Формы организации методической работы



Скачать 140.65 Kb.
Дата20.04.2016
Размер140.65 Kb.
Формы организации методической работы

 

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.



Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

http://school21-65.narod.ru/olderfiles/2/metodrabota.jpg  

 

Активные формы организации методической работы



1.Теоретический семинар

Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

Задачи:


  • ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

  • определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

2. Методические оперативки

Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии, и готовность к инновационной деятельности.

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.



3. Тематические педсоветы

Цель: выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.

Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.



4. Методические дни

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Задачи:


  • ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;

  • создание "копилки" внутришкольных методических находок.

5. Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.



6.    Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

Задачи:


  • ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;

  • проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

7.    Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

8.    Методический ринг

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

9.    Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

10.          Методический диалог

Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

11.          Деловая игра

Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

12.          Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

13.          Педагогический КВН

Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

14.          Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

15.          Мозговой штурм

Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

16.          Наставничество

Непосредственное обучение молодого учителя   наставником (опытным учителем).



Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

  • обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;

  • обеспечение уровня работы молодого учителя;

  • формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

17.           Методическая декада

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

18.          Интеллектуальный марафон

Цель:  знакомство с педагогическим  творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. 

19.          Предметные недели

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

20.          " День науки"
21.          Дни гуманитарных знаний
22.          Психолого-педагогические семинары
23.          Мастерская повышения квалификации
24.          Научно-практические конференции учителей и учащихся
 25.          Индивидуальная работа над личной творческой темой
26.          Экспериментальная работа
27.          Работа школьной академии наук (ШАН)
28.          Издательская деятельность
29.          Работа творческих групп

Примерные темы семинаров

  1. Управление процессом профессионального развития педагогов.

  2. Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.

  3. Активные формы развития профессионализма педагогических кадров.

  4. Идеологическая работа в учреждениях образования: сущность содержания, функции.

  5. Оценка качества образования и ВШК по предметам.

  6. Система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития.

  7. Анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя.

  8. Мотивация как фактор повышения педагогического мастерства.

  9. Современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров.

  10. Роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.

  11. Роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования.

  12. Проблема самоанализа урока.

  13. Научная дискуссия как средство обучения.

  14. Программа индивидуальной работы с отстающими учащимися.

  15.  Урок – как форма повышения методического мастерства.

  16. Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов обучения школьников;

  17. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; 

  18. Повышение эффективности контроля за состоянием учебной деятельности школьников.

  19. Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.

  20. Организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях учащихся.

  21. Новые педагогические технологии и их использование в учебном процессе.

  22. Разнообразие контроля и учёта знаний, умений и навыков учащихся.

  23. Мотивация учения путём формирования у детей познавательных интересов.

  24. Реализация гуманистической направленности обучения через личностно-ориентированный педагогический процесс.

  25. Роль качественной оценки знаний в формировании личности ребёнка.

  26. Реализация в учебном процессе концепции личностно-ориентированного обучения.

  27. Личностная направленность оценки результатов деятельности учащихся.

  28. Создание на уроке оптимальных условий для развития личности.

  29. Психолого-педагогическая деятельность в создании ситуации успеха.

  30. Реализация в учебной деятельности свободы выбора.

  31. Искусство педагогического общения на уроке.

  32. Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребёнка.

  33. Особенности работы учителя с нестандартными детьми.

  34. Развитие способностей ребёнка – настоятельная потребность времени.

  35. Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроках, дифференциация – решение многих проблем обучения.

 

Критерии эффективности организации и планирования методической работы:

1. Нормативно-правовая обеспеченность деятельности.

2. Уровень функционирования или развития системы методической работы (единство целей, задач, содержания, форм, методов, организации и конечных результатов).

3. Оптимальность структурно-функциональной модели методической службы.

4. Чёткость и конкретность планирования.

5. Актуальность тематики.

6. Целенаправленность и систематичность в проведении методической работы.

7. Привлечение к методической работе всех членов педагогического коллектива.

8. Изучение и использование членами педагогического коллектива опыта работы своих коллег.

9. Технологизация учебно-воспитательного процесса.

10. Открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования.

11. Создание творческой, деловой атмосферы в коллективе со стороны руководителей.

12. Диагностическая основа для определения структуры, содержания и форм методической работы.

13. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.

14. Учёт передового педагогического опыта.

15. Сплоченность педагогического коллектива.

16. Развитие творческой активности педагогических кадров, повышение их общей культуры.

17. Последовательный переход от коллективных форм работы к самообразованию.

18. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности.

 

План работы МО состоит из следующих разделов:



  • тема, над которой работает МО;

  • цель и задачи МО на новый учебный год;

  • общие мероприятия;

  • учебно-воспитательная работа МО;

  • методическая работа;

  • совершенствование учебно-методического обеспечения.

Тему, цель и основные задачи деятельности методическое объединение формирует, исходя из общешкольных задач с учётом специфики работы.

Организационные формы:



  • методические объединения;

  • индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

 

Работа методических объединений

Центром учебно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений являются МО.

 Руководство МО осуществляет учитель, которые имеют высшую или первую категории.

Работа руководителей МО строится на основе анализа работы МО за истёкший год, задач на новый учебный год.

Заседание МО проводится согласно утверждённому методическим советом   плану, но не реже 4 раз в год.

Работа   руководителей методическими объединениями должна поощряться ежемесячно и по результатам работы в конце года.

В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:



  • проведение заседаний МО;

  • выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО

  • проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;

  • изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей школы;

  • организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов;

  • разработка методических рекомендаций, пособий;

  • укрепление учебно-методической и материальной базы;

  • знакомство с передовым опытом учителей других учреждений образования и внедрение его в деятельность учителей МО;

  • организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогов;

  • подготовка и проведение аттестации преподавателей;

  • подготовка календарно-тематических планов, разработка программ факультативов и курсов по выбору;

  • подготовка и проведение предметных дней, недель, декад;

  • проведение всех видов учебных занятий, экзаменов, зачётов;

  • диагностика качества образования учащихся;

  • подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов       и   т. д.;

  • подготовка и проведение внеклассной работы среди учащихся в соответствии с профилем методических объединений;

  • руководство научно- исследовательской работой учащихся и преподавателей;

  • проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и т.п.;

  • посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО;

  • социальная защита педагога. 

 После проведения дней творческого отчёта разработки научно-методических материалов сдаются в методический совет.

 

Примерная схема анализа плана работы МО



Цели и задачи:

  1. Соответствие общешкольным задачам.

  2. Соответствие аналитическим выводам по результатам работы в предыдущем году.

  3. Учёт методических рекомендаций ИПК, ГИУУ, городского (областного) управления образования.

 

Содержание:

  1. Актуальность и глубина рассматриваемых вопросов.

  2. Практическая направленность.

  3. Диагностическая обоснованность.

  4. Конкретность.

  5. Логичность и последовательность (цели-задачи-мероприятия.)

 

Формы работы МО:

  1. Соответствие формы и содержания.

  2. Разнообразие форм работы.

  3. Работа в секционный и межсекционный периоды.

 

Выполнение плана работы и его корректировка:

Определение форм контроля за выполнением.

Наличие протоколов заседаний, докладов, дидактических материалов.

Обобщение опыта работы.

 

Примерная схема анализа занятия МО

1.  Актуальность тематики:


  • связь с проблемами учебно-воспитательного процесса по итогам годового анализа работы школы за прошлый учебный год;

  • связь с задачами, стоящими перед школой в текущем учебном году.

2.  Место данного занятия в системе работы МО.

3.  Содержание занятия:

  • актуальность, конкретность, практическая направленность;

  • отражение идей реформирования школы, нового содержания образования и работы по новым программам;

  • соответствие требованиям нормативных документов;

  • научная обоснованность (использование новейших исследований и психологической науки);

Формы проведения занятия 

  • соответствие формы и содержания;

  • наличие активных форм работы и др.

5. Степень активности каждого учителя в работе данного МО. Уровень подготовки членов МО.

6. Качество разрабатываемых в МО методических материалов (докладов, методических рекомендаций, разработок и т.п.), их конкретность и действенность.

7. Связь занятия МО с самообразованием и курсовой переподготовкой учителей.

8.  Качество подготовки занятия МО.

9.  Уровень подготовки руководителя МО.

10.Материальная база занятия 

  • наличие учебно-методического кабинета;

  • материалов из опыта работы;

  • наличие ТСО;

  • организация выставки и т.п.

11. Степень реализации запланированной работы.

12. Эффективность занятия МО.

13. Реализация методических рекомендаций МО в практической работе учителей школы (по результатам посещения уроков).

 

Анализ эффективности методической работы в школе.



Схема анализа методической работы.

Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.

  1. Оценка диагностического характера методической работы в школе.

  2.  Эффективность и действенность работы предметных кафедр (или методических комиссий) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

  3. Эффективность деятельности предметных кафедр (методических комиссий) по организации и проведению открытых уроков, предметных недель, научно-методических конференций, олимпиад по предмету, педагогических чтений…

  4. Эффективность деятельности предметных кафедр по обобщению и освоению передового педагогического опыта.

  5. Состояние и действенность самообразовательной работы учителей…

  6. Работа предметных кафедр по совершенствованию урока и повышению качества преподавания учителей- предметников.

  7. Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп учителей, университета передовых знаний.

 

Памятка по организации контроля за состоянием методической работы 



Объекты контроля:

  • планирование и содержание работы МО;

  • работа творческих групп;

  • наставничество;

  • аттестация;

  • самообразование;

  • учёба (курсовая подготовка);

  • передовой педагогический опыт.

Программа наблюдения

  • Отражение в планах МО задач школы.  Выполнение и результативность планов.

  • Содержание работы. Результативность работы.

  • Выявление затруднений. Рост методического мастерства.

  • Состояние преподавания, уровень педагогического мастерства.

  • Знание и внедрение новой технологии на уроке.

  •  Посещение занятий. Результативность. Внедрение в практику новых идей.

  • Краткая характеристика замысла урока. Конспект урока.

Где будет слушаться вопрос

  • На совещании при директоре.

  • На педагогическом совете.

  • На заседании аттестационной комиссии.

 Выводы


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница