Формирование физической культуры личности специалиста составной части профессиональной культуры



Скачать 227.63 Kb.
Дата15.02.2016
Размер227.63 Kb.
ТипСтатья
Е.Г. Вишневский, Т.С. Туркина, г. Смоленск

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА - СОСТАВНОЙ ЧАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ



Аннотация: Статья посвящена рассмотрению в рамках компетентностного подхода одного из компонентов профессиональной культуры личности – физической культуры. Определены задачи, направления деятельности и структура Центра формирования физической культуры личности. Представлена система научно-методического сопровождения процесса формирования физической культуры личности специалиста.

Ключевые слова: физическая культура, профессиональная культура личности, здоровьесбережение, компетенции, мониторинг.

Система отечественного профессионального образования переживает существенные изменения в формировании подходов к профессиональной подготовке ввиду кардинальных изменений роли специалиста в современном обществе.

Отвечая вызовам времени, одной из ведущих задач среднего профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, готового к длительной трудовой, профессиональной деятельности. Сегодня здоровье специалиста рассматривается обществом как отражение профессиональной компетентности, конкурентоспособности, т.е. профессиональных возможностей, обеспечивающих специалисту более высокий профессиональный статус и устойчивый спрос на его услуги.

В виду сложившегося в последнее время бессубъектного развития физической культуры ее уровень и состояние здоровья студенческой молодежи как будущих специалистов также не высок, о чем свидетельствуют данные Минздрава РФ. Среди студентов отмечается довольно низкая интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность не всегда соответствуют норме; имеют место психологическая неадекватность и неуравновешенность, о чем свидетельствуют показатели здоровья студентов нового набора за период с 2009 по 2014 гг.

Причины этого довольно очевидны и известны: недостаточная сформированность компетенций в организации здоровьесберегающего жизненного пространства, учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни (высокие учебные нагрузки, снижение физической активности), несбалансированность питания, пагубное влияние вредных привычек, низкий уровень и качество медицинского обслуживания, ухудшение экологии, увеличение воздействия факторов социального риска.

Анализ существующей практики организации обучения в области физической культуры свидетельствует об отсутствии гуманистической ориентации педагогического процесса и низкой ценностной ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Это выражается в отсутствии предоставления студентам свободы выбора уровня освоения содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиций и мотивации деятельности. Все это приводит к психологическому дискомфорту студентов на учебных занятиях и, как следствие, к снижению ценностной значимости физической культуры для развития личности.

В связи с этим, новизна задач, стоящих на данном этапе перед физическим воспитанием, определяемая тем, что одной из главных ценностей физического воспитания, ориентированного на формирование физической культуры личности, становится не обучение какому – либо движению или упражнению, а развитие смысла, который порождает это движение, а также вопросы формирования физической культуры, успешности студента в зависимости от уровня его физического состояния, становятся приоритетными.
1 Организационная инфраструктура академии, адекватная условиям формирования физической культуры личности специалиста
Одним из важнейших условий формирования физической культуры личности специалиста стала модернизация инфраструктуры образовательной организации.

Сегодня она представлена рядом служб, ведущей из которых является служба образовательной деятельности и научно-методического сопровождения, одним из структурных подразделений которой является кафедра физической культуры, обеспечивающая научно-методическое сопровождение образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Служба коммуникационных и телекоммуникационных технологий с центром программного и информационного сопровождения образовательного процесса, занимается разработкой автоматизированных программных продуктов, в том числе программы диагностики уровней сформированности физической культуры личности и здоровьесберегающих компетенций. Центр психолого-педагогического и социального сопровождения, осуществляет психологическую поддержку участников образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения. Оздоровительный лагерь для студентов и активистов Школы студенческого актива, работающий в период летних и зимних каникул реализует программу «Я говорю «Да!»» (программу пропаганды здорового образа жизни). Центр формирования физической культуры личности предусматривает обеспечение конкурентоспособности специалиста на рынке труда за счет повышения его функциональных возможностей, необходимых для реализации профессиональной деятельности; создание условий для формирования физической культуры личности специалиста СПО как интегрального качества личности; обеспечение ее психофизической готовности к длительной профессиональной деятельности; управление качеством профессионально-прикладной и спортивно-рекреационной подготовки и осуществляет свою деятельность на основе Положения о деятельности Центра формирования физической культуры личности.

Задачи стратегического управления центром предусматривают: максимально полно удовлетворять запросы потребителей в области физического саморазвития через программы дополнительного образования; пропагандировать важность знаний основ наук в области физической культуры в условиях, обеспечивающих самореализацию личности в физическом плане; формировать у будущих специалистов новые взгляды на физическую культуру личности как основу ее всестороннего развития; создать методическое сопровождение на базе информационных технологий.

Направлениями деятельности центра являются профессионально-прикладная физическая подготовка; рекреационно-развивающая деятельность; массовая спортивно-оздоровительная работа и оздоровительно-прикладной туризм, которые обеспечивают психофизическую готовность студентов к профессиональной деятельности и здоровому образу жизни.

Деятельность центра обеспечивает создание ресурсного обеспечения программ формирования физической культуры личности; организацию здоровьеформирующей среды образовательного учреждения; внедрение здоровьеформирующих технологий; предоставление услуг по реализации программ формирования физической культуры личности; методический маркетинг; консалтинговые услуги; разработку индивидуальных траекторий физического развития.

В состав центра формирования физической культуры личности входят две лаборатории «Обеспечение активного отдыха и повышение функциональных возможностей организма» и «Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма», которые ориентированы на формирование физической культуры личности, а также исследовательскую деятельность преподавателей и студентов совместно с внешними партнерами физкультурно-оздоровительного направления (Рис. 1).


Центр формирования физической культуры личности

Лаборатория обеспечения активного отдыха и повышения функциональных возможностей организма

Лаборатория профилактики профессиональных заболеваний и травматизма

Учебно-материальный ресурс

Рис. 1. Структура Центра формирования физической культуры личности.

Лаборатория «Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма» имеет своими задачами: проведение учебно-профилактических занятий и психологических тренингов по использованию здоровьесберегающих технологий при организации трудовой деятельности и самостоятельных занятиях; составление и реализацию индивидуальных программ с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; использование нетрадиционных методов и способов восстановления после трудовой деятельности; создание информационного методического банка средств и методов психофизической и мышечной релаксации работников в процессе трудовой деятельности и профилактики травматизма.

Материальная база лаборатории представлена лабораторным комплексом «Реабилитационно-восстановительный центр».

Лаборатория «Обеспечение активного отдыха и повышения функциональных возможностей организма» ориентирована на формирование профессионально-прикладной здоровьесберегающей компетенции и имеет своей целью обеспечение психофизической готовности полисубъектного потребителя к длительной трудовой деятельности через создание здоровьеформирующего пространства для саморазвития и самосовершенствования личности специалиста, а также развитие креативных способностей личности через организацию исследовательской деятельности студентов.

Задачами лаборатории являются: мотивация пользователей услуг лаборатории на здоровый образ жизни; управление качеством профессионально-прикладной и спортивно-рекреационной подготовки потребителя; удовлетворение запросов потребителей в области физического самопознания и саморазвития; разработка разноуровневых индивидуальных программ общей и профессионально-прикладной физической подготовки; создание базы научно-методического сопровождения деятельности лаборатории; расширение и укрепление материально-технической базы лаборатории.

Материально-техническая база лаборатории является инструментом обучающей среды, которая способна обеспечить формирование здоровьесберегающих компетенций, обеспечивающих специалисту более высокий профессиональный статус и устойчиво высокий спрос на его услуги.

В целом данная инфраструктура успешно обеспечивает деятельность академии по формированию физической культуры личности специалиста, формируя у будущих специалистов новые взгляды на физическую культуру личности как основу ее всестороннего развития, обеспечивая самореализацию личности в физическом плане, мотивируя студентов на здоровый образ жизни.
2 Система научно-методического сопровождения процесса формирования физической культуры личности специалиста
Одной из задач формирования физической культуры личности специалиста является разработка научно-методического сопровождения процесса формирования физической культуры личности и компетенций здоровьесбережения, ориентированного на сопровождение нового по целям и содержанию процесса подготовки специалистов.

Научно – методическое сопровождение процесса формирования физической культуры в академии представлено: Концепцией формирования физической культуры личности, Программой формирования физической культуры личности, Программой допризывной подготовки, Программой подготовки организатора студенческого коллектива по формированию здорового образа жизни «Я говорю: «Да!»». Процесс формирования физической культуры личности специалиста сопровождается уровневыми программами по дисциплине «Физическая культура», разработанными преподавателями кафедры; слайд-лекциями по теоретической части дисциплины; виртуальным методическим кабинетом по дисциплине «Физическая культура», созданным преподавателями кафедры, где каждый преподаватель имеет свою страницу; банком методической и информационной поддержки студентов и преподавателей по формированию физической культуры личности; банком комплексов физических упражнений для студентов и преподавателей.

Методологическую основу Концепции и Программы деятельности академии по формированию физической культуры личности специалиста составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и дифференцированный подход. Содержание программы реализуется по направлениям, обеспечивающим формирование физической культуры личности: психофизическая готовность студентов к профессиональной деятельности и здоровому образу жизни; создание методической и информационной поддержки по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни; ресурсное обеспечение; организация здоровьесберегающей среды; мониторинг процесса и результата деятельности.

Банк методической и информационной поддержки процесса формирования физической культуры личности как составной части профессиональной культуры специалиста ориентирован на критерии здорового образа жизни, к которым следует отнести: сформированность представлений о здоровье и болезни; наличие положительного эмоционального настроя, связанного с осознанием своего потенциального здоровья; построение стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней; психологическую устойчивость как системное качество здоровой личности.

Банк содержит программы индивидуальных траекторий развития физической культуры личности; программы профессионально - прикладной и спортивно - рекреационной деятельности; диагностические программы физического развития студентов и динамики уровня сформированности физической культуры личности; слайд – лекции по вопросам теории физической культуры; комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий студентов.

Значительное внимание уделяется пропаганде знаний в области физической культуры, через выступления с лекциями перед студенческой аудиторией, заседания круглых столов по проблемам здоровьесбережения с преподавателями, родителями и студентами.

В качестве методического сопровождения процесса формирования физической культуры личности, в академии разработана компьютерная диагностическая программа по определению уровня сформированности физической культуры личности.

Особый акцент в процессе формирования физической культуры личности делается на развитие творческого потенциала студентов в этой области. Студентами академии в рамках студенческого научного общества кафедры физического воспитания ежегодно выполняются исследовательские работы по проблемам: формирование навыков ведения здорового образа жизни; формирование физической культуры личности; использование средств физической культуры для профилактики профессиональных заболеваний; программное обеспечение процесса диагностики уровня здоровья, физической подготовленности и физической культуры личности.

Научно-методический ресурс является средством для формирования физической культуры личности специалиста как интегрального качества личности и обеспечения индивидуальных траекторий физического развития, а также психофизической готовности к длительной профессиональной деятельности и управления качеством профессионально-прикладной и спортивно-рекреационной подготовки.

Исходя из анализа качества подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» и опираясь на идею развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), в академии апробировалась и внедрена модель цикло-поточной организации учебного процесса с уровневой дифференциацией. Аксиоматично, что если каждому обучающемуся отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение стандарта. Данная модель ориентирована на реализацию организационных возможностей индивидуализации и дифференциации обучения путем деления учебных групп по принципу внутригрупповой дифференциации на подвижные, относительно гомогенные по составу подгруппы, для обучения по разноуровневым учебным программам по дисциплине «Физическая культура» (Рис.2).


Подгруппа

Низкий уровень

Подгруппа

Средний уровень

Подгруппа

Высокий уровень

Показатели уровней сформированности двигательной компетенции студентов учебной группы


Рис. 2. Модель цикло - поточной организации учебного процесса.
В рамках цикло-поточной системы деятельность преподавателя строится на совместном согласовании со студентом следующих позиций: добровольности и оптимальности темпа усвоения учебного материала каждым студентом в соответствии с его физическими кондициями (в рамках государственного стандарта); самостоятельной работы студентов в индивидуальном темпе, сочетающей приемы взаимообучения и взаимопроверки; ознакомления с таксономией целей и итоговым эталоном освоения действий на начальном этапе изучения раздела дисциплины; использование контроля и самоконтроля за усвоением учебного материала; осуществление входного и итогового контроля по шкале «зачет», «хорошо» и «отлично»; разработка индивидуальные траектории занятий по результатам входной и текущей диагностики.

Состав групп определяется по результатам входной диагностики уровня сформированности двигательной компетенции на основе оценки развития физических качеств. Выделяется три уровня развития: низкий, средний, высокий. На основании результатов входного контроля студенты группы распределяются на подгруппы. Для каждой подгруппы студентов задается фиксированный уровень овладения действиями в виде таксономии целей, но время усвоения материала для каждого студента сохраняется индивидуальным.

На основе диагностики уровня сформированности физической подготовленности преподаватель совместно со студентами формирует индивидуальные траектории развития, что обеспечивает комфортные психологические условия для развития личности будущего специалиста, полноценное освоение запланированного уровня развития умственных, творческих и физических способностей личности, а также опережающее удовлетворение потребностей обучающихся.

По мере достижения заданных целей определенного уровня, студент (исходя из его желания) переходит в группу более высокого уровня.


Цикло-поточная система организации учебного процесса дисциплины «Физическая культура» реформирует ее содержательный и процессуальные аспекты. В рамках содержания выделяется базовый и вариативный компоненты. Реализация этих компонентов становится возможной за счет использования развивающей технологии, характерной особенностью которой является ее вариативность, учитывающая уровни потребностей, интересов, склонностей, способностей и возможностей личности.

Ход учебного занятия планируется преподавателем с учетом предоставления студенту возможности свободы выбора различных методов работы. В качестве теоретической основы для конструирования такого учебного занятия используется системно - деятельностный подход.

Кроме того, учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной деятельностью студента, что существенно меняет роли преподавателя и студента в обучении. Понятие «самостоятельная работа» трактуется нами в следующем значении: самостоятельная работа студентов - это такой способ учебной работы, где: студентам предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; выполнение работы требует от студента умственного напряжения. С точки зрения организационных основ мы выделяем самостоятельную работу на учебном занятии и во внеурочной деятельности.

Исходя их гуманистических положений, мы считаем, что каждый студент должен получать на учебном занятии такое задание, с которым он может справиться в данный момент. При разработке индивидуальных заданий мы исходим из намеченных траекторий индивидуального развития, учитывая уровень знаний, умений и навыков; общие и специальные возможности; познавательные интересы. Однако, каждый студент должен иметь возможность выполнять и более трудное задание. Добровольные задания следует давать всем. Каждому студенту следует дать возможность выполнить такие задания, которые он сам сочтет соответствующими своей индивидуальности т.к. их последующая самооценка формирует навык адекватной оценки собственных сил и возможностей.

Проблема оценки индивидуализированной работы в настоящее время носит спорный характер. Мы в своей деятельности опираемся на подход к оценке В. Колга, выделяющего три вида шкалы оценок: 1) индивидуальной нормы, т.е. преподаватель сравнивает результаты студента с прежними его результатами и оценивает их соответственно тому, произошло улучшение или ухудшение; 2) социальной нормы, когда результаты одних студентов оцениваются сравнительно с результатами других студентов; 3) нормы дисциплины, что обычно называют объективным оцениванием. Оценка освоения компонентов компетенций осуществляется в учебном процессе по контрольным точкам.

Анкетирование студентов по проблеме использования цикло-поточной системы показало необходимость ее использования (93% опрошенных). По мнению студентов, психологическую комфортность на учебном занятии обеспечивают возможность использования дополнительного материала (91%); учет различий в уровнях физиологического развития (81%); помощь менее подготовленным студентам (73%); стимуляция к учебной дисциплине (64%); учет различий в уровне физической подготовленности (89%).

Таким образом, внедрение цикло-поточной системы в работу кафедры физической культуры академии, создало условия для работы студента в индивидуальном темпе и стиле, а также для мотивированного самоуправления его деятельностью, что обеспечило поэтапное формирование физической культуры личности через развитие здоровьесберегающих компетенций и качество подготовки будущего специалиста в данной предметной области.

3 Педагогический мониторинг сформированности уровня физической культуры личности специалиста

Еще одним условием формирования физической культуры личности специалиста является мониторинг процесса и результата, который рассматривается как средство и метод достижения цели. Мониторинг формирования физической культуры личности охватывает студентов групп академии с момента поступления до выпуска и осуществляется в течение каждого учебного года (в его начале, середине, конце).

Методами мониторинга являются анкетирование, формализованное наблюдение, собеседование, экспертная оценка, самооценка обучающегося.

Мониторинг проходит следующие этапы: сбор информации, обработка, хранение информации и распространение информации. Каждый этап имеет свою цель и содержание. Этап сбора информации предусматривает сбор фактов об уровнях сформированности физической культуры личности и отдельных компетенций здоровьесбережения студента (входной контроль); далее следует оценка динамики сформированности уровня физической культуры личности (промежуточный контроль), затем – формирование базы данных, и в заключении – анализ, коррекция процесса и прогнозирование путей достижения поставленной цели.



Таблица 1

Модель мониторинга формирования физической культуры личности будущего специалиста




п/п

Этапы мониторинга

Цель

Содержание мониторинга

Доминирующие принципы мониторинга

1.

Сбор информации

Отслеживание информации по функциональным характеристикам студентов

Сбор фактов об уровнях сформированности

физической культуры личности и отдельных компетенций здоровьесбережениястудента



Валидность

Системность

Комплексность


2.

Обработка информации

Анализ уровня сформированности физической культуры личности

Оценка динамики уровня сформированности физической культуры личности

Объективность

3

Хранение информации

Создание банка данных

Формирование базы данных

Комплексность

4.

Распространение информации

Коррекция и прогнозирование уровня сформированности физической культуры личности

Анализ, коррекция процесса и прогнозирование путей достижения поставленной цели.

Гуманистическая направленность

Структура мониторинга физической культуры личности имеет следующие модули: мониторинг промежуточной и итоговой аттестации; мониторинг сформированности компетенций здоровьесбережения; мониторинг процесса формирования физической культуры личности.

Мониторинг промежуточной и итоговой аттестация студентов по дисциплине предусматривает методы оценки, которые направлены на измерение целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.

Мониторинг сформированности компетенций здоровьесбережения (двигательная, профессионально – прикладная, психофизическая, рефлексивная) осуществляется через определение сформированности таких их компонентов как: усвоенные знания, освоенные умения, навыки, приемы действий (алгоритмы), ценности и отношения.



Таблица 2

Структура компетенций здоровьесбережения на примере двигательной компетенции

Компоненты компетенции

Двигательная компетенция

Профессионально-прикладная компетенция

Психофизическая компетенция

Рефлексивная компетенция

Знания

Знать технику выполнения движений, упражнений, игрового элемента

Знать особенности выбранной профессии, влияние профессии на состояние здоровья

Знать технику выполнения и методику психофизических приемов для обеспечения активной жизнедеятельности

Знать средства, приемы и методы для осуществления самооценки уровня физической культуры

Умения

Уметь выполнять применять двигательные действия в различных ситуациях

Уметь подбирать и составлять комплексы физических упражнений различной направленности с целью профилактики профессиональных заболеваний

Уметь использовать приемы психофизических тренингов для релаксации после профессиональной нагрузки

Уметь применять основные приемы и средства самооценки физического и физиологического состояния

Навыки

Выполнять физические упражнения режиме оптимальном физическому состоянию

Автоматически использовать восстановительные возможности физических упражнений

Автоматически использовать психофизических тренингов в критических ситуациях

Регулярно осуществлять самооценку физического состояния и уровня сформированности физической культуры личности

Программы действий (алгоритмы)

Подбирать упражнения в соответствии с поставленной задачей

Определять характер влияния труда на состояние организма

Формировать мотивы деятельности в области физической культуры

Осуществлять самоконтроль функциональных реакций организма при различных видах деятельности

Дозировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей

Подбирать и использовать способы профилактики профессиональных заболеваний

Использовать способы психологического настроя на деятельность

Осуществлять самоанализ функциональных реакций организма при различных видах деятельности.

Демонстрировать технику выполнения физических упражнений

Проводить восстановительные процедуры после восстановительной деятельности

Выявлять проблемные точки состояния здоровья

Осознание роли физической культуры для индивидуального развития и профессиональной деятельности

Контролировать физическое состояние во время жизнедеятельности

Организовывать активный отдых как средство повышения работоспособности

Формировать волевые качества за счет выполнения различных физических упражнений

Оценивать функциональную подготовленность организма к труду и физической активности

Ценности

Поддержание физического и физиологического здоровья

Поддержание физического и физиологического здоровья для обеспечение продолжительной и эффективной трудовой деятельности

Поддержание оптимального эмоционального состояния, профилактика стрессов в профессиональной и повседневной жизнедеятельности

Обеспечение мотивации на формирование здорового образа жизни

Отношения

Саморазвитие физического и физиологического уровня здоровья, организация физкультурно – оздоровительных мероприятий, вовлечение в них других субъектов

Самостоятельная профилактических физкультурно – оздоровительных мероприятий

Формирование устойчивого эмоционального состояния

Обеспечение устойчивого здоровьесберегающего пространства

Данные компетенции являются базовыми в системе профессиональных компетенций специалиста СПО и проявляются как совокупность взаимосвязанных компонентов, отражающих теоретическую и практическую подготовленность специалиста к физкультурно-оздоровительной деятельности, определяющей успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии, а также его нравственную позицию и отношение к своему здоровью и к себе как субъекту этой деятельности.

К основным методам оценки, основанным на компетенциях, относятся практические задания по демонстрации компетенций, разработанные преподавателями кафедры. Итоговая оценка носит комплексный характер, т.е. все освоенные компетенции оцениваются в рамках интегрированного практического задания. Объектами оценки при их выполнении являются знания, понимание, способы применения знаний, аналитические и организационные умения, а также практические умения. Например, продемонстрируйте комплекс упражнений на восстановление организма после трудовой деятельности.

Следующим модулем является мониторинг процесса формирования физической культуры личности в рамках цикло-поточной системы, который реализуется через экспертную оценку деятельности преподавателя и студентов на учебном занятии и во внеучебной деятельности, а также самооценку преподавателя и студентов. Результаты мониторинга процесса формирования физической культуры личности будущего специалиста позволяют констатировать положительную динамику.

Системный анализ результатов модулей мониторинга позволяет судить об уровнях сформированности физической культуры личности в целом.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности выступают объективные и субъективные показатели. К ним относятся: степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности; выраженность эмоционально – волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности; проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования в физической культуре и др.

Нами осуществляется мониторинг в соответствии с критериями В.И. Ильинича, выделяющего ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень характеризуется: отсутствием потребности в познавательной активности; проявлением знаний на уровне знакомства с учебным материалом; отрицанием связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста; пассивностью на учебном занятии.

Номинальный уровень характеризуется: индифферентным отношением к физической культуре; ограниченностью знаний и практических умений; отсутствием потребности в познавательной активности; стремлением к укреплению здоровья.

Потенциальный уровень характеризуется: осознанным отношением к физической культуре в целях самосовершенствования и подготовки к профессиональной деятельности; грамотным выполнением разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности.

Творческий уровень характеризуется: убежденностью в ценностной значимости физической культуры для развития и реализации возможности личности; владением необходимыми знаниями, умениями и навыками для физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни с целью внедрения физической культуры в профессиональную деятельность и семейную жизнь.

Разработанная в академии автоматизированная программа диагностики уровня сформированности физической культуры личности позволяет отслеживать ее динамику и представлять результаты в виде графиков и таблиц для последующего анализа.



Заключение

Разработанный и опытно-экспериментальным путем проверенный алгоритм формирования компетенций здоровьесбережения как составной части физической культуры личности через реализацию цикло - поточной системы на учебных занятиях дисциплины «Физическая культура» на основе мониторинга и в определенных организационно-педагогических условиях обеспечивает формирование физической культуры личности как составной части профессиональной культуры специалиста.


Литература
1. Актуальные проблемы среднего профессионального образования : опыт апробации и внедрения / Под ред.Г.В. Мухаметзяновой.- Казань, 1998.

2. Байденко, В.И.Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко// Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С.3-13.

3. Беспалько, В.П. Системно–методическое обеспечение учебно– воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур.- М., 1988. - 176с.

4. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. А.М. Прохоров. –М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. – 1991. - 669с.

5. Гершунский, Б.С.Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский.- М., 1998. – 608 с.

6. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности / В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №5. – С.33-37.

7. Зеер, Э.Ф. Личностно–ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 16-21.

8. Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования, кн.1. Актуальные задачи обновления и развития образовательных стандартов. - М, 2003. – 66 с.

9. Ибрагимов, Г.И. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя колледжа / Г.И. Ибрагимов, П.Ф. Анисимов, И.П. Татаринова. – Смоленск: СПЭК, 2004. - 174с.

10. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

11.Ильинич, В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под. Ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

12. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э.Унт. -Москва: Педагогика,1999.



18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. - 480с.
Каталог: files -> ped
ped -> Исследование условий перехода П. А. Хроменков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики мгоу
ped -> Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики
ped -> Некоторые проблемы физического образования для нефизических специальностей
ped -> Педагогическое образование традиции профессиональной школы в россии
ped -> Потенциал провинциального университета в подготовке педагогических кадров высшей научной квалификации
ped -> Развитие педагогического мастерства учителя
ped -> Педагогический совет №3 от 27 марта 2014 года
ped -> Становление географической культуры
ped -> 1. Литературный обзор состояния вопроса


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница