Формирование информационной компетенции на уроках математики



Скачать 86.04 Kb.
Дата15.02.2016
Размер86.04 Kb.
Формирование информационной компетенции

на уроках математики.

Матвеева Ольга Валентиновна

учитель математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»



Китайская мудрость гласит:

«я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю».

В настоящее время сложилась такая ситуация, что ученик должен не просто получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Понятно, что прежними традиционными методами обучения эти задачи не решить. Передо мной, как учителем  математики, встала проблема необходимости использования таких  систем методов и форм обучения предмету, которые бы позволили выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям, получить не просто отдельные друг от друга знания, умения и навыки, а овладеть ими в комплексе и использовать их на практике, в деятельности. Одним из условий решения сформулированных задач, я вижу в формировании ключевых образовательных компетенций.

Мы живем в информационном обществе, поток информации растет большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому каждый ученик, в силу своих способностей, должен:

- уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое;

- ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;

- уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

- творчески преобразовывать, сохранять и передавать найденную информацию;

- уметь использовать программные средства, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности.

Решение всех данных задач, я вижу, в развитии и формировании у учащихся информационной компетенции. Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, является одним из приоритетов общего образования и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ, синтез, сравнение и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. При анализе исследований PISA было установлено, что российские школьники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез, отсюда вывод – информационная компетентность у учащихся сформирована недостаточно хорошо.

Таким образом, цель моего профессионального развития – создание условий для формирования информационной компетенции учащихся на уроках математики. Какие приемы, формы, методы я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности по формированию информационной компетентности учащихся:


  1. Метод проектов. Задачи проекторной деятельности – развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, формулировать, анализировать необходимую для решения проблемы информацию, решать задачи практического содержания, связывать их с реальными ситуациями в жизни.

Проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают исследовательские и рефлексивные навыки, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, нацелены на развитие познавательного интереса, расширяют кругозор и реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Проекты учащиеся начинают выполнять с 5 класса. Сначала это небольшие (мини-проекты), темы этих проектов связаны с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. Например: «Геометрия вокруг нас», «Диаграммы», «Проценты в современной жизни», «Признаки делимости», «Удивительный мир чисел» и др.

В старших классах учащиеся работают над крупными проектами, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике, с приложениями математики в науке и практике. Примерами могут служить проекты по следующим темам: «Доказательства теоремы Пифагора», «Кусочно-линейная функция», «Арифметическая и геометрическая прогрессии на практике и в жизни», «Площади фигур», «Правильные многоугольники в природе», «Это загадочное число пи» и др.

Проект – это информационный продукт, созданный учащимся, или группой учеников под руководством учителя, который и становится показателем информационной компетентности школьника.



Проектная деятельность, как никакая другая способствует формированию устойчивых навыков самостоятельной работы с большими объемами информации и развитию информационной культуры личности.


  1. Одним из способов формирования информационной компетенции является организация деятельности учащихся при работе с учебником. В век информационных технологий учебник становится не только носителем новой информации, но и средством, организующим образовательную деятельность учащихся. Дидактическая функция учебника позволяет вести систематическую работу на всех этапах обучения. При этом главная роль в процессе обучения на моих уроках отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы.

Сама по себе работа с учебником не является нововведением. Инновационность здесь заключается в нетрадиционных подходах к изучению текста учебника, какие приемы работы с учебником я использую на своих уроках:

    • Отсроченная отгадка (в начале урока сообщается удивительный факт, объяснение которого скрыто в тексте учебника).

    • Много лишнего (учащимся задается вопрос: «о чем было рассказано при объяснении материала, и этого нет в тексте учебника. На сколько это важно знать?»).

    • Составляй и действуй (по прочитанному тексту учащиеся должны составить алгоритм действия или по тексту учебника составить таблицу, схему; построить график, чертеж).

    • Задай вопрос (провоцируется ситуация, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новым понятиям; удачно составленный вопрос – наполовину полученный ответ).

    • Оцени текст (какие основные понятия раскрываются в тексте; на что необходимо обратить внимание, что нужно выучить и запомнить, какой раздел параграфа основной и почему; в каком месте параграфа можно найти ответ на вопрос …).

    • Читай и делай (учащиеся читают текст по частям и одновременно выполняют упражнение, в данном случае запоминание происходит особенно продуктивно).

    • Составь задание (по тексту учебника нужно составить математический диктант, тест, кроссворд).

    • Действуй сам (учащийся использует учебник для организации работы по решению задач, при выполнении домашнего задания учащийся сталкивается с проблемой, которую он сможет решить, прочитав параграф учебника и найдя там алгоритм решения).

В результате учебник выступает как эффективное средство изучения, закрепления изложенного материала, активизации умственной деятельности учащихся и играет особую роль в формировании информационной компетенции учащихся.


  1. Обучение математики немыслимо без решения задач и от того, какие задачи решаются, зависят образовательные результаты. На своих уроках я как можно больше стараюсь использовать задания следующего содержания:

    • Задачи с избытком информации, в таких заданиях требуется отличить значимую информацию от «шума».

    • Задачи с недостатком информации, в таких заданиях требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить, возможность использования дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

    • Компетентностно-ориентированные задания, на мой взгляд, именно такие задания позволяют сформировать умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Компетентностно-ориентированные задания организуют, деятельность учащегося «я делаю – я усваиваю». Проблема состоит в том, что такого рода заданий в учебниках практически нет. При этом в экзаменационных работах, используемых для итоговой аттестации учащихся 9,11 классов, их становится все больше и больше, поэтому приходится использовать другие учебные пособия, искать задачи в Интернете, составлять самой или дорабатывать до компетентностно-ориентированных задания учебника.

Вследствие использования на уроках таких заданий у учащихся повышается математическая грамотность, формируются ключевые компетенции, в том числе и информационная, накапливается жизненный опыт, повышается познавательный интерес.


  1. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных технологий в обучении «своей» дисциплины и должен воспитывать у учащихся потребность применять эти технологии на практике. Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий: использование в своей учебной деятельности стандартного программного обеспечения, технических устройств.

В своей работе я достаточно часто предлагаю школьникам задания по оформлению и представлению материалов с использованием ИКТ. В целях закрепления и обобщения материала учащиеся создают компьютерные презентации в программе «Power Point», оформляют буклеты со справочной информацией в программе «Microsoft Publisher», создают кроссворды, тесты в программе «Excel», пользуются математическими программами. При выполнении данных работ проявляются творческие способности учащихся, их фантазия, глубина мышления, формируется информационная компетентность.


  1. Использование на уроке Интернет-ресурсов. Присутствие Интернета на уроке – не самоцель. Интернет – это источник дополнительной и актуальной информации, используя которую возможно сделать процесс обучения более эффективным. Ведь в Интернете можно найти информацию, которой иногда так не хватает на уроке. У меня есть возможность постоянно проводить уроки математики в компьютерном классе, поэтому нельзя не воспользоваться такой ситуацией и включить возможности Интернет в деятельность учащихся. Интернет-минутки – так я называю фрагменты урока, когда учащиеся работают с ресурсами Интернет, это происходит как в непосредственном доступе так и с опосредованным.

Использование ресурсов Интернета в качестве:

    • поиска необходимой информации;

    • просмотра решения заданий;

    • самостоятельного изучения новой темы;

    • контроля знаний и т.д

является новой, увлекательной для учащихся формой учебной работы.

Сегодняшним школьникам предстоит жить в новом информационном обществе, поэтому очень важно сформировать у них умение общаться с практически безграничными ресурсами компьютерной сети.



Применение Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, позволяет использовать более обширную информацию, сделать урок интересны, насыщенным, качественным, результативным. Применение Интернет технологий открывает перспективное направление в обучении, но я считаю, что слишком этим увлекаться не стоит и соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».
Считаю, что используемые мною технологии, методы и приемы формирования информационной компетенции у учащихся эффективны, способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества математического образования, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.

В своей педагогической деятельности я постоянно поддерживаюсь мнения Г.С.Батищева: «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница