Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра методики преподавания истории
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТОВ
по дисциплине
Современные проблемы образования: педагогические теории и практики
Направление подготовки – 44.06.01 – Образование и педагогические науки
Профиль «Теория и методика обучения и воспитания (история)»
Курс – 2, семестр – 3.
Распределение учебного времени:
Лекции - 18 час.
Практические занятия – 18 час.
Самостоятельная работа – 72 час.
Всего – 3 з.е.
Москва 2015
1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Современные проблемы образования: педагогические теории и практики»
Код контролируемой компетенции
(или ее части)
|
Содержание контролируемой компетенции
|
Характеристика (обязательного) порогового
уровня сформированности компетенции
у выпускника вуза
|
Наименование
оценочного средства
|
УК-6
|
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6)
|
Знает: методы собственного профессионального и личностного развития
|
цели и задачи личностного и профессионального и личностного развития;
методы личностного и профессионального и личностного развития;
отличие личностного и социально-ориентированного обучения от традиционного обучения
|
|
|
Умеет: разрабатывать и применять интерактивные методы собственного профессионального и личностного развития
|
создавать условия для собственного профессионального и личностного развития, а также личностного развития обучающихся, критического и творческого мышления;
осуществлять компетентностный подход в организации обучения;
осуществлять мониторинг деятельности педагога и обучающегося
|
|
|
Владеет: основами проектирования стратегии собственного профессионального и личностного развития
|
навыками проектирования индивидуальной обучающей и развивающей деятельности с учетом результатов диагностики необходимости собственного профессионального и личностного развития
|
ОПК-4
|
готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4)
|
Знает: основные принципы и этапы проектирования работы исследовательского коллектива
|
- сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия, влияние индивидуальных различий на результаты педагогической деятельности;
– основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования
|
|
|
Умеет: адекватно выстраивать работу исследовательского коллектива
|
определять содержание основных структурных компонентов теоретического блока исследования;
разработать систему методов исследования и приемов их эффективного применения;
проверять и уточнять гипотезу научного исследования
|
|
|
Владеет: методиками, обеспечивающими получение репрезентативного результата, проверяемого на основе используемых в педагогической науке средств, адекватных поставленным исследовательским задачам
|
- основами научно-методической и учебно-методической работы (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
– методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
– основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- методами формирования у аспирантов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей
|
ПК-3
|
готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу и результатов их использования в собственной практике и в сфере исторического и социально-гуманитарного образования (ПК-3)
|
Знает: основополагающие принципы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и новых образовательных программ в сфере исторического и социально-гуманитарного образования и элективных курсов гуманитарной направленности
|
- особенности моделирования учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования средствами информационно-коммуникационных технологий;
- специфику применения интернет технологий в создании и использовании учебных материалов в сфере исторического и социально-гуманитарного образования для учащихся основной школы;
- технологии создания и использования информационно-коммуникационного образовательного пространства
|
|
|
Умеет: проектировать содержание новых образовательных программ в сфере исторического и социально-гуманитарного образования и элективных курсов гуманитарной направленности средствами информационно-коммуникационных технологий
|
- осуществлять моделирование учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования средствами информационно-коммуникационных технологий;
- создавать учебные материалы в сфере исторического и социально-гуманитарного образования на основе интернет технологий;
- создавать и использовать информационно-коммуникационное образовательное пространство с целью обеспечения эффективного обучения в сфере исторического и социально-гуманитарного образования
|
|
|
Владеет: навыками разработки контрольно-измерительных материалов на основе информационно-коммуникационных технологий
|
- навыками применения информационно-коммуникационных технологий как методической основы моделирования учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования;
- навыками применения интернет технологий для создания контрольно-измерительных материалов;
- технологиями создания и использования информационно-коммуникационного образовательного пространства с целью осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся
|
2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Текущий контроль успеваемости аспирантов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Контрольное тестирование (аудиторное), письменные работы (аудиторные и внеаудиторные) проверяются преподавателем, ведущим данную дисциплину, и оцениваются согласно Технологической карте.
Устные выступления (ситуативные и подготовленные), доклады заслушиваются на практическом занятии и оцениваются также согласно Технологической карте.
Рефераты сдаются преподавателю в письменном виде и оцениваются согласно Технологической карте.
Презентации предлагаются для просмотра и обсуждения во время практического занятия, комментируются аспирантом и оцениваются преподавателем согласно Технологической карте.
Промежуточная аттестация аспирантов проводится в форме зачета.
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период. Зачет проходит в формате защиты проекта.
3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы
Контроль освоения дисциплины определяется целями дисциплины и содержанием формируемых компетенций.
1. В итоге сформированности компетенции «Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития» (УК-6) проверяются знания основных методов познания и методики педагогического исследования; теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности; инновационных методов научно-педагогических исследований; функциональных обязанностей в рамках своей профессиональной деятельности; понимание взаимосвязи своей профессии с другими смежными профессиями; возможных перспектив своей профессиональной карьеры, возможности и технологии построения дальнейшего образовательного маршрута, основных образовательных концепций, понятий исследовательской культуры, психологических оснований педагогической деятельности посредством создания аналитических текстов, рефератов, экспертных заключений, презентаций и творческих проектов (см. соотв. раздел Технологической карты);
2. В итоге сформированности компетенции «Готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук» (ОПК-4) проверяются владение основными методами исследований в образовании, рефлексивными технологиями, в том числе: анализом социокультурных оснований проектирования образовательных теорий; различением экспертных техник текстов описания теории и соответствующей проектной деятельности; описаниями работы с будущим в различных жанрах в соответствии с теорией деятельности; умение проектировать и проводить психолого-педагогические исследования -самостоятельно осваивать новые методы исследования; использовать экспериментальные и теоретические методы научно-педагогического исследования в профессиональной деятельности, анализировать профессиональную ситуацию и проектировать дальнейший образовательный маршрут; выстраивать линии профессиональной карьеры посредством создания аналитических текстов, рефератов, экспертных заключений, презентаций и творческих проектов (см. Технологической карты);
3. В итоге сформированности компетенции «Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу и результатов их использования в собственной практике и в сфере исторического и социально-гуманитарного образования» (ПК-3) проверяются понимание основных вопросов психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя; основных закономерностей семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; умение правильно представлять выводы и результаты своей работы с учетом принципов научной добросовестности и этики; осуществлять экспертизу основных концепций и опыта проектирования; проводить описание процесса учебной деятельности (построение учебной деятельности и фиксация ее результатов, составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося, владение принципами взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
посредством создания аналитических текстов, экспертных заключений, психолого-педагогических характеристик обучающегося, презентаций и творческих проектов (см. блоки Технологической карты).
Технологическая карта дисциплины
Наименование дисциплины / курса
|
Уровень образования
|
Статус дисциплины в рабочем учебном плане
|
Количество зачетных единиц / кредитов
|
Форма отчетности
|
Курс, семестр
|
Современные проблемы образования: педагогические теории и практики
|
аспирантура
|
к блоку обязательных дисциплин вариативной части (Б1.В.ОД.5)
|
3
|
Зачет
|
2курс, 3 семестр.
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
|
Психология, педагогика, психология профессиональной деятельности, современные проблемы науки и образования, проектирование в образовании
|
БАЗОВЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
Образовательная теория как тип гуманитарного знания
|
Письм.раб.
Устн.обсуждение
|
Ауд/внеауд
|
10
|
25
|
Культурно-исторические основания образовательной теории
|
Письм.раб.
Письм.раб.
|
Ауд/внеауд
|
10
|
30
|
Основные образовательные теории ХХ века
|
Устн.сообщ.
Презентация или сообщение
|
Ауд/внеауд
|
11
|
30
|
Зачет
|
|
|
|
|
Итого:
|
31
|
85
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
Самостоятельное комплексное исследование образовательной теории
|
Презентация
|
Ауд.
|
0
|
15
|
Итого:
|
0
|
15
|
Итого по дисциплине:
|
31
|
100
|
Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации:
_________20 ___баз. Блок 1-3_________
Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:
______33 базовый блок_______________
Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:
____параллельно с базовым блоком_________________
Аспирант, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.
3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов
Вопросы и задания к практическим и контрольным занятиям, самостоятельной работе:
-
Какие трудности нередко встречаются в практике научной работы исследователя в образовании?
-
Что представляет собой методология педагогики?
-
Каковы основные методологические принципы психолого-педагогического исследования?
-
Охарактеризуйте принцип единства теории и практики.
-
Объясните, в чем состоит творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.
-
Объясните, в чем состоит принцип единства исторического и логического.
-
Опишите, в чем состоит методологический принцип системности в педагогическом исследовании.
-
Специфика научного познания.
-
Проблемы научной терминологии педагогического знания.
-
Классификация исследований и теорий в области педагогики по их характеру и содержанию.
-
Понятие “научный метод в образовании”.
-
Философская основа образовательных теорий.
-
Подготовьте проект образовательной практики (фрагмента) в соответствии с образовательной теорией.
-
Подготовьте психолого-педагогическую характеристику учащегося и предложите варианты образовательной траектории.
-
Предложите возможные пути развития учебного заведения.
Критерии письменных работ по исследовательскому анализу проектных текстов:
1.Структурирование текста (цели, замысел, участники, ход проекта, обеспечение и пр.) – 1 балл
2.Анализ целеобразования – 2 балла
3.Анализ культурно-исторического контекста – до 4 баллов\4.Структурирование педагогического содержания теории – до 4 баллов\
5.Анализ результата – до 3 баллов.
6.Анализ учебной и педагогической деятельности как результата реализации теории– до 3 баллов.
7.Анализ социокультурных изменений в процессе образования– до 3 баллов.
Критерии устного ответа:
-
Удержание темы (предмета коммуникации) - до 1 балла.
-
Структурированность текста - до 1 балла
-
Обоснованность тезисов - до 2 баллов
-
Ссылки на источники и литературу – до 1 балла
-
Точность фактического материала – до 1 балла
-
Работа с материалом учебного занятия – до 2 баллов
-
Работа с аудиторией – до 2 баллов
-
Использование профессионального языка – до 2 баллов
-
Наличие дискурса, в т.ч. педагогического – до 3 баллов
-
Использование рефлексивных техник – до 3 баллов.
Критерии контрольной работы (презентации исследовательского или экспертного анализа теории):
-
.Целеобразование, обоснованность целей и задач, ссылка на предшествующий опыт – до 3 баллов.
-
Анализ культурно-исторического контекста – до 2 баллов.
-
Структурирование результатов исследования педагогического содержания теории – до 2 баллов.
-
Анализ оргуправленческого контекста теории – до 2 баллов.
-
Комплексная характеристика методов исследования– до 2 баллов.
-
Владение культурными и профессиональными понятиями –до 2 баллов.
-
Осуществление коммуникации в ходе защиты – до 2 баллов.
Вопросы к зачету
-
Понятие научной теории. Специфика гуманитарной теории.
-
Образовательная теория как вид гуманитарного знания.
-
Образовательная теория в контексте проблем педагогического знания.
-
Эволюция теоретического знания в образовании.
-
Образовательные теории в контексте социального знания.
-
Образовательные теории в парадигмах воспроизводства и развития.
-
Проблемы современного образования и педагогическое знание.
-
Соотношение теоретического знания и образовательной практики.
-
Предмет образовательной теории: деятельность, психические функции, содержание образования и др.
-
Основные отечественные образовательные теории и их авторы (К.Д.Ушинский, С.И.Гессен, А.С.Макаренко, П.Я.Гальперин, П.П.Блонский, В.В.Давыдов).
-
Основные зарубежные образовательные теории и их создатели (М.Монтессори, П.Наторп, Д.Дьюи, Р.Штайнер и др.).
-
Проблема использования зарубежных теорий в отечественном образовании.
-
Традиции и новации в образовательной теории.
-
Психологические и социальные теории в контексте педагогического знания.
-
Образовательные теории в историческом образовании.
Поделитесь с Вашими друзьями: |