действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки отношений в процессе выполнения », - отмечает Кулагина И.Ю. (16, с.56). При правильной организации со стороны взрослого выполнение совместных творческих задач может быть очень успешным. За счет растущей способности к произвольности коллективная деятельность дошкольников становиться организованной. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты (В.И.Логинова, 8).

Для старшего дошкольника, если его социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного общения. Они уже в достаточной мере обладают навыками общения и знаниями нравственных норм, действующих при взаимоотношениях людей друг с другом. Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:


  • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;

  • контактная — готовность к приему и передаче информации;

  • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;

  • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

  • В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

  • общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

  • неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

  • гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;

  • доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

На основе вышесказанного можно выделить компоненты, способствующие благоприятному развитию коллективных взаимоотношений дошкольников: доброжелательность, общительность, гуманное отношение к сверстникам, умение коллективно планировать деятельность, культура общения, сотрудничество.

Глава 2. Коллективная творческая деятельность, как средство формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников

2.1. Коллективная форма, виды и этапы организации занятий по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками

В связи с этим решение задач формирования коллективных взаимоотношений неразрывно связано с осуществлением



  • дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе

  • воспитания культуры общения (освоение правил вежливости по отношению к сверстникам)

  • организованного поведения (умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели).

Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать этапы:

1.Сообщение детям темы, цели, мотивация деятельности.

2. Обсуждение с детьми общего плана работы, цветового решения, материалов и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками.

3.Творческая художественная деятельность (может быть индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная).

4. Совместный поиск способов решения композиции.

5. Подведение итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, любование ,обыгрывание.


Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

Можно выделить несколько форм таких занятий:

Первый – наиболее простой, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т.д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Взрослому необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

- Изготовление художественных панно и макетов;

- Выполнение подарочных плакатов;

-Изготовление атрибутов к совместным играм;

- Иллюстрирование сказок и рассказов;

- Художественное оформление выставок;

- Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

- Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

- Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

- Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.
2.2. Примеры коллективного творчества детей старшего дошкольного возраста в школе раннего развития «Гармония»
В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ. Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в кабинете, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка, сделать что-то дома вместе с родителями и дополнить композицию. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции.

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то, что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга: «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу. И это вызывает у всех море радости и восторга. Например, в преддверии нового года мы лепим все вместе елочные игрушки из соленого теста. Это очень увлекательное действо. Родители радуются иногда больше чем дети.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример: «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:


  • работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;




  • договариваться о совместной работе, ее содержании

  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

  • рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей. У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и, соответственно, наиболее используемым в практике, являются работы, созданные по принципу «Закончи картину». Причём, этот приём прекрасно «играет» во всех возрастных группах. Усложняются темы, материалы, технические задачи… Но есть общее: здесь, как правило, детям даётся основа в виде фона будущей композиции, выполненная взрослым или одним из детей, и далее всем участникам процесса предлагается всем вместе художественно завершить её. Таким образом, есть мотивация – есть творческий процесс, в ходе которого решаются конкретные образовательные, развивающие… задачи.

И ещё один интересный момент… Одна девочка у нас сочинила сказку. Так вот, излагаю в общих чертах: Рисование и Аппликация – это королевы, которые могут прекрасно обходиться друг без друга, но иногда, если они захотят нам это позволить – чудесным образом объединяются друг с другом, давая нам возможность творить, играть и радоваться коллективному творческому результату, в котором кроме детей и взрослого ещё участвуют двое… Это я к тому, что далее пойдёт рассказ о творческом союзе этих двух королев.

В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества? Напоминаю, мы говорим о варианте «Закончи картину». Конечно, во время организации интегрированных НОД, где художественная деятельность становится логическим, ярким его завершением. Например, коллективная работа по теме «Зимние забавы».

Причём, основа будущей картины - зимний пейзаж - сам является не только фоном для последующей работы, а может послужить до этого ещё и прекрасным дидактическим пособием, по которому интересно выполнить несколько заданий (речевой, познавательной и др. направленности) типа:

- Как называют спортсменов, катающихся по лыжне? На льду?.

- Где можно разместить детей в коньках? На лыжах? Со снежками?.

- В какой части картины расположен каток? Ну, и т. д…

Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с задачей изображения людей…

Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами. (приложения в фотографиях)

Подобный вариант использования коллективной творческой работы по теме «Космос», где дети после беседы рисуют на небольших листах А5 (или ещё меньше) космический корабль или другие объекты, подходящие по тематике содержания. Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию. Большие дети любят передвигать детали, обсуждая, что от этого меняется в картине…

Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно. Это тема «Город». Например, можно «разделить» работу: для мальчиков и для девочек. Можно все «задать задачу» рисовать транспорт, но одним достаются легковые машины, а другим – грузовые или специальные. Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности. Потом идёт активное обсуждение, где какие машины…

Подобный вариант может решаться в разных темах: «Военный парад на главной городской площади», «Парад самолётов в небе», «Подводный мир»… Идём далее… Это коллективная работа с традиционной перед праздником задачей: коллективное поздравление от детей группы для родителей. Думаю, подобный вариант пасхальной темы есть в «художественной копилке» у многих . Причём, он прекрасно подходит и для маленьких, и для больших…

А это ещё один поздравительный вариант коллективного творчества, связанный с днём святого Валентина, хотя он вполне может подойти и для дня рождения. Здесь ставилась конкретная художественная задача создания завершённой красивой картины, которую надо разместить в этой рамке…

Для воплощения данной темы дети были объединены в несколько подгрупп. Здесь помимо основных «сердечных» элементов ребятами были использованы и дополнительно созданные элементы растительного декора. Работа в мини-группах очень нравится детям. И всегда интересно наблюдать за рождением картины внутри такого «творческого состава», ведь здесь реально встают вопросы преимущества своего «Я», которые надо как-то подружить с преимуществами другого не менее «Я». Это мы рисовали картины в парах на тему «Дрессировщик».

К сожалению, у меня нет фото моментов рисования. Могу лишь рассказать. Два ребёнка рисуют одновременно на одном большом листе А3 одну тему. Но как они будут её решать? Кто будет рисовать дрессировщика, а кто животное? Или, может быть, по замыслу дрессировщиков будет два? В общем, это по-настоящему и сложная, и интересная работа. Поэтому, её лучше «не усложнять» краской, а дать более простой в работе изоматериал.

Можно ещё много говорить об этой увлекательной теме – коллективное творчество. Здесь я затронула лишь одно очень узкое его направление «Закончи картину» и, кроме того, показала интересное соединение двух видов художественной детской деятельности - рисунка и аппликации, прекрасно дополняющих друг друга. А сколько ещё интересных и увлекательных направлений в этой области…

Очень интересными и увлекательными получаются коллективные работы по лепке, где применяется природный и бросовый материалы. Так например,мы создаем картины на тему «Подводное царство», На лесной полянке», «День рождение Мухи-Цокотухи» «Паровозик из Ромашково» и др.

Заключение:

Итак, проанализировав всю проделанную работу (научную литературу, практические примеры) можно сделать вывод, что человек живет в социуме, является его неотъемлемой частью. От его контактности во многом зависит как он сможет самореализоваться, найти свое место в обществе, проявить свою индивидуальность, оказаться успешным и полезным для общества. Дети, с разными характерами, склонностями, способностями и привычками, нередко испытывают проблемы в общении со сверстниками. Неумение понять, встать на позицию другого, принять и уважать интересы партнера, эгоцентризм не позволяют налаживать позитивные контакты. Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми, формированию его коммуникативной компетенции. Изобразительная деятельность может стать сплочением детского коллектива, развитием индивидуальности каждого ребенка, успешной социализацияей, расширением и укреплением сотрудничества между педагогами и родителями.



Список литературы:

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы, // Дошкольное воспитание. 1998. - № 6 - 86 – 89

Научная библиотека диссертацийиавторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-i- navykov-u-detei-doshkolnykh-uchrezhdenii-sredstvami-n#ixzz3LKjLblvs

  1. Андреева Г.М. Социальная психология DOCУчебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

  2. Бакушинский А.В. Искусство детей [Текст] / А.В. Бакушинский // Искусство детей / Под ред. О.М. Бескина. – СПб.: Питер, 2005. - С.11-26.

  3. Бирина Н.М. Приемы руководства самостоятельной коллективной изобразительной деятельностью детей в старшей и подготовительной группах детского сада [Текст]

  4. Бирина Н. М. // Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара. - М., 2007. - С.13-14.

  5. Блащук Л.А. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Блащук, Т. г. Казакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С.45-47.

  6. Васильева Е.И. Воспитание коллективизма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст]

  7. Васильева Е. И. Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Ученые записки МГПИ / Отв. ред. А.В. Суровцева. - М.: Изд. МГУ, 2003. - С.56-85.

  8. Выготский Л. С Собр.соч.: В 6 т. - М., 1983.-Т. 3.-С. 27

  9. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

  10. Демьяненко М. Я., Лазаренко К. А., Кислая С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс.

  11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника DOC М. , 1996 г., гл. 1-3, стр. 8-12

  12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. - 168 с.

  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998

  14. Казакова, Т.Г. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности / Т.Г. Казакова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 3. - С.11-14.

  15. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей – М., 1998

  16. Кушнир Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество.

  17. Лассуэлл Г. сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 11-20

  18. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст]

  19. Ледовских Н.К. Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-Издательство: Сфера 7

  20. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с

  21. Лисина М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет. В сб.: Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. Т.Н. М. 1970

  22. Неменский, Б.М. Мудрость красоты Год: 1981Издание: М.: Просвещение

  23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.

  24. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. — М.: Педагогика. 1974. — 228 с. (Научно — исслед. ин-т психологии Апн СССР).

  25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]

  26. Смирнова Е.О. В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126

  27. Смирнова Е. О., Залысина И. А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 31—37...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP021988/Sio-167.htm]

  28. Турро И.Н «Коллективные работы учащихся по рисованию» М.,1995,Л.

Приложение.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница