Формирование европейской стратегии «Газпрома» в условиях меняющейся экономико-правовой среды ес



страница1/3
Дата27.05.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировой экономики и мировой политики
Кафедра Международных экономических организаций и европейской интеграции

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Формирование европейской стратегии «Газпрома» в условиях меняющейся экономико-правовой среды ЕС

Студент группы № 465

Ганелина Стефания Сергеевна


Руководитель ВКР

д.н., проф. Зуев Владимир Николаевич






Москва, 2013

Содержание

Введение 3 - 5

Глава 1. История и современное состояние торговых отношений «Газпром» - ЕС

1.1.Институциональные изменения на рынке ЕС 6 - 11

1.2. Развитие «Газпрома» как экспортера российского газа 11-13

1.3. «Газпром» на европейском рынке 13-14

1.4. Европейская стратегия и современное состояние торговли «Газпром» - ЕС 14-21

Глава 2. Внутренние и внешние угрозы позиции «Газпрома» на рынке ЕС

2.1. Прогнозы потребления источников энергии в ЕС 22-24

2.2. Антимонопольное расследование и «Газпром» 25-31

2.3. Влияние Третьего Энергетического Пакета 31-33

2.4. Внешние факторы, влияющие на стратегию «Газпрома» 33-43

Глава 3. Эволюция и дальнейшие изменения в стратегии «Газпрома»

3.1. Эволюция сектора газовой промышленности и перспективы для «Газпрома» 44-46

3.2. Экономические предпосылки противоречий между «Газпромом» и ЕС 46-50

3.3. Изменение и развитие экспортной стратегии «Газпрома» 50-61

Заключение 62-64

Список использованной литературы 65-66



Введение

На сегодняшний день формирование стратегии выхода на зарубежные рынки составляет интегральную часть общей стратегии развития. Для компаний, которые имеют исключительное право на экспорт товаров, таких, как российский «Газпром», стиль поведения на рынке – импортере имеет решающее значение: компании необходимо подстраиваться под основные конъюнктурные изменения. Для «Газпрома» главнейшим рынком сбыта является Европа и страны Европейского Союза. Изменения на данном региональном рынке будут иметь наибольшее влияние на стратегию и зависящие от нее доходы компании. Начиная с 1998 года внутренний рынок ЕС претерпел множество институциональных изменений. Самым последним шагом, принятым ЕС с целью создания единого внутреннего рынка газа, стало принятие Третьего Пакета и целого ряда мер по отказу от существующей системы связанности транспортной и добывающей системы газовых компаний. Эти меры имеют непосредственное влияние на «Газпром», так как требуют от компании отказаться от проводимой ею Европейской стратегии. Более того, антимонопольное расследование, начатое против «Газпрома» Европейской Комиссией еще 4 сентября 2012 года, лишь усугубляет нестабильное положение «Газпрома» на европейском рынке. Вместе с этим существует целый ряд новых факторов, связанных с будущим увеличение конкуренции на рынке ЕС в данной отрасли: возможное увеличение доли стран Западной Африки в импорте газа европейскими странами и замещение определенной доли импорта природного газа сжиженным. Все эти факторы непосредственно влияют на имеющуюся стратегию «Газпрома», ведь чтобы сохранить свои позиции, компании необходимо не только отвечать требованиям рынка ЕС, но и своевременно реагировать на изменения на мировом рынке газа. Таким образом, основной проблемой, с которой столкнулся «Газпром» в последние два года, является разработка эффективной стратегии, отвечающей современным реалиям рынка. Все данные факторы обуславливают актуальность данного исследования.

Объектом данной работы является стратегия деятельности компаний на зарубежных рынках. Предметом работы является стратегия деятельности «Газпрома» на рынке ЕС – присущих компании типичных методов по определению цен, объемов и условий поставок природного газа.

Цель работы – определить необходимые изменения в существующей стратегии «Газпрома», которые необходимы для удержания позиций компании на европейском рынке. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:



  • Рассмотреть основные прогнозы по газовому сектору в ЕС и в мире

  • Определить основные институциональные и экономические изменения на рынке ЕС

  • Описать существующие противоречия между ЕС и «Газпромом», касающиеся Европейской стратегии компании

  • Проанализировать имеющиеся данные и спроектировать основные изменения, которые необходимо сделать «Газпрому» в Европейской стратегии для того, чтобы сохранить свои позиции

В ходе анализа большое внимание было уделено официальным документам компании «Газпром», таким, как официальные отчеты, пресс-релизы и финансовые отчеты, и статистике и данным официального сайта Европейского Союза, состоящим в описании основных институциональных изменений, принятых на территории ЕС. Для анализа ведущейся политики по созданию единого рынка в ЕС будут использованы пособия Борко Ю.А. и Шемятенкова В.Г. и основные материалы по принятым директивам Европейской Комиссии, взятые с официального сайта ЕС. В первой части работы будут проанализированы теоретические основы создания единого рынка в ЕС, принятые в соответствии с концепцией меры по достижению единого рынка, а также будет описана существующая стратегия развития «Газпрома», при этом особое внимание будет уделено Европейской стратегии. Во второй главе будут описаны внутренние и внешние угрозы положению «Газпрома» на рынке ЕС, в том числе антимонопольное расследование, Третий Пакет и усиление конкуренции на европейском рынке. Третья глава будет посвящена принятым мерам по изменению Европейской стратегии и возможным методам улучшения положения «Газпрома» на рынке ЕС, связанным с предложенными мерами по развитию экспортной стратегии компании. Заключение данной работы будет состоять из обобщения полученных результатов и выводов данного исследования.

Глава 1. История и современное состояние торговых отношений «Газпром» - ЕС

1.1. Институциональные изменения на внутреннем рынке ЕС

Одной из главнейших составляющих интеграционного процесса в Европейском Союзе стало создание единого внутреннего рынка – отличительной особенности экономической интеграции ЕС.

Единый внутренний рынок характеризуется наличием «четырех свобод»: свободы движение четырех экономических категорий – товаров, услуг, капитала и физических лиц (рабочей силы). Созданию полноценного единого рынка предшествовал набор мер по устранению национальных пошлин и сборов, затрудняющих процесс обмена товарами и услугами между государствами – членами ЕС. Позднее были приняты шаги по устранению нетарифных ограничений, в основном в сфере налоговых сборов и технических стандартов. Считается, что строительство единого рынка было завершено в начале 1990-х годов, в связи с «Проектом 92», который предусматривал открытие финансовых рынков и рынков государственных закупок, обеспечение свободного передвижения капитала и рабочей силы путем устранение технических, физических и фискальных барьеров1.

Одной из важнейших целей создание единого рынка стало создание экономической системы, функционирующей согласно правилам конкуренции.

Согласно автору2, процесс создания единого рынка в ЕС был возможен благодаря использованию метода «позитивной интеграции», а не «негативной», как предполагалось изначально. Теория «негативной интеграции» была выдвинута в отдельный блок благодаря голландскому экономисту Тинбергену, который определил, что «негативная интеграция» состоит в простой отмене всех барьеров и тарифов на пути перемещения факторов производства между торгующими странами – агентами, что ведет к усилению конкуренции. «Позитивная» же интеграция состоит в целенаправленном принятии специальных законов и создании особых институтов, обеспечивающих повышение мобильности товаров, услуг и факторов производства. Именного благодаря использованию «позитивной интеграции» и своевременной оценке как позитивных, так и негативных последствий принятых мер по созданию свободного и конкурентного внутреннего рынка, Европейскому Союзу удалось так далеко продвинутся в сфере экономической интеграции.

Говоря о экономической интеграции в ЕС стоит упомянуть о существовании концепции стадий экономической интеграции, которую можно соотнести с процессами, присущими экономической интеграции ЕС. Данная концепция была предложена Б. Балассой и состоит в описании пяти этапов экономической интеграции. Самый первый и базовый этап – создание зоны свободной торговли, за котором следует создание таможенного союза и, на третьем этапе, общего рынка. Концепция «позитивной интеграции» появляется только на четвертом этапе – создании экономического союза – когда без прямого участия наднациональных структур страны – члены союза договариваются о гармонизации национальных экономических политик для того, чтобы преодолеть различия, вызванные различиями именно в данном виде политики. И, наконец, пятый этап – полная экономическая интеграция – состоит в унификации экономической политики (денежно-кредитной, социальной, антикризисной и других составляющих) и создание наднационального органа власти, чьи решения имеют приоритет над национальными.

Данная концепция показывает развитие экономической интеграции как поступательного процесса. Тем не менее, хотя ее можно назвать «базовой концепцией», все же создание единого рынка в ЕС стало возможным благодаря существованию «позитивной интеграции» на всех этапах интеграционного процесса. Государства – члены ЕС перед каждым сделанном шагом должны были аккуратно и точно проанализировать будущие экономических выгоды (например, приток капитала, и экономический рост) и издержки (усиление конкуренции на внутренних рынках, возможный отток рабочей силы и другие). Таким образом, используя метод «позитивной интеграции», ЕС уже к началу 1990-х годов мог говорить о завершении создания единого внутреннего рынка.

Тем не менее, на сегодняшний день существуют несколько секторов, в отношении которых сложно говорить о соответствии их стандарту единого рынка. Одним из товаров, чье присутствие на европейском рынке не удовлетворяет нормам единого рынка ЕС (а именно, свободному движению товаров между странами-членами), стал природных газ.

Стремление ЕС к созданию нового внутреннего рынка, выраженное в директивах 93 и 2003 годах, а также более недавний «Третий энергетический пакет» (2009 год), который на сегодняшний момент является "камнем преткновения" между правительствами России и европейских государств, влияют на эффективность существующих отношений между партнерами. Целью "газовой" директивы 98/30/ЕС стало создание открытого и конкурентоспособного внутреннего европейского рынка, большой упор был сделан на механизмы контроля над выбросами парниковых газов; те же цели преследовались и в директиве 2003/55/ЕС. Центральным вопросом стало обеспечение безопасности поставок газа европейским потребителям. Принятый в 2009 году Третий энергетический пакет еще больше усугубил проблемы между Россией и ЕС. В целом, Третий пакет имеет под собой цель либерализации инфраструктуры внутреннего газового рынка и точное разделение процесса добычи газа (и, соответственно, компаний, связанных с ним) от процесса распределения. Под либерализацией инфраструктуры понимается обеспечение свободного доступа к трубам, обеспечивающим доставку и транспортировку газа. Страны-члены ЕС также должны провести реструктуризацию внутреннего рынка, основанную на определении и ограничении прав собственности, связанных с разделением понятий добычи и транспортировки газа3.

Директива 2003/55/ЕС позволила потребителю (промышленному предприятию) свободно выбирать себе поставщика. Соответственно, принимая во внимание либерализацию инфраструктуры, поставщик газа может легко воспользоваться свободными трубами (которые владельцы транспортной системы должны предоставить на условиях свободного рынка) для обеспечения поставок потребителю.

С начала 2009 года отношения стали особенно напряженными. Дело в том, что принятие Третьего пакета связано с благоприятными (для покупателей) конъюнктурными изменениями на рынке газа в ЕС: во-первых, разведка американского шельфового газа привела к резкому увеличению поставок газа на внутренний американский рынок, что дало возможность США увеличить объем сжиженного газа, направляющегося в Европу; во-вторых, из-за экономического кризиса спрос на газ резко сократился, что выразилось в снижении цен на рынке спотовых поставок газа4.

По оценкам экспертов, в 2009 году средние цены на газ на данном рынке составляли не более 9 евро за МВатт/час, тогда как те же цены по долгосрочным контрактам с Газпромом составляли около 16 евро. Столь существенное различие (которое немного уменьшилось в последние 3 года) не могло не поставить целесообразность долгосрочных контрактов с Россией под вопрос.

Безусловно, данные факторы негативно повлияли на отношения между торговыми партнерами со стороны спроса и предложения. Долгое время ни Россия, ни ЕС не хотели уступать друг другу в вопросах изменения цен и модели контрактов.

Дело в том, что инициативы ЕС привели к созданию новых моделей и форм кооперации, которые решительно отличаются от существовавших во второй половине 20-ого века в ЕС видов сотрудничества в рамках закупок российского газа. Особенно это коснулось структуры компаний, которые непосредственно закупают газ у российского поставщика. Можно сказать , с начала 20-ого века в России и Европе происходит два абсолютно разных процесса, как минимум в области торговли газом: усиление контроля государства в России и параллельное стремление к либерализации в Европе, начавшееся еще в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, объем поставок газа не претерпевал значительных изменений с начала 20-ого века.


1.2. Развитие «Газпрома» как экспортера российского газа

Компания "Газпром" на сегодняшний день является одной из наиболее известных и значимых корпораций для России. Газпром является открытым акционерным обществом, в котором 50,002%5 акций принадлежит государству. Компания является преемником Государственного газового концерна "Газпром" и по закону имеет право пользования ресурсами (недрами и землей), которые до этого принадлежали концерну. Более того, Газпром является правоприемником обязанностей и прав газового концерна по уже заключенным на тот момент контрактам и сделкам. Днем создания ОАО Газпром является 17 февраля 1993 года, когда Государственный концерн был преобразован в акционерное общество6.

На сегодняшний день, по оценкам экспертов Газпрома, данное акционерное общество является компанией, располагающей наибольшими запасами природного газа (72% от запасов РФ)7.

Не вызывает сомнений тот факт, что у столь крупной компании существует стратегия долгосрочного развития, в которой четко прописываются цели и задачи компании. Существует общая стратегия Газпрома, которая звучит как "лидерство среди глобальных энергетических компаний", которое достигается путем "диверсификации,освоения новых рынков и обеспечения надежности поставок". Общая стратегия Газпрома имеет в основе следующие принципы функционирования компании8:

-диверсификация смежных видов деятельности компании

-повышение эффективности основной деятельности компании

-повышение кредитных рейтингов и капитализации

-соблюдение интересов всех заинтересованных лиц

-повышение прозрачности финансовой деятельности компании

и многие другие.

Однако, в рамках рассматриваемой темы, гораздо большее практическое значение имеет анализ европейской стратегии компании - системы практик, которую Газпром применяет по отношению к своим партнерам в Европейском Союзе.
1.3. «Газпром» на европейском рынке

Стоит отметить, что на протяжении многих лет европейские компании являются одними из ключевых партнеров России за рубежом. Однако, влияние Газпрома и его роль возросли именно после 2006 года, когда был подписан Федеральный Закон "Об экспорте газа", в соответствии с которым Газпром получил монопольное право на экспорт газа, таким образом, став единственной компанией в России, которая имеет право поставлять данный вид топлива на зарубежные рынки.

Российский газ поставляется в Европу с конца 60-х годов прошлого века, когда был подписан первый договор на поставку газа между СССР и Австрией. В 1973 году похожий договор был подписан с Западной Германий, а позже - и с Италией и Финляндией (в 1974 году). Стоит отметить, что (начиная с конца 60-х и до начала 90-х) торговля газом между СССР и европейскими странами велась довольно интенсивно, поставки газа были стабильными9. В те годы торговые партнеры осознали обоюдную зависимость, связанную с торговлей газом, и постарались равномерно распределить сопутствующие риски.

Стоит отметить, что только к середине 80-х годов контракты между «СоюзГазЭкспортом» и его зарубежными партнерами приняли ту форму, которой они знамениты сейчас: долгосрочные контракты (сроком до 25 лет) и наличие в них условия "бери или плати".Увеличению объемов поставляемого газа способствовала и схожесть структур рынков, которыми описывались торговые партнеры (особенный упор делается схожесть институциональных структур – вертикально-интегрированные компании)10. Однако, свою стабильность отношения потеряли в начале 90-х годов, когда резкий отказ от плановой экономики и шоковая терапия, проводившиеся в России, подвергли угрозе эффективность уже налаженных торговых отношений между странами. Дело в том, что с тех пор (благодаря проведенной приватизации) не только появилась новая структура, занимающаяся поставками газа - ОАО «Газпром» - но и так называемые "транзитные государства" - Украина и Белоруссия, таким образом, риск и расходы по транспортировке газа только возросли. Однако, 1991 и 1993 года не были единственными, когда возросло напряжение между российским поставщиком и европейскими покупателями: торговые конфликты с Украиной в 2006 и 2008 годах доказали несостоятельность существующей схемы поставок в страны ЕС при наличии транзита через третьи государства.



1.4. «Европейская стратегия» и современное состояние торговли ЕС-«Газпром»

На сегодняшний момент на страны ЕС приходится около 30% экспорта Газпрома, хотя это значение было чуть меньше (26-28%) в период кризиса, так как цены по долгосрочным контрактам намного превышали предлагаемые рынком цены спот, что привело к тому, что многие потребители предпочли закупать газ, используя именно контракты спот и снижая закупки у Газпрома11. На сегодняшний день, так как Европейский союз, состоящий из 27 государств – членов, является самым большим потребителем энергии в мире. Тем не менее, около 55% энергоресурсов поступают из-за границы, что составляет около 84% нефти и 64% используемых объемов газа12. На долю России приходится более 1/3 общего импорта газа в ЕС13.Взаимозависимость проявляется в том, что более 1/3 экспорта Газпрома приходится именно на рынок ЕС и Турцию14. Говоря о государствах-ключевых покупателях российского газа, необходимо отдельно выделить такие страны, как Германия и Польша - в 2012 году они купили 33,16 и 15,08 млрд кубических метров газа,соответственно – одни из наивысших показателей. В целом, круг европейских компаний, сотрудничающих с Газпромом, достаточно широк: E.ON, BASF, WintershallHolding (Германия), GDF, EDF, Total (Франция), ENI (Италия), Fortum (Финляндия), Gasunie, GasTerra (Нидерланды), Statoil (Норвегия), OMV (Австрия) и многие другие15.

Чтобы оценить долю каждой страны-партнера, необходимо рассмотреть объем поставок газа в каждую страну. В следующей таблице представлены объемы поставок газа в 2012 году по основным странам-членам ЕС.

Таблица 1. Поставки газа из России в страны-члены ЕС


Страна

Объем поставок газа из России (млрд куб метров в год)

Импорт (млрд куб метров) -2011

% от общего

импорта газа



Германия

33,16

34,1

36,7

Италия

15,08

17,1

24,6

Польша

9,94

10,3

86,1

Великобритания

8,11

12,9

26,6

Чехия

7,28

8,2

57,7

Франция

8,02

8,5

18,2

Венгрия

5,29

6,3

85

Австрия

5,22

5,4

51

Финляндия

3,48

4,2

100

Литва

3,3

3,2

100

Румыния

2,17

3,2

100

Болгария

2,53

2,5

100

Латвия

1,2

1,2

100

Эстония

0,64

0,7

100

Греция

2,5

2,9

78,9

Источник: Статистика «Газпрома» // gazpromquestions.ru, BPEnergystatisticalreview

На сегодняшний момент отношения между Газпромом и его европейскими партнерами являются более напряженными. Европейское сообщество перестало относиться к долгосрочным контрактам как к эффективному механизму сотрудничества, что, в свою очередь, вызывает недовольство у Газпрома, так как долгосрочные контракты являются основой поставок газа за рубеж. Более того, в связи с новой политикой ЕС по "декарбонизации", роль газа в потреблении должна существенно сократиться, что негативно повлияет на объем поставок газа из России.

Однако, история изменения отношения Европы к поставкам газа из России начитается ещё раньше, в начале 2006 года, когда многие страны ЕС пострадали от газового конфликта между Россией и Украиной, не получив достаточного объема газа для потребления. Зависимость одних стран от поставок газа в другие страны стала очевидной, как и наличие большого числа рисков, связанных с этой зависимостью.С этих пор страны ЕС стали более активно продвигать идеи, связанные с обеспечением стабильного предложения газа. Происходит и более глубокая фокусировка на нуждах внутреннего рынка.

Одной из наиболее существенных черт Европейской стратегии является поставка газа в рамках долгосрочных контрактов, сроком до 25 лет. Базой для такого вида соглашений является ряд межправительственных договоров16.

Вторым основным пунктом Европейской стратегии является наличие условия "бери или плати", что означает, что покупатель обязан оплатить определенный объем газа, обозначенный в контракте, даже если реальный объем топлива, необходимый потребителю, окажется меньше. Тем не менее,реальные поставки газа могут быть как больше,так и меньше указанных в контракте, благодаря существованию двух основных механизмов:

- Возможность покупки большего количества газа, чем объем, указанный в контракте

- Возможность покупки меньшего количества газа

Третьей характерной чертой контрактов Газпрома является привязка цен на газ к общим изменениям к стоимости нефтепродуктов, с задержкой в 6-9 месяцев.

Практика заключения такого типа договоров имеет веские основания. Дело в том, что формула долгосрочных контрактов позволяет компании при нерезких изменениях конъюнктуры обеспечивать стабильный приток доходов в долгосрочном периоде. Это особенно важно в связи с проектным финансированием, применяемым Газпромом для развития множества газовых проектов, которые, по роду деятельности компании являются не только долгосрочными, но и особенно капиталоемкими. В связи с тем, что в РФ добыча газа в основном происходит в северных и восточных частях страны, на большом удалении от основных потребительских рынков, стоимость производства и перевозок только увеличивается. Долгосрочные контракты с основными потребителями позволяют компании рассчитывать на постоянный приток капитала, что дает возможность выплатить займы, взятые на развитие инфраструктуры и на финансирование проектов. На сегодняшний день по долгосрочным контрактам, заключенным в 2011 году (до 2035 года), Россия должна будет поставить 31 млрд кубических метров газа.

Однако, долгосрочные контракты не являются единственным способом торговли российским газом с европейскими покупателями. Газпром, благодаря созданию дочерней компании "Газпром Маркетинг и Трейдинг", которая обеспечивает торговлю газом на условиях поставок спот, оперируя в основных торговых центрах ЕС - Великобритании, Бельгии, Нидерландах и Франции17.

На сегодняшний день практика долгосрочных контрактов Газпрома привела к тому, что в Европе сложилась трехуровневая цепочка "передачи" газа от экспортера (Газпрома) конечным потребителям:

1. Долгосрочные контракты, заключаемые Газпромом - единственным экспортером российского раза в Европу - с оптовыми покупателями-импортерами в Европу, которые затем продают газ конечным потребителям. Такими компаниями, например, являются E.ONRuhrgas, ENI и другие. Особенность этих компаний заключается в том, что они до сих появляются вертикально интегрированными структурами. Именно такой тип контрактов был заключен еще в 1968 году с Австрией.

2. Долгосрочные контракты оптовых покупателей-импортеров с масштабными конечными потребителями (в основном, заводы и станции,связанные с производством энергии) и/или розничными продавцами

3. Долгосрочные контракты, заключаемые розничными продавцами газа с конечными потребителями, будь то домохозяйства или небольшие коммерческие структуры

Однако, благодаря усилиям правительства ЕС, данная цепь практик начинает понемногу изменяться: делаются основные шаги на пути к полной либерализации поставок газа конечным потребителям, изменяется общая картина европейского рынка газа. С новыми институциональными изменениями приходит и новое понимание эффективной структуры функционирования рынка. Одной из самых последних новостей в торговых взаимоотношениях ЕС – «Газпром» стало открытие Европейской Комиссией антимонопольного расследования против «Газпрома», чьи долгосрочные контракты и частная сеть газопроводов по Европе, согласно Комиссии, противоречит антимонопольному законодательству ЕС и последним изменениям в институциональной системе ЕС.

Развитие экономической интеграции в ЕС по принципу «позитивной интеграции» стало базой для создания единого внутреннего рынка. Однако, нельзя сказать, что все товары, торгуемые на территории ЕС, подчиняются правилам единого рынка. Природный газ – один из важнейших для промышленности и конечных потребителей товаров – долгое время не подчинялся законам единого рынка ЕС. Однако, приведенные в действие директивы и Третий энергетический пакет стали важными шагами на пути к обеспечению соответствия торговли газом на территории Европы ожидаемым нормам.

Одним из важнейших поставщиков газа для ЕС стала Россия, а важнейшим экспортером – «Газпром». На сегодняшний день, существует Европейская Стратегия «Газпрома», касающаяся поставок российского газа странам – членам ЕС. Несмотря на стабильность отношений между экономическими агентами (просуществовавшую примерно до 2006 года), на сегодняшний момент в связи с институциональными изменениями в самом ЕС отношения между «Газпромом» и ЕС стали более напряженными, в основном из-за несоответствия применяемой «Газпромом» стратегии ожиданиям ЕС.


Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница