Формирование и развитие конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне



Скачать 377.66 Kb.
Дата01.06.2016
Размер377.66 Kb.
ТипДиссертация
На правах рукописи

Плишкин Дмитрий Сергеевич

Формирование и развитие конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009

Диссертация выполнена в Международной академии оценки и консалтинга

Научный руководитель: кандидат экономических наук

Пантелеева Валентина Борисовна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Ланин Борис Евсеевич
кандидат экономических наук

Голод Анатолий Александрович

Ведущая организация: Институт экономики и

предпринимательства



Защита состоится 25 февраля 2009 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д 521.005.01 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 21 ауд. 508.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке, а с авторефератом на официальном Интернет - сайте Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. (www.iile.ru).

Автореферат разослан 23 января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук,

доцент Е.П. Пилипенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Предприятия малого и среднего бизнеса наиболее полно отвечают требованиям современной экономики, поскольку для них характерны легкость переориентации производств, инновационность выпускаемой продукции, чуткость к потребностям рынка, максимально эффективная производительность в соотношении человек - часы и многие другие факторы, предопределяющие создание условий для кардинального увеличения несырьевого сектора экономики нашей страны. При этом наибольший интерес в данном секторе уделяется инновационно-технологической производственной деятельности предприятий.

Для России задачей первостепенной важности является повышение конкурентоспособности национальной экономики. Занимаемые нашей страной позиции в рейтингах конкурентоспособности все ещё не соответствуют её мощному природно-ресурсному, научно-техническому и человеческому потенциалу. Так, по значению Индекса глобальной конкурентоспособности, представленном в докладе «Глобальная конкурентоспособность 2008-2009» Всемирного экономического форума, Россия занимала 51-е место среди 134 стран.1В целях обеспечения конкурентных преимуществ и защиты интересов предприятий малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации, роста их потенциала, в т.ч. экспортного, повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции необходимо разработать систему мер поддержки этого бизнеса, предусматривающую использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса, рост их потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции позволит обеспечить конкурентные преимущества российских регионов. Последнее десятилетие именно концепция конкурентоспособности, как никакая другая, занимает особое место и вызывает дискуссии на международном, государст­венном и корпоративном уровнях. Рас­тущий интерес к ней объясняется стремлением всех участников хозяйственного процесса учитывать изменения, являющиеся следствием формирования эконо­мики нового типа.

Современному экономическому развитию присущ ряд чётко выраженных тенденций, к числу которых относятся глобализация, регионализация и становление экономики, основанной на знаниях. Первые две тенденции выступают здесь как очевидные противоположности. Глобализа­ция ведёт к ликвидации национальной обособленности в экономических процессах и взаимодействиях, к увеличению мобильности основных факторов производства, к развитию единых стандартов и норм и, следовательно, унификации регионов. Одновременно нарастает тенденция к регионализации, которая выражается в повышении автономности регионов, их стремлении сохранить свою уникальность и повысить роль в национальной и мировой экономике. При этом повышение конкурентоспособности регионов обусловлено формированием и развитием именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Региональная дифференциация, как по состоянию, так и по темпам социально-экономического развития составляет особую проблему для России. Низкая конкурентоспособность региональных производителей как наследие планово-административной экономики требует активных действий со стороны произ­водственных и властных структур региона. Экономика региона может получить дополнительный импульс поступательного движения, задействовав способы и инструменты управления, направленные на преодоление сырьевой направленности экспорта, на развитие малого и среднего бизнеса в масштабах страны.

В этой связи резко возрастает актуальность изучения формирования и развития конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне, т.к. понимание влияния тех или иных элементов региональной политики позволит стимулировать реальный рост этого бизнеса.

Степень разработанности проблемы. Отечественная экономическая мысль обратилась к исследованию конку­ренции и конкурентоспособности в свете формирования рыночных отношений в 1990-е годы. Большой вклад в разработку данной проблематики внесли труды таких исследователей, как А.И. Аксененко, В.Д. Андрианова, И.Г. Боярчука, З.В. Вдовенко, М.И. Гельвановского, А.Г. Дементьевой, А.А. Дьшкина, Ю.В. Куренкова, А.В. Селез­нёва, И.М. Смолейчук, Э.С. Согомонова, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина и других российских экономистов.

Общим вопросам государственной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены работы отечественных специалистов – И.М. Бортника, О.Г. Ломакина, В.Л. Корочкина и др., а также исследования, проводимые Российской Ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства и АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус».

Что касается выяснения роли малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности, то для ее характеристики автор опирался на труды как иностранных специалистов, таких как C.Harvie, R.G.Cooper, E.J.Kleinschmidt, так и отечественных исследователей - Е.Л. Емельяновой, В.Н. Нагих, В.А. Бондаренко, Г.Л. Аскинази и других.

Разработка кластеров в качестве механизма повышения конкурентоспособного потенциала предприятий в регионах нашла отражение в работах таких экономистов, как О.И. Бетин, С.Н. Блудова, М.М. Дворяшина, Я.Н. Дранев, А.Б. Кулешова, А.А. Мигранян, М. Портер.

При этом менее исследованными оказались теоретические и практические аспекты региональной конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Таким образом, актуальность, а также недостаточная теоретическая и методологическая проработка основ формирования конкурентоспособного регионального бизнеса определили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.



Цель настоящей диссертации - на базе теоретико-методологических основ и выявления особенностей формирования конкурентоспособности малого и среднего бизнеса – важного сегмента национальной экономики, предложить механизм её повышения.

Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих задач:



  • уточнить функции государственного механизма регулирования развития малого и среднего бизнеса;

  • исследовать критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям в мировой экономике;

  • уточнить понятие конкурентоспособности предприятия и рассмотреть механизмы её обеспечения;

  • проанализировать современное состояние экономики российских регионов в контексте их конкурентоспособности;

  • исследовать особенности региональной конкурентоспособности малого и среднего бизнеса и предложить свое видение данной проблемы;

  • предложить авторскую схему кластерного механизма повышения конкурентоспособности малого бизнеса российских регионов;

  • рассмотреть развитие малого бизнеса и апробировать названную схему на примере конкретных регионов (Тамбовской и Ивановской областей).

Объект исследования - механизм формирования и развития конкурентоспособности малого и среднего бизнеса российских регионов.

Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования конкурентоспособности.

Методологические и теоретические основы исследования. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, на трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной конкурентоспособности, материалах научно-практических конференций. При решении теоретических и прикладных задач исследования были использованы экономико-статистический анализ, системный анализ, сравнительный анализ, метод структуризации, логические методы, включающие использование интеллектуальных операций дедукции, индукции, логико-теоретический анализ и моделирование.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили факты, выводы и положения, опубликованные в научной литературе и экономических изданиях России и других стран, статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные информационной сети Интернет, нормативные и законодательные акты, аналитические материалы и документы Тамбовской и Ивановской областей, сайты администрации областей и результаты собственных исследований автора диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке механизма формирования и повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне. В числе наиболее важных научных результатов, полученных лично автором и определяющих научную новизну и значимость проведенного исследования, можно выделить следующие положения:

Сформулированы и обоснованы предложения по основным направлениям совершенствования конкурентоспособности продукции, производимой малыми предприятиями России, которые рассматриваются в двух взаимосвязанных плоскостях: в сфере повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий в регионах в целом, а также в области повышения конкурентоспособности экспортоориентированного малого бизнеса.



  1. Определено и доказано что повышение конкурентоспособности российского малого бизнеса на региональном уровне в целом связано прежде всего с преодолением существующих административных барьеров при регистрации, ликвидации и проверках предприятий.

  2. Предложены конкретные меры, стимулирующие выход предприятий малого бизнеса на внешние рынки, а также обеспечивающие устойчивость их деятельности на этих рынках.

  3. Сформулированы и обоснованы предложения, направленные на повышение конкурентоспособности малого бизнеса за счет развития кластерных объединений, осуществляемых на региональном уровне, и разработана схема формирования региональных кластеров малых и средних предприятий, состоящая из восьми последовательных этапов, включающих в себя: определение необходимости кластера малых и средних предприятий в регионе, идентификацию кластера этих предприятий, анализ, план и результаты формирования кластера, формирование соответствующей команды, программу «Кластерная инициатива», формализацию развития кластера, оценку его развития и функциональное соединение базового кластера с другими кластерными инициативами.

  4. Разработан механизм управления кластером в рамках предлагаемой схемы, где определены принципы создания кластера, органы и этапы его управления.

  5. Дана аргументированная оценка эффекта от создания кластера малых и средних предприятий в регионах (областях), позволяющая обеспечить формирование межотраслевых производственных комплексов совместной научной, инновационной и образовательной базой, увеличение масштабов производства на предприятиях, минимизацию трансакционных издержек при создании бизнес-групп в качестве консолидированных налогоплательщиков, а также синергетический эффект, который превращает кластер в конкурентоспособный сегмент региональной экономики на мировом рынке, способствующий увеличению числа дополнительных рабочих мест.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по повышению конкурентоспособности региональных образований.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании конкурентоспособности регионального малого бизнеса как экономической категории в её проявлениях на различных уровнях экономической системы. Положения и выводы работы способствуют более глубокому пониманию самой конкурентоспособности как системы, динамично развивающейся во времени под влиянием факторов, характерных как для раз­личных отрезков времени, так и для отдельных отраслей промышленности. Результаты исследования вносят определённый вклад в разработку современной теории рыночной экономики.

Теоретические выводы, аналитические разработки и практические реко­мендации могут быть использованы при чтении вузовских курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика» и «Экономика региона».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в определении кластерной организации малого бизнеса как реальной возможности управления конкурентоспособностью на уровне региона. Положения диссертации, содержащие алгоритм формирования регионального кластера развития малого бизнеса могут обеспечивать корректировку государственной экономической политики в регионе, позволяя создать условия для повышения конкурентоспособности региональ­ных производителей.



Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы получили отражение в трех научных публикациях автора общим объемом 1,37 п.л.

Предложения по повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне докладывались на научной конференции «Концептуальные основы развития социально-экономического пространства в условиях глобализации», проходившей в Международной академии оценки и консалтинга 25 апреля 2007г. Основные результаты исследования использованы в учебном процессе Международной академии оценки и консалтинга (МАОК).



Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и содержит 21 рисунок, 12 таблиц, библиографический список (120 наименований) и 2 приложения. Объем работы 178 листов.

Структура содержания диссертации:



Введение

Защита состоится 25 февраля 2009 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д 521.005.01 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 21 ауд. 508. 2


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертационного исследования, определены его цели и задачи.

В первой главе «Теоретические основы деятельности малого и среднего бизнеса» рассмотрен механизм регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в современной России, специфика налогообложения деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса и исследованы критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям в мировой экономике.

Понимание социально-экономической сущности и значения малого предпринимательства, его роли и места в жизни общества способствует правильному определению целей государственной политики по отношению к этому важнейшему сектору экономики. Опираясь на международный опыт, можно прийти к выводу, что нигде в настоящее время малое предпринимательство не может развиваться, тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. В мире развитого современного предпринимательства считается признанным, что государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах — закономерность социальной рыночной экономики.

"Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством среды для формирования и устойчивого развития предпринимательства." В силу своей неустойчивости и уязвимости малое предпринимательство нуждается в действенном механизме поддержки и стимулирования, особенно на этапе своего становления и в кризисные периоды развития экономики.

На этапе становления малого предпринимательства государство, может и должно осуществлять следующие основные функции:



  1. устанавливать действующие на уровне микроэкономики законы, обеспечивающие эффективное управление конкурентной борьбой и тем самым способствовать росту производительности;

  2. создавать механизмы обеспечивающие, доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам;

  3. совершенствовать систему налогообложения;

  4. создавать соответствующую инфраструктуру предпринимательства, условия повышения экономической грамотности предпринимателей и обеспечивать своевременный доступ к экономической информации;

  5. создавать условия для стабильно развивающегося предложения товаров и услуг, производимых на инновационной основе;

  6. создавать стимулы и непосредственно формировать спрос на инновационную продукцию;

Учитывая значимость развития малого и среднего бизнеса, его связь с внешнеэкономической деятельностью и развитием наукоемких производств диссертант счел необходимым остановиться в первой главе также на рассмотрении вопроса налогообложения, которое связано с инвестированием в этот бизнес. Одним из направлений послабления в налоговой сфере для малых предприятий является упрощенная система учета и налогообложения.

Под плюсами ведения упрощенной системы подразумеваются, прежде всего, предоставляемые простота и удобства для малых предприятий, что, по мнению диссертанта, позволило активизировать деятельность данного звена. Уплата только одного налога позволяет сохранить средства предприятия и направить их на развитие производства.

В конце главы диссертант затронул вопросы критерия отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям в мировой экономике.

Эти критерии были заключены в Болонской Хартии по политике в сфере малого и среднего бизнеса, разработанной 15 июля 2003 г. Согласно данному документу на территории ЕС введена общая категория микро-, малых и средних предприятий (МСП), к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий:



  • малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

  • микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.

Положительным моментом такой классификации является то, что точные финансовые пороговые показатели для микро- и малых-предприятий упрощают поддержку со стороны государства, делая более адресным реализацию программ. Также, выделением микро-предприятий подчеркивается их роль в развитии предпринимательства. Подводя итог рассмотрению опыта ЕС по определению критериев, можно отметить, что большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом .

Делая вывод о приемлемости количественных определений МСП, автор отмечает, что главным их достоинством является удобство использования и доступность. Основные недостатки - абсолютность, и отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения.

Что касается российского опыта, то замечено, что до принятия нового закона о малом бизнесе в РФ официально не применялся термин «средний бизнес». Согласно Федеральному Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц –



  1. суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;



  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отсутствие понятия «среднего бизнеса» и микропредприятий не только означало несоответствие мировой практике, но и лишало эти предприятия льгот, предусмотренных действующим законодательством РФ для малого предпринимательства. Выделение среднего бизнеса как категории хозяйствующих субъектов и определение микропредприятий. свидетельствует о росте внимания органов власти Российской Федерации к проблемам малого и среднего бизнеса.

Количественные критерии, как следует из положений нового закона, приближены к нормам, принятым в ЕС, что, несомненно, является положительным моментом, поскольку это позволит производить сравнительную диагностику развития российского и европейского МБ. Важность приближения к стандартам ЕС также определяется тем, что в страновой структуре внешней торговли России Евросоюз занимает особое место, как крупнейший экономический партнер. На его долю в 2006 году приходилось более 56% российского товарооборота.

Подводя итог инициатив органов власти РФ, автором отмечена прогрессивность подхода, предлагаемого Правительством РФ. Здесь необходимо отметить, что подробная классификация малого бизнеса, включение среднего бизнеса в государственные программы поддержки, выделение микропредприятий как отдельных субъектов позволяют создать наиболее целенаправленную политику по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса на национальном уровне.

Выработка единых критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства в мировом масштабе сталкивается с трудностями, заключенными во внутренней неоднородности сектора, сложностью определения наиболее типичных групп бизнеса, и т.д. Но, проведя анализ практики и теории выделения критериев малого и среднего бизнеса, можно заключить, что данный процесс идет по пути постепенной универсализации, при этом за основу берутся количественные критерии. Особенностью современных тенденций является также выделение микропредприятий в отдельную категорию хозяйствующих субъектов.



Во второй главе «Формирование конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса на региональном уровне» уточнено понятие конкурентоспособности и рассмотрен механизм её обеспечения, дан анализ современного состояния экономики российских регионов в контексте их конкурентоспособности, исследованы региональные особенности конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, описана авторская схема формирования региональных кластеров малых и средних предприятий в регионе.

Победа в конкурентной борьбе за экономическое благополучие и выживание является конечной целью для любого предприятия. Она является результатом систематических и грамотных усилий фирмы, направленных на повышение конкурентоспособности производимых ею товаров и услуг и конкурентоспособности её самой.

Различают конкурентоспособность товаров и услуг, предприятий, регионов, отраслей и стран (национальной экономики в целом). Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая, региональная и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, конкурентоспособность товара является базовой категорией для всех остальных уровней конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара автор определяет как степень привлекательности товара для потребителей, определяющую потенциальную и реальную возможность удовлетворения его потребностей. При этом конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Подтверждением данному заключению является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.

Существуют следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия:


  1. Покупатель является главным оценщиком конкурентоспособности товара и предприятия. Но в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает и сам товаропроизводитель, определяя целесообразность выпуска конкретного вида товаров в конкретных условиях.

  2. Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и.т.д.);

  3. Важным параметром оценки конкурентоспособности товара и предприятия является их жизненный цикл. Когда предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения. Если же речь идет оценка конкурентоспособности на долгосрочный период, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен. За период работы производителя номенклатура изделий может смениться несколько раз.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие конкурентоспособности предприятия является более сложным и интегральным, то есть включающим в себя значительно большее число ключевых элементов, чем конкурентоспособность товара.

С учетом всего вышеперечисленного автор дает следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика, позволяющая оценить результаты его деятельности и отражающая его потенциал и возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

До реформы государственного и экономического устройства 90-х годов двадцатого века проблема повышения конкурентоспособности предприятий отечественных предприятий в большинстве случаев отождествлялась с задачей по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было продиктовано относительно слабым участием нашей страны в международном разделении труда, изолированностью экономики, отсутствием точной оценки реальной эффективности производства конкретного товара для внешнего рынка. В настоящее время, по мере создания рыночных отношений внутри страны и понимания на государственном уровне необходимости увеличения доли наукоемких товаров с высокой добавленной стоимостью во внешних поставках приоритет в вопросах конкурентоспособности отдается непосредственно предприятию и отрасли материального производства.

Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества и способность успешно работать на конкретном рынке сбыта в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

Конкурентоспособность предприятия является категорией динамической, её изменения обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Эти факторы могут, как повышать конкурентоспособность, так и уменьшать её.

По мнению автора, внешние факторы, такие как налоговая, финансово-кредитная политика и таможенная политика, разработка и реализация законодательных актов нацеленных на развитие бизнеса, экономическая ситуация в регионе, деятельность политических партий и инвестиционных фондов, наличие целевых программ по формированию конкурентоспособного бизнеса в большинстве случаев не поддаются влиянию со стороны предприятия. В свою очередь предприятие может влиять на внутренние факторы, такие как доля рынка, качество управления предприятием, стоимость бизнеса, масштабы использования современных каналов продаж, кооперации и достижений науки, эффективность поставщиков, количество клиентов и конкурентов и эффективная конкурентная стратегия.

Управление предприятием в настоящих условиях включает оценку и анализ факторов, повышающих или понижающих его конкурентоспособность.

Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать  обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.

Конкурентоспособность региона определяется конкурентоспособностью предприятий в регионе, одним из факторов определяющих которую является социально-экономическая ситуация в регионе. Но, по мнению автора, в современных условиях чтобы быть конкурентоспособным предприятием недостаточно иметь природные и экономические ресурсы. Необходимо создавать, развивать и совершенствовать конкурентные преимущества, которые в первую очередь связаны с инновациями и эффективным использованием человеческого капитала.

По мнению автора, повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на региональном уровне в большой степени обеспечивается за счет создания кластеров, т.е. в регионе возникает кластер – « группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»2.

Кластерная модель уже внедрена в США, Италии, Швеции, внедряется в Казахстане. В России фактически идет формирование кластера в автомобильной промышленности. В печати активно обсуждается необходимость формирования электронных кластеров, прежде всего, в Московской области и Северо-Западном регионе.

Однако, в мировой экономике существует много кластеров, не достигших успеха или не имеющих конкурентных преимуществ. В ряде случаев это является результатом отсутствия определенной схемы формирования данных кластеров.

По мнению автора исследования, при формировании кластеров малых и средних предприятий на региональном уровне возможна схема из восьми последовательных этапов, включающих в себя: определение необходимости кластера малых и средних предприятий в регионе, идентификацию кластера этих предприятий, анализ, план и результаты формирования кластера, формирование соответствующей команды, программу «Кластерная инициатива», формализацию развития кластера, оценку его развития и функциональное соединение базового кластера с другими кластерными инициативами.

В третьей главе «Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на примере Тамбовской и Ивановской областей» сформированы основные направления совершенствования потенциала и конкурентоспособности малых и средних предприятий и перспективы развития Тамбовской и Ивановской областей за счет повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий.

Говоря о направлениях совершенствования конкурентоспособности продукции, производимой малыми предприятиями России, автор считает, что эту проблему следует рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях:

в сфере повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в целом, а также в области повышения конкурентоспособности экспортоориентированного малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособности российского малого бизнеса в целом, по мнению автора, связано, прежде всего, с преодолением существующих административных барьеров при регистрации, ликвидации, проверках и т.п.

По имеющимся оценкам3, существует замороженный, наличием избыточных административных барьеров, потенциал роста российской экономики на уровне 5-7% ВВП, связанный с недоразвитием конкуренции из-за запредельно высоких издержек выхода на рынок мелкого и среднего бизнеса, а также с пониженной конкурентоспособностью российской экономики по сравнению со странами, где предприниматели не страдают от избыточных административных барьеров.

Помимо мер направленных на снижение административного бремени должны использоваться также следующие меры, способствующие повышению конкурентоспособности продукции малого бизнеса:



  • на базе имеющихся региональных центров переподготовки и подготовки кадров, центров занятости населения внедрение программ обучения предпринимателей стандартам и методам управления качеством в соответствии с международными стандартами ISO серий 9000 и 14000, широко используемыми в ЕС;

  • широкое использование региональных возможностей для предоставления, на конкурсной основе, государственных грантов на поиск и оценку наилучших технологий, определение их возможностей в создании новых продуктов и услуг, а так же на их дальнейшую разработку;

  • внесение поправок в Налоговый Кодекс, касающихся отмены обложения налогом на добавленную стоимость, приобретенного на внешнем рынке нового оборудования, используемого для организации высокотехнологичного производственного процесса на предприятиях МБ;

  • содействие объединению малых предприятий в кластеры, т.е. интегрированные бизнес-группы.

В отношении экспортоориентированного малого бизнеса должны использоваться меры, стимулирующие выход предприятий МБ на внешние рынки и меры, обеспечивающие устойчивость деятельности МП на внешних рынках.

Анализ развития малого и среднего бизнеса в Тамбовской и Ивановской областях показал, что в областях плотность размещения малых предприятий с каждым годом увеличивается. Так, на территории Тамбовской области по состоянию на 1 января 2007 года на 1000 жителей области приходится 3,8 малых предприятия (на 01.01.2006 г. – 3,1) (см. рис.1)


Рисунок 1 - Количество предприятий малого бизнеса в Тамбовской области4


В 2007г. в структуре малых предприятий по-прежнему преобладали предприятия и организации с видом деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования» и составили 45% от общего количества малых предприятий. Но, начиная с 2005 года, их доля в общем количестве малых предприятий постепенно снижается (2004г. – 54%, 2005г. – 46,8%, 2006г. – 45,6%). Растет доля предприятий и организаций с видом экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (2004г. – 2,6%, 2007г. – 7,6%) и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг» (2004г. – 2,5%, 2007г. – 11,5%). Растет выручка от реализации продукции малого бизнеса (см. рис.2).

В обеих областях проводится кластерная политика, содержанием которой является создание условий для формирования и развития кластеров, как основы реализации конкурентных преимуществ территорий и повышения их конкурентоспособности.

Стимулирует формирование кластеров действия органов исполнительной власти всех уровней, направленные на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, обеспечению населения доступным жильем, улучшению системы здравоохранения, образования и социальных услуг, улучшению экологической ситуации.

Рисунок 2 – Динамика роста выручки от реализации продукции малого бизнеса в Тамбовской области5

Тамбовская область, являясь аграрно-промышленным регионом, обладает необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития агропромышленного кластера. В Ивановской области с учетом территориальных особенностей формируется текстильный кластер.

Но, несмотря на заинтересованность властей в формировании кластерных объединений и активное участие в этом процессе, анализ предлагаемых проектов выявил несколько поверхностное их формирование. По мнению диссертанта, для создания кластера необходима последовательная реализация схемы его формирования, а именно: анализ, план и результат формирования кластера, программа «Кластерная инициатива», формализация развития кластера, оценка развития кластера.

При формировании кластера и кластерной инициативы существенной должна быть роль администрации, т.е. она должна состоять в поддержке и инициировании процессов активизации кластеров. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластеров. У территориальных администраций имеется

высокоэффективный способ стимулирования кластеров; это - целевые программы, которые могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти.

Одним из необходимых вопросов при создании кластера является построение взаимосвязей внутри него и механизмов управления им, поскольку существующие в кластере преимущества сильно зависят от взаимодействия между предприятиями. Нужно создать такой механизм управления системой (кластером), который бы обеспечил эффективное функционирование кластера и способствовал бы повышению конкурентоспособности организаций, входящих в его состав, а соответственно и производимой ими продукции. Прежде всего, следует разработать положение о кластере. Кроме того, должны быть разработаны положения, определяющие взаимоотношения сторон и их функции, методические рекомендации, нормы, нормативы, методы стимулирования, кредитования кластера.

Основой любого механизма управления системой являются принципы управления, выполняющие роль основных правил формирования и управления кластером.

В таблице 1 приведены основные принципы создания кластера, которые должны лечь в основу его организационной структуры и формирования функций управления.

Основным элементом механизма является орган управления кластером. Предлагается создание комитета управления кластером (см. рис.3), имеющего соответствующую структуру, функции, действующего на базе

принципов управления кластером с использованием административно-правовых, экономических, организационных рычагов управления.

Таблица 1 - Принципы создания регионального кластера малых и средних предприятий



Принципы

Характеристика

1

2

Принцип добровольности

Решение о вступлении предприятий и организаций в кластер принимается в соответствии с их уставами. Важно, чтобы процесс интеграции осуществлялся на принципах добровольности, чтобы он не сводился к очередному "витку" реформирования предприятий.

Принцип целостности

При создании и деятельности кластера должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интеграционного процесса. По мере создания материально-технических и финансовых условий, возможен переход от простых к более сложным формам интеграции (от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных—к производственно-торговым и т.п.).

Принцип «ведущего звена» — предприятия-интегратора

При создании кластера возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора, функции которого может выполнять устойчивое в финансовом плане предприятие с сохранившимся производственным потенциалом. Предприятие-интегратор как головное предприятие должно не только опережать по уровню развития, но и стать в организационно-технологическом отношении лидером среди участников данного формирования.

Принцип поддержки и содействия со стороны административных органов

Успешная деятельность кластера во многом обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий — с муниципальными и региональными административными органами. Практика показывает, что в тех регионах, где интегрированным хозяйственным структурам оказывается необходимая государственная материально - финансовая (стартовая) помощь, они функционируют более эффективно. Важно, чтобы органы управления при этом не подменяли (не выполняли) функции хозяйственного управления, а содействовали делу в рамках собственной компетенции.

Принцип равноправной заинтересованности членов кластера

Все члены кластера объединяются и функционируют на принципах равенства в кластере и хозрасчетной (предпринимательской) самостоятельности в пределах своих функций и долей в общем капитале.

Комитет определяет и контролирует координирующую фирму, которая, по сути, будет вести всю программу развития кластера. Она решает все задачи, связанные с переподготовкой кадров, консалтингом, формированием инвестиционного портфеля, занимается проблемами качества, логистикой, информационными технологиями. Однако следует особо подчеркнуть, что координирующая фирма является консультационным органом. Объединение партнеров в кластер закрепляется договорами о сотрудничестве и управляется кластерным совещанием без создания каких-либо надстроечных структур.

При определении структуры и состава кластера необходимо исходить из конкретных условий, целей и задач, степени интеграционного влияния предприятий-интеграторов на участников кластера. Под структурой кластера понимается его состав — совокупность предприятий и организаций-участников и их иерархическое положение в объединении. Поскольку для организации кластера требуется объединяющее начало, необходимо отметить, что особенностями создания кластеров в России является, как правило, необходимость наличия формальной институциональной структуры, координирующей создание и развитие кластера.

Рисунок 3 - Организационная структура управления формированием кластера


При создании кластеров в областях, учитывая их специфику, нужно использовать межотраслевую структуру, а интегрированная бизнес-группа в дальнейшем может иметь вид холдинга или конгломерата.

В целях соблюдения паритета интересов в управлении формированием и использованием кластера, высшим органом стратегического управления кластера должно быть общее собрание его участников, что устанавливается учредительными документами. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным. В частности, функции исполнительного органа по управлению текущей деятельностью, определенные участниками кластера, может выполнять один из них силами своего исполнительного аппарата управления. В этом случае другие участники в формировании исполнительных органов указанного члена кластера не участвуют. Их мнение по этим вопросам может носить только совещательно-рекомендательный характер. При этом функции реализации продукции возлагаются на одного или нескольких участников.

Управление кластером имеет определенную этапность и соответствующую ей структуру функций. Можно выделить три отличающихся этапа экономической работы: первый — при создании кластера, второй — в начале его функционирования (стартовый период), третий — в процессе текущей работы (табл.2).

Таблица 2 - Основные этапы организационно-экономического управления кластером в области



Наименование этапа

Решаемые задачи

1

2

Создание кластера

Должны быть решены три важнейшие задачи:

подготовлено технико-экономическое обоснование создания кластера;

выполнены работы по определению организационной структуры и формы хозяйствования, созданы органы управления кластером;

проведен анализ деятельности всех участников.



Начало функционирования

(стартовый период)



Должны быть решены программные вопросы производственной деятельности, определены стратегия и тактика финансово-экономических отношений участников-партнеров, хозрасчетных отношений в структурных подразделениях, управления финансовыми и товарными потоками в рамках нового формирования, а также его взаимоотношений с участниками и инфраструктурой регионального рынка.

Текущая деятельность

Предполагает использование известных методов воздействия на производственно-финансовые и экономические процессы кластера через планирование, ценообразование, финансирование и кредитование, экономическое стимулирование. Однако, в рыночных условиях роль этих методов, оставаясь главной, становится недостаточной и должна быть усилена организацией мониторинга цены и качества продукции, совершенствованием финансового менеджмента, внутреннего и внешнего аудита и самое главное обновление ассортимента на базе новых технологий производства и используемых материалов.

Администрации областей должны грамотно использовать интерес предприятий к интеграции и способствовать созданию кластеров вокруг основных «локомотивов» регионального бизнеса. В этом случае крупные компании исполняют роль ядра кластера, а малый и средний бизнес, который развивается вокруг них ускоренными темпами, становится важным плательщиком в бюджет и основным источником развития областей. При этом необходимо отметить, что концентрация предприятий малого и среднего бизнеса вокруг определенной сферы экономики существенно повышает их шансы на выживание.

Создание кластера способствует распространению новых технологий, согласованию уровней и стандартов технологии и организации производства в рамках «вертикали действий». Развиваются не только взаимосвязи между фирмами, но и эффективное взаимодействие профилирующей отрасли с наукой, образованием, влияющее и на стратегию региональных властей. Кластер становится важнейшим центром инновационной активности. Объединение экономических субъектов в кластер позволяет повысить конкурентоспособность предприятий и способствует концентрации капитала. При этом следует оценивать кластер как источник не только технических, но и организационных, а также социальных нововведений.

Кластер окажет позитивное влияние на повышение конкурентоспособности продукции, воздействуя на две основные ее составляющие: цену и качество. Он дает возможность снижения затрат на переподготовку кадров, консалтинговые услуги, разработку и внедрение новых технологий - словом, то, что раньше каждая компания, каждая фирма осуществляла самостоятельно. Плюс ко всему, кластер позволит решать и социальные задачи: малые и средние предприятия, обслуживающие «головные» предприятия кластера, станут местом трудоустройства высококвалифицированных кадров, будь то рабочие, специалисты по консалтингу, маркетингу, юриспруденции и т.д. Кроме того, существует масса структур, которые не нужны головному предприятию на постоянной основе, их услуги требуются только во время реализации какого-то определенного проекта диверсификации производства (см. рис.4).

Рисунок 4 - Эффекты, порождаемые созданием кластера в областях

Таким образом, создание кластера в Тамбовской и Ивановской областях позволит решить широкий спектр экономических, социальных и иных проблем. В условиях кластера повысится конкурентоспособность выпускаемой продукции за счет обеспечения факторов на нее воздействующих, а соответственно возрастет конкурентоспособность и самих производителей. Кластерный подход предлагает эффективные инструменты для экономического развития – увеличение занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышение устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

В заключении диссертации даются выводы и предложения по итогам

работы в целом.



ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:


  1. Плишкин Д.С. Особенности формирования конкурентоспособного малого бизнеса на базе кластеров в Тамбовской области // Вопросы экономических наук, 2008, №6, С. 100-104 (0,5 п.л.).

  2. Плишкин Д.С. Государственное регулирование конкурентоспособного малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук, 2008, №6, С. 43-46 (0,5 п.л.).

  3. Плишкин Д.С. Формирование конкурентоспособности региональных предприятий малого и среднего бизнеса // Инновации и инвестиции, 2008, №4, С. 107-109 (0,37 п.л.). (Входит в список журналов рецензируемых ВАК)

Подписано в печать 23.01.2009. Сдано в производство 23.01.2009.

Формат бумаги 60х90/16. Усл. печ. л. 1,0.

Тираж 100 экз. Заказ №


Издательство ГАСИС, Москва, ул. Трифоновская, 57.

1 См.The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum. 2008.

http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20Report/index.htm



Савченко В.Е. Современное предпринимательство (экон. и орг. основы; пробл. формирования и регулирования)/ Савченко В.Е. - VI.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. - С. 143.

2 Портер М. Конкуренция. М., СПб., Киев: Издательский дом «Вильямс», 2006. – С. 258.

3 См. А.Аузан, П.Крючкова. Административные барьеры в экономике: задачи дерегулирования - http://www.inp.ru/lib.html

4 http://www.tambov.gov.ru/

5 http://www.tambov.gov.ru/

Каталог: library -> autoreferat
library -> Музейная педагогика
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
library -> Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье)
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Стандарты и управление проектами
autoreferat -> Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
autoreferat -> Общественно опасное поведение несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством: уголовно-правовые и криминологические аспекты 12. 00. 08. Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное
autoreferat -> Государственная политика формирования и регулирования рынка труда особого рода в условиях современной экономики
autoreferat -> Концептуальные начала национального, международного и зарубежного законодательства в области охраны права на жизнь и обеспечения безопасности личности
autoreferat -> -


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница