Формирование интонационной культуры на основе жанровых и стилевых особенностей музыкальных произведений



Скачать 35.26 Kb.
Дата14.02.2016
Размер35.26 Kb.
Формирование интонационной культуры на основе жанровых и стилевых особенностей музыкальных произведений

Интонационный анализ является способом освоения музыкальных произведений. Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим. Под историко-стилевыми закономерностями понимаются:

1. Осознание места данного произведения в контексте музыкальной культуры той или иной эпохи;

2.Выявление роли данного сочинения в эволюции творчества композитора;

3.Определение смысловой сущности содержательных особенностей стиля анализируемого сочинения с позиции понимания музыки как искусства «интонируемого смысла».[16]

Формирование интонационной культуры на основе стилевых и жанровых особенностей музыкальных произведений позволяет вырабатывать умения обобщать, сравнивать, систематизировать, актуализировать музыкально-исторические знания, а главное, формировать более глубокое понимание сущности музыкально-исторических процессов. Это всё непосредственно влияет и на исполнение произведений.

И.Б. Эдуардова пишет: «Интонационный анализ выступает как способ разбора произведения, направленный на всестороннее рассмотрение интонационной системы сочинения: «интонационных единиц стиля», их взаимодействия, «переинтонирования» и т.д., в глубокой взаимосвязи с воплощенным композитором смыслом». По ее мнению, интонационный анализ требует неизбежно детального рассмотрения системы музыкальных образов, вместе с тем нацелен на раскрытие стилевых особенностей творчества того или иного композитора, постижение музыкально-исторических закономерностей, выявление «интонационно-смысловых единиц стиля». Однако интонационный анализ в подготовке музыкантов не получил до настоящего времени должной разработки и применения.

Интонационный анализ предполагает целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, дифференциацию интонационного строя музыкального произведения для осмысления системы его образов, оперирование музыкально-смысловыми представлениями: звуковысотными, ритмическими, темповыми, тембровыми и т.д. По нашему мнению, эти аспекты должны находить свое отражение в практической деятельности педагога при обучении учащихся в классе баяна ДМШ.



Заключение

Исследование заявленной темы позволило сделать ряд выводов.

1. Интонационная культура является одним из важнейших компонентов в развитии музыкально образованной личности. Особенно большое значение данный компонент имеет для музыкантов-профессионалов.

2. Несмотря на значительный опыт, накопленный в сфере музыкального интонирования, артикуляции, обучения им, проблема формирования интонационной культуры заслуживает постановки ее в один ряд с важнейшими музыкально-исполнительскими проблемами современности.

3. В практике обучения игре на темперированных музыкальных инструментах (баяне, аккордеоне, фортепиано) в образовательных учреждениях различного уровня – и особенно в ДМШ - проблеме формирования интонационной культуры не уделяется необходимого внимания.

4. Формирование интонационной культуры возможно на основе внедрения разработанной модели. Следует особо заметить, что реализация модели не вписывается в рамки традиционной методики, требует совершенно иной организации учебного процесса в специальном классе ДМШ и рассчитано на авторскую методику, что в целом соответствует современным представлениям о структуре и особенностям современного образовательного процесса в ДМШ.

Таким образом, можно заключить, что формирование интонационной культуры является одной из актуальных проблем обучения на баяне в ДМШ.
Список использованных источников

1. Арнольдов А.И. Предисловие к кн. Культура, человек и картина мира.

М.: Наука, 1987 , с.3-20.

2. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Москва: «Музыка», 1971.

3. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т . 1. Слух Глинки . М ., 1952.

4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. —

М.: Медицина, 1987. С. 25.

5. Брызгунова Е.А. Интонация / Е.А. Брызгунова // Русская грамматика. — Т. 1. - М., 1963.-306 с.

6. Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. 2005. № 5. С. 101–109.

7. Дудина А. В. Развитие навыков артикуляции и интонации при обучении

игре на баяне в ДМШ / А. В. Дудина // Известия Уральского

государственного университета. – 2010.

8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001.

9. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.

10. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. Владос, |

2005.

11. Медушевский. Интонационная форма музыки. Москва: «Композитор»,1993.- 268 с.



12. Микова З. М. (zulfiamikova). pedsovet.su/load

13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов// Избранные.



14. Леденев В.И. Интонирование на баяне

15. Эдуардова, И. Б. Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевыхзакономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. :М., 2002.  
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница