Формирование и влияние образного мышления на результаты мыслительной деятельности человека



Скачать 120.81 Kb.
Дата24.04.2016
Размер120.81 Kb.
Учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»

г. Брянска

Жабина Марина Александровна




Формирование и влияние образного мышления на результаты мыслительной деятельности человека
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом.

Основными отличительными особенностями мышления являются обобщенность и опосредованность отражения в коре головного мозга предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях – в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное – с помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию, и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад. Учитель не видит поведения своих учеников в семье, на улице. Однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества. Каждый учитель хорошо знает, как ведут себя дома, на улице его школьники. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно человеком не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.

Мышление - «это опосредствованное уже достигнутыми знаниями отражение реальности» [2, С. 188].

Мышление – «это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира» [1, С. 85].

Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова.



Мышление – «это отражение действительности, опосредствованное словом» [2, С. 188]. При этом связь мышления с языком сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча, «про себя». В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.

Необходимо также подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблема. Там где перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.

Таким образом, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей [2, С. 188].

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.



Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В ходе теоретического мышления человек исследует природу абстрактных определений, которыми он оперирует в соответствии с этой природой. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.



Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление - это «мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше» [1, С. 88].

Образное мышление – «это вид мыслительного процесса, в котором используются образы» [3, С. 303]. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед ними различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Рассмотрим практическое мышление:

Наглядно-образное мышление - это «вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может» [3, С. 304]. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся «опорой на представления и образы» [1, С. 89]. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – это «особый вид мышления, суть которого заключается в практической деятельности, осуществляемой с реальными предметами» [3, С. 304]. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мыслительная деятельность осуществляется в практической, и неразрывно связана с ней. Все, что бы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет. Сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное положение, закономерность, которые отражают объективные связи или нет.

Являясь источником мыслительной деятельности, характеристика вместе с тем служит основой и главной областью применения результатов мышления. Человек может мыслить только в деятельности.

Сказанное полностью относится к изобразительной деятельности, являющейся одним из самых древних видов практической деятельности людей. В сущности, процесс мышления начинается тогда, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности, характеризующейся особой направленностью деятельности художника на познание и отображение действительности в произведениях изобразительного искусства.

Процесс изобразительной деятельности заключается в последовательном решении ряда конкретных задач. В каждый данный момент художник должен ответить мысленно, а затем - при помощи карандаша, кисти, стека на тот или иной вопрос, поставленный им самим или вытекающий непосредственно из особенностей натуры, если работа выполняется с натуры. Только на этой основе может успешно осуществляться активное познание художником действительности и успешно выполняться изобразительная деятельность. Как только перед художником по какой-либо причине снимаются конкретные задачи и он, не видя определенных целей и задач в процессе рисования, писания красками или лепки скульптуры, начинает работать нецеленаправленно, вяло, познание приостанавливается, новых знаний художник не получает, что негативно влияет на результат изобразительной деятельности - качество рисунка, живописной работы, скульптуры. В этих случаях сами художники говорят, что они «топчутся на одном и том же месте». Очень образно по поводу активизации изобразительной деятельности художника высказывается П.П. Чистяков, который тесно связывал этот вопрос с активизацией мыслительной деятельности. Он писал: «… Рисовать - значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: «отсюда - сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум…» [4, С. 359].

Художественные образы, создаваемые в процессе активной мыслительной деятельности художника, всегда строго индивидуальны. Это объясняется тем, что процесс мышления у каждого человека, в том числе и у художника во многом определяется его жизненным опытом, наблюдениями, идейными убеждениями и мировоззрением, уровнем профессиональной подготовки.

Мышление есть результат формирования человека, развития его мыслительной деятельности. Вначале отражение действительности во всем многообразии связей и отношений явлений предметов, осуществляется мышлением ребенка очень несовершенно. Мышление у ребенка возникает в тот момент, когда он впервые начинает устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира и правильно действовать. Первоначальное мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов, с практическими действиями. И.М.Сеченов назвал этот этап развития мышления этапом «предметного» мышления [2, С. 206].

С начала активного овладения речью, мышление ребенка вступает в новую стадию развития, более совершенную и высокую - стадию речевого мышления. Дошкольник может оперировать некоторыми относительно абстрактными понятиями. Однако в целом мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью.

Под влиянием обучения в школе у ребенка значительно расширяются знания и представления, которые одновременно углубляются и становятся более содержательными, полными. В процессе обучения ребенок овладевает целой системой основ наук. Усвоение школьником научных понятий осуществляется постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков. Для того чтобы усвоить то или иное понятие, необходимо вскрыть его содержание, что в свою очередь, обусловливается наличием определенных знаний и соответствующего уровня логического мышления. Всему этому ребенок учится в школе. Например, на уроке рисования с натуры в третьем классе школьники под руководством учителя анализируют конструктивное строение объектов, их форму, перспективные сокращения предметов и с помощью сравнения, обобщения устанавливают общие и индивидуальные признаки в изучаемых предметах, явлениях. Так у учащихся формируются понятия «конструкция предметов», «объем», «пропорции», «явления линейной перспективы», «холодные цвета» и т.д.

Овладевая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира, знакомится с разными видами растений, животных, временами года, объектами живой и неживой природы. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности, учится анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию анализа и синтеза способствует система учебных занятий, требующих целенаправленной мыслительной деятельности. Практически в течении всего урока мысль школьника направлена на поиск ответа на тот или иной вопрос, поставленный перед ним.

Мыслительная деятельность младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала, абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в начальных классах широко используется наглядный метод обучения - демонстрация наглядного пособия (или кадров диафильмов, диапозитивов) раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод, явление, которая способствует более быстрому и продуктивному овладению данным правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения младших школьников наглядность и слово учителя. Устное описание содержания художественных достоинств произведения, способствуют углублению и закреплению в памяти знания конкретных произведений изобразительного искусства, их идейного содержания и художественных особенностей, помогают формированию эстетических суждений, понятий, умений логически связывать теоретический материал с практикой.

Необходимо также отметить, что переход на новые программы обучения в младших классах в значительной степени был обусловлен необходимостью более эффективного развития у младших школьников мышления и необходимостью более интенсивного общего развития ребенка. В свою очередь, разработка и введение новых программ стали возможными в результате последних исследований ряда психологов, убедительно доказавших возможность более интенсивного развития у учащихся начальных классов отвлеченного мышления.

Рассмотренная характеристика особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет сделать вывод о том, что его образное мышление представляет собой своеобразный вид, который влияет на результаты мыслительной деятельности человека. Указанные особенности умственной деятельности школьников развиваются постепенно и находят более яркое выражение лишь к концу обучения в школе. Общая линия развития мышления школьника – это ряд этапов перехода количества в качество, неуклонное повышение уровня содержания мышления.

Как уже было сказано выше, формирование образного мышления школьника наиболее эффективно осуществляется в изобразительной деятельности. И этот процесс тесно связан с освоением образной стороны искусства, с понятием художественного образа.

Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические и практические основы изобразительной деятельности, ребенок должен знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.

Знакомя ученика с художественным образом, образовательная область «Искусство» способствует решению ряда важнейших задач, стоящих перед начальным образованием:

1) формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира;

2) гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Художественный образ – это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей [5, С. 112]. Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [37, С. 60]. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:

1) наличие индивидуального, характерного;

2) наличие общего, типического;

3) наличие эстетического отношения художника к отображаемому;

4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т.е. работу разума (рациональное в художественном образе). Очевидно к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.

Психологи считают, что «формирование художественного образа представляет собой не только отбор из начального запаса впечатлений самого характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений… Художественный образ – это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах» [2, С. 196].

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме образного мышления позволяет сделать следующие выводы:

1) Работа мышления и вымысел, с помощью которых ребенок создает образы, непосредственно связаны с жизненным опытом.

2) Творческое воображение, мышление и фантазия особенно богато проявляются и позволяют создать сильные, оригинальные образы, когда ребенок работает над сказочными, фантастическими темами.

3) Деятельность ребенка сопровождают эмоции. Однако эмоциональность в искусстве отличается особым качеством. В искусстве она не привходящий элемент образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль.



Таким образом, можно подвести итог по данному вопросу:

  • Образное мышление является одной из форм отражательной деятельности сознания;

  • специфика отражательной деятельности образного мышления заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

  • деятельность образного мышления значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс мышления, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;

  • мышление находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.



Список литературы


  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учеб. Пособие для вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367с.

  2. Кузин В.С. Психология живописи. – М., 2005. – С. 188-207.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2005. – С. 298-331.

  4. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М. – Л., - 1953. – 359 с.

  5. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. Фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница