Формирование гражданской компетентности учащихся мкоу «сош №4», Арамильского городского округа



Скачать 119.98 Kb.
Дата14.02.2016
Размер119.98 Kb.
Заместитель директора по УВР,

высшая категория, МКОУ «СОШ №4»

Комарова Ольга Вячеславовна

Формирование гражданской компетентности учащихся
МКОУ «СОШ №4»,
Арамильского городского округа



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» - это старейшее образовательное учреждение Арамильского городского округа. Открыта 14 сентября 1914 года, в сентябре 2014 года - справит своё 100-летие.

За 98 лет : 8 выпускников закончили школу с золотой медалью, 20 - с серебряной . Сегодня в школе обучаются 500 учащихся. Педагогический коллектив составляет 40 человек. История школы богата своими традициями, некоторые из них не прерывались со дня их введения.

Опыт работы нашего ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности, то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Можно ли научить гражданственности? Я уверена, можно. Главное – поймать тот момент, когда человек еще не успел погрязнуть в своих предубеждениях, когда он еще открыт для осознания того, что всё в его руках. Поэтому задача педагога – уже сейчас, когда подросток только начинает совершать шаги по земле, помочь ему сформировать себя как гражданина, дать понять, что именно он и его сверстники будут строить новую Россию. А как можно сформировать нового человека? Только по крупицам прививая ему навыки проявления себя, как свободной личности, как свободно мыслящего гражданина, ответственного за свои поступки, за свои действия. Так Л.С. Выготский говорил: "Годы подростничества - годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…". Это годы, когда решение проблем " которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…".

В нашей школе главный орган ученического самоуправления является ещё и волонтёрским отрядом- именно по своим убеждениям и намерениям участвовать в жизни людей и общества. Девиз Совета Старшеклассников МКОУ «СОШ №4» «Кто, если не мы?».

Так мы участвовали в акциях «Помощь малышам-отказникам Арамильской больницы», «Помоги собраться в школу детям из ЦСПСиД (приюта)», «Больше кислорода»(посадка деревьев), «Наш город – наш дом!»



Изменения, происходящие в нашей стране, определяют новые задачи воспитания на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов, способствующих развитию у современных подростков навыков решения проблем местного сообщества. Основной задачей школы стало развитие гражданских компетенций и активная социализация школьников.

Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

  • Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

  • Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

  • Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

  • Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Хотелось бы сказать, о роли школы в гражданском образовании. Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом ОУ, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеурочной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции. Например:

2004г. Школа обрела свою символику. Председатель СС –Копылова Марина сочинила ГИМН школы и общешкольная конференция утвердила его. А коллектив 7а класса, классный руководитель Бубенец Валентина Николаевна, нарисовали герб и победили в школьном конкурсе , достойно представив свой вариант.

2006-2007 уч/г. личностный успех члена СС, ученицы 9А класса Краморенко Светланы. За активную общественную деятельность и хорошую учебу была награждена путёвкой в ВДЦ «Орленок» . После чего , Светлана сама разработала проект смены в ВДЦ «Орленок», свою программу обучения ученического Сергеевна. Впервые в школе появилась своя газета, назвали её «Переменка» и выпускали её сами ребята-старшеклассники. В течение года было выпущено 4 номера школьной газеты «Переменка», 10 статей наших журналистов были опубликованы в городской газете «Арамильские вести».

Ученик 11 класса Шилов Максим становится Чемпионом Урала по боксу (вес до 70 кг) – удостаивается звания «Лучший спортсмен школы 2007»

2008/2009 уч/г. Впервые в члены ученического самоуправления школы были приглашены на мастер-класс областной бизнес-школы «Бизнесс Урала» в Екатеринбург. Наши журналисты заняли все призовые места в городском конкурсе журналистских работ.

Организация единого информационного пространства школы, частью которого является радиоузел принадлежала старшеклассникам Петухову Данилу и Коваляк Александру они и воплотили её технически. Ответственным за работу радиоузла был назначен член СС - Андрей Ходырев.

2009/2010 уч/г. Проект организации работы ученического самоуправления школы «Совет старшеклассников» занял 1 место среди проектов, реализуемых по линии ТИК в Арамильском городском округе. На высоком уровне были проведены выборы в школьную городскую Думу. От школы прошли 2 кандидата: Лейла Агаджанова и Круглов Дмитрий. Причём Лейла была выбрана Председателем ШГД. В этом же году Лейла побеждает на областном конкурсе «Мы выбираем будущее»(руководитель- Комарова О.В.) по проблемам совершенствования и развития законодательства о выборах, реализации избирательных прав граждан.

В 2010/2011 учебном году Совет старшеклассников начал осуществление нового проекта « К 100 –летию школы» выпуск книги, в которую войдёт история создания, автобиографии педагогов-ветеранов, работающих учителей и известных выпускников. И много фото истории. В июне 2011 года созданный заместителем директора по УВР Комаровой О.В. отряд «Краеведы» в составе: Лавринович Екатерины (8а), Шоминой Анастасии (8а), Копытова Анатолия (8б), Николаева Максима (8б) Дорофеева Олега (8б) активно работали с разделом педагоги-ветераны. Посетив всех ветеранов , кто мог принять гостей. Собрав фото и интервью, ребята перенесли информацию в электронную книгу.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Примеры патриотизма: учителя школы, ушедшие на ВОВ и не вернувшиеся с неё: Курин И.В. и Морозов И.В.. Выпускники школы ,исполнявшие интернациональный долг в Афганистане, оставшиеся навсегда 19-летними : Вилисов Сергей и Пинигин Александр. В память о них в фойе школы открыты мемориальные доски. Ежегодно проходят Вахты Памяти 15 февраля и 9 мая на городском кладбище и возле мемориала погибшим арамильцам в годы гражданской и ВОВ.



Семья Коваляк. Отец: работал тренером в нашей школе в 90-е, ушёл по контракту служить в Чечню, оставив дома жену и 3 малолетних детей. Выполняя служебные обязанности, погиб… Мать: Татьяна Валерьевна куратор направления патриотического воспитания в АГО, руководитель поискового отряда «Надежда» , выезжающего на раскопки по местам сражений ВОВ в Волгоградской области и в городе Клин, руководитель городского отряда почётного караула «Катюша». 2 сына и дочь активно работают с матерью в поиске пропавших безвести солдат, восстановлению архивных документов, участвуют во всех патриотических акциях школы и города. Все трое – выпускники нашей школы.

Важнейшим в социально-педагогической деятельности гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.
Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства. При этом, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. Таким проектом является программа патриотического воспитания МКОУ «СОШ №4» на 2009-2014 гг. Цель: Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона «левобережный», главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью - воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.

«Не может быть колебаний, писал А. С. Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. «Я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым».

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося, подростка в организованную взрослым деятельность, в процесс которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения старшеклассников. Старшеклассники активно участвуют в областных патриотических акциях «Дом без одиночества», «Ветеран», «Милосердие».

В течение реализации программы по направлению «тимуровская работа» число подшефных пенсионеров, ветеранов ВОВ, труда от 40 человек увеличилось до 142. У каждого класса , а их в школе 22,есть адреса где их ждут, верят и надеются на помощь, поддержку и просто человеческое внимание. Каждый класс ведёт фотолетопись своих встреч с ветеранами, ведём учёт ушедших или сменивших место жительства, не учтённых по каким-то причинам одиноких пенсионеров. Именно последнее стало следующей целью нашей работы. Проблема устаревших или неполных данных о проживающих на подшефной территории школы одиноких ветеранов и пенсионеров – создание электронной базы данных.




«Одним из активных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней власти, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности». Именно этот метод социализации активно практикует наше ОУ. 2008г. Группа активистов Совета Старшеклассников, объединившаяся в команду «Феникс» (рук. О.В.Комарова) проекта «Ветер перемен» своей победой внесла огромный вклад в укрепление традиций школы, в её обновлённый вид, в укрепление материальной базы УВР. Ребята выиграли муниципальный грант 300.000 рублей.

2009 г. Председатель СС -Топоркова Анастасия и секретарь СС -Петухова Екатерина участвовали в разработке и реализации социального проекта по увековечиванию имени выпускника школы, известного поэта и писателя «Памятник поэту и писателю. А.Н.Чуманов», занявший 3 место на муниципальном этапе конкурса и прошедший защиту на областном конкурсе проектов «Я- гражданин» во Дворце Молодёжи г.Екатеринбурга. В 2011 году школа реализовала большой педагогический проект по патриотическому воспитанию «Чтобы знали и помнили». По итогам проекта выпущены: книга о 18 живущих ветеранах ВОВ, участвовавших в боевых действиях; документальный фильм – рассказ 4 ветеранов о войне, о их жизни в те годы, о стране и народе-победителе. Проект занял 1 место на муниципальном этапе и прошёл заочный этап областного конкурса.



2013 год. В муниципальном этапе конкурса «Я-гражданин» участвовали уже 4 социальных проекта.1 место – проект «Добрый праздник Новый год»(руководитель Комарова О.В.); 2 место – «История города в образах» (руководитель Варданян А.А.) «Искусство» росписи стен (руководитель Шарапова Г.Г.); 3 место – «Жизнь замечательного человека» (руководитель Варданян А.А.). Проект «Добрый праздник Новый год» рекомендован к участию в областном этапе конкурса.

Привлечение подростков к совместной деятельности с педагогами в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.



Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Таковой является деятельность патриотического разновозрастного объединения «Незабудка». В 2006 году с помощью ветерана-педагога Поташкиной Т.И. было организовано патриотическое разновозрастное объединение «Незабудки». В лучших традициях школы по всем законам тимуровской работы. Девиз объединения «Не забудь никого и ничего». Цель работы: активизация духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благодарности и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Направления деятельности: Историко – краеведческое (исследовательская работа) ; Социально – педагогическое (помощь ветеранам - педагогам, ветеранам ВОВ и пожилым людям); По итогам Акции «Помним, гордимся, наследуем» РВО «Незабудка» удостоено 1 места в Свердловской области среди ОУ; в 2008 году за свою работу с пожилыми людьми РВО «Незабудка» стало Лауреатом ежегодной премии Круглого стола МДО Свердловской области «Радуга сотрудничества» (руководитель –Комарова О.В.); Сегодня РВО «Незабудки» (руководитель Варданян А.А.) активно осуществляют адресную помощь:

25 ветеранам педагогического труда, 27 войнам-интернационалистам. Участвуют в создании книги к 100 летнему юбилею родной школы, собирая по крупице её историю. Исследуют, записывают и заполняют раздел «ветераны педагогического труда» будущей книги о школе.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать у подростков чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем. Так школа уже в течение 8 лет традиционно практикует игру «Зарница» и Смотр песни и строя. Участвуют все классы с 1 по 11. Дважды команда школы участвовала в окружном этапе игры «Зарница».

Компетентностный подход в гражданском воспитании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитания (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).

Как измерить уровень гражданского воспитания? Теоретически мы можем вести мониторинг уровня воспитанности выпускников основной школы, т.е. выпускников 9 и 11 классов. Динамика роста хорошего и высокого уровня в показателях диаграмм за 10 последних лет говорит о том, что мы близко к тому образу выпускника школы, который сегодня заказывает школе государство. Воспитание становится востребованным.




Проведённые исследования затруднений педагогов школы в осуществлении гражданско-патриотического воспитания показали: 2004/2005 учебный год -80% испытывали затруднения; 2011/2012 учебный год – 3% (молодые и вновь пришедшие на работу специалисты).

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот три основных показателя, которые, достоверно отражают эффективность деятельности педагогического коллектива ОУ по формированию у старшеклассников гражданской позиции.
Таким образом, мы имеем право утверждать, что воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.


Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Государственный образовательный стандарт Библиографический список статей из педагогической периодики
medialibrary -> Законодательства рф: Сводный перечень вопросов Тема Государственная символика РФ как выглядит флаг России? Что изображено на гербе России?
medialibrary -> Программа Содержание программы Инновационный потенциал современного российского образования
medialibrary -> Методические рекомендации по формированию образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки
medialibrary -> Л. Г. Лаптев заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Методические рекомендации
medialibrary -> Закон «Об образовании в рф»
medialibrary -> Умк «Предшкола нового поколения» как модель предшкольного образования в доу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница