Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной школы на основе системно-функционального подхода при изучении причастия



страница1/2
Дата14.02.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2


На правах рукописи
Свечникова Ольга Николаевна

Формирование грамматической способности

учащихся 7-го класса общеобразовательной школы

на основе системно-функционального подхода

при изучении причастия

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Орёл -2012

Работа выполнена на кафедре теории и методики

обучения русскому языку и литературе

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Пузанкова Елена Николаевна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор,

член-корреспондент РАО



Митрофанова Ольга Даниловна

кандидат педагогических наук, доцент



Лысенко Наталья Евгеньевна
  1. Ведущая организация – Московский государственный

  2. областной университет

Защита состоится 17 февраля 2012 г. в_____часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук при ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФБГОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Автореферат разослан « » 2012 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Гришанова В.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В современных научно-методических исследованиях проблема формирования грамматической способности учащихся рассматривается учёными в разных аспектах. Наибольший интерес вызывают исследования в области функциональной грамматики, направленные на изучение системных связей грамматических категорий, соотношений значения и формы (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, А.А. Зализняк, Е.А. Земская, В.В. Лопатин, Е.В. Падучева и др.); раскрытие взаимодействия семантики грамматической формы и содержания текста (Т.М. Балыхина, А.В. Бондарко, М.Р. Львов, Н.А. Слюсарева и др.). В познании грамматического объекта выявляются такие подходы, которые строят изучение грамматических законов и правил с учётом речевой и лексической организации языка.

В условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не только как процесс овладения определенной системой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного развития школьников. В связи с этим изучение грамматики в школе предполагает усиление речевой направленности и на этой основе формирование навыков нормативного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения.

Однако анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку (ЕГЭ) показывает неполноту усвоения выпускниками общеобразовательной школы грамматического строя речи, отсутствие в школьной практике планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. Большинство грамматических ошибок в работах выпускников связано с нарушением норм литературного языка, с неумением учащихся правильно использовать грамматические формы слов в речи, синтетические и аналитические морфологические формы в словосочетании (нарушение случаев управления, согласования слов).

Актуальность обращения к проблеме формирования грамматической способности учащихся при обучении русскому языку обусловлена:

– недостаточностью ориентирования обучения при изучении грамматики на широкое речевое развитие учащихся;

– важностью обогащения речи учащихся грамматическими средствами языка, способствующими совершенствованию орфографической грамотности и речевой культуры школьников;

– необходимостью создания оптимальных условий для развития языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся за счёт формирования грамматической способности на основе системно-функционального подхода к изучению языковых явлений, закономерностей психического развития и совершенствования речевой культуры.

Проблема формирования грамматической способности учащихся решалась нами на материале изучения причастия в 7-м классе общеобразовательной школы. Такой выбор предмета исследования обусловлен сложностью восприятия учащимися синкретичной части речи, обозначающей признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемой атрибутивно, а также недостаточностью разработанной в науке методической системы усвоения причастия школьниками. В лингвистике причастие рассматривается как «смешанная часть речи» (А.М. Пешковский), как категория «гибридных глагольно-прилагательных форм» (В.В. Виноградов), как самостоятельная часть речи (В.В. Бабайцева), как одна из форм словоизменительной транспозиции глагола. Причастие исследуется учёными в различных аспектах: изучение сущности морфологической природы и синтаксического употребления причастных форм (И.В. Замятина), исследование адъективации причастий (С.Г. Берешков, А.А. Боровлёв, И.А. Краснов, М.Ф. Лукин, Л.П. Калакуцкая, и др.), определение типов межкатегориальных связей и их реализация в изучении грамматических форм причастия (И.И Кунавина, К.М. Роева), развитие языковой компетенции и речемыслительных умений учащихся на основе дифференцированного подхода к изучению причастия (И.А. Белова, Е.П. Пронина, Е.Г. Шатова), роль причастия в организации научного дискурса (М.Д. Кузнец, Т.И. Низовец и др.).

Однако, несмотря на многочисленные исследования, не решён вопрос объёма изучения грамматической системы причастия в школе. Проблемой является и применение единого подхода к изучению причастия. В познании грамматического объекта используются разные подходы: формальный (от формы к значению), структурно-семантический (углубление в семантику грамматических явлений), функциональный (от значения к выражающим его формам). Наиболее конструктивными оказываются те подходы, которые не ограничивают изучение грамматических законов и правил от их постоянного и сложного взаимодействия с законами и правилами других языковых систем. В таком понимании особого внимания заслуживает системный подход к анализу категориальных ситуаций и функционально-семантическому исследованию причастия в тексте. Необходимость изучения причастия на основе системно-функционального подхода связана с решением проблемы межкатегориальных связей и грамматико-лексического взаимодействия причастия с другими частями речи, взаимодействия значения и грамматической формы причастия, системы и среды при реализации значений и функций языковых единиц.



Объектом исследования является процесс формирования грамматической способности учащихся 7-го класса на основе системно-функционального подхода.

Предмет исследования – методическая система формирования грамматической способности учащихся на материале изучения причастия в 7-м классе.

Цель исследования – разработка методики формирования грамматической способности учащихся 7-го класса на основе системно-функционального подхода к изучению причастия.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования грамматической способности учащихся 7-го класса на примере изучения причастия будет протекать успешнее при условии

        • внедрения в учебный процесс системно-функционального подхода, который учитывает внутреннее взаимодействие семантических (лексических), словообразовательных, морфологических и синтаксических свойств причастия, усвоение единства его значения, формы и употребления в тексте;

        • использования на уроках русского языка разных типов грамматических заданий, обеспечивающих развитие языковых (грамматических) умений и навыков, логического и творческого мышления учащихся в процессе изучения причастия;

        • освоения учащимися различных видов речевой деятельности, которые будут способствовать грамотному и уместному употреблению причастия в устной и письменной речи.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) выявить степень разработанности научных исследований в области лингвистики, методики, педагогики по проблемам изучения грамматики в школе, формирования грамматической способности учащихся при изучении причастия;

2) обосновать целесообразность формирования грамматической способности учащихся общеобразовательной школы на основе системно-функционального подхода по принципу значение-форма-функция;

3) проанализировать систему обучения грамматике возможностями современных УМК, используемых в 7-м классе общеобразовательной школы, и выявить уровень развития грамматической способности учащихся на примере изучения причастия;

4) уточнить структуру грамматической способности учащихся и виды грамматических заданий, необходимых для развития языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе усвоения грамматики;

5) разработать методику формирования грамматической способности учащихся в 7-м классе на основе системно-функционального подхода при изучении причастия;

6) экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методики.

Характер поставленных задач определил выбор методов исследования:



  • диахронического (рассмотрение истории вопроса);

  • теоретического (анализ и оценка лингвистической, учебно-методической, психолого-педагогической литературы);

  • прогностического (моделирование учебного процесса в вариантных возможностях обучения);

  • обсервационного (наблюдение, анализ учебных и программных материалов, тестирование, беседа);

  • экспериментального (экспериментальное обучение);

  • статистического (обработка и сопоставительный анализ результатов эксперимента, их методическая интерпретация).

Теоретико-методологической основой исследования является концепция психического развития личности и взаимообусловленности развития и обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Необходимую базу для изучения проблемы создают научные труды по вопросу выявления закономерностей формирования грамматического строя речи школьников разного возраста

(Д.Н. Богоявленский, А.В. Бондарко, Ф.И. Буслаев, А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, Ф.Ф. Фортунатов, К.Д. Ушинский и др.). Большое значение имеет рассмотрение системного подхода к процессу обучения русскому языку в общеобразовательной школе (В.В. Бабайцева, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучёв, Н.М. Шанский), а также функциональных аспектов изучения грамматики, раскрывающих взаимодействие грамматики с языковыми подсистемами, влияющими на речевое развитие учащихся (А.В. Бондарко,

Е.В. Падучев, Н.Ю. Шведов и др.). Основополагающим для нашего исследования выступает положение о неоднородности системы причастия и его категориальных признаков (В.В. Бабайцева, В.В. Виноградов, А.А. Потебня, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) выявлено и описано современное состояние развития грамматической способности учащихся 7-х классов на материале изучения причастия;

2) определено наполнение структурных компонентов грамматической способности, основанных на развитии языковых (грамматических) умений и навыков, логического и образного мышления учащихся в процессе усвоения причастия;

3) обосновано оптимальное методическое содержание развития грамматической способности учащихся на основе системно-функционального подхода к изучению причастия,

4) представлена логическая последовательность подачи материала при усвоении новых знаний от одного уровня развития речи и мышления к другому, более сложному, дающая положительный результат в формировании грамматической способности учащихся 7-го класса при изучении причастия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) создана и экспериментально подтверждена методика формирования грамматической способности учащихся 7-х классов на основе системно-функционального подхода при изучении причастия;

2) разработаны типы заданий, формирующих грамматическую способность при изучении причастия на основе системных связей грамматики, словообразования, лексики и синтаксиса с учётом развития интеллектуальных способностей учащихся, творческого применения полученных знаний в речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) разработанная методика формирования грамматической способности учащихся позволяют достичь необходимого уровня развития языковой, коммуникативной компетенций, организовать полноценное усвоение изучаемого материала;

2) предложены эффективные приёмы и методы формирования грамматической способности учащихся при изучении причастия, состоящие из показа системы взаимодействия языковых единиц разных уровней и обучения правилам выбора этих единиц для языкового общения, рассмотрения коммуникативных возможностей грамматических явлений с учётом конкретных условий обучения, осуществляемого с определёнными целями и с данным контингентом обучаемых;

3) показано практическое применение методики формирования грамматической способности учащихся на примере предметно-содержательного контекста учебной программы под редакцией В.В. Бабайцевой для 7-го класса и развивающего дидактического материала при изучении причастия.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ, пособий и учебников по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы, при разработке спецкурсов по вопросам методики преподавания русского языка в 7-м классе при изучении причастия.

Научное исследование проводилось поэтапно в течение шести лет (с 2006 по 2011 г.г.) и шло по двум направлениям – по линии теоретического обоснования и построения методики формирования грамматической способности учащихся и по линии выявления эффективных путей её реализации в практике общеобразовательной школы.

Первый этап (2006-2007 г.г.) – выбор области исследования, изучение лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме; разработка теоретических основ исследования; наблюдение за процессом обучения учащихся 7-х классов при изучении причастия на уроках русского языка; подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированности грамматической способности учащихся.

Второй этап (2008-2009 г.г.)проведение формирующего эксперимента по проблеме исследования в общеобразовательных школах №1, 2, 4, 6, МОУ лицей им. С.Н. Булгакова, гимназии г. Ливны Орловской области, охватившего свыше 500 учеников 7-х классов общеобразовательных школ. Осуществлялась апробация этапов формирования грамматической способности учащихся на основе системно-функционального подхода и типов грамматических заданий при изучении причастия в 7-ом классе, проводилась обработка результатов обучения, а также корректировка методов и приёмов обучения.

Третий этап (2009-2011 г.г.) – анализ и обобщение результатов исследования, изложение основных положений разработанной методики в форме диссертационного сочинения. Составленные учебные материалы по формированию грамматической способности учащихся на основе системно-функционального подхода к изучению причастия внедрялись в практику работы МОУ лицей имени С.Н.Булгакова. В эксперименте приняло участие около 100 учащихся. В том числе обучение осуществлялось на базе региональной экспериментальной площадки «Оптимизация гуманизации образования в Орловской области», включающей более 10 общеобразовательных учреждений

г. Орла и области.



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической и методической наук, совокупностью использованных методов, положительными результатами, полученными экспериментальным путём с 2006 по 2011 гг. в общеобразовательных школах Орловской области.

Апробация основных положений и результатов исследования проводилась в 2006-2011 годах на научно-практических конференциях, посвященных вопросам совершенствования методики преподавания русского языка, на методических теоретических и практических семинарах для учителей г. Ливны и Ливенского района; на семинарах Гимназического союза ВКС «Использование ИКТ на уроках русского языка», «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях сохранения преемственности обучения» с участием школ России; на Всероссийской конференции в г. Орле по проблемам гуманизации образования.

Методика формирования грамматической способности учащихся 7-го класса на основе системно-функционального подхода к изучению причастия внедрена в процесс обучения учащихся МОУ лицей им. С.Н. Булгакова г. Ливны Орловской области. Разработанная методика рекомендована кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ для практического применения в школах.



Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса при изучении причастия наиболее продуктивно при реализации системно-функционального подхода к обучению русскому языку, предусматривающего усвоение языкового материала в единстве значения и грамматических форм с учётом стилистических, коммуникативных и изобразительно-выразительных возможностей их использования в речи.

2. Применение системно-функционального подхода к описанию и анализу фактов языка обеспечивает целенаправленное развитие интеллектуального, языкового (грамматического), творческого компонентов грамматической способности в процессе изучения морфологии, формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся, а также является важнейшим условием выбора приёмов и методов обучения для овладения школьниками различными видами логико-грамматических операций (дифференциации, классификации, абстракции, анализа и др.).

3. Развитие грамматической способности учащихся при изучении причастия можно обеспечить, если

а) рассматривать языковые явления в единстве формы, значения и текстообразующей функции;

б) обучать учащихся навыкам грамматического анализа на уровне осознания лексико-грамматических особенностей (выделение, осмысление и соотнесение содержательных и формальных признаков);

в) формировать у учащихся умение определять функциональную роль причастия в текстах разных типов речи и стилевой окраски, использовать коммуникативные возможности причастия при создании собственных текстов, владеть нормами литературного языка при употреблении причастий в речи.

4. Система грамматических заданий на примере изучения причастия, служащая формированию грамматической способности учащихся, должна предусматривать совершенствование основных коммуникативно-речевых и интеллектуальных умений и навыков.



Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи, определяются объект, предмет, методы исследования, излагается гипотеза исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Теоретические основы формирования грамматической способности учащихся в 7 классе общеобразовательной школы при изучении причастия» анализируются основные тенденции, характеризующие различные периоды становления грамматики как науки и школьного курса, изучаются педагогические и психолингвистические основы формирования грамматической способности учащихся, грамматическая способность рассматривается как компонент языковой и коммуникативной компетенций.

На современном этапе развития методической науки понимание значения изучения грамматики основывается на творческом наследии Ф.И. Буслаева, А.В. Дудникова, A.M. Пешковского, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.А. Шахматова и др.. Учёными исследуются вопросы, общие для изучения любой части речи, в том числе и причастия: статус изучаемой части речи (причастия) в системе частей речи, изучение категориальных связей частей речи в грамматике (связи причастия, глагола и прилагательного), развитие грамматической способности учащихся на основе сформированных знаний, умений и навыков в области лексики, словообразования, синтаксиса, морфологии.

Нами были приняты в качестве ключевых следующие положения, связанные с формированием грамматической способности учащихся:

1. Грамматика русского языка имеет самостоятельное, познавательное и практическое значение: служит средством развития абстрактного мышления, основой усвоения орфографических умений и навыков, совершенствования устной и письменной речи учащихся, развития культуры речи на основе овладения нормами литературного языка. Обучение грамматике в школе складывается из изучения грамматических понятий, закономерностей усвоения грамматических средств языка, умения практически применять грамматические знания.

2. Формирование грамматических понятий требует от учащихся владения особыми формами анализа и синтеза, приводящими к абстракциям и обобщениям, осознанию взаимосвязи двух сторон языка (Д.Н. Богоявленский).

3. Одним из главных принципов описания грамматического строя русского языка является принцип двусторонней сущности, принцип единства формы и грамматической семантики. Формирование грамматической способности учащихся при изучении причастия реализуется в направлении не «от форм к значению» (какие значения выражаются данной грамматической формой), а «от значения к форме», выясняется, какими языковыми средствами может быть выражено данное грамматическое значение (например, значение времени, залога, вида и пр.). Данное направление учитывает грамматическую омонимию, адъективацию, возможности синтаксической и лексико-семантической сочетаемости причастия с другими частями речи.

4. Грамматическая способность учащихся формируется на основе развития языковой (лингвистической) компетенции учащихся, которая, в свою очередь, связана с коммуникативной компетенцией (Д.Н. Богоявленский,

С.Ф. Жуйков, Н.А. Менчинская).

Грамматическая способность учащихся – это 1) способность учащихся совершать абстрагирование для осмысления грамматических единиц, средств выражения грамматических категорий; 2) способность применять грамматические явления в речевой практике для решения коммуникативных задач в устной и письменной речи; 3) способность использовать грамматические знания для развития орфографических, пунктуационных, речевых умений и культуры речи.

В процессе деятельности выявляется связь между развитием способностей и умений учащихся (Л.С. Рубинштейн). Именно в обучении через умения и навыки формируются способности. В отличие от навыков, способности – результат закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются. Качество способности, её творческий характер зависят от того, как совершается перенос одного вида деятельности на другой в процессе освоения грамматики.



5. Представляется целесообразным при формировании грамматической способности учащихся исследовать грамматические формы и категории причастия на основе системно-функционального подхода к изучению причастия, требующего подачи изучаемого материала на основе семантических, грамматических значений, а также коммуникативных возможностей употребления причастия в речи. Сущность системного подхода состоит в изучении причастия как объекта двух частей курса языка - морфологии и грамматики. Развернутое определение системного подхода при изучении причастия включает также использование следующих аспектов (А.В. Бондарко):

  • системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы (связь причастия с глаголом и прилагательным);

  • системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, раскрывающих её целостность и особенность (исследование потенциала функционирования причастия, проявляющегося в его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости с другими словами);

  • системно-функционального, направленного на необходимость выявления внешних связей системы (связь грамматики со словообразованием, лексикой, фонетикой, орфографией);

  • системно-исторического, позволяющего выяснить этапы исследования причастия с течением времени, современное состояние и возможные перспективы развития.

Важным аспектом системно-функционального подхода к формированию грамматической способности учащихся является выработка нового принципа его использования – системное изучение языковых явлений и их функциональной значимости в тексте.

Во второй главе «Развитие грамматической способности учащихся 7-го класса при изучении причастия» рассматриваются развивающие возможности обучения русскому языку средствами современных школьных учебников, анализируются особенности изучения причастия в 7-м классе общеобразовательной школы. Дидактический материал, подобранный для изучения причастия в учебниках русского языка, отражает принципиально разный подход к определению семантико-грамматического статуса этой части речи. В школьной традиции причастия и деепричастия характеризуются как неспрягаемые формы глагола, поэтому они изучаются после глагола в 6-м классе (УМК под ред. М.М. Разумовской). В то же время принятый в учебниках для V, VI и VII классов (УМК под ред. В.В. Бабайцевой, УМК под ред. Н.М. Шанского) принцип анализа морфологических явлений на основе обобщённых понятий приводит учеников к осмыслению данного разряда слов как не принадлежащих ни к глаголу, ни к прилагательному. Нами было проанализировано 92 упражнения УМК для 6-го класса под ред. М.М. Разумовской, 106 упражнений УМК для 7-го класса под ред. Н.М. Шанского, 112 заданий УМК под ред. В.В. Бабайцевой. Отметим, что в УМК содержится разные типы заданий, необходимых для развития грамматической способности учащихся (таблица 1).
Таблица 1. Подбор заданий в УМК, направленных на развитие

грамматической способности учащихся

Виды заданий

УМК под ред.

Н.М. Шанского

УМК под ред.

В.В. Бабайцевой

УМК под ред. М.М. Разумовской

Задания по аналогии

5%

12%

10%

Логические классификации,

распределение



18%

15%

15%

Задания, развивающие образное мышление учащихся при работе над сочинением, иллюстрацией, изложением

15%

10%

25%

Задания по преобразованию полученных знаний

26%

25%

17%

Задания, связанные

с аргументацией понятия



7%

14 %

12%

Задания репродуктивного характера (по образцу)

17%

15%

6%

Применение полученных знаний

в новой ситуации



12%

9 %

15%

Задания предусматривают многочисленные упражнения логического типа, творческого применения полученных знаний на практике, однако, такая работа не отражает системности в подборе дидактического материала по принципу последовательности в усвоении темы, нарастающей сложности, комплексности в изучении причастия и его функционирования в тексте.

В УМК под ред. М.М. Разумовской и под ред. В.В. Бабайцевой усилено развитие лингвистической компетенции учащихся при изучении причастия, добавлены теоретические сведения: возвратность, переходность (при образовании причастия), обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Тем не менее, при усвоении одной из самых сложных частей речи в школьных учебниках нет ориентации на анализ значений грамматических категорий конкретных форм причастий (действительных, страдательных, настоящего, прошедшего времени, совершенного, несовершенного видов, возвратных, полных, кратких, адъективированных и др.), что не способствует развитию у учащихся прочных знаний по теме. Во всех УМК нет чёткого разграничения отглагольных прилагательных и причастий, видовременные формы даются в образцах рассуждения готовыми, не формируется у учащихся понятие, почему причастие не имеет форм будущего времени (абсолютное и относительное время даже не упоминается), почему только действительные причастия являются возвратными.

Программа изучения причастия ориентирует на системно-функциональный подход в отборе и подаче языкового материала, содержание которого строится на выполнении языковых заданий на текстоведческой основе. Тексты используются для решения определённых грамматических, орфографических и пунктуационных задач при изучении причастия. Однако стилистические и текстообразующие возможности причастия в УМК раскрыты слабо, не отражают системной работы по развитию речевой культуры учащихся на основе использования причастий в устной и письменной речи: наблюдение над сферой использования языковых явлений в текстах различного типа и стиля; создание речевых ситуаций, самостоятельное конструирование высказывания или текста, стилистически оправданное употребление в нём языковых средств.

Формы анализа и синтеза, абстракции и обобщения, рассматриваемые в школе, в основном относятся к группировке языкового материала, поэтому грамматическое мышление учащихся сводится к развитию умения классифицировать и опознавать грамматические формы части речи. Но именно в распознавании грамматических форм учащиеся испытывают трудности, постоянно смешивают формы причастия с именем прилагательным, глаголом, деепричастием. На наш взгляд, одной из причин такого смешения является несформированность у школьников навыка определения грамматических фактов на основе овладения собственно грамматическим анализом, теоретического осмысления соотношения формы и значения причастия. Данное предположение было подтверждено в ходе диагностического эксперимента. Результаты выполнения заданий на определение уровня сформированности грамматической способности учащихся при изучении причастия представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень сформированности грамматической способности учащихся при изучении причастия

Умения

Среднее значение

Правильно

выполнили

Допустили

неточности

Неправильно

выполнили

Умение дифференцировать части речи по грамматическим признакам:

– общему грамматическому значению,

– вопросу,

– формальным признакам, отличающим причастие от других частей речи.



25%


45%
30%

25%


30%
30%

50%


25%
40%

Умение различать грамматические категории причастия.

Глагольные признаки:

– вид,


– время,

– возвратность,

– действительное или страдательное.

Признаки прилагательного:

– полная или краткая форма,

– изменение по числам, родам, падежам.

35%


25%

50%


20%
30%

30%

30%

30%


20%

30%
30%

30%

35%


45%

30%


50%
40%

40%


Умение определять синтаксическую роль в предложении

40%

35%

25%


Умение образовывать и различать:

– грамматическую форму причастия,

– причастный оборот

30%


25%

30%


35%

40%


40%

Умение работать с орфограммами в причастиях:

– -н-, -нн- в суффиксах причастий,

– гласные перед суффиксами причастий,

– не с причастием.



20%


25%

25%


40%


30%

30%


40%


45%

45%


Умение пользоваться пунктограммами при причастном обороте

30%

35%

35%


Умение выполнять грамматический

разбор причастия

20%

40%

40%


Диагностическое исследование выявило, что у семиклассников недостаточно развиты навыки владения интеллектуальными операциями: сравнение (прилагательное, глагол, причастие) на основе общих грамматических показателей; классифицирование частей речи (чаще ориентируются при выборе части речи или на вопрос, или на грамматические показатели, не видят взаимосвязи семантики и формы слова); определение условий написания, исходя из грамматических признаков части речи (при образовании формы причастия не учитывают вид и время). В целом отмечен достаточно низкий уровень применения теоретических знаний на практике при изучении причастия.

Наибольшую трудность у семиклассников вызвало задание на определение функциональной роли причастия в тексте. У многих учащихся нет единой системы в восприятии текста, основное внимание сосредоточено на его содержательной стороне, понимаемой неполно, идея рассматривается отдельно от языковой стороны текста. К тому же упрощение дидактического материала учебника, снижение предъявляемых к учащимся требований, исключение сложных, неоднозначно трактуемых языковых примеров приводит к непониманию учащимися взаимосвязи значения и формы причастия, неумению определить функциональную роль причастия в предложении, к формализации процесса обучения (таблица 3).


Таблица 3. Уровень развития умений учащихся работать с текстом при изучении причастия

Умения

Выполнили

верно

Допустили

неточности

Выполнили

неверно

Составить текст из разрозненных предложений

50%

30%

20%

Выделить основную проблему текста

45%

25%

30%

Определить тип речи

50%

30%

20%

Определить стиль речи

80%

20%

0%

Указать функциональную роль причастия в тексте

25%

35%

40%

Дополнить текст подходящими по смыслу причастными оборотами

30%

30%

40%

Выполнить преобразования с причастным оборотом

20%

35%

45%

На основе полученных результатов в ходе экспериментального исследования, проведенного анализа причин низкого уровня сформированности грамматической способности учащихся при изучении причастия возникла необходимость создания специальной методики формирования грамматической способности учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.



В третьей главе представлена разработанная нами «Методика формирования грамматической способности учащихся 7-го класса (на примере изучения причастия)», которая строится на использовании возможностей содержания УМК, распространённых в школьной практике, и содержит подбор заданий, раскрывающих подачу изучаемого материала с учётом семантических, грамматических, стилистических значений, а также коммуникативных возможностей употребления причастия в речи.

Данная методика обучения русскому языку, с точки зрения современных подходов к формированию грамматической способности учащихся, направлена на

– выявление психолого-педагогических, лингвистических и методических основ обучения;

– обоснование принципа системно-функционального подхода к изучению причастия в единстве формы-значения-функции и взаимосвязи грамматики с другими языковыми науками (лексикой, фонетикой, словообразованием, синтаксисом);

– разработку методических приёмов в их взаимосвязи в условиях системно-функционального подхода к изучению причастия;

– диагностику сформированности уровня грамматической способности и прогнозирование результатов обучения,

– экспериментальную проверку, статистическую оценку и методическую интерпретацию полученных в эксперименте результатов.

Изучение литературы по проблеме формирования грамматической способности учащихся, исследование состояния развития их интеллектуальных возможностей позволили нам выделить следующие компоненты развития грамматических способностей (таблица 4):



Таблица 4. Структура грамматической способности

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Языковой

компонент

(развитие грамматических

умений, навыков)

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Осуществление теоретического анализа причастия на уровне абстрагирования и обобщения

Осознание морфологических особенностей причастия на основе лексико-грамматических признаков, функции языкового явления в речи, реализация принципа «от значения к форме к функции»

Создание текста, насыщенного образными средствами выразительности

Выделение главного в языковом явлении, прослеживание логики рассуждения при исследовании языкового явления

Осознание грамматического явления, нахождение неизвестного признака (форма, категория, значение, синтаксическая роль)

Редактирование своего и чужого текста

Установление сходства и различия между языковыми явлениями

Умение определять средства выражения грамматической формы (аффиксы, флексия, ударение)

Создание связного лингвистического высказывания на заданную тему

Группировка, классификация языковых явлений по определённому основанию

Учет морфемной семантики при грамматическом анализе, образовании разных форм причастия




Формулирование обобщающих выводов

Владение нормами литературного языка при употреблении причастий в устной и письменной речи




Перенос логических операций с одного языкового явления на другой

Умение исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением причастия в устной и письменной речи



Структура грамматической способности учащихся определяет типы грамматических заданий при изучении причастия в условиях системно-функционального подхода: лексико-грамматические, грамматико-словообразовательные, грамматико-синтаксические, грамматико-орфографические. Данные типы заданий направлены на практическое применение теоретических знаний и основываются на внутренних связях причастия с прилагательным и глаголом; способствуют изучению причастия на уровне разных языковых систем (фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса), совершенствованию устной и письменной речи учащихся на каждом уроке в процессе освоения грамматического материала (владение нормами употребления причастия в речи, определение функциональной значимости причастия в контексте высказывания, использование образных средств в тексте).

Предлагаемые задания встраиваются в традиционную типологию урока:

уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки комбинированного характера (повторение изученного); уроки контроля усвоенного.

Учитывая сложность освоения части речи, употребляемой в книжных стилях и нечасто применяемой школьниками в речи, следует добиваться осмысленного усвоения грамматических понятий учащимися. Для решения этой проблемы необходимо использовать на каждом уроке образцы рассуждения при выполнении заданий; опорные схемы, включающие поэтапное усвоение грамматического явления. Это важно и на начальном этапе усвоения знаний для определения частеречной принадлежности причастия, образования его форм, различения грамматических категорий, определения способов выражения грамматических значений, выявления особенностей функционирования причастия в тексте и на этапе применения знаний в новой ситуации. Методическая проблема усвоения новых знаний решается постепенно: сначала усваивается известная информация, языковая традиция, связанная с определением места изучаемого явления в языковой системе (репродуктивная деятельность), затем анализируются аспекты появления новизны, вызывающие усложнение мыслительных операций, далее полученная информация теоретически и практически применяется в новых условиях (продуктивная деятельность).

Разработанные нами типы аспектно-комплексных заданий при усвоении новых знаний обеспечивают достижение учащимися программного уровня владения языком на конкретном грамматическом материале и не нарушают структуру урока, что представлено в таблице 5.
Таблица 5. Усвоение новых знаний

Виды заданий

Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические:

– сопоставление и обобщение лексико-грамматических признаков (причастия, прилагательного, глагола),




Сопоставьте слова, характеризующие предмет (телефон): новый, красивый, черный, металлический, удобный, маленький и купленный, проданный, подаренный.

Какой признак предмета обозначают данные слова? Относятся ли они к одной части речи? Можно ли выделить в данных словах общую морфему? Сделайте вывод о лексико-грамматических признаках причастия.



– сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (омонимичные формы).

Сравните слова: блестящие (способности), блестящие (на солнце очки). Можно ли утверждать, что данные слова принадлежат одной части речи?

Грамматико-словообразовательные:

– составление алгоритмов (определение части речи, способа образования разных форм причастия),



Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слова раскрытая (книга) на основе общих морфологических признаков, способа образования формы слова.

– составление опорной схемы по выявлению грамматических признаков прилагательного и причастия, глагола и причастия.

Установите графически сходство и различие прилагательного, причастия и глагола: резаный, резной, резать. Сравните словообразовательные модели слов резаный и резной, докажите, что страдательное причастие прошедшего времени сохраняет грамматические признаки исходного глагола.

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические:

– осмысление в причастии грамматического значения, выделение соответствующих этому значению средств выражения формы,


Определите часть речи следующих слов: синеть, синеющий, синенький, синий, синька, синева, подсинить. Какие лексические и грамматические признаки характерны для определения части речи?



– выявление функциональной связи лексического значения слова и формы причастия.

Определите часть речи на основе лексико-грамматических признаков: дремучий (лес), летучая (мышь), сыпучие (материалы), ползучие (растения), ползущий (жук), пахучий (цветок), пахнущий (раствор), горючие (вещества, горящие (огни). Все ли слова можно отнести к одной части речи только по морфемному признаку, только по вопросу?

Грамматико-словообразовательные

– образование соответствующих форм причастия по аналогии, по заданному типу,



Восстановите пропущенные слова:

Берем глагол... спряжения... числа...времени...лица..., отбрасываем его..., присоединяем..., а затем прибавляем окончание...и получаем причастие смотрящий.

– составление и замена словообразовательной цепочки по образцу,

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени по образцу: прочитата-ть – прочита- – прочита-нн-ый; бить-би-т-ый.

Передать, нарисовать, услышать, шить, расчертить.

Укажите формообразующие суффиксы страдательного причастия.



– определение связи морфемного состава причастия с грамматическим значением.

Распределите суффиксы причастий по одному признаку. Сколько групп получилось? -т-, -ащ-, -ем-, вш-, -нн ,-ущ-, им-, -ш-, -ем-, -енн-, -ом-, -ящ-, -ющ-.

Грамматико-синтаксические:

– определение синтаксической роли причастия и причастного оборота в предложении.



В данных предложениях определите лексико-грамматическую зависимость причастия от главного слова: На столе, недавно купленном в магазине, лежали подарки. В открытых коробках были мягкие игрушки, спортивные мячи. Укажите синтаксическую роль причастия в предложении.

Объясните различия в синтаксической роли причастий.



Хлюпающий нос предвещает начинающееся заболевание.

Опоздавшие напишут диктант после уроков..

Грамматико-орфографические:

– усвоение грамматических категорий причастия (род, число, падеж), способствующих повышению орфографической грамотности




Найдите главное слово, задайте вопрос к причастию, выделите окончание причастия: опоздавшего мальчика, к сидящей дочке, отвечающим учеником и др.
Сравните написание окончания прилагательного и причастия в данных словосочетаниях: светлым небом, светлеющим небом, поздним вечером, заходящим солнцем, о веселом воробье, о скачущем воробье и т.д. Сформулируйте правило о написании безударной гласной в окончании причастия.

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические:

– морфолого-синтаксических преобразования и синонимическая замена грамматических форм в предложении (замена глагола на причастие, придаточного определительного на причастный оборот),



В данных предложениях замените глагол на соответствующее по грамматическим признакам причастие. Изменился ли смысл высказывания?

Радостные дети прибежали домой. Их развеселил маленький котенок. Он умывался лапками и чихал.

Замените придаточные предложения причастными оборотами. Укажите грамматические признаки причастия:



Туман, который стелется по земле; тростник, который колышется на ветру; птица, которая чистит клювом перышки; о собаке, которая лает на белку.

– определение функциональной значимости и стилистических возможностей причастия в тексте (наблюдение над текстами)

Охарактеризуйте точность и выразительность используемых в данном предложении причастий для передачи характеристики животных, значимости природы для человека. «У человека столько же мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, скачущего по зеленому лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух».

На следующем этапе (совершенствование знаний, умений и навыков) необходимо развивать способность учащихся к узнаванию общего в разных формулировках; к анализу лексико-грамматической и синтаксической сочетаемости причастия с другими словами; к самостоятельному добыванию знаний в системе разных грамматических понятий; к абстрагированию на более высоком уровне (умение систематизировать, классифицировать, группировать, обобщать языковые явления); к решению нестандартных задач разными способами; к созданию текстов, насыщенных причастиями (продуктивная и творческая деятельность). Учащиеся постепенно переходят от грамматического разбора причастия, анализа текстов в классе с помощью учителя к самостоятельным разборам дома, развивая навыки пользования справочной литературой. (см. таблица 6)
Таблица 6. Совершенствование знаний, умений и навыков

Виды заданий

Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические:

– сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (адъективация причастий),


– трансформация (замена, сокращение или расширение заданных грамматических структур в речи)

Запишите словосочетания в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Сколько способов решения имеет это задание?

Выделенное слово, расколотый орех, хохочущий ученик, сомневающийся читатель, забиваемый гвоздь, выросший цветок, размешанный раствор, залаявшая собака.

Преобразуйте отпричастные прилагательные в причастия: жареная рыба, мороженые овощи, ломаный грош, стреляный воробей, путаные объяснения, пареная репа.



Грамматико-словообразовательные:

– образование соответствующих форм причастия путём решения проблемной ситуации



Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях: глохнувший, лопнувший, мокнувший. Проверьте по словарю, сохраняется ли данный суффикс в приставочных причастиях.
Проверьте по словарям, употребляются ли в настоящее время данные формы причастий:

Большая щука была совершенно здорова и даже не оцараплена. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. Внес вчера наколонные дрова в дом. Мы побежали по дорожкам, покрытыми упадшими листьями.

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические:

– осознание синкретизма в изучении причастия (исторические изменения в фонетике, лексике, грамматике),




Найдите в отрывке из произведения К. Паустовского однокоренные слова. Определите, какой частью речи являются однокоренные слова (дремучий, дремлющий)? «Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского слова. Действительно, дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слезы. В народе их называют «дремой».

Приведите примеры подобных омонимичных форм с суффиксами –уч_, -ющ. Почему слова с суффиксом –уч являются прилагательными?



– изучение языковых явлений на основе взаимосвязи грамматики с языковыми подсистемами

На основе данных примеров определите взаимосвязь грамматики и фонетики. Как влияет ударение на лексическое значение и грамматическую форму слова? Истекший – оканчившийся, прошедший (прилаг): истекший период. Исте'кший – потерявший много чего-либо (прич.): исте'кший кровью.

Грамматико-словообразовательные:

– образование разных форм причастия по заданной модели, по образцу, по аналогии на основе грамматических категорий глагола (вид глагола, спряжение, переходность, настоящее, прошедшее время),


Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с учётом неопределенной формы производящего глагола: пристрел-нный (пристрелять), (пристрелить),

недовеш-нный (не довешать), (недовесить), перекач-нный (перекачать), (перекатить).


– выявление структурно-семантических связей в словообразовании причастия

Восстановите пропущенное звено в образовании грамматической формы причастия:

Простаивать – простаивающий,

Клеить – отклеить – отклеивающий,

Убирают – убранный.

Грамматико-синтаксические:

– построение (конструирование) словосочетаний, предложений с причастием и причастным оборотом (по схеме, по образцу, по заданному началу)



Найдите подчинительную связь причастие (главное слово) + существительное а) замерзающее озеро; б) замерзающее навеки; в) замерзающий от холода; г) замерзающее весной; д) замерзающее и холодное.
Вставьте подходящие по смыслу причастия или причастный оборот) в предложение. Какова синтаксическая роль причастного оборота в предложении?

Хорош осенний лес, . На … веточках последние дары уходящей… красоты. Приятно пройти по …дорожкам, подышать …воздухом.

Грамматико-орфографические:

– усвоение грамматических категорий причастия (вид, время, залог), способствующих повышению орфографической грамотности



Различные виды диктантов (тренировочных, выборочных, графических, словарных, объяснительных, предупредительных), насыщенных орфограммами: не с причастием, суффиксы в разных формах причастий и др.

Образуйте от глаголов все возможные формы причастий: замечать – заметить, строить – построить, переживать – пережить.



Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические:

– самостоятельное конструирование высказывания или текста, стилистически оправданное употребление в нём причастия,





Составьте из разрозненных словосочетаний текст, отражающий впечатление от репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»:

завороженные золотым дождем, стога сена, почерневшие, скучающие, знакомые с детства вещи, помутневшие, посветлевшие от сырости реки, радость бытия, печаль расставания, березки, обласканные ветром, убаюканные ветром, пейзаж средней полосы России.

–составление лингвистического текста на основе грамматических признаков причастия

Сочините лингвистическую сказку о причастии на тему «Почему у Причастия больше всех «родственников»?»

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница