Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 452,6 Kb.
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер452,6 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

МАКСИМОВА ВЕРОНИКА РАШИТОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Кириллова Ольга Васильевна


Официальные оппоненты:


Каташев Валерий Георгиевич,

доктор педагогических наук, профессор,

Институт педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», профессор кафедры педагогики
Хабриева Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства РТ, доцент кафедры педагогики





Ведущая организация:

ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Защита состоится 7 ноября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, д.1, ауд.28.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» www.kpfu.ru

Автореферат разослан _______________ 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Зелеева В.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из основных задач начальной школы является воспитание личностных качеств школьников, формирование эстетических и этических ценностей. В настоящее время широкое распространение получил проект «Наша новая школа», разработанный в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) - начальная школа, в котором говорится об обогащении «ключевых компетенций» художественно-эстетическим содержанием. Значимость эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека особой целеустремленности, продуктивности и творчества. Успех реформ определяется не только и не столько технологическим, сколько культурно-ценностным потенциалом общества. Эстетические потребности, идеалы и ценности, стимулируя в человеке созидательное начало, влияют на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры предполагает умение отличать прекрасное, благородное от уродливого, пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности младших школьников. Социокультурные и экономические изменения в российском обществе снижают роль эстетического воспитания. Новые общественные установки ориентируют человека на прагматические ценности. И, как следствие, происходит девальвация ценностей духовной культуры, ведущая практически к полной подмене их ценностями материальной культуры. Еще К.Д. Ушинский считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым, его нравственный иммунитет. Эстетическое воспитание направлено на то, чтобы разбудить и развить в ребенке чувство прекрасного, сформировать у него личностное отношение к произведениям искусства, научить видеть ценности жизни и искусства, т.е. сформировать эстетическую компетентность.

В последние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться, прежде всего, как транслятор знаний. Педагоги становятся все более «предметно ориентированными» (С.Г. Вершловский), что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Такая дисфункция системы образования есть отклик на прагматизацию социокультурного контекста, что влечет за собой ослабление воспитательных функций образования (В.А. Руденко), снижение значимости воспитательной деятельности учителя (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.С. Роботова, А.П. Тряпицына). Вместе с тем, согласно культурологическому подходу к формированию содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принятому при разработке стандартов второго поколения, содержание образования в школе должно включать опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий». Система универсальных учебных действий направлена на обеспечение «умения учиться», т.е. на выработку ключевой компетенции. В рамках каждой дисциплины необходимо решать как узкопрофильные задачи, так и метапредметную - формирование универсальных учебных действий (УУД). В контексте формирования эстетической компетентности основные виды УУД развиваются в процессе эстетических занятий и рассмотрены нами как показатели сформированности эстетической компетентности.

Рассматривая историю становления процесса формирования эстетической компетентности младших школьников, обратимся к его первоисточникам. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывались уже философами античности: Аристотелем, Демокритом, Платоном, Пифагором, Сократом и др. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности эстетического воспитания.

Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. О.А. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др. Разрабатываются различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А. Верба, Г.С. Лабковской, Л.И. Новиковой и др.

Огромный вклад в развитие эстетического воспитания внесла Казанская научная эстетическая школа. В трудах Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, Б.П. Рождественского, К.В. Игнатьевой и др. раскрыты основная терминология, специфика, цели и задачи системы эстетического воспитания.

В качестве теоретической базы исследования формирования эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.А. Верб, Л.С. Выготский, К.В. Игнатьева,А.Ф. Лосев, А.А. Люблинская, Э.И. Медведь, Г.А. Петрова, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, Б.П. Рождественский, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Шуртакова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, и др. Особую значимость для нашего исследования представляют труды, раскрывающие различные составляющие эстетической культуры: эстетическую потребность (Е.С. Акопджанян, Е.М. Морозова, В.А. Разумный), эстетическое сознание (Е.В. Волков, Л.П. Печко), эстетическое чувство (А.Ф. Павловский, Н.В. Савин, Л.Г, Юлдашев, А.Ф. Яфальян), эстетические взгляды, эстетический идеал (Е.Г. Яковлев, Н.А. Ястребова), эстетический вкус (Б.Т. Лихачев), а также работы, направленные на исследование эстетической компетентности (Е.М. Торшилова).

При наличии большого количества работ по заявленной нами проблеме, все же недостаточно освещенным остается вопрос формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Задача формирования эстетической компетентности младшего школьника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст в жизни ребенка можно обозначить периодом накопления знаний, их усвоения. Характерные особенности детей этого возраста: доверчивость, впечатлительность, восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Каждая из особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. В детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Это дает нам основание утверждать, что занятия с эстетическим содержанием, содержащие яркие художественные образы, вызывающие сильные эмоции, предполагающие активное вовлечение ученика в игровую эстетическую деятельность, являются эффективным средством формирования эстетической компетентности младших школьников.

В процессе исследования выявлены противоречия между:

- социальной потребностью в формировании эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования и неготовностью образовательных структур к ее реализации;

- актуальной потребностью в креативных интегрированных эстетических курсах с целью оптимизации процесса формирования эстетической компетентности младших школьников и недостаточной разработанностью концептуально-методологического и программно-методического обеспечения данного процесса;

- имеющимся практическим опытом формирования эстетической компетентности у учащихся младшего школьного возраста, накопленным в теории и практике дополнительного образования, и его недостаточным осмыслением как системного и целостного явления.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования», сформулирована его научная проблема: Каковы педагогические условия формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования?



Цель исследования: повышение эффективности формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

Объект исследования: процесс и результат формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: формирование эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования будет более эффективным если:

- на основе теоретического анализа проблемы будет конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника»;

- будет спроектирована и внедрена в практику модель формирования эстетической компетентности младшего школьника в условиях дополнительного образования и дано экспериментальное обоснование ее эффективности;

- будут выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования;

- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности эстетической компетентности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника в условиях дополнительного образования».

2. Дать теоретико-методологическое обоснование и определить специфику процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования эстетической компетентности у младших школьников в условиях дополнительного образования и педагогические условия, обеспечивающие реализацию данной модели.

4. Дать опытно-экспериментальное обоснование критериальной характеристики и методики исследования эффективности процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне - идеи воспитания эстетической культуры как средства развития личности (Б.Т. Лихачев, П.П. Блонский, М.А. Верб и др.) концепции развития личности в деятельности (В.И. Андреев, А.А. Кирсанов, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); на общенаучном уровне - системно-целостный подход, позволяющий изучать социальные процессы во взаимосвязи его компонентов (О.В. Кириллова, В.С. Ильин, И.Я. Лернер и др.), положения психологических теорий развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); на конкретно-научном уровне - методологические принципы педагогического исследования (В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.), общепедагогические положения и теории воспитательных систем (Н.М. Борытко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.), общетеоретические идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и др.), теоретические основы этнопедагогики (Г.Н. Волков, А.П. Садохин, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина и др.), теоретические основы эстетического воспитания школьников (А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Т. Лихачев, О.А. Апраксина, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, О.В. Дивненко. Д.Б. Кабалевский, С.А. Кикеева, И.А. Тисленкова, и др.); на технологическом уровне - концепции развития дополнительного образования детей (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.И. Виноградова, О.С. Газман, Г.И. Гузева, М.Б. Коваль, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.), методологические принципы педагогического программирования в дополнительном образовании (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катунова, Н.Ф. Радионова, В.А. Березина и др.), концептуальные основы этнокультурно коннотированного образования (А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Е.Н. Ненькина, Э.К. Нюденова и др.). В качестве теоретической основы наших рассуждений о формировании эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, А.А. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, Э.И. Медведь и др.

Тема, гипотеза и задачи обусловили выбор методов исследования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга; теоретических (изучение философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы, научных периодических изданий, проектирование, моделирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений); диагностических (тестирование); обсервационных (педагогическое наблюдение, диагностика); экспериментальных (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента); праксиметрических (изучение учебной документации, планов, программ и результатов деятельности учащихся); статистических (количественная и качественная обработка материалов с помощью математической статистики).



Опытно-экспериментальной базой исследования выступили:

ЧОУ ППЦРД «Егоза» г. Казани, МБОУ «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Зиреклинский агролицей Новошешминского муниципального района РТ». В эксперименте приняли участие 186 учащихся, 14 педагогов, 180 родителей.



Основные этапы исследования:

1. (2008-2009 гг.) – теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике; анализ имеющегося опыта формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования; определение уровня разработки проблемы.

2. (2010-2011гг.) - базовый (опытно-экспериментальный) - разработка и экспериментальная апробация модели процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования; внедрение авторского эстетического курса Кукольная классика; экспериментальная проверка педагогических условий на эффективность формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования; разработка диагностического инструментария.

3. (2011-2012 гг.) - аналитико-обобщающий - анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов эксперимента, формулировка выводов; оформление диссертационного исследования.



Научная новизна результатов исследования выражается в том, что:

- уточнено и конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника» в условиях дополнительного образования, которая понимается как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие, включающее наличие эстетического чувства (эмоция, переживание), эстетического вкуса (оценка, взгляды), эстетического идеала (эталон, образец), эстетического восприятия, эстетического универсального учебного действия (действия и навыки учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых эстетических знаний), эстетического суждения (оценка, отношение), а также эстетической потребности (мотивы, интересы) и эстетического знания;

- разработана модель процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, которая содержит взаимосвязанные между собой блоки: методологический (цели, задачи, подходы, принципы, функции, педагогические условия); содержательный (реализация авторского курса Кукольная классика, построенного с учетом интегративно–модульной технологии), деятельностный (методы и средства), результативно–критериальный (показатели – личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные универсальные действия, основной составляющей которых в контексте нашей модели являются эстетические УУД, критерии их оценки – эстетические знания умения и навыки, уровни сформированности эстетической компетентности – недостаточный, базовый, повышенный, результат – младший школьник с базовым или повышенным уровнем сформированности эстетической компетентности);

- разработан критериальный аппарат исследования, включающий в себя в качестве показателей уровня сформированности эстетической компетентности познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), основной составляющей которых, в контексте нашей модели, являются эстетические УУД

- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие успешной реализации предложенной модели, обеспечивающие адекватность цели, содержания, методов и результатов формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования (эстетизация среды, актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий, педагогическое стимулирование творческой активности учащихся; обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе формирования эстетической компетентности учащихся; эмоциональный и функциональный комфорт детей; разработка и внедрение в условиях дополнительного образования авторского эстетического курса Кукольная классика, построенного на интегративно-модульной технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

- конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника» и выявлена специфика процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;

- теоретически обоснованы цель, содержание, формы и методы, необходимые и достаточные для успешного формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;

- обосновано применение деятельностного, культурологического, индивидуально–творческого, интегративно–модульного, компетентностного подходов в организации процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.



Практическая значимость исследования:

- разработанный в ходе исследования и внедренный в практику учебных заведений дополнительного образования авторский эстетический курс Кукольная классика способствует успешному формированию эстетической компетентности младших школьников, содержит в себе специфический метод работы с детьми (метод одновременного интегративного воздействия на детей в подаче материала), авторскую разработку организационной формы занятия («кода» - урок);

- содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество деятельности педагогов, работающих в условиях дополнительного образования по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста;

- раскрыты и обоснованы возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогического и родительского коллективов в процессе формирования эстетической компетентности младших школьников;

- предложенный диагностический инструментарий, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС начальная школа второго поколения, способствует повышению качества измерения эффективности процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;

- результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования;

- выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, анкеты, тесты и методики могут быть использованы и используются в учреждениях дополнительного образования, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; тщательным количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования, значительным охватом учащихся, родителей и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.


Каталог: portal -> docs -> F1028172103
docs -> В. П. Лавров Р. Р. Рахматуллин
docs -> Программа всероссийской конференции с международным участием
docs -> Программа модуля «Психология и педагогика развития учащихся»
docs -> Ккл по курсу: «Общая психология. Раздел: Введение в общую психологию» Направление подготовки
docs -> Программа дисциплины Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте Направление подготовки: 44. 03. 02
docs -> Программа международного форума по модернизации педагогического образования 3-5 июня 2015 г. Казань 2015
docs -> Современные педагогические концепции и условия гарантированного качества обучения студентов в вузах США 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница