Формы обучения (А. В. Хуторской) Формы обучения



Скачать 179.09 Kb.
Дата14.02.2016
Размер179.09 Kb.
Формы обучения (А.В.Хуторской)

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками.

Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление ученика вместо учителя и др.


Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников

Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены, защиты творческих работ.


Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и обучающихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий (рис. 1).

Таким образом, общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками. Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Организация различных форм обучения учащихся на уроке по охвату школьников учителем:

  1. Общеклассная форма обучения – одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все обучающиеся класса одинаково подготовлены и могут работать в одном темпе.

  2. Групповая, в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании работы учитель ее оценивает.

  3. Парная форма организации познавательной деятельности. Она целесообразна в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе чего он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.

  4. Индивидуальная, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.


Условия применения различных форм обучения:


Формы обучения

При каком содержании учебного материала

При каких особенностях учеников

При каких условиях


При каких возможностях учителя

Общеклассные

материал сложен и требует общеклассных объяснений учителя

обучающиеся еще не подготовлены к групповой и индивидуальной работе по данной теме

нет дидактических материалов для групповой и индивидуальной работы и их трудно изготовить

учитель не располагает временем для групповой и индивидуальной работы

Групповые

материал доступен для групповой работы под руководством учителя и может быть дифференцирован по объему, сложности

обучающиеся подготовлены к групповой работе


имеются дидактические материалы для групповой работы или их можно изготовить без больших затрат времени

учитель располагает временем для организации групповой работы


Индивидуальные


материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи

обучающиеся подготовлены к индивидуальной работе

имеются дидактические материалы для индивидуальной работы или их можно изготовить без больших затрат времени

учитель располагает временем для организации индивидуальной работы



Наиболее распространенная форма обучения – классно-урочная. Ее альтернативы: бел-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, "погружение", обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения и другие.
Формы уроков

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Структура урока:

I. блок – целевой

II. блок – содержательный (содержание и организация учебного/ образовательного процесса)

III. блок – методический (обучающая деятельность учителя; методы и приемы, способы, виды деятельности обучающихся в реализации учебных задач)

IV. блок – коммуникативный (общение, взаимодействие, взаимоотношения в учебном процессе)

V. блок – результативный:

a) эффективность урока, степень обученности обучающихся;

b) уровень развития учеников (эффективность развития);

c) уровень воспитанности (реализация воспитательного потенциала, заложенного в теме, содержании урока)



Требования к уроку:

I. Определение места урока в общей системе уроков, типа урока, его целесообразности.

II. Постановка целей, задач урока (образовательные задачи, развивающие и воспитательные цели).


  • Что должен был дать, раскрыть, сформировать (знания, умения)

  • Что повторить, углубить, систематизировать?

  • Какие новые умения на нем планируется сформировать?

  • Какие знания в ходе урока необходимо закреплять, совершенствовать?

  • Какие выводы должен учитель сделать сам, а к каким обязан подвести обучающихся?

III. Логика урока



  • Что должен был дать, раскрыть, сформировать (знания, умения)

  • Что повторить, углубить, систематизировать?

  • Какие новые умения на нем планируется сформировать?

  • Какие знания в ходе урока необходимо закреплять, совершенствовать?

  • Какие выводы должен учитель сделать сам, а к каким обязан подвести обучающихся?

IV. Содержание урока



  • Соответствие содержания программе, стандарту образования.

  • Степень научности.

  • Соответствие и правильность отбора учебного материала целям урока. Соотношение главного и второстепенного, мера его.

  • Объем вынесенного материала на урок (количество упражнений, заданий, фактов, понятий, законов. Является ли оптимальной нагрузка для данного класса, возраста).

  • Связь нового материала с предыдущим.

  • Характер дидактической обработки материалов. (Запись терминов, алгоритмов, постановка целей и этапов урока, ориентация на применение знаний в разных сферах, применение правил, законов в процессе выполнения упражнений, решения задач, составления таблиц. Установление внутрипредметных и межпредметных связей)

  • Дифферентация содержания на уроке. Определение, что выучат сами обучающиеся, что объяснит учитель.

  • Какие выводы, обобщения сделает сам учитель, а какие обучающиеся.

  • Подготовка дифференцированных заданий различной степени сложности.

  • Определение, что будет усваиваться обучающимися с опорой на «старые» знания, что без опоры. Актуализация знаний.


V. Методическая сторона урока (обобщающая деятельность учителя)

  • Рациональность способов деятельности учителя, ученика.

  • Соответствие методов обучения поставленным задачам, содержанию материала, уровню готовности учеников к усвоению материала.

  • Мера соотношения методов обучения (интенсивных, традиционных).

  • Наличие контроля за степенью усвоения учебного материала.

  • Оптимальность домашнего задания.


VI. Характеристика деятельности учителя (организаторской, воспитательной)

  • Выполнение намеченного конспекта (плана) урока.

  • Реализация основных психологических требований. Соблюдение правил охраны труда.

  • Эффективность и целесообразность использования наглядности, ТСО.

  • Наличие эффективной обратной связи с обучающимися.

  • Культура речи, коммуникативная культура, педагогическая этика учителя.

  • Нравственная и мировоззренческая направленность учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование общеучебных навыков.

  • Влияние содержания урока на интеллектуальное развитие школьников. Работа над речевой культурой.

  • Эстетическое воздействие урока на обучающихся.

  • Стиль руководства, общения учителя с обучающимися.

  • Использование воспитательных возможностей оценок.

  • Значение личности учителя и его деятельности на уроке.


VII. Характеристика деятельности ученика

  • Уровень познавательной активности.

  • Наличие интереса к уроку, предмету (мотивация).

  • Степень самостоятельности.

  • Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.

  • Уровень аналитических умений и навыков.

  • Степень развития навыков коллективной работы.

  • Степень развития речевых и других коммуникативных навыков.

  • Организованность.


VIII. Ориентация на самостоятельную деятельность обучающихся

  • Слово учителя. Инструктаж.

  • Работа с книгой, другими источниками.

  • Лабораторные, опорно-эксперементальные работы.

  • Мера и степень самостоятельной деятельности обучающихся и обучающей учителя.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы. (Активность и самостоятельность в работе, проявление познавательных интересов, помощь учителя, наличие текущих контрольных, самостоятельных работ, обучение элементам контроля)


IX. Подготовка обучающихся к самостоятельной работе дома

  • Чтение первоисточников, художественной, научно-популярной и др. литературы.

  • Формирование навыков практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, чертежей и т.д.).

  • Объем и характер домашнего задания; наличие инструктажа, указание способов самоконтроля, проверки; дифферентация д/з, групповые задания.

  • Проверка домашнего задания (формы, периодичность, оценивание).


X. Результаты урока

  • Самоанализ учителя. (Подводит ли итог урока? Какие ЗУНы получили обучающиеся? Выполнен ли план урока? Достигнуты ли цели?)

  • Качество знаний и умений. (Достижение, его степень спрогнозированных результатов деятельности).

  • Психологический климат на уроке. Стиль взаимодействия.

  • На каком уровне требований работал учитель?


«Межпредметные уроки»

(БИНАРНЫЙ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ)
Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Его особенности: изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.
Межпредметный урок – эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения.

Его особенности: изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы. Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.
Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его несколько учителей.

Интегрированный урок предусматривает:

a) Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса обучающихся к предмету;

b) Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;

c) Позволяющих в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении;

d) Оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.
Требования к межпредметным урокам:


  1. Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.

  2. Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ.

  3. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой обучающихся.

  4. Наличие единого методического пространства, тематического планирования.

  5. Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа обучающихся на высоком уровне мыслительной деятельности.

  6. Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.

  7. Обязательное оценивание и оформление результатов деятельности групп.



МОДУЛЬНЫЙ УРОК

Модульный урок – учебное задание, которое может проводиться педагогами как гуманитарной так и естественно-математического цикла. Строится в соответствии с определенной алгоритмической структурой в форме урока-погружения (не менее 90 минут), обеспечивающей пооперационное усвоение учебного материала, контроль знаний учащихся, их коррекцию.

Модульная технология обучения позволяет ученику выполнять задания, составленные учителем, с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которое соответствует индивидуальным возможностям школьника. Она дает возможность определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях, создает условие для мотивации, повышения интереса к предмету, способствует развитию и совершенствованию самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечивает непрерывное образование и устраняет перегрузку домашнего задания.



Требование к модульному уроку:

1. Глубокая предварительная подготовка к введению в практику модульного урока (овладение теоретическими основании модульного обучения; дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса).

2. Тематическое планирование, предусматривающее проведение модульных уроков в системе учебного курса.

3. обучение на высоком уровне мыслительной деятельности обучающихся.

4. Проведение модульных уроков требует высокого профессионального мастерства учителя; наличия полноценных условий для самореализации личности учителя и ученика.

5. Наличие составленного учителем модуля, состоящего из учебных элементов; учебного содержания, которое должно быть эффективным, с указанием задач и целей; руководства по изучению учебного материала.(В ходе выполнения задания ученик может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищами, попросить помощь учителя).

6. Наличие необходимого оборудования, учебной, справочной литературы. (Модульный урок предполагает работу обучающихся с учебниками, хрестоматиями, научно-популярной, справочной литературой; наблюдения в природе, их апробацию; экспериментальную работу).

7. Методическое и дидактическое обеспечение коррекции знаний обучающихся, предупреждение пробелов.


УРОК – СЕМИНАР
Урок – семинар – учебное занятие, ориентированное на актуализацию знаний учащихся; изучение нового материала; на обобщение нового материала; на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме, разделу, создающее условия для организации исследовательской деятельности учащихся.

Требования к уроку:

  1. Соответствие типа семинара целям и содержанию занятия. Подготовленность класса. Проведение консультаций, осуществление контроля за подготовкой к семинару.

  2. Характер и содержание вопросов, обеспечивающих эффективность формирования и мотивации учебной деятельности. Целесообразность сочетания репродуктивных, эвристических, исследовательских заданий.

  3. Научная достоверность и полнота высказываний обучающихся, их обоснованность и аргументированность. Создание на занятии дискуссионных ситуаций, привлечение к участию в их разрешении.

  4. Целесообразность и четкость комментариев, дополнений и обобщений учителя. Акцентирование вниманий обучающихся на наиболее существенных и значимых элементах содержания темы, опорных знаниях.

  5. Включение в содержание занятий новейших достижений науки, техники, культуры.

  6. Показ значимости изучаемых знаний, их практического применения. Опора на личный опыт обучающихся.

  7. Использование различных учебных предметов: составление плана, тезисов, конспектов, рефератов, формирование вывода и обобщения на основе анализа различных точек зрения; разрешение проблемных ситуаций с помощью выполненного эксперимента с последующими обобщениями; изготовление коллекции и т.д.


Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, семинар-"круглый стол", семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.
УРОКИ ТВОРЧЕСТВА

Урок творчества – учебное занятие, обеспечивающее самовыражение обучающихся, усиливающее мотивацию и познавательную деятельность обучающихся, требующее достаточной самостоятельной работы как на этапе подготовки, так и в ходе самого урока. Проводится в форме выполнения различных творческих заданий: составление кроссвордов, написание сценариев учебных кинофильмов по определенной теме, защита творческих проектов и т.д.

Требования к урокам творчества:

  1. Создание ситуации успеха: выбор задания по интересам, свобода самовыражения; обеспечение комфортности процесса познания и творчества, поощрение наиболее интересных и неординарных способов выполнения заданий.

  2. Организация работы в группах по интересам: своевременное определение темы и характера заданий, подготовка консультантов, экспертной группы, обеспечение необходимыми учебными материалами и пособиями.

  3. Защита итогов деятельности групп и оценивание их экспертами (из учителей, родителей, обучающихся) по следующим критериям:

  • аргументированное обоснование выбранного вида деятельности;

  • изложение сути и комментарий полученных результатов;

  • демонстрация их возможного практического применения;

  • ответы на возникшие в ходе защиты вопросы.

  1. Презентация лучших творческих работ обучающихся.


УРОКИ – ДЕЛОВЫЕ (РОЛЕВЫЕ) ИГРЫ

Уроки – деловые (ролевые) игры – это учебные занятия широкой сферы применения, способствующие усилению мотивации учения, формированию познавательной деятельности школьников, углублению и расширению знаний, переносу творческого учебного материала в практическую деятельность обучающихся. Проводятся на заключительных этапах изучения темы (раздела). Могут быть организованны в разных игровых формах: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-презентация, урок-интервью, урок-«суд над…», урок-аукцион и т.д.
Требования к урокам – деловые (ролевые) игры:

  1. Необходимость глубокой предварительной работы учителя по подготовке сценария урока – игры; моделирование различных жизненных ситуаций и отношений; подготовка группы консультантов, экспертов, определение специальных заданий, критериев оценивания их.

  2. Проведение консультаций для руководителей групп, подбор необходимого оборудования урока, справочной и иной литературы.

  3. Формирование ролевых групп и постановка перед ними учебных задач, обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

  4. Преимущественное использование в ходе уроков методов «мозговой атаки», «мозгового штурма».

  5. Четкая регламентация времени для заданий.

  6. Экспертное оценивание деятельности каждой группы по определенным критериям:

  • своеобразная форма представления наработанного группой материала, исследование проблемы;

  • глубина, соблюдение ролевых рамок;

  • адекватность содержания поставленной учебной задаче;

  • аргументированность, обоснованность обобщений.


УРОК – ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция – учебное занятие, которое отличается большая значимость, важность, объем излагаемого материала, научная строгость и последовательность изложения.
Требования к уроку-лекции:

  1. Формирование мотивации, установка на активное восприятие содержания излагаемого материала. (Показ значимости изучаемой проблемы, четкая постановка учебных задач, ознакомление с планом лекции, аннотированный список рекомендуемой литературы).

  2. Организация интенсивной деятельности обучающихся на уроке:

  • включение в лекционный процесс элементов диалога, использование приемов сравнения, аналогии;

  • создание и решение проблемных ситуаций;

  • использование средств наглядности.

  1. Ведение обучающимися записей.

  2. Возможное использование на лекции и других методов обучения с целью отработки основного содержания темы.

  3. Подведение итогов занятия. Инструктаж о дальнейшей деятельности обучающихся по освоению проблемы.


Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др.
УРОК – КОНСУЛЬТАЦИЯ

Урок – консультация - учебное занятие, которое проводится на основе диагностики реальных учебных затруднений обучающихся с использованием групповых методов деятельности. Предполагает организацию деятельности научных консультантов из числа наиболее подготовленных школьников. Проводится по мере необходимости, в том числе и при подготовке обучающихся к контрольной работе, уроку-зачету, уроку-семинару, уроку-конференции.
Требование к уроку – консультации:

  1. Наличие необходимого оборудования урока.

  2. Формирование групп с учетом реальных затруднений школьников; своевременная подготовка консультантов из них:

  • в освоении теоретического материала;

  • в совершенствовании практических навыков;

  • в расширении знаний, превышающих базовый уровень;

  • в организации исследовательской деятельности, проведении эксперимента.

  1. Постановка четких и конкретных целей и задач перед каждой группой.

  2. Распределение времени, регламентация его на каждый вид деятельности.

  3. Защита итогов деятельности, наработанных каждой группой материалов лидерами (консультантами) групп. Ответы на возникшие в ходе работы вопросы.

  4. Обобщающее слово учителя.


УРОК – ЗАЧЕТ
Урок – зачет – учебное занятие контрольного характера, направленное на подведение итогов, результатов учебной деятельности по всей теме (разделу) или по её части, цель которого – выявление осознанности знаний; повышение ответственности учащихся за результаты своего учебного труда. Может быть организован как групповое, так и индивидуальное занятие.
Требование к уроку - зачёту:

  1. Своевременное (не менее чем за 10 дней) определение вопросов-заданий различной степени трудности (повышенной и на уровне обязательных результатов обучения).

  2. Проведение уроков-консультаций для подготовки обучающихся к успешной сдаче зачетов (в роли консультантов на этапе подготовки могут выступать наиболее подготовленные ученики).

  3. Недопущение перегрузки обучающихся в ходе подготовки и проведения зачета.

  4. Соответствие содержания вопросов-заданий опорным знаниям обучающихся по теме, обеспечение их практической направленности.

  5. Коррекция знаний обучающихся на основе диагностики и самодиагностики.


УРОК – КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Урок – контрольная работа – учебное занятие, ориентированное на актуализацию и проверку знаний обучающихся, способов применения их в практической деятельности, выявление степени усвоения учебного материала для последующей коррекции знаний.
Требования к уроку – контрольной работе:

  1. Педагогическая целесообразность проведения к/р. (Предусмотрена ли она тематическим планированием и графиком контрольных работ).

  2. Содержание к/р (соответствие содержания к/р требованиям учебной программы, четкость постановки вопросов и заданий, их объём, отражение ими основного содержания изучаемой темы). Уровневая дифференциация заданий.

  3. Оснащенность к/р (справочные, табличные материалы, устранение подсказывающих материалов и др.)

  4. Наличие обязательного и своевременного анализа итогов контрольной работы по алгоритму:

  • общие результаты работы;

  • анализ к/р по элементам знаний;

  • анализ по характеру допущенных ошибок и недостатков;

  • организация работы учащихся над ошибками и пробелами в знаниях (коррекция знаний и определение программ по повышению качества знаний, умений и навыков).


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница