Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 311,15 Kb.
Дата14.02.2016
Размер311,15 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи

Гавриленко Лариса Станиславовна

Формирование готовности студентов педагогического вуза

к инновациям в педагогической деятельности

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Красноярск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Адольф Владимир Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Чижакова Галина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

Гордиенко Татьяна Егоровна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского»
Защита состоится «28» октября 2008 года в _____ часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212. 097. 02 при ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.
Автореферат разослан «___» сентября 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Г.С. Саволайнен


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. О потребности подготовки студентов к инновациям в педагогической деятельности говорится в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в ней намечаются стратегические цели и задачи, в качестве одной из приоритетных определяется целесообразность поддержки инновационной деятельности учителя. Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления сфер общества, одной из которых является образование. Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Проводимая сегодня в нашей стране модернизация образования имеет несколько составляющих, главная из которых – изменение цели, содержания и технологий образования. В этих условиях одной из приоритетных задач современного педагогического образования является активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение формирования готовности студентов к работе в изменяющихся условиях – многообразия технологий, инновационных программ и образовательных учреждений.

Анализ теоретических источников показывает, что в силу значимости проблема формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности обращает на себя внимание значительного числа исследователей. В работах А.А.Арламова, Ю.К.Бабанского, В.В.Давыдова, В.К.Дьяченко, М.В.Кларина, Л.С.Подымовой, Л.И.Пригожина, В.А.Сластенина, Н.Р.Юсуфбековой и др. раскрываются концептуальные подходы к педагогическим инновациям. Большой вклад в разработку теоретических основ творчества в деятельности учителей внесли В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, Я.А.Пономарев и др.

К настоящему времени по проблеме готовности студентов педагогического вуза к применению инновационных технологий выполнен ряд диссертационных исследований (Ю.И.Рудинова, И.Е.Пискарёва, В.В.Кульбеда, З.Р.Сафина, Т.А.Вайзер и др.). Так, И.Е.Пискарёва связывает формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности с выявлением критериев и уровней готовности будущих учителей к инновационной деятельности и на основе этого разворачивает процесс подготовки. Изучению средств формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности посвящено исследование О.Ф.Хараман. В качестве главного средства подготовки О.Ф.Хараман предлагает курс по выбору «Инновационная педагогика». Работы Ю.Г.Максимова, Г.Д.Кошелевой посвящены выявлению и обоснованию педагогических условий формирования готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности.

Однако, несмотря на достаточную широту исследований, необходимо отметить, что современное образование нуждается в комплексном совершенствовании процесса формирования готовности будущих учителей к инновациям в педагогической деятельности, когда необходимо рассматривать новые средства и пути формирования готовности с учетом постоянно обновляющихся требований общества, достижений педагогической и психологической наук. На наш взгляд, существование проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности связано с тем, что в работах последних лет рассматриваются, как правило, теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов в рамках вариативного компонента и не уделяется специального внимания обеспечению ценностной и операционально-деятельностной составляющих готовности. Это актуализирует потребность поиска конкретной структуры и содержания и, главным образом, путей формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Таким образом, наблюдается противоречие между объективной потребностью школы в учителе, готовом к проектированию и реализации инноваций в педагогической деятельности и относительно узкой, в основном теоретической направленностью процесса подготовки студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности; наличием объективного потенциала высшей школы для формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности и его недостаточной востребованностью при организации учебно-воспитательного процесса; стремлением студентов быть востребованными специалистами в инновационных школах и научным обоснованием дидактических условий, способствующих реализации названного стремления в учебно-воспитательном процессе вуза.

Указанные противоречия свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска возможностей формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности, обеспечивающей успешность последующей профессиональной деятельности.

В связи с этим выбор темы диссертационного исследования «Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» обусловлен обозначенной проблемой.

Объект исследования: процесс формирования готовности студентов к педагогической деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и реализации дидактических условий поэтапного формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что готовность студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности будет обеспечена, если будут реализованы следующие дидактические условия:

- обогащено содержание дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- активизирован процесс формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности активными методами обучения (деловые игры, теоретические дискуссии, кейс-метод, дебаты, проблемные дискуссии с выдвижением проектов), способствующими формированию субъектной позиции, а именно развитию их рефлексии, формированию мотивации к инновациям в педагогической деятельности, обеспечивающими целостную готовность студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- осуществлён мониторинг реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности на основе специально разработанных методик для повышения эффективности и своевременной коррекции данного процесса.

На основе поставленной цели и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

2.Изучить проблему готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности как цели и результата подготовки студентов в педагогическом вузе.

3.Определить критерии готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности и охарактеризовать их.

4.Разработать, обосновать и реализовать дидактические условия формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили личностно ориентированный подход к образованию (Е.В.Бондаревская, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Ю.В.Сенько, В.В.Сериков, Г.С.Сухобская); целостный подход к образовательному процессу (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, П.И.Пидкасистый); деятельностный подход к развитию личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Теоретическую основу исследования составили теории готовности специалистов к определённому виду деятельности (В.П.Бездухов, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.Ш.Масленникова); компетентностный подход в подготовке будущего учителя (В.А.Адольф, И.А.Зимняя, В.А.Сластенин); теории моделирования образовательных процессов (С.И.Архангельский, Н.Б.Бордовская, Б.С.Гершунский); теории педагогических и социальных нововведенческих процессов (А.Ангеловски, А.И.Пригожин, Н.Р.Юсуфбекова); теория педагогических систем (Н.В.Кузьминой); положения о закономерностях подготовки к инновациям в педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, Л.С.Подымова, С.Д.Поляков, В.А.Сластёнин).

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретических – анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта; моделирование условий предстоящей деятельности, построение модели специалиста; эмпирических – педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, включённое наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов; статистических – методы количественной и качественной обработки результатов исследования.



Основные этапы исследования

1 этап (2002 – 2003 гг.). Изучение и анализ источников по проблемам педагогической инноватики, педагогики высшей школы. Обоснование темы и составление плана исследования. Построение модели процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности, разработка учебно-методического комплекса курса по выбору «Педагогическая инноватика». Составление программы опытно-экспериментальной работы и проведение констатирующего этапа.

2 этап (2003, 2005, 2007 гг.). Проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, анализ результатов.

3 этап (2007, 2008 гг.). Проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, теоретическое обобщение результатов. Оформление диссертации.



База исследования. Исследование проводилось в Лесосибирском педагогическом институте – филиале Сибирского федерального университета в период с 2002 по 2008 гг. Выборка исследования представлена студентами педагогика и методика начального образования в количестве более 300 человек.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены критерии готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности: готовность к восприятию, освоению, осуществлению инноваций, умение эффективно применять современные инновационные образовательные технологии, способность осваивать, реализовывать педагогические новшества, потребность в целенаправленном саморазвитии.

2. Выделены и теоретически обоснованы этапы формирования готовности сту­дентов к инновациям в педагогической деятельности: формирование мотивационно-ценностной состав­ляющей готовности; формирование содержательно-операциональной составляющей го­товности; формирование рефлексивно-исследовательской составляющей готов­ности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

3. Теоретически разработаны и обоснованы дидактические условия формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности: обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности; активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности активными методами обучения (деловые игры, теоретические дискуссии, кейс-метод, дебаты, проблемные дискуссии с выдвижением проектов); осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.



Теоретическая значимость исследования. Разработка и обоснование дидактических условий формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности; выявление критериев готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, представляющих собой единство ведущего личностного и профессионального составляющих; определение этапов процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности обогащают теорию педагогической науки в области исследования подходов к процессу формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные, опытным путём апробированные дидактические условия и авторская программа курса по выбору «Педагогическая инноватика» могут быть использованы в работе педагогических образовательных учреждений, а также в процессе подготовки и переподготовки учителей с целью формирования у них готовности к инновациям в педагогической деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением методов, адекватных его задачам и логике; значительной источниковой базой; репрезентативностью данных; положительными результатами исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные идеи и результаты работы обсуждались на аспирантских семинарах в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева.

Теоретические положения, лежащие в основе исследования, и полученные результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: г. Биробиджан (2002 г.), г. Шадринск (2003 г.), г. Пенза (2003 г.), г. Челябинск (2004 г.), г. Томск (2004 г.), г. Иркутск (2007 г.), г. Красноярск (2007 г.).

Результаты исследования использовались в ходе проведения лекций на курсах повышения квалификации учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений (г. Лесосибирск, г. Канск).

Положения, выносимые на защиту

1. Критерии готовности как цели и результата педагогической подготовки сту­дентов к инновациям в педагогической деятельности представляют собой единство профессиональных и личностных составляющих, выраженных в наличии у студента сле­дующих харак­теристик: мотив самосовершенствования инновационной деятельности; мотив преодоления затруднений в инновационной деятельности; восприимчивость к педагогическим инновациям, самореализация, самоактуализация; научная компетентность и целесообразность совершаемых действий; сформированность умений по реализации инновационных действий, а именно по введению новшества в педагогический процесс и отслеживанию хода его развития, по осуществлению контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности; вариативность выбора, трансформация чужого и своего опыта, альтернативность мышления, готовность к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач.

2. Процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности осуществляется процедурой последовательной поэтапно развивающейся деятельности: основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций на применение инноваций в педагогической деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной педагогической деятельности; целью третьего этапа явилось формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков студентов. Данный подход обеспечивает формирование целостной структуры готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

3. Дидактические условия формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности:

- обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности активными методами обучения (деловые игры, теоретические дискуссии, кейс-метод, дебаты, проблемные дискуссии с выдвижением проектов), способствующими формированию субъектной позиции, а именно развитию их рефлексии, мотивации к инновациям в педагогической деятельности, обеспечивающими целостную готовность студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложений. В Приложении представлены методики комплексной диагностики готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; приводятся теоретико-методологические основы и методы исследования; раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны сферы апробации и внедрения полученных результатов; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» выявлены социально-педагогические основы подготовки студентов к инновациям в педагогической деятельности; раскрыта проблема готовности к инновациям в педагогической деятельности как цели и результата подготовки студентов в педагогическом вузе; проанализированы данные, полученные на начало опытно-экспериментальной работы; выявлены дидактические условия формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

В первом параграфе «Социально-педагогические основы подготовки студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» раскрыты социально-педагогические основы подготовки студентов к инновациям в педагогической деятельности, осмысление которых имеет центральное значение в формировании готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Проведенный историко-педагогический анализ инновационной деятельности в образовании позволяет утверждать, что данная деятельность существовала в различные исторические периоды и имела циклический характер (периоды подъема сменялись периодами спада). В начале 90-х гг. был отмечен очередной всплеск инновационного движения. Начался процесс обновления школьного образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

Специальное изучение инноваций в школах Красноярского края показывает, что инновационные процессы в школах носят массовый характер. Большинство (более 50%) школ находятся в поиске, развитии, эксперименте. На основании анализа образовательной практики г. Лесосибирска и районов, прилежащих к городу, выявлено, что наибольшее распространение в школе получили системы развивающего обучения. Следовательно, внедрение в массовую школьную практику технологий и методик развивающего обучения, инновационных программ, создание различных типов инновационных образовательных учреждений, характеризующихся внедрением инновационных программ и технологий, обусловили повышенное внимание к процессу формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Педагогические предпосылки прежде всего связаны с существованием двух подходов к раскрытию основного понятия «инновация в образовании». Условно их можно назвать: технологический подход и личностный подход.

Технологический подход является скорее естественно-научным, классическим. С его позиции инновация трактуется как разработка и внедрение новшества, а инновационный процесс – как его массовое распространение (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, Н.Р.Юсуфбекова). Если в нем и допускается проявление «человеческого» фактора, то это носит периферийный характер, не влияет на представление о самой сущности инноваций и формируется в виде таких клише, как «восприятие нового», «сопротивление изменениям», «готовность к нововведениям».

Сторонники личностного подхода (А.О.Зоткин, А.И.Пригожин, Г.Н.Прозументова, П.Г.Щедровицкий и др.), напротив, вводят понятие «инновация» в плоскость изменения сознания и мышления субъектов, их представлений. Тогда категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений. В рамках подхода подчеркивается необходимость формирования субъекта развития – нового субъекта педагогической деятельности.

Нами предлагается синтезировать эти подходы с ведущей ориентацией на личность как самоценность, ролью ценностного отношения личности к инновациям в педагогической деятельности. Тогда трактовать понятие инновации в образовании можно как актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или улучшенного продукта и позитивно влияющие на развитие образования и человека (субъекта) в этом образовании.

Тогда понятие инновационный процесс раскрывается нами как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств субъектами образовательной практики. Это обусловлено тем, что новшество любого средства относительно как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного учителя, может быть не новым для другого. Процесс перехода новшества в нововведения понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть. Всякое новшество кем-то и когда-то производится. В общем контексте инновационный процесс протекает только благодаря тому, что люди совершают определенную инновационную деятельность.

Исходя из определения понятий «инновация в образовании», «инновационный процесс», под инновационной деятельностью понимаем восприятие, разработку, внедрение и адаптацию принципиально новых образцов содержания и технологий обучения, наличие субъекта (чаще всего коллективного), который данную деятельность осуществляет.

Отмечаем, что формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности должно осуществляться главным образом через формирование готовности к: восприятию, освоению научных разработок; переносу инновационного опыта других учителей и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств (методов, форм, технологий обучения и воспитания); передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению экспериментов; поддержанию благоприятного климата в инновационном педагогическом сообществе. Под готовностью к инновациям в педагогической деятельности понимаются целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в педагогической деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать педагогические новшества, потребность в постоянном саморазвитии. На основании определения, выделяем составляющие готовности: мотивационно-ценностную, содержательно-операциональную, рефлексивно-исследовательскую.

Возникает необходимость изыскать дидактические возможности в учебном процессе вуза для формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Во втором параграфе «Готовность студентов к инновациям в педагогической деятельности как цель и результат подготовки студентов в педагогическом вузе» теоретически обоснована и охарактеризована готовность студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности; выявлены критерии готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования практически не находят отражение требования к выпускнику, готовому осуществлять инновационную деятельность. Поэтому возникает потребность выявить желаемый результат подготовки студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. С этой целью уточнена структура, уровни, критерии готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

В структуру готовности к инновациям в педагогической деятельности включены личностный и профессиональный аспекты, которые позволяют обеспечить ценностную и операционально-деятельностную направленность подготовки студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Личностный аспект составляют особые индивидуальные способности: к организации времени, программировать свою будущую деятельность, предвидеть её события, устанавливать для себя оптимальные режимы активности и пассивности, определять режимы деятельности.

Профессиональный аспект готовности будущих учителей к инновациям в педагогической деятельности составляют: содержание потребностей и мотивации на инновации в педагогической деятельности; степень сознания ответственности за результаты освоения, восприятия, осуществления инноваций в педагогической деятельности; уровень мобилизации и активизации знаний, умений и навыков, профессионально значимых свойств личности, осуществляющих инновации в педагогической деятельности; навык исследовательской деятельности, когда личность действует не по алгоритму или образцу, а каждый раз открывает для себя нечто новое; качество социальных установок на инновации в педагогической деятельности и в связи с этим на педагогическую деятельность, уровень стабильности профессиональных интересов.

Основанием для определения критериев готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности являются характеристики двух аспектов готовности к инновациям в педагогической деятельности и понимание содержания целостной готовности к инновациям в педагогической деятельности как совокупности мотивационно-ценностной, содержательно-операциональной, рефлексивно-исследовательской составляющих. Критериями готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности являются мотивы самосовершенствования инновационной деятельности и преодоления затруднений в инновационной деятельности; восприимчивость к педагогическим инновациям, самореализация, самоактуализация; научная компетентность и целесообразность совершаемых действий, наличие умений по реализации инновационных действий, а именно по введению новшества в педагогический процесс и отслеживанию хода его развития, по осуществлению контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности; вариативность выбора, трансформация чужого и своего опыта, альтернативность мышления, наличие умений к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач.

Выявленные нами критерии готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности определили цель и желаемый результат процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

В третьем параграфе «Обоснование дидактических условий формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» разработаны и теоретически обоснованы дидактические условия формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, осуществляется анализ данных, полученных на начало опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Лесосибирского педагогического института – филиала СФУ В 2003 – 2007 гг. Выборка исследования представлена студентами факультета педагогика и методики начального образования в количестве более 300 человек. Для констатирующего этапа использовался комплекс методик по диагностике готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Полученные показатели по мотивационно-ценностной, содержательно-операциональной и рефлексивно-исследовательской составляющим готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности подтвердили необходимость разработки дидактических условий выявления готовности студентов педагоги­ческого вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Разработка дидактических условий основывалась на предположении о том, что качество процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности в большей степени определяется не объемом усвоенного им содержания, а системой методов, приёмов, технологий реализуемой профессиональной подготовки, качеством педагогического процесса.

В процессе разработки дидактических условий выявили частные дидактические принципы организации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. Условно их разбили на принципы преподавания (персонификации, педагогического управления, последовательности, проблематизации) и принципы учебной деятельности (активности, самоопределения, трансляции культуры, рефлексии собственной деятельности). Названные принципы выступили основным ориентиром в определении дидактических условий формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Представляется, что для обеспечения готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности необходимо процесс подготовки организовать собственно как инновационную деятельность. На основании теоретического анализа подходов к формированию готовности к профессиональной педагогической деятельности (В.А.Адольф, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.) и собственных эмпирических исследований гипотетически выделены следующие дидактические условия:

- обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- активизация процесса формирования готовности студентов в вузе активными методами обучения (деловые игры, теоретические дискуссии, кейс-метод, дебаты, проблемные дискуссии с выдвижением проектов), способствующими формированию субъектной позиции, а именно развитию их рефлексии, исследовательской деятельности, формированию мотивации и ценностных ориентаций на применение инноваций в педагогической деятельности, обеспечивающими целостную готовность студентов к инновациям в педагогической деятельности;

- осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Реализации дидактических условий в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе посвящена вторая глава.



Глава вторая «Реализация дидактических условий формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» посвящена описанию процесса реализации дидактических условий, способствующих формированию готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, представлен количественный и качественный анализ результатов формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе «Обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности» охарактеризован процесс поэтапного формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности и описаны возможности дисциплин педагогического цикла в реализации комплекса дидактических условий формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Процесс формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности условно разбит на три этапа: формирование мотивационно-ценностной, содержательно-операциональной и рефлексивно-исследовательской составляющей. В практической деятельности их реализация осуществлялась в единстве и взаимосвязи, но в соответствии с доминирующей составляющей готовности. При реализации каждого этапа уточняются цели, обогащается содержание педагогических дисциплин, реализуемых в рамках процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. Обогащение осуществляется посредством интеграции материала педагогических дисциплин, подлежащих изучению студентами с материалом из области педагогической инноватики.

Исходя из основной цели, сформулированной относительно первого этапа процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, акцентируем внимание на формировании устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность, инновации в педагогической деятельности. Наиболее подходящей для реализации данной цели является дисциплина «Общие основы педагогики» – первый год обучения студентов.

Целью второго этапа процесса формирования готовности выступает формирование знаний о сущности, содержании и структуре инноваций, инновационной педагогической деятельности. Он реализуется на втором, третьем году обучения студентов в рамка таких дисциплин, как «Теория обучения» – второй год обучения студентов; «Педагогические технологии» – третий год обучения студентов; введение курса по выбору «Педагогическая инноватика» на третьем году обучения будущих учителей.

Программа разработанного курса по выбору «Педагогическая инноватика» направлена на знакомство студентов педагогического вуза с инновационными процессами в сфере образования, структурой и особенностями инновационной педагогической деятельности в современной ситуации образования, психологическими барьерами в инновационной деятельности учителя, путями их преодоления, современными инновационными технологиями обучения и воспитания в стране и Красноярском крае, психолого-педагогическими основами современных инновационных технологий. Курс по выбору, главным образом, является основой формирования у будущих учителей содержательно-операциональной составляющей готовности в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Целью третьего этапа реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности явилось формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков. Данный этап был реализован посредством педагогических практик и выполнения исследовательских работ на четвертом и пятом году обучения студентов.

Педагогическая практика предполагает выполнение заданий преимущественно исследовательского характера, что позволяет организовать целенаправленный процесс овладения студентами умениями ставить цели экспериментальной работы и планировать её, а также умениями анализировать ход и результаты внедрения новшеств в учебно-воспитательный процесс.

Требования к курсовым и выпускным работам также претерпевают изменения в направлении повышения степени самостоятельности студентов и формирования исследовательских умений будущих учителей, что способствует повышению уровня профессиональной педагогической зрелости студентов педагогического вуза.



Во втором параграфе «Активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности активными методами обучения» показана реализация дифференцированных заданий, деловых игр, теоретических дискуссий, дебатов, проблемных дискуссий с выдвижением проектов, кейс-метода, способствующих развитию аргументированной позиции в оценке отдельных моделей альтернативного образования на основе анализа различных концепций. Выполняя деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы, будущие учителя усваивают знания теории инноватики и практические умения не абстрактно, а в контексте функции субъекта инновационной педагогической деятельности. Организационные компоненты (формы, методы обучения) процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности определяются в зависимости от цели и характера содержания каждого этапа формирования готовности студентов, отражая сущность инновационной деятельности.

Так, проблемные семинары обеспечивают наиболее эффективное усвоение содержательного материала на основе интеграции сведений из теории педагогики, методики воспитательной работы, теории инновационной деятельности. Деловые игры направлены на развитие самостоятельности, инициативы и творчества студентов. Это происходит в процессе игрового моделирования, наиболее значимыми способами которого являются микроисследование, индивидуальное и совместное решение педагогических задач (кейс-метод) и др. Претерпевают изменения и основные формы формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности. Лекции приобретают проблемный характер. Вводятся нетрадиционные подходы к организации лекций: лекция пресс-конференция, лекция-диспут для формирования субъектной позиции студентов, развития их рефлексии, формирования мотивации изучения материала курса по выбору и освоения умений самоконтроля.

Ведущей формой контроля учебной деятельности студентов педагогического вуза на занятиях является взаимоконтроль, который подкрепляется самоконтролем. При этом контроль со стороны преподавателя выполняет регулирующую функцию и включается на этапе организации и подведения итогов деятельности студентов.

В третьем параграфе «Мониторинг реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности» описывается организация формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы по реализации дидактических условий формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности и представлен анализ результатов. Формирующий этап осуществлялся в ЭГ по окончании каждого этапа этого процесса.

После реализации первого этапа процесса формирования готовности было проведено исследование готовности по мотивационно-ценностной составляющей готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности. Исследование показало незначительные изменения в показателях по сравнению с констатирующим этапом опытно-экспериментальной работы. Такие результаты обусловлены тем, что первый курс характеризуется как адаптационный период, связанный с формированием учебной деятельности студентов в целом. Изменения проявляются в интересе к новым дидактическим возможностям реализации учебно-воспитательного процесса в школе и учебном процессе в вузе. Студенты начинают осознавать ценность постоянного совершенствования и обновления этих процессов. Анализ результатов обусловливает необходимость дальнейшей работы по формированию мотивационно-ценностной составляющей готовности будущего учителя к инновациям в педагогической деятельности. Эту работу предполагается реализовать на последующих этапах процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

По завершении второго этапа процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности осуществлялось исследование готовности по содержательно-операциональной составляющей готовности. Анализ результатов исследования позволил увидеть положительную динамику – возросло количество испытуемых с высокими показателями осведомленности в области педагогической инноватики (до 52%). Но наряду с такой позитивной динамикой формирования содержательной составляющей готовности некоторые студенты испытывали затруднения в применении полученных знаний. На наш взгляд, это вызвано недостаточной индивидуальной внутренней готовностью студента к интеграции теоретических и практических знаний, а это влияет на качество подготовки к инновациям в педагогической деятельности. На основании полученных данных было принято решение об актуализации использования активных методов обучения в педагогическом процессе.

По окончании третьего этапа процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности анализ показателей по рефлексивно-исследовательской составляющей готовности студентов показал, что произошли позитивные изменения по среднему и низкому уровню рефлексии. Высокий уровень рефлексии имеют 36% студентов, возросло количество испытуемых, характеризующихся высоким и средним уровнями развития творческой активности.

С целью своевременной коррекции результатов опытно-экспериментальной работы проводилась контрольная проверка предположения об эффективности использования поэтапного процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

На основе полученных данных выявлено, что уровень мотивационно-ценностной составляющей готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности в ЭГ выше по сравнению с результатами, полученными в КГ; значительно выше в ЭГ уровень знаний в области педагогической инноватики, высокий уровень в ЭГ показали 84% испытуемых, в КГ – 32% студентов. Существенная разница выявлена в показателях исследования операциональной составляющей готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. Так, высокий уровень в ЭГ показали 64% исследуемых, в КГ – лишь 6% испытуемых. Показатели рефлексивно-исследовательской составляющей готовности обследуемых студентов также позволяют убедиться в эффективности дидактических условий, так испытуемых с высоким уровнем рефлексии в КГ – 14%, а в ЭГ – 44%. Значительно больше количество будущих учителей, характеризующихся высоким уровнем развития чувствительности к проблемам, в ЭГ – 72%, по сравнению с КГ, где показатель составляет – 16%.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность реализации дидактических условий формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

В Заключении диссертации сформулированы основные выводы.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, осмысление которых имеет центральное значение в формировании готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. По мере развития общества по пути прогресса, демократизации обогащаются и совершенствуются цели, задачи, содержание образования. Прогнозируя задачи формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, необходимо глубоко изучать педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, широко привлекать их в педагогический процесс вуза.

2. Под готовностью к инновациям в педагогической деятельности понимаются целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в педагогической деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать педагогические новшества, потребность в постоянном саморазвитии. На основании определения выделяем составляющие готовности: мотивационно-ценностная, содержательно-операциональная, рефлексивно-исследовательская.

3. Определены основные критерии готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности: мотивы самосовершенствования инновационной деятельности, преодоления затруднений в инновационной деятельности; восприимчивость к педагогическим инновациям; научная компетентность и целесообразность совершаемых действий, сформированность умений по реализации инновационных действий; вариативность выбора, готовность к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач.

4. Дидактическими условиями формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности выступают: обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности; активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности активными методами обучения; осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. Реализация данных условий в педагогическом процессе вуза обеспечивает формирование готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Одним из перспективных направлений продолжения исследования является становление субъектной позиции студентов в образовательном процессе вуза.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Гавриленко, Л.С. Модель подготовки будущего учителя к инновационной деятель­ности [Текст] / Л.С. Гавриленко // Известия Российского государственного пе­да­­гогического университета им. А.И. Герцена. №25 (58) : Аспирантские тетради : Научный журнал (из списка, рекомендованного ВАК). – СПб., 2008. – С.361 – 365 (0,3 п.л.).

2. Гавриленко, Л.С. К вопросу о понятии «моделирование» учебного процесса [Текст] / Л.С. Гавриленко // Интеграция науки и образования – ресурс развития региона: материалы науч.-практ. конф. – Биробиджан : БГПИ, 2002. Т.2. – С.35 – 37 (0,1 п.л.).

3. Гавриленко, Л.С. К вопросу об организации эффективного педагогического взаимодействия [Текст] / Л.С. Гавриленко // Актуальные вопросы личностно-ориентированного образования: материалы науч.-практ.конф. – Шадринск : ШГПИ, 2003. – С.48 – 49 (0,1 п.л.).

4. Гавриленко, Л.С. Моделирование в организации учебного процесса [Текст] / Л.С. Гавриленко // Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования: сб. научных статей. – Красноярск : КГУ, 2003. – С.56 – 60 (0,3 п.л.).

5. Гавриленко, Л.С. Индивидуальный стиль деятельности как условие инновационной подготовки будущего учителя [Текст] / Л.С. Гавриленко // Личностно ориентированное профессиональное образование: проблемы становления и перспективы развития : сб. материалов Всеросс.науч.-практ.конф. – Пенза, 2003. – С. 182 – 183 (0,1 п.л.).

6. Гавриленко, Л.С. К вопросу о профессиональной компетентности будущего педагога [Текст] / Л.С. Гавриленко, Т.В. Емельянова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы III Всеросс. науч.-практ.конф.: В 6 ч. – Челябинск :   Образование, 2004. – Ч. 4. – С. 10 – 12 (0,05 п.л.).

7. Гавриленко, Л.С. К вопросу о профессиональной культуре учителя [Текст] / Л.С. Гавриленко, Т.В. Емельянова // Качество образования: теория и практика : материалы Всеросс. науч.-практ.конф. – Томск : Изд-во НТЛ, 2004. – Ч.2. – С.10 – 12 (0,05 п.л.).

8. Гавриленко, Л.С. Компетентностный подход при подготовке будущих учителей к инновационной деятельности [Текст] / Л.С. Гавриленко // Проблемы современного образования-4: Вестник ИГЛУ. (Сер. Педагогика и психология) / под ред. О.А. Лапиной. – Иркутск : ИГЛУ, 2007. – С.51 – 56 (0,2 п.л.).

9. Гавриленко, Л.С. Формирование мотивационно-ценностного компонента инновационной деятельности у будущего учителя [Текст] / Л.С. Гавриленко // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. – Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. – Ч.2. – С. 123 – 127 (0,3 п.л.).




Каталог: upload -> documents -> old
old -> Халимова надежда михайловна педагогическая система управления качеством
old -> Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Концепция педагогической практики
old -> Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
old -> О. Г. Софронова инновационное обучение профсоюзного актива
old -> Концепция и программа обновления содержания и организации педагогической практики студентов в красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева
old -> Реализация индивидуального подхода в обучении студентов физике в условиях информационной среды 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
old -> Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре Н. И. Виталева педагог-психолог


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница