Формы работы классного руководителя



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0,51 Mb.
  1   2   3

Формы работы классного руководителя


Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:

-ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

-нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

-каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

-при отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе:

а) в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

б) в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

в) в соответствии с ведущими функциями данного института воспитания,

г) с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

-наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.


Полномочия


Классный руководитель имеет право:

1. получать, изучать и систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков;

2. контролировать посещаемость занятий учащимися его класса, группы;

3. контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

4. координировать работу учителей-предметников своего класса, группы, организуя консультации, педконсилиумы;

5. выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей или Совета школы согласованные с классом, группой мнения и предложения;

6. определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

7. приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение; по согласованию с администрацией, психологом обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи или женсоветы, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, группы;

8. вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

9. работать по авторским программам (при наличии лицензии или решения республиканского экспертного совета);

10. выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

Классный руководитель обязан:

1. изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

2. фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

3. оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

4. содействовать социальной и правовой защите его интересов и прав;

5. прогнозировать и организовывать воспитывающую деятельность в классе, группе, клубе, объединении, кружке и др.;

6. вовлекать учащихся в деятельность классного и школьного коллектива;

7. вести документацию, отражающую прогнозирование, ход и результативность воспитательной работы с классом и отдельными учащимися;

8. вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусства.



Критерии оценки работы

Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.

К ним относятся:

упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;

наличие и уровень зрелости классного коллектива;

общий психологический климат группы, класса;

социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;

реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

активная позиция классного руководителя;

участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;

вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Подготовка классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются:

-знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике;

-знания теоретических основ воспитания;

-владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;

-широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;

-бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;

-способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;

-ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;

-опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение логически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;

-вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;

-коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.



Должностные обязанности

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Классный воспитатель 7–14 разряды

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.


Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.
Способствует развитию общения.
Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями.
Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося.
Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности.
Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы).
Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Должен знать:


- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образования по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

Требования к классному руководителю



Что должен классный руководитель:

1. Подробно изучить личное дело учащегося.

2. Познакомиться и побеседовать с каждым учеником.

3. Познакомиться с родителями каждого ученика.

4. Все знать о здоровье своих воспитанников.

5. Посетить семью каждого ученика и познакомиться с бытовыми условиями.

6. В процессе коллективной и индивидуальной работы с классом к классному руководителю предъявляются следующие требования:

– знать взаимоотношения учеников в классе и способности каждого из них;

– добиваться неукоснительного выполнения каждым воспитанником «Правил для учащегося»;

– оказывать помощь в работе органов классного самоуправления;

– создать актив класса и с его помощью вовлекать учащихся в общественно полезный труд, приучать ответственно относиться к выполнению поручений;

– систематически проверять посещаемость и с помощью актива класса предупреждать пропуски занятий;

– развивать индивидуальные способности каждого;

– с помощью актива еженедельно проставлять текущие оценки в дневники учащихся и следить за контролем со стороны родителей.

7. Классный руководитель обязан иметь тесную связь с учителями, работающими в данном классе, в этих целях:

– информировать каждого учителя о бытовых условиях каждого учащегося;

– иметь информацию об отношении учащихся к изучению того или иного предмета;

– совместно с учителем вырабатывать меры воздействия на класс и отдельных учащихся;

– оказывать помощь учителям в организации индивидуальной работы учащихся.

8. В работе с родителями:

– знать взаимоотношения детей с родителями;

– вести педагогическую пропаганду среди родителей, чтобы в семье закреплялась и продолжалась та работа, которую ведет школа по формированию нового человека;

– создать в классе родительский актив и привлекать в работе с родителями учащихся;

– консультировать родителей по вопросам воспитания;


– добиваться через родителей выполнения режима дня и систематического выполнения домашних заданий.

Общие требования к управлению воспитательным процессом

Классный руководитель:


- владеет основами знаний общей психологии;
- умеет выработать систему индивидуальной работы по основным направлениям воспитания;
- знает принципы, содержание, методы, средства и формы воспитательного процесса;
- имеет целостные представления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
- понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
- умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
- психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
- готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.

 

Личность классного руководителя

Главное условие эффективности любой воспитательной системы личность педагога-воспитателя.

Особая роль классного руководителя:

- ведущее положение в среде общения учащихся с педагогами;

- обеспечение развития индивидуальности класса, противодействие нивелировке класса и личности в нем.

Качества, необходимые для успешной деятельности классного руководителя:

- эмпатия и креативность.

Эмпатия - развитая способность понимать внутренний мир ученика, умение встать на его позицию, идентифицировать себя с учеником, доброжелательность, уважение и педагогический такт в общении с ним. Степень развития эмтапии у педагога определяет характер его отношений с классом и влияет на удовлетворенность учащихся сложившимися отношениями.

Креативность - способность к творчеству вообще, к совместной творческой деятельности с воспитанниками, к соучастию в творческой деятельности педагогического коллектива. Креативность педагога способствует организации индивидуальной жизни класса, формированию классных традиций, что является условием удовлетворенности внутренней жизнью класса, влияет на формирование авторитета классного руководителя, как воспитателя.

Повышению уровня эмпатии педагога способствуют:

- общий микроклимат школы, гуманистические взаимоотношения в педагогическом коллективе, творческое самочувствие педагога-воспитателя, участие в совместной со школьниками деятельности, повседневное сотрудничество "педагог-педагог", "педагог-воспитанник".

Повышению уровня креативности педагога способствуют:

- работа в условиях воспитательной системы, основанной на методике коллективной творческой деятельности;

- методическая аранжировка воспитательной системы: испытание и использование различных приемов и методов воспитания, чувство нового, стремление к своеобразию как на уроке, так и во внеурочной деятельности с классом;

- воспитательная система, основанная на учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая индивидуальность классного руководителя - совокупность личностных качеств педагога, обуславливающих его неповторимость в отношениях с детьми, с коллегами, с родителями учащихся, его особую позицию в воспитательной системе школы, способность организовать "индивидуальную жизнь класса", наличие особого педагогического почерка как воспитателя.

В основе педагогической индивидуальности могут быть:

- особенности темперамента, увлеченность каким-либо видом деятельности или областью знаний (театрал ,книголюб, турист, краевед и т.д.);

- педагогическая позиция воспитателя, своеобразие его педагогической техники, уровень профессионального мастерства.

Сферы проявления педагогической индивидуальности классного руководителя:

- отношение "воспитатель-воспитанник";

- организация содержания индивидуальной жизни классного коллектива и вообще наличие этой жизни;

- традиционные ситуации общешкольного коллектива: коммунарский сбор, педсовет, методическая планерка и т.д.;

- позиция и роль в педагогическом коллективе, отношение к нему других педагогов.

Педагогическая индивидуальность определяет место и роль педагога в воспитательной системе школы:

- педагоги-лидеры: идейные создатели системы, определяющие ее лицо, образующие то "ядро, состоящее хотя бы из одного человека, являющегося носителем традиций и "высокого тона" в работе школы;

- педагоги-профессионалы: мастерски владеют педагогическими технологиями, педагогическим анализом. В практическом опыте школы неофициальные, неформальные наставники. Высокое мастерство отличает их как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

- увлеченные: проявляют себя прежде всего во внеурочной работе, являются как бы посредниками "между детьми и педагогами", способны быстро менять роли;

- исполнители: добросовестно делают то, что необходимо, что требует от них система, но чаще всего не успевают за ее развитием. Испытывают затруднения в отношениях с детьми. Могут быть неплохими предметниками, но во внеурочной работе тяготеют к стандартности, традиционности; тем самым сковывают детей, нивелируют их деятельность, обезличивают класс. Длительное пребывание их в школе в данном состоянии невозможно. Происходит либо отторжение из-за невозможности подняться до того уровня, которого требует система, либо личностный и профессиональный рост и переход в другую группу;

- педагоги-старатели: их отличает желание работать именно в данной школе с ее атмосферой, они "нашли себя" в работе с классом, глубоко интересуются всеми школьными событиями занимают позицию активного участника, а не наблюдателя. Они "вглядываются, учатся, ищут", а не слепо подражают или заимствуют. В любое дело вкладывают много труда, времени, старания, энтузиазма и творчества. Педагогическая индивидуальность классного руководителя главное условие индивидуальной жизни класса в воспитательной системе школы, возможность создать и сохранить "лицо" класса. Возможны противоречия между индивидуальностью и тенденцией системы к унификации.

Пути решения:

- "гармония" индивидуального и общего;

- коллективный характер педагогической деятельности в воспитательной системе;

- более высокий уровень развития воспитательной системы.

 

Педагогическое мастерство

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются:
– знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике;
– знания теоретических основ воспитания;
– владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
– широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
– бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
– способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
– ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
– опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;
– вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
– коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.

К ним относятся:

• упорядоченность жизнедеятельности класса;

• наличие и уровень зрелости классного коллектива;

• общий психологический климат класса;

• социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;

• реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

• активная позиция классного руководителя;

• участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;

• вовлечение родителей учащихся в дела класса.



основные задачи и направления деятельности

Основные задачи и направления деятельности классного руководителя:


· изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
· помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья;
· создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников;
· помощь в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью (умение строить по законам добра и красоты жизнь, достойную Человека, умение реализовать свои позитивные качества); · помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательного интереса, индивидуальных интеллектуальных склонностей, творческих способностей); · обеспечение соблюдения прав и свобод обучающихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса.

Организация воспитывающей и развивающей деятельности – первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.


Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.

Интересными являются данные социологического анализа деятельности классных руководителей Ярославской области. На их основе выделяются четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями.


П е р в а я г р у п п а з а д а ч может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
В т о р у ю г р у п п у з а д а ч можно обозначить как задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Т р е т ь я г р у п п а з а д а ч может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Ч е т в е р т а я г р у п п а з а д а ч может быть обозначена как задачи индивидуально-практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Функциональные обязанности классного руководителя

Общие положения. Настоящая инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации об образовании, Устава школы, правил внутреннего распорядка, конвенции о правах ребенка и других инструкций.


Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам. Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

1. Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья:


– изучает особенности развития детей; – выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
– проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;
– совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни;
– помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;
– ведет работу по профилактике заболеваний, проводит физкультминутки;
– проводит беседы о личной гигиене человека;
– ведет антиалкогольную пропаганду;
– проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;
– организует спортивные соревнования, игры на воздухе;
– рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;
– пропагандирует здоровый образ жизни.

2. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:


– изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;
– исходя из единых (школа – семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
– осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
– проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:


– состояние семейно-бытовых условий ученика;
– состояние его здоровья; – положение в классе;
– внешкольные интересы и увлечения;
– общественные поручения;
– любимые и нелюбимые предметы;
– отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;
– уровень воспитанности учащихся своего класса;
– стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

3. Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:


– должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
– определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
– посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
– создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
– проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков учащихся;
– вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.;
- совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

4. Работа с классным коллективом:


– организует дежурство учащихся на переменах;
– прививает навыки трудового воспитания, организуя участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки производственного труда;
– привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
– развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;
– проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;
– проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.
– участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.

5. Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:


– изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;
– определяет виды и формы совместной работы;
– ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;
– выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
– расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
– перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

6. Документация классного руководителя:


– ведет психологическую карту класса;
– составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:
а) развитие интеллектуальных способностей;
б) нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе);
в) экологическое воспитание;
г) эстетическое воспитание;
д) физическое воспитание;
е) развитие технического творчества и производственной деятельности;
– ведет рабочий дневник;
– обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;
– ведет классный журнал;
– проверяет один раз в неделю ученический дневник;
– ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.

 


Каталог: upload -> iblock -> 4c9
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
4c9 -> Методические рекомендации для преподавателей проекта «Школа вожатых»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница