«Формы и методы индивидуальной работы с детьми по подготовке к олимпиадам по иностранному языку разного уровня»



Скачать 33,95 Kb.
Дата20.04.2016
Размер33,95 Kb.
РМО учителей иностранного языка

Луховицкий район Московская область

Сообщение на тему

«Формы и методы индивидуальной работы с детьми по подготовке к олимпиадам по иностранному языку разного уровня»

Подготовила учитель

английского языка

МКОУ Орешковская ООШ

Титова Надежда Александровна

21.11.2014

2014


Одно из направлений национального проекта «Образование» - поддержка способной и талантливой молодежи. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие  одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Отсюда возникает проблема разработки целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Предметная олимпиада – это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране. Она имеет сложившиеся традиции проведения и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотивы и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Олимпиадное движение имеет давнюю историю, но именно в последние годы вопросам организации Всероссийской олимпиады школьников придано исключительное внимание. Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, — это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны — олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.

Какие олимпиады существуют на сегодняшний день? Во-первых, это Всероссийская олимпиада по английскому языку, которая проходит в несколько этапов

(школьный, районный, областной, зональный, заключительный. http://olymp.mgou.ru/ Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 (Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Московской области)

Не все талантливые ученики могут принять участие даже в районном этапе этой олимпиады. А поучаствовать в олимпиадах высшего уровня, чем школьный, и проверить свой уровень владения языком хочется большему количеству детей. Поэтому интернет пестрит различными предложениями. Существует целый ряд дистанционных олимпиад. По опросам в сети интернет учителей английского языка самыми популярными олимпиадами являются:


  1. Олимпиада по английскому языку «Снейл». Проводится 1 раз месяц, платно. Адрес сайта – www.nic-snail.ru

  2. Британский бульдог. Проводится 1 раз в год. Адрес – www.runodog.ru

  3. Интернет-олимпиада для учащихся от издательства «Макмиллан». Проводится 2-3 раза в год, адрес сайта – www.macmillan.ru

  4. Олимпус (Олимпусик, Альбус).Проводится 3 раза в год. Адрес сайта – www.olimpus.org.ru

  5. Олимпиада для школьников «Ломоносов». Проводит МГУ. Адрес сайта www.lomonosov.msu.ru

  6. Эвристическая олимпиада «Эйдос». www.eidos.ru

  7. Молодёжный чемпионат.____________________

  8. Открытая интернет олимпиада на сайте  http://open1415.mgou.ru/ . Время, отведенное на выполнение заданий каждой олимпиады от 1 до 2 часов. Задания доступны в течение всего дня, с 9.00 до 21.00.Английский язык 10-17 декабря 2014

Подготовка к предметным олимпиадам – одна из разновидностей работы с детьми, которая может проходить как на уроке, так и являться формой внеурочной деятельности.

Подготовка к предметным олимпиадам делится на:

– системную (проводится в течение всего учебного года);

– интенсивную (проводится непосредственно перед олимпиадами).

Системная разновидность подготовки учащихся к олимпиадам по английскому языку включает в себя:

– организацию деятельности учащихся на уроке с использованием форм и приемов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию работы с детьми (индивидуальных заданий, разноуровневых контрольных работ и заданий тестового характера, проектной деятельности по предмету, групповых форм работы, различных творческих заданий, вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, дискуссий, диалогов, проведения уроков в нестандартной форме, обучающих игр и т.д.);

– проведение факультативов и кружков по предмету;

– проведение предметных и тематических недель (неделя английского языка, неделя Америки);

– интеллектуальные марафоны;

организацию и помощь во внеурочной самостоятельной научно-исследовательской и академической деятельности через школьное научно-исследовательское общество (НОУ);

– участие в деятельности школьного дискуссионного клуба (ДК);

– выступления на школьных и городских научно-практических конференциях;

– участие в интеллектуальных играх и конкурсах (к примеру, в конкурсе «Английский бульдог»);

–  участие в  международных программах (в  частности, в  программе «Flex»);

– участие в школьных, городских и всероссийских предметных олимпиадах;

– участие в дистанционных олимпиадах (например, в олимпиаде «Эйдос»).

Интенсивная подготовка требует правильной расстановки сил и учета возможностей каждого ученика. Она включает в себя:

– диагностические мероприятия, позволяющие выявить пробелы в знаниях по предмету;

– разработку индивидуальных заданий тестового и творческого характера;

– построение индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося путем систематизации и обобщения знаний по предмету на индивидуальных и индивидуально-групповых занятиях консультационного характера; \

-работу с дополнительной литературой;

– создание индивидуальных тетрадей-справочников, где обобщается теоретический материал и рассматриваются практические примеры, сложные и нестандартные случаи;

– анализ олимпиадных заданий прошлых лет.

Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству» и др. Считаю, что в каждой школе должно отводиться специальное время для подготовки одаренных учеников к участию в предметных олимпиадах. Это могут быть элективные курсы или факультативные курсы и кружки, причем разовых занятий в неделю недостаточно. Должна быть выстроена система занятий.


В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания. При подготовке к выполнению заданий по аудированию и педагогам и ученикам необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста» [3, с. 126]. Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух. Важны и отбор языкового и речевого материала, и система работы над лексикой. При обучении аудированию учитель должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и выбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений.

Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов: до прослушивания; во время прослушивания; после прослушивания. На дотекстовом этапе выполняются следующие задания: обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания, догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям, краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Этап слушания текста предполагает следующие задания: прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях, прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений, прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались, закончить данные предложения. Послетекстовой этап предполагает возможность использовать прослушанный текст для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.

В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

На старшей ступени обучения ученики «должны овладеть основами культуры работы с различными типами письменного текста, преимущественно аутентичного характера, включая выбор оптимальной стратегии чтения с учетом своих коммуникативных и познавательных потребностей и функционального типа и назначения текста [2, с. 142]. При подготовке к выполнению олимпиадных заданий по чтению учителю необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов «разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» [1, с. 180]. Учителю необходимо научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;


вычленять смысловую информацию;
читать по ключевым словам;
работать со словарем;
использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.

При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:

задание на множественную подстановку;


задание на множественный выбор;
восстановление текста;
поиск конкретной информации.

Работу с текстом следует проводить по трем этапам:

Дотекстовой этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).

Текстовой этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).

Послетекстовой этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.


Доказать, что...
Охарактеризовать...
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.
Обосновать свой ответ.
Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).
Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.

При подготовке к выполнению заданий лексико-грамматического теста учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.

При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:
внимательно изучить установку и понять цель письма:
что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);
кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);
зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).

Обучающиеся должны:

научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию из них;
использовать различные приемы логической организации и связи текста;
варьировать использование структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);
делить тексты на абзацы;
соблюдать правила словообразования, орфографии и пунктуации;
использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;
помнить об особенностях жанра текста;
не выходить за рамки указанного объема;

следить за почерком.


«Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки» [1, с. 164].

При подготовке к выполнению заданий по говорению для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:

умение задавать вопросы разных типов;


логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.

Содержательная сторона подготовки школьников к участию в олимпиадах подразумевает:

– развитие кругозора учащихся (через чтение дополнительной литературы, как справочной, так и документальной, художественной; просмотр художественных и документальных фильмов, образовательных программ по предмету);

– развитие практических умений и навыков (при выполнении упражнений, тестов, творческих заданий, аудировании, работе с текстовым материалом), позволяющих овладевать знаниями и совершенствовать их, умений и навыков по основным видам речевой деятельности;

– систематизацию и обобщение изученного материала (работу с грамматическими справочниками, словарями, создание опорных схем, таблиц).

Мониторинг результатов предметных олимпиад является необходимым и важным компонентом в общей системе подготовки школьников. Это дает представление о потенциале школы; позволяет выстроить перспективу ее развития; провести отбор и  дальнейшее отслеживание одаренных учащихся. Олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, укреплению связи общеобразовательных учреждений с вузами и созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Одной из инновационных форм, способствующих подготовке учащихся к олимпиадам по английскому языку является школьный дискуссионный клуб (ДК), деятельность которого направлена на развитие способности обучающихся к участию в дискуссиях на английском языке. В последние годы в олимпиады городского и областного уровня включаются задания, требующие от учащихся владения навыками спонтанной устной речи, умений аргументировано доказывать свою точку зрения по предложенной теме, давать развернутые ответы на вопросы, вести неподготовленную беседу по теме, обсуждать и находить решения к предлагаемым проблемным ситуациям. Пример занятия, проводимого  в рамках  работы  ДК, тема: «Street kids» Цели: мотивация интереса к предмету,  вторичное осмысление полученных знаний, усвоение умения анализировать; адаптация к стрессовым ситуациям, выработка умений и навыков по применению стресс-лимитирующих факторов (в процессе дискуссии);  коррекция ЗУН (знаний, умений, навыков); оценка хода и результатов деятельности. Задачи: образовательные (на наглядном примере и конкретной теме научить грамотному ведению дискуссии); воспитательные (формирование нравственных установок); развивающие (формирование аналитического мышления, памяти, умения вести дискуссию, устойчивости к стрессам, потребностей и способностей личности). Методы: передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические методы; мышления: проблемно-поисковый; управления учением (используется при самостоятельной работе); работа под руководством учителя. Формы работы: групповая, индивидуальная. Порядок проведения: участники делятся на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбираются: Сhairman (для контроля за участниками группы), Secretary (для записи идей, предлагаемых группой в ходе обсуждения), Facilitator (являющийся инициатором дискуссии и генератором идей), Presentor (выступающий от группы).

Вопросы для обсуждения:

1. Who is a street kid? (Definition)

2. What are the reasons that make kids run away?

3. What do kids do in the street?

4. What problems do the kids face?

5. What problems does the society face because of the street kids?

6. What can the society do to solve the problem?

Участники дискуссии обсуждают проблемные вопросы в рамках отведенного времени, затем представители групп высказываются, суммируя предложенные идеи.

Предлагаются программы различных курсов по подготовке к олимпиадам. По итогам прохождения курса учащиеся должны:



  1. Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий

Listening

Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке



Необходимо уметь:

- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.



Reading

Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста



Use of English

Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте



Writing

Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета



Speaking

Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады

В рамках монолога необходимо уметь:

- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;

- изложить и обосновать свое мнение;

В рамках диалога необходимо уметь:

- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал



- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального уровня?

Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, области. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходиться параллельно выполнять свою основную работу, т.е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. Поэтому одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля.

Решение материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходит к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать сослаться на литературные источники и так далее.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1.Максимальная самостоятельность.

Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное -участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Каталог: uploads -> 3000 -> 2418 -> section
3000 -> Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (с указанием года) 1 Авдакова
3000 -> Законом РФ «Об образовании»
3000 -> Дыхательная гимнастика в детском саду
3000 -> Конспект нод в старшей группе «Богатыри земли русской»
3000 -> Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 11 класса
3000 -> Рабочая программа по истории (история России) (базовое изучение) 9 М, И, а классы
3000 -> На заседании с Управляющим советом Директор мбоу сош №12 педагогического совета мбоу сош №12 М. С. Шилова мбоу сош №12 Председатель ус школы от №66/24 от 31. 08. 2015 г
3000 -> Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста Детская агрессивность
section -> Рабочая программа по физике составлена на основе следующих документов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница