Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя



Скачать 207.69 Kb.
Дата21.05.2016
Размер207.69 Kb.
Коняева Ольга Владимировна, директор

Дубская Оксана Анатольевна, зам. директора по НМР

МОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа»
Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя
Современные реалии выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к. компетентность личности:


  • во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;

  • во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”);

  • в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.) [2].

Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [4].

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в моделировании образовательного процесса, в преобразовании учебной информации, прослеживании учебных продвижений учащихся, в разработке новых технологий обучения и предметных методик. Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты (диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках и т.п.). Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Культурологический подход к формированию личности учителя напрямую связан с информационной компетентностью. Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские системы, методики, технологии [3].

Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, то ее можно считать составляющей более широкого понятия — информационной культуры учителя.

Исходя из социального заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель обладает информационной культурой, если он:


  • умеет организовать поиск образовательной информации по предмету на автономном компьютере и в сети Интернет;

  • умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;

  • знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные МО РФ пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий  по учебному предмету и имеет представление об эффективности  применения их в учебном процессе;

  • умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;

  • умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;

  • способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:



  • компетентностный, личностно-деятельностный и культурологический подходы являются наиболее адекватными для определения профессиональных качеств учителей в условиях смены образовательных парадигм;

  • овладение педагогом информационно-коммуникационными технологиями является важной составляющей его профессионализма, показателем готовности вести профессиональную деятельность в условиях становления и развития информационного общества;

  •  продвижение информационно-коммуникационных технологий в практику работы образовательных учреждений невозможно без формирования информационной культуры учителей-предметников;

  • информационная культура становится стратегическим ресурсом повышения квалификации педагогов, способствует развитию педагогической культуры [1].

Таким образом, формирование и развитие информационной культуры учителя является одним из важных условий продвижения ИКТ в сферу образования, а также позволяет наиболее эффективно осуществлять образовательные процесс, ориентируясь на формирование основ информационной культуры учащихся.


Литература

  1. Гендина Н. И., Лазарева Л. И. Информационная культура учителей инновационных образовательных учреждений как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования [Электронный ресурс]: http://www.gpntb.ru/win/inter-events.ru

  2. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал.  Словарь понятий и определений. - М.: Экзамен, 1999

  3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.

  4. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru

Информационная компетентность, по Н. Х. Насыровой, содержит такие элементы, как:

  • мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

  • совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

  • знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

  • способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

  • опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

  • опыт отношений «человек-компьютер».

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности [2]. Она, как составная часть профессиональной компетентности учителя, включает такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

  • теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

  • способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;

  • умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек;

  • умение представить информацию в Интернет;

  • умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

  • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Анализ составляющих информационной компетентности учителя свидетельствует о том, что она не сводится к знаниям и умениям работать с компьютером, но и предполагает известную компетентность учителя в области дидактики и теории воспитания, благодаря которой учитель окажется способным реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения.

Информационно-коммуникативная компетентность учителя

в рамках современного урока

(Размышления на тему…)
Р.О.Калошина

Заместитель директора по ИТ

Сегодня каждый знает, что такое информатизация.



  • Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.

  • Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.

  • В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.

- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации». 

- Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка.



Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.

НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!

Бытует мнение, что

  • учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам;

  • кабинеты информатики и ИЦ должны работать до 17.00, чтобы учителя-предметники имели доступ к компьютерам.

Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.

Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.

Следовательно, выход один – научиться самим! 

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.



ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.


ИКТ-компетентность учителя








Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

  • материалы для урока,

  • тематическое планирование,

  • мониторинги по своему предмету,

  • различные отчеты по предмету,

  • анализ процесса обучения, и т.д.

  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

  • школьная сеть,

  • электронная почта,

  • социальная сеть (Дневник.ру, …),

  • сайт (раздел сайта),

  • лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

  • форум,

  • Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

  • блог (сетевой журнал или дневник событий),

  • RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

  • подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:



«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»

Результаты опроса

  • По-прежнему - мел и тряпка
    3077 (26,09%)

  • Настольный компьютер и проектор
    2402 (20,37%)

  • Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК)
    3910 (33,16%)

  • Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено...
    2191 (18,58%)

  • Затрудняюсь ответить
    212 (1,80%)

Как видно, мнения разделились…

Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.

Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:



  • Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.

  • Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
    Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».

  • Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

  • Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

  • Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
    (В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)

В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

  • Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

  • Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.

  • Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.

  • Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.

  • Методически гибок»

Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?

16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания – «Как учить учителей?».

Было отмечено, что: необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение.

Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко: «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям».

По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!



Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.



Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности



  • экономия времени при разработке дидактических материалов;

  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

  • переход на новый уровень педагогического мас­терства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно­образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.

наверх



Формы работы с педагогами

В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:



  • недели педагогического мастерства;

  • мастер-классы;

  • педагогические мастерские и наставничество;

  • обучающие семинары;

  • работа в паре;

  • тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Критерии развития способностей педагогов



  • умеет создавать текстовые и графические документы;

  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;

  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;

  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

  • умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;

  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических ра­ботников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.

С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:


  • компьютерных плакатов;

  • компьютерных презентаций “Моя группа”;

  • электронных методических материалов и презентаций для занятий;

  • информационных буклетов для родителей, помощью программы Publisher; выполненных с

  • электронных групповых газет.

наверх

Использование ИКТ в методической работе

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:



  • организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей, воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;

  • внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс по художественному развитию воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского – заведующих, старших воспитателей дошкольных учреждений института образования Чувашской Республики;

  • опыт работы дошкольного учреждения по нравственно-эстетическому развитию воспитанников в рамках городского конкурса “Старший воспитатель года”;

  • проект “Формирование начала информационной культуры у детей дошкольного возраста” в рамках городского конкурса проектов “Территория детства”;

  • методическое портфолио;

  • портфолио дошкольного учреждения;

  • программы развития дошкольного учреждения;

  • “Этнопедагогизация педагогического процесса ДОУ” – на конференции в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

наверх

Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

 

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:



  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);

  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

  • владеют навыками поиска информации в Интернете;

  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 50 занятий с использованием информационных технологий.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

наверх



Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

 http://menobr.ru



Приложение 1

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий впедагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Должность _______________________________________________________________________________________

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли __________________________________________

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):



  • при подготовке к занятию;

  • на занятии;

  • для самообразования;

  • другое (укажите).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

  • текстовый редактор;

  • электронные таблицы;

  • электронные презентации;

  • мультимедийные диски;

  • специализированные программы;

  • Интернет;

  • другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

  • ежедневно;

  • 1 раз в неделю;

  • 1–2 раза в месяц;

  • 1–2 раза в четверть;

  • другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

_____________________________________________________________________________

7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий?

______________________________________________________________________________

8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?

_______________________________________________________________________________

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

________________________________________________________________________________

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?

________________________________________________________________________________

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

_________________________________________________________________________________




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница