Формирование и развитие организационной культуры в системе управления современной образовательной корпорацией



Скачать 409.41 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер409.41 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2
Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

На правах рукописи

РОДИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА



ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ

Специальность 22.00.08 – социология управления

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Тюмень, 2007

Работа выполнена на кафедре социального менеджмента

Тюменского государственного нефтегазового университета


Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Хайруллина Н.Г.
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор Фомичев И.Ю.

кандидат социологических наук, доцент Грошева И.А.
Ведущая организация:

Казанский государственный технический университет им. Туполева

Защита состоится 29 мая 2007 года в 9 часов на заседании диссертацион-

ного совета Д.212.273.03 при Тюменском государственном нефтегазовом университете по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Тюменского государственного нефтегазового университета

Автореферат разослан 28 апреля 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор социологических наук,

профессор Белоножко М.Л.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Образование на всех этапах своего развития выступало в роли стабилизатора и предопределяло общественное развитие. Сегодня эта роль не утратила своего значения и актуальности, так как тенденции и противоречия современного мира выдвигают все новые проблемы, решение которых зависит, в первую очередь, от устойчивого развития системы образования. Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе и, прежде всего, университетам, представляющим единый комплекс, реализующий функции образования и культуры, науки и новых технологий, связи с производством и органами власти. Потенциал российской высшей школы позволил ей выстоять в трудное время реформ 1990-х г.г. прошлого века и перейти от кризисного периода «выживания» к этапу конструктивной модернизации, ориентиры которой определило принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании», присоединение России в 2003 г. к Болонскому процессу и принятие нашей страной обязательств провести необходимые преобразования в контексте европейской интеграции. Инновационные подходы к траектории развития высшего образования полностью подтверждают видение миссии университетов как образовательных корпораций, обеспечивающих инновационность развития рыночной экономики профессионалами международного уровня, способными быть лидерами во всех сферах общественной деятельности, обладающими ответственностью за будущее человечества. Переход к новой парадигме образования требует от высшей школы большей гибкости и вариативности. Изменением только существующих форм организации учебной деятельности, содержания образования, средств и методов обучения и воспитания достичь этого невозможно. Преобразования должны произойти и в сфере межличностного общения, охватывающего всех участников образовательного процесса. Поэтому необходимым условием успешной трансформации образовательной деятельности видится обращение к феномену организационной культуры. Рассматривая организационную культуру как производную от управленческих действий руководства, можно утверждать, что она является инструментом повышения эффективности управления, вследствие чего должна являться предметом пристального внимания.

Повышенный интерес ученых к исследованиям профессиональных и социально-экономических проблем высшей школы обусловлен снижением общественного статуса ученого-педагога, низкой оплатой труда преподавателей, неразвитостью системы стимулирования, несоответствием квалификации преподавателей требованиям высшей школы, разрастающейся коррупцией и взяточничеством в вузах и пр. Вместе с тем, исследований по проблемам управления организационной культуры вузов в требуемом масштабе не представлено, и при выборе темы диссертационного исследования диссертант руководствовался тем, что данная область не исследована в должном объеме. С целью повышения эффективности управления высшим учебным заведением, что особенно важно при вхождении российских университетов в европейское образовательное пространство, очевидна необходимость совершенствования управления организационной культурой, этим и определяется актуальность диссертационного исследования.



Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты обозначенной автором проблемы в той или иной мере исследовались социологами, педагогами, психологами и другими учеными, научные воззрения которых составили методологическую базу диссертационного исследования.

Среди ученых, внесших значительный вклад в развитие социологии образования, научные труды которых позволили выявить особенности университетов как социальных организаций на разных этапах исторического развития, их социальную значимость, автор отмечает Ж.Верже, Э.Дюркгейм, В.Роунг, К.Ясперс, П.Г.Виноградов, О.И.Губанов, Л.М.Заславская, Н.П.Захаров, В.Е.Ильин, Л.Г.Ионин, Н.Ладыжец, Н.И.Лапин, В.Я.Нечаев, В.А.Садовничий, Ж.Т.Тощенко, Ю.Яблецка1, и др. Выбор ценностных ориентиров и идеологии развития Университета основывался на результатах дискуссий университетского сообщества и базировался на работах А.Г.Асмолова, В.И.Бакштановского, Г.С.Батыгина, Г.Л.Ильина, Н.Н.Карнаухова, Ф.Г.Кумбса, Х.Ортега, Т.Парсона, А.Ю.Асмолова, К.Ясперса и др.2

В основу изучения проблем высшего образования и региональных вузов, в частности, были положены научные идеи В.И.Бакштановского, К.Г.Барбаковой, О.М.Барбакова, В.В.Гаврилюк, З.Г.Голенковой, А.П.Егоршина, Н.В.Коноплиной, Н.А.Костко, Э.М.Никитина, С.Д.Резника, Н.Н.Решетникова, А.Н.Силина, Л.Л.Тонышевой, В.М.Филиппова, И.Ю.Фомичева, Н.Г.Хайруллиной, Г.Ф.Шафранова-Куцева3 и др. Исследование роли Университета в научно-техническом, социально-экономическом и культурном развитии региона стало возможным благодаря работам известных ученых К.Г.Барбаковой, О.М.Барбакова, В.Д.Батухтина, В.В.Гаврилюк, В.Грызлова, В.В.Зыкова, С.В.Иванова, Н.Н.Карнаухова, А.М.Осипова, А.Н.Силина, Л.Л.Тонышевой, Л.А.Фрезоргера4, Г.Ф.Шафранова-Куцева, А.Ю.Шумакова.

Значительный вклад в развитие теории организационной культуры внесли Э.Шейн, Э.Джакус, Д. Элдридж, К.Голд, А.Кромби, М.Х.Мескон, Т.Морган, К.Шольц, Р.Рюттингер, Р.Хедоури. Х.Шварц, С.Дэвис, М.Пакановский, О.Родин, А.А.Радугин, К.А.Радугин, С.Д.Резник, О.С.Виханский, А.И.Наумов5 и др., в научных трудах которых раскрывается сущность и содержание организационной культуры, анализируются составляющие ее элементы.

Изучить особенности формирования, поддержания, изменения организационной культуры с целью определения ее роли в повышении эффективности деятельности вуза позволили труды В.Н.Бакштановского, К.Г.Барбаковой, А.П.Егоршина, А.Н.Занковского, Ф.Г.Зиятдинова, Н.И.Лапина, В.Г.Лисовского, Н.П.Макаркина, Ю.В.Согомонова, Ж.Тощенко и др.

Рассматривая трудовое поведение как фактор формирования организационной культуры, автор руководствовался работами, А.В.Карташовой, П.Г.Постникова, О.В.Ромашова, А.Н.Силина, Т.О.Соломанидиной, Н.Г.Хайруллиной, Н.И.Шаталова и других ученых. Особое значение для актуализации темы диссертационного исследования представляли работы, посвященные проблемам трудового поведения преподавателей высшей школы Е.В.Бондаревской, Т.Гомзы, А.Н.Занковского, И.Ф.Исаева, Н.П.Макаркина, Л.И.Мищенко, П.Г.Постникова, В.А.Шиянова1 и др.

Изучить содержание и смысл педагогической культуры, в том числе педагогической этики, позволили работы В.И.Бакштановского Е.В.Бондаревской, Н.И.Зарецкой, В.П.Кузовлева, В.И.Писаренко и И.Я.Писаренко, В.А.Сластенина. И.Ю.Фомичева, А.В.Чумаковой2, и др.

Несмотря на расширение круга исследуемых проблем, многие аспекты управления организационной культурой образовательных корпораций изучены недостаточно. Это позволило автору поставить цель и сформулировать задачи диссертационного исследования.



Объектом исследования является организационная культура высшего учебного заведения.

Предмет исследования – управление организационной культурой образовательной корпорации.

Цель диссертационной работы – выявить тенденции формирования организационной культуры в системе управления современной образовательной корпорации и разработать профессионально-этический Кодекс.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач:

● провести историко-социологический анализ развития университетов как образовательных корпораций;

● проанализировать теоретико-методологические подходы обоснования сущности, содержания и управления организационной культуры;

● исследовать отношение субъектов образовательного процесса к базовым элементам организационной культуры высшего образовательного заведения с целью выявления проблем формирования организационной культуры;

● разработать направления совершенствования организационной культуры для повышения эффективности функционирования высшего учебного заведения;

● разработать проект профессионально-этического Кодекса университета.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили философские, социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших наиболее общие закономерности развития университетского образования и формирования внутренней культуры университета, их историческую обусловленность и зависимость от факторов внутренней и внешней среды; материалы научных и научно-практических конференций по вопросам социологии управления, теории управления, системных подходов к управлению.

Эмпирической базой исследования являются:

- данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике; региональных органов управления и статистики;

- законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающие правовые основы регулирования образования;

- вторичный анализ материалов исследований, проведенных российскими и зарубежными социологами по изучаемой проблеме; публикации в научных и периодических изданиях;

- результаты социологических исследований, проведенных автором в 2005г.

Основные этапы исследования
На первом этапе исследования (март 2005 г.) был проведен анкетный опрос 348 преподавателей четырех тюменских вузов: Тюменского государственного нефтегазового университета (далее ТюмГНГУ); Тюменского государственного университета (далее ТГУ); Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (далее ТюмГАСУ); Тюменской государственной медицинской академии (далее ТюмГМА). Цель исследования - определить степень идентификации ценностных ориентаций преподавателей с ценностями учебного заведения; выявить позитивные и негативные характеристики, имеющие место в трудовом поведении преподавателей указанных вузов; на основе мнений преподавателей, сформулировать рекомендации по совершенствованию организационной культуры образовательной корпорации.

На втором этапе исследования (июнь 2005г.) был проведен анкетный опрос 374 пятикурсников четырех, указанных выше, вузов г. Тюмени. Цель исследования: выявить представления и ожидания студентов об этических нормах и правилах трудового поведения преподавателей высшей школы; на основе сравнительного анализа мнений преподавателей и ожиданий студентов о профессиональной культуре педагога вуза разработать профессионально-этический Кодекс высшего учебного заведения.



Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- определены этапы развития университетов как образовательных корпораций;

- обоснована сущность и содержание организационной культуры высшего образовательного учреждения и выявлены факторы ее управления, включающего формирование, развитие и изменение организационной культуры;

- разработана методика проведения социологического исследования организационной культуры высшего учебного заведения;

- предложен комплекс мероприятий по совершенствованию управления организационной культурой высшего учебного заведения;

- разработан проект профессионально-этического Кодекса сотрудников университета.



Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в разработке подходов к управлению организационной культурой высшего учебного заведения в период модернизации высшей школы; определении перспективных направлений ее развития; разработке инструментария социологического исследования организационной культуры высшего образовательного учреждения.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования полученных результатов диссертационного исследования для определения направлений развития организационной культуры исследуемых высших учебных заведений. Кроме того, материалы исследований используются в преподавательской практике при чтении спецкурсов «Организационная культура», «Организационное поведение», «Управление персоналом», «Основы управления персоналом», читаемых в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Они могут найти применение при разработке учебных курсов «Менеджмент образования» и «Социология образования». Разработан ряд рекомендаций для принятия управленческих решений руководством высших учебных заведений для усиления организационной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования на различных его этапах обсуждались в Тюменском государственном нефтегазовом университете и докладывались на региональных, российских и международных научных и научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы социально-экономического развития стран постсоветского пространства» (Павлодар, 2003 г.), «Проблемы развития социальной сферы на постсоветском пространстве» (Тюмень, 2004 г.), «Проблемы социального менеджмента в постсоветских государствах» (Тюмень, 2005 г.), «Формирование и развитие человеческого потенциала в пограничных регионах», посвященная 50-летию Тюменского государственного нефтегазового университета (Тюмень,
2006 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный потенциал России: связь поколений» (Тюмень, 2005 г.).

Основные положения диссертации нашли отражение в межвузовских сборниках научных трудов, сборниках научных трудов кафедры «Социального менеджмента», журнале Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета «Региональные социальные процессы», журнале Известия вузов. Нефть и газ.



Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 168 наименований и приложений. Основное содержание, включая схемы, рисунки, таблицы, изложено на 148 страницах машинописного текста.
Содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, представлена характеристика степени ее разработанности, определены цель и задачи исследования, раскрыта новизна, доказана теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе «Концептуальные принципы исследования организационной культуры высших учебных заведений» рассмотрены основные этапы развития университетов, обоснована связь трансформации университетских образований с инновационной парадигмой образования, дан анализ теоретико-методологические принципов сущности, содержания и управления организационной культурой с интерпретацией особенностей ее формирования и развития в высших учебных заведениях. Глава состоит из двух параграфов: «Развитие образовательной корпорации: историко-социологический контекст», «Теоретические аспекты исследования организационной культуры современной образовательной корпорации».

В данной главе подчеркнуто, что университетская мировая традиция всегда исходила из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. Наследия лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности, стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуникациям в обучении определили идеологию университетского образования.

Диссертант на анализе различных теоретических положений показал, что в ходе исторического развития университеты преобразовывались адекватно смене образовательных парадигм, определяющих цели, задачи и форму университетских образований. Так, античной эпохе адекватна парадигма гражданского воспитания, осуществляемого под непосредственным контролем государства. Главное назначение университетов этого периода восходит к интеллектуальному обучению ради самого обучения. В средние века господствовала парадигма христианского воспитания, направленного на воспроизводство традиций. Основной задачей университетов было образование кадровой элиты существовавших тогда обществ в части религии, права, медицины и искусства, вооружение их знаниями в этих сферах культуры и умениями их применять. Логичным завершением этого периода стало появление в начале XIX века классического гумбольдтовского университета, отличительными особенностями которого стали: культ научного рационализма, а не религиозного авторитета; целевая установка на интеллектуальную элиту, ее создание и применение; исследования в сфере естественных наук как главная задача вуза и образование как органически связанный с исследованиями процесс, сами же исследования при этом имели преимущественно монодисциплинарный характер, но одновременно заложили основы университета как образовательной корпорации. В отличие от средневековых университетов, ориентированных больше на применение уже имеющихся знаний, университеты нового времени свою актуальность направили на поиски новых. В индустриальную эпоху сложилась классическая парадигма образования, выражающаяся в доминировании функции полезности знаний, обеспечивающей подготовку людей к обслуживанию расширяющегося производства. Наряду с государством образование регулируется и социальным заказом со стороны промышленности. В этот период происходит диверсификация университетов не толь по областям профессиональной деятельности, но и по объекту университетского образования. Если в основе традиционного университета лежала идея теоретического и экспериментального постижения мира природы, в центре которого стоял человек, то появление техносферы повлекло необходимость возникновения технических университетов, предметом которых является человек и техносфера. В условиях постиндустриальной цивилизации актуальной становится задача разработки и реализации новой образовательной парадигмы – подготовки профессионалов, способных быть лидерами во всех сферах общественной деятельности, обладающими ответственностью за настоящее и будущее человечества, что обусловило становление университетов как образовательных корпораций.

Вместе с тем, диссертант показал, что переход к новой парадигме образования требует от высшей школы большей гибкости и вариативности. Изменением только существующих форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения и воспитания достичь этого невозможно. Преобразования должны произойти и в сфере межличностного общения, охватывающего всех участников образовательного процесса.

В диссертационном исследовании раскрыты перспективные направления подобных преобразований: гуманизация отношений; обеспечение личностно ориентированного подхода, как к студентам, так и к преподавателям; создание условий для саморазвития и самореализации личности. Подобный подход характерен для зарубежных специалистов, занимающихся проблемами управления вузов, которые используют организационную культуру в качестве важнейшего инструмента повышения эффективности функционирования учебного заведения. Именно поэтому, обращение к теоретическим положениям и результатам практических работ в области организационной культуры актуально и практически значимо и для российских вузов, вступивших на путь модернизации, обусловленной, с одной стороны, глубокой потребностью в воссоздании национальной экономики на базе инновационных технологий, с другой – задачами вхождения России в европейское образовательное пространство.

Во втором параграфе главы показано, что в последнее десятилетие проблемы организационной культуры стали особо актуальны в России. Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры и потребовали от вузовского руководства включения процесса ее формирования в качестве приоритетных задач системы управления. В связи с этим в последние годы управленческие службы не только изменили отношение к организационной культуре, но и заняли активную позицию в использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления.

Проведенный диссертантом анализ культурологических концепций позволил определить организационную культуру как междисциплинарное направление исследований, и именно ее полидисциплинарность, уникальная интегративная сущность стала в определенной степени причиной того, что понятие организационной культуры до сих пор весьма неоднозначно.

Вместе с тем, на основе сравнительного анализа различных трактовок категории «организационной культуры» диссертант выделил наиболее близкие, исходные моменты, которые наиболее верно отражают сущность понятия организационной культуры высшего учебного заведения. Во-первых, базовые положения («базовая идеология»), которых придерживаются все члены организации в своем поведении. Для вуза это могут быть положения об особой роли учебного заведения в образовании, науке, культуре, его особой миссии «хранителя знаний и общечеловеческих ценностей», положение о господствующем демократизме или, наоборот, авторитаризме и т.д. Другой слагаемой данной категории являются ценности и ценностные ориентации, задающие нормы поведения для членов организации. Такой ориентацией для высшего учебного заведения является стремление к творчеству, сотрудничеству, солидарности, самосовершенствованию и т.д. Еще одним общим атрибутом понятия организационной культуры можно считать «символику», посредством которой ценностные ориентации доводятся до членов организации: традиции, обряды, организационные запреты, язык общения и пр.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной теории представлены различные типологии организационных культур (Ч.Хэнди, Дила и Кеннеди, Кете де Врие и Миллера и др.)1, наиболее адекватной и применимой с практической точки зрения к российским вузам является типология, предложенная К.Камероном и Р.Куином. Согласно данной методике организационная культура университета относится к иерархическому типу, который характеризует культуру вуза как формализованное и структурированное место работы; лидеры – хорошие координаторы и организаторы; в основе деятельности коллектива лежат формальные правила и процедуры, поддерживающие заданный темп деятельности; успех учебного заведения связан с обеспечением стабильности, предсказуемости. При этом, такие характеристики как творчество, новаторство, деятельность на переднем рубеже знаний, производство уникального продукта и пр. свидетельствуют о взвешенном и целенаправленном наращивании адхократической культуры в управлении и деятельности университета. Данный процесс включает необходимость решения существенных проблем, источники которых лежат как во внутренней, так и во внешней среде: низкий уровень материально-технического оснащения университетов; слабая мотивация интеллектуального труда; неразвитая нормативно-правовая база высшей школы в целом и отдельных университетов, в частности.

При использовании методологии уровневой интерпретации Э.Шейна для анализа организационной культуры, она диссертантом представлена следующим образом: «поверхностный» уровень культурной системы университета представляет совокупность непосредственно наблюдаемых, видимых событий, явлений. Это формально-ролевая структура вуза, стиль руководства, система коммуникаций, организационные процедуры, социальные технологии, используемые в вузе традиции, ритуалы, язык и т.д. Именно с их помощью учебное заведение прежде всего выполняет свои задачи. «Подповерхностный» уровень – уровень провозглашаемых ценностей университета представляет нормы, ценности, убеждения, которые не поддаются непосредственному наблюдению, но отражаются в символике и языке персонала (администрации, профессорско-преподавательского состава, студентов), т.е. данный уровень выражает групповое представление, поскольку провозглашаются лишь те ценности, которые проходят социальную или физическую проверку коллектива университета и трансформируются в коллективный опыт (личные и коллективные научные достижения, Гранты и пр.). Несмотря на сложности для исследования наибольшую значимость представляет «глубинный» уровень, поскольку именно в нем развивается социально-духовное поле, формирующее организационную культуру.

Организационную культуру университета, автор диссертации предлагает рассматривать в виде взаимодействия субкультур высшего руководства, преподавателей и студентов. При этом, субкультура административного персонала служит основой формирования культуры управления, т.е. стилей руководства и принятия решений, делегирования полномочий и участия в управлении, отношений с клиентами образовательных товаров и услуг, системы мотивации персонала и т.п. Субкультура преподавателей включает в себя еще более обширный спектр принципов и норм, она более весома, чем культура высшего руководства, т.к. обеспечивает получение знаний от квалифицированных преподавателей, ученых, руководителей научных школ. Именно преподавателям отводится особая роль в ориентации студентов на достижение личного и профессионального успеха, в формировании гармонически развитых личностей. Студенты являются наиболее динамичной составляющей университетской корпорации, субкультура которых выражается в стремлении рационально использовать время, отведенное на образовательный процесс; в развитии творческого и интеллектуального потенциала с помощью самообразования, сотрудничества; в приобретении навыков командной работы.

Анализ научных концепций управления организационной культурой позволил диссертанту обозначить основную цель управления организационной культурой университета, которая заключается в формировании эффективной культуры. При этом технология формирования предполагает сознательную целенаправленную управленческую деятельность высшего руководства вуза по определению миссии, разработке и реализации стратегии, выбору ценностных ориентиров и следованию им в своей каждодневной работе.

На основе проведенного диссертантом анализа различных типов классификаций факторов формирования организационной культуры, предложена система факторов, непосредственно связанных с культурой университетской образовательной корпорации. К ним относятся: во-первых, внутриорганизационные факторы: миссия, стратегия, организационные ценности, структура, субъекты образовательного взаимодействия, обряды, традиции, номинации лучших; во-вторых, факторы взаимосвязи образовательной организации с внешней средой - отношения с потенциальными потребителями образовательных товаров и услуг, с властными структурами различных уровней, партнерами в рамках социального партнерства, другими региональными, российскими и международными учебными заведениями.

Обосновать приоритетность таких факторов формирования организационной культуры как миссия, организационные ценности и трудовое поведение, позволили научные концепции В.И.Бакштановского.1. Диссертант доказал, что грамотно сформулированная миссия помогает руководству университета в решении таких управленческих задач, как интеграция всех сотрудников на основе общности понимания социальной востребованности вуза; формирование и развитие самоидентификации сотрудников с университетом; чувства гордости за принадлежность к данному учебному заведению; усилении мотивации персонала к результатам своего труда.

Анализ ценностной системы позволил диссертанту в качестве ценностей-целей образовательной корпорации определить научное знание, накопленное человечеством, а также преподавателей, как носителей высокого научного знания и высокой культуры. В образовании, ориентированном на личностное развитие его субъектов, особая роль принадлежит преподавателю. Для того, чтобы действовать эффективно, педагогу необходимо самому гармонизировать свои ценности и цели с тенденциями динамики культуры, образования, общества. Целенаправленная работа по осмыслению и формированию ценностной основы своей деятельности способствует целостному бытию преподавателя, его ориентации на развитие ценностей творческой и личностной самореализации, а согласованность между личностными ценностями и ценностями, регулирующими деятельность вуза, как социальной организации, обеспечивает развитие профессиональной компетенции персонала, ведет к формированию приверженности сотрудников образовательному учреждению. Глубинные изменения в современном обществе и культуре предполагают реализацию в образовательной среде, в первую очередь, в высшей школе, таких инструментальных ценностей как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и пр.

Диссертант показал, что позитивного влияния системы ценностей на работу вуза можно достичь комплексно, используя научные подходы к процессу отбора, адаптации, повышения квалификации, стимулирования и аттестации сотрудников. В этой связи наиболее существенными факторами являются каждодневные действия руководителей разных уровней университета, соответствующие заявленным ценностям.

Анализ трудового поведения преподавателей в качестве ключевого фактора формирования организационной культуры высшего учебного заведения позволило автору сделать ряд теоретических выводов:

- основу трудового поведения преподавателя вуза составляет профессионально-педагогическая культура, которая помимо профессионально-деловых качеств педагога должна включать и нравственную доминанту (глубокое понимание профессионального долга, чести, чувство профессиональной ответственности и т.п.);

- новая парадигма «компетентностного подхода в образовании» отражает не только инновации в образовании и воспитании студентов, но и предполагает развитие их профессионально-педагогической культуры. Автор предлагает рассматривать данную категорию в виде трех составляющих: профессионально-ориентированные базовые знания (интеллектуальная культура); формирование и развитие инновационных принципов к профессиональной деятельности, ее высшей степени – творчеству (культура созидания); выработка индивидуального стиля жизнедеятельности, основанного на нравственных принципах и общечеловеческих ценностях, развитие самопознания и самореализации, умений в построении благоприятных межличностных отношений (нравственно-коммуникативная культура);

- процесс формирования и совершенствования профессионально-педагогической культуры преподавателей должен проходить параллельно в двух направлениях – путем саморазвития личности и – посредством периодической аттестации и повышения квалификации, с учетом разработки индивидуальных программ повышения педагогической культуры, включающих совершенствование культуры общения, культуры речи, информационной культуры и культуры научного творчества;

- основным инструментом управления трудовым поведением преподавателей, способствующим формированию профессионально-педагогической культуры, является профессионально-этический Кодекс, понимаемый автором как свод нормативных актов, регулирующих поведение работников в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, адекватно сформулированную и построенную организационную культуру, автор рассматривает как стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии.

В диссертации отмечается, что управление организационной культурой включает и механизм ее поддержания. Как показывает практика, определяющую роль в поддержании культуры организации играют следующие факторы: отбор персонала; критерии оценки исполнения работ; система вознаграждений и наказаний; мероприятия по обучению персонала, развитию карьеры, продвижению и ротации персонала. Автор подчеркивает, что осуществление планомерной деятельности в каждом из отмеченных направлений гарантирует, что отобранные кандидаты будут соответствовать культуре высшего учебного заведения.

На основе проведенного анализа концепций управления организационной культурой, диссертант пришел к выводу, что технология поддержания организационной культуры вуза должна включать следующие методы устойчивого развития учебного заведения:

- сформулированные высшим руководством содержательные характеристики миссии, целей, правил и принципов вуза, определяющие все взаимодействия и взаимосвязи образовательной корпорации;

- ролевое моделирование, выражающееся в ежедневной практике взаимоотношений;

- систему поощрения, определяющую динамику статусно-ролевых функций персонала;

- внедрение в жизнедеятельность университета культурных традиций учебного заведения;

- участие руководителей в тех или иных церемониях, позволяющая подчиненным субъективно ранжировать эти мероприятия по степени важности;

- поведение руководства в кризисных ситуациях;

- кадровая политика вуза, включающая принятие на работу, продвижение и увольнение, является одним из основных способов поддержания организационной культуры.

Диссертант делает вывод, что представленный перечень факторов поддержания и развития организационной культуры, дает представление о роли управления в ее создании, а также о том, что культура организации – функция целенаправленных управленческих действий высшего руководства.

Автор диссертационной работы доказывает, что с течением времени и под воздействием обстоятельств культура организации может претерпевать изменения, отмечает недостаток исследований в области динамики организационной культуры, отсутствие последовательной теории культуры. Анализ типологии изменений организационной культуры позволил диссертанту выделить наиболее распространенные, которые могут произойти в любой организации, в том числе и в образовательной корпорации: введение новой техники и технологии; изменение в организационной структуре; расширение круга обязанностей; новая система оплаты труда; внедрение профессионально-этического Кодекса и пр.

Таким образом, преобразования, которые происходят в высшем образовании на современном этапе (изменение структуры образовательных учреждений, новые требования к качеству образования, основанные на компетентстном подходе, переход на двухуровневую систему образования и др.) актуализируют проблему повышения эффективности управления вузом, которую невозможно решить без диагностики его организационной культуры, осознания необходимости мероприятий по ее изменению адекватных изменениям внешней среды.



Каталог: media -> files -> umk2 -> 157500
files -> Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»
files -> Порудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
umk2 -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
umk2 -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
umk2 -> Информационное взаимодействие в системе управления социальной защитой населения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница