Формирование читательского кругозора младших школьников



Скачать 95.52 Kb.
Дата24.04.2016
Размер95.52 Kb.
Формирование читательского кругозора младших школьников.

Рязанцева А.Н.
« Чтение – это окошко,

через которое дети видят

и познают мир и самих себя».[1]
Формирование жизнеспособности молодого поколения – одна из

главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди сорока стран) говорят о необходимости формировать национальную программу по чтению. Первые шаги были сделаны в 2002 году. Сейчас решается не просто участь детского чтения, решается судьба России, её интеллектуальной мощи. Три составляющие – семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека 21века. Дефицит внимание хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребёнке в целом.

Что же происходит с детским чтением?

Из числа опрошенных число читающих подростков изменилось с 49% до 26 %, а тех, кто вообще не читает, выросло с 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю – это данные социологов.[2]

А вот что говорят сами дети!

Любят читать: младшие школьники- 43%

старшие – 17%.

Не любят читать: младшие школьники- 8%

старшие – 17%.

Не читают ничего, кроме задания учителя – 10%.

Читают на досуге только развлекательную литературу – 40%.

Читают познавательную литературу- 21%.

Читают для самообразования – 10%.

В данной статье хочется поделиться мыслями по вопросам

«Что мешает детскому чтению?», «Что содействует чтению детей?»

Как родители, так и дети считают главной помехой нехватку времени. Если из 24 часов отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор и компьютер, да ещё, если прибавить кружки, факультативы, секции, что же остаётся? Где же взять ещё время и читать? Если встал такой вопрос, стало быть, нет на то желания. Ведь вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдётся время. Речь идёт не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю, готовлю, шью». Они говорят о книгах, провожая ребёнка в школу или встречая, используют для этого время перед сном.

Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Просмотр телевизора вышел на первое место в проведении досуга наших школьников. Многие родители считают телевизор главным конкурентом книги. Некоторые даже запрещают смотреть телевизор, полагая, что этим уберегут своего ребёнка от негативного влияния ТВ. Но есть и другое мнение. Нельзя огородить ребёнка от микробов. Он должен получить их, чтобы выработать иммунитет. Он должен уметь защищаться. И в этом отношении роль родителей огромна. На них ложится задача вводить ребёнка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от плохого, формировать у школьников собственную позицию в отношении тех или иных передач.

Надо согласиться, что голубой экран притягателен для ребёнка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение, уединения погружения в мир образов, созданных собственно фантазией. Телевидение способно и привлечь ребёнка к книге, надо только суметь воспользоваться этой возможностью. Речь идёт о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мостик к чтению – предложить ребёнку книгу на тему телевидения, которая увлекла, прочитать сказку по просмотренному мультфильму, поискать ответы на вопросы телевикторины в книге.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Он приучает детей к гипертексту – основе нелинейного мышления, важность развития которого так утвердилась в современном мире. Всё это хорошо. С другой стороны компьютер может наносить и вред, если ребёнок часами просиживает за компьютерными играми. Если влияние ТВ и компьютера на чтение детей двойственно, то основной помехой в общении с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников.[3]

Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов, а из них текста в целом. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь – научит его хорошо читать, но и помочь родителям справится с этой проблемой. Начиная с первого класса необходимо разработать и дать родителям рекомендации. Вот некоторые из них:


  • если ваш ребёнок делает, лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе;

  • не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно;

  • берите для первых чтений только подходящие книги – яркие. С крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить;

  • пользуйтесь специальными пособиями по обучению детей технике чтения.

Начиная со второго класса, мы планируем эту совместную работу. Начинается она с изучения читательского интереса детей и их родителей. Изучаем домашние возможности семьи, наличие книг в домашней библиотеке и их содержание. Результаты удивили. Поражает, что родители перестали читать с детьми вслух сразу после того, как ребёнок стал бегло читать. Они считают, что родительское чтение необходимо, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Изучили вопросы семейного чтения, ряд литературы оказалось, что это проблема всей страны. Значит надо возрождать традиции семейного чтения, именно родителям, в подавляющем большинстве, обязаны наши читающие дети пробуждению интереса к книге. Материнская педагогическая деятельность играет решающую роль во всей последующей жизни ребёнка, в том числе определяет отношение к книге и чтению.

Начиная со второго класса, на родительском собрании, мы проводим мастер – класс по семейному чтению, т.е. активно включаем всех родителей в эту работу с целью повышения престижа семейного чтения. Выступающие родители делятся своим опытом по семейному чтению. В частности отвечают на вопросы:



  • сколько раз в неделю в семье проводится семейное чтение;

  • какова продолжительность таких чтений;

  • кто является инициатором семейных чтений;

  • какую литературу чаще всего читают вместе, заполняя лист для родителей.

После каждого собрания вырабатываются рекомендации для родителей.

Вот некоторые из них:



  • глагол «читай» не терпит повелительного наклонения;

  • чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а ещё лучше – читающий вместе с ребёнком родитель;

  • цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным - читайте с удовольствием сами и пусть это видят дети;

  • разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым;

  • чаще хвалите его за сообразительность и старание;

  • поддерживайте его уверенность в своих силах;

  • ходите вместе в библиотеку;

  • советуйтесь со специалистами по выбору книг;

Каждый из родителей понимает, что, вспоминая позже детство, ребёнок непременно вспомнит часы совместного чтения и задушевные беседы. И это согреет его сердце. Для привития интереса к чтению придумано немало хитростей, которые во время совместных мастер – классов открываются перед родителями. Вот некоторые из них:

  • чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене « Экран прочитанных книг», где ребёнок сам будет отмечать прочитанные книги;

  • устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки;

  • выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. Заинтересованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить , что произошло с героем дальше;

  • советы о том, что читать, даёт ребёнку его любимый сказочный герой.

Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это авторитетное мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит его любимый герой.

И конечно на каждом собрании подводим итоги о проделанной работе по развитию читательского кругозора детей, отслеживаем, результаты работы и планируем следующие шаги.( прил. №1)

В мае 2009 года было положено начало проектной работы учителя и учеников по формированию читательского кругозора. Первый совместный проект «Что значит вести читательский дневник?» имел своё продолжение. Дети, выясняя значение новых слов, научились работать со справочной литературой. У них появился интерес к чтению и потребность в общении с миром литературы. Работая над проектом в группах, дети поближе узнавали интересы друг друга, научились слаженной работе в группе. Выяснив для себя и рассказав другим, что такое читательский дневник и как его вести, у детей появилась потребность в осознанном чтении и дети научились объективно оценивать свою читательскую деятельность, фиксируя прочитанное в читательском дневнике. Работа над проектом была продолжена. Дети устроили защиту обложки читательского дневника, любимой страницы.[4]

Такие совместные проекты создают условия, при которых, учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения поставленных задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Защиту проектов мы проводим на родительских собраниях, в других классах, что даёт возможность каждому родителю и ученику ещё раз оценить уровень возможности детей, заинтересованность других ребят и увидеть заинтересованность родителей. К нашему проекту подключились и родители, которые стали разрабатывать проекты совместно с детьми по семейному чтению, по детским журналам. Родители разработали проект «Детские журналы», после этого родился детский проект «Мой журнал». Один раз в четверть выпускаем читательский бюллетень и буклет «Юного читателя». Большую часть информации дети готовят сами. Например, правила пользования книгой или вопросы к викторинам.

Особую значимость представляет работа с детской библиотекой. Регулярные посещения обзорных выставок, конкурсов позволяет детям еще раз встретиться с книгой. Была проведена обзорная экскурсия по произведениям Э. Успенского, «Литературная гостиная» и викторина, дети познакомились с интересными материалами, посвящёнными сказке А, Толстого «Золотой ключик», совершили путешествие с сотрудниками библиотеки по страницам страны «Чукокола», участвовали в конкурсе рисунков «Чудо – дерево» по произведениям К.И.Чуковского. Во время проведения Недели детской книги принимали активное участие в конкурсе рисунков по произведениям С. Маршака и викторине по его произведениям.

Творческий профессионализм библиотекарей, методистов ЦДБ поразил нас, мы увидели в них настоящих мастеров своего дела, навигаторов в мире книги. Кому как не учителю начальных классов ясно, надо как можно раньше приобщить ребёнка к чтению, и не просто к чтению, а к чтению кладезю знаний, идей, мудрости, опыта. Начитанность ребёнка позволит ему участвовать в олимпиадах, конкурсах, турнирах и других видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне нее.


Родители стали понимать значимость этой работы. Кому как не им видно, что каждый маленькиё человек (да, наверное, и не только маленький) хочет быть понятым и услышанным в своей семье. К сожалению, просто узы родства не дают ни общности взглядов, ни порой даже обыкновенной привязанности. Всё это в своём доме надо строить – строить любовно и бережно.

В каждой семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро: жалеют и выпускают жука, не превращают в боксёрскую грушу старого плюшевого мишку, потому что он друг детства. Такие книжки учат говорить правду. Всему этому учится маленький человек, слушая мамино, папино, бабушкино или дедушкино чтение хороших книг. А совместная работа семьи, школы, библиотеки помогут сформировать настоящего Читателя.

Закончить свою статью хочется отрывком – притчей В. Вульфа о людях – читателях:

«В Судный день…Всевышний обернётся к апостолу Петру и скажет не без некоторой зависти, увидев нас с книгами под мышкой:

- Смотри, этим награды не нужны. Нам нечего им дать. Они любили читать!»

Использованная литература

1. В.А. Сухомлинский.

2. В.П. Чудинова, журнал «Школьная библиотека», 2003, №8.

3. Н.Н. Светловская Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг// Начальная школа № 3, 2010 год.

Приложение № 1

Лист для родителей


Месяц___________

1.Оцени свою работу ( ребёнок)



2. Оценка родителей:
Отношение к семейному чтению.


Успешность семейного чтения.




Традиции семейного чтения



Заключение__________________________
Подпись родителей____________________

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница