ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Жукова Н.Н.
МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Вологодской области
Чему и как должна учить школа?
В связи с реформированием образования этот вопрос задают сотню раз за день.
Аналитики крупнейшего банковского концерна Германии Deutsche Bank отметили влияние образовательных реформ 10-15-летней давности на современный рост ВВП в различных государствах. Так, низкие темпы роста ВВП в
Германии в начале двух тысячных годов объясняются проблемами в ее системе образования в 80-90 гг. А Сингапур, где реформа образования в свое время была возведена в ранг национальной идеологии, сегодня занимает первую строчку рейтинга глобальной конкурентоспособности
Всемирного экономического Форума. [18]
В России же поиск идей реформирования образовательной сферы сейчас в
самом разгаре. На первое место выводится качество школьного образования, позволяющее оценить эффективность всей образовательной системы в целом.
Когда я только начала работать в 1980 г. в школе, мне казалось, что если я люблю свой предмет, то и все мои ученики будут его любить.
Оказалось, для многих учащихся предмет биология является довольно трудным. Это вызвано огромным понятийным аппаратом предмета, отсутствием интересных и творческих заданий в учебнике. И самое главное, отсутствием реальной самооценки ученика: что мне хорошо удается в учебном процессе, а что я не умею. Ученик не имеет представления, какого уровня достигли его общеучебные умения и навыки
(далее ОУУН), несмотря даже на «отличную» оценку по предмету.
Попытаемся ответить на первую часть вопроса: «Чему учить?»
Государство в
лице министерства образования, департамента образования области пытается по-своему решить эту проблему: то добавляя часы на изучение отдельных предметов в базисный учебный план школы, то убавляя их, то есть по-прежнему стоит на позициях предметного обучения, определяя «главные» и
«побочные» учебные предметы. Среди моих учеников много будущих «медиков». Не ущемляются ли их права на изучение биологии и химии при уменьшении количества часов на изучение этих предметов в учебном плане?
Одновременно государством провозглашаются изменения общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения ЗУН к определению цели как умения учиться;
- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной
организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. [1, c.12]
Ответ на вопрос «Чему должна учить школа»? простой: учить следует надпредметным, общеучебным умениям и навыкам, заменяемым в последнее время новым термином «универсальные учебные действия», с помощью создания педагогических условий.
Из
ответа на вопрос «Чему и как должна учить школа?» вытекает следующий вопрос: «Когда должно происходить формирование ОУУН?» Ответ простой – всю жизнь. Но на этапе элементарной грамотности
(начальная школа) и функциональной грамотности (средняя ступень и старшая школа) общеучебные умения должны быть отработаны до автоматизма, то есть должны стать навыками!
Общеучебные умения и навыки требуют специального внимания к их формированию, поскольку в традиционном режиме обучения не формируются у учащихся в нужной степени.
Проанализируем уровень представления надпредметного логико-дидактического содержания учебника биологии для 9 класса в
виде вопросов к параграфам, выполнение которых способствует формированию
ОУУН. [5]:
- Всего вопросов – 479. Из них 430 вопросов – 172 (35,9%) предтекстовых и 258 (53,9%) послетекстовых вопросов направлено на формирование учебно-информационного умения поиска информации в тексте параграфа учебника и носят репродуктивный характер.
- И только 49
вопросов способствуют формированию и развитию учебно-логических умений. На неполное сравнение (поиск или отличий, или сходства объектов) направлены 19 вопросов (4%), на полное сравнение – 4 вопроса (0,8%), на анализ информации – 26 вопросов (5,4%).
Выполнение учащимися заданий из рабочей тетради этого же автора способствует формированию и развитию только некоторых ОУУН. [9]
Из 202 заданий рабочей тетради 21% составляют задания на заполнение таблиц (задания даются с готовыми названиями столбцов, перечисленными признаками объектов), 16% - на расшифровку терминов,
13% - на заполнение пропусков в тексте, 11% - на перевод информации «рисунок ↔ текст», 7% - на решение задач, 6% - на высказывание суждения, 5% - на выбор главного, 4,5% - на классификацию и др.
На каком из
предметных уроков в течение учебного дня есть время для доскональной отработки какого-либо общеучебного умения? В каком учебнике показаны алгоритмы сравнения, классификации, элементарного заполнения таблицы?…
Учебники биологии содержат большой объём предметных знаний, подлежащих запоминанию, а не приемы самостоятельного поиска и выбора необходимой информации. В учебниках по программе В.В.
Пасечника нет ни одного алгоритма выполнения заданий на сравнение, анализ, классификацию и пр. – т.е. на развитие ОУУН.
И в очередной раз ответственность за качество обучения возложена на самого учителя: он должен найти возможность перехода от предметного обучения к метапредметному изложению материала, и в течение 45 минут успеть сформировать и даже развить определенные ОУУН учащихся.
Посильная ли задача?
«Как учить?» - ответу на этот
вопрос посвящена данная работа.
Противоречия современного образования таковы:
1.