Фонд оценочных средств



Дата10.02.2016
Размер84,5 Kb.
#121
ТипСамостоятельная работа




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра методики преподавания истории

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТОВ

по дисциплине
Современные проблемы образования: педагогические теории и практики
Направление подготовки – 44.06.01 – Образование и педагогические науки

Профиль «Теория и методика обучения и воспитания (история)»

Курс – 2, семестр – 3.

Распределение учебного времени:

Лекции - 18 час.

Практические занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 72 час.

Всего – 3 з.е.

Москва 2015

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Современные проблемы образования: педагогические теории и практики»

Код контролируемой компетенции

(или ее части)

Содержание контролируемой компетенции

Характеристика (обязательного) порогового

уровня сформированности компетенции

у выпускника вуза

Наименование

оценочного средства

УК-6

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6)

Знает: методы собственного профессионального и личностного развития

 цели и задачи личностного и профессионального и личностного развития;

 методы личностного и профессионального и личностного развития;

 отличие личностного и социально-ориентированного обучения от традиционного обучения








Умеет: разрабатывать и применять интерактивные методы собственного профессионального и личностного развития

 создавать условия для собственного профессионального и личностного развития, а также личностного развития обучающихся, критического и творческого мышления;

 осуществлять компетентностный подход в организации обучения;

осуществлять мониторинг деятельности педагога и обучающегося








Владеет: основами проектирования стратегии собственного профессионального и личностного развития

навыками проектирования индивидуальной обучающей и развивающей деятельности с учетом результатов диагностики необходимости собственного профессионального и личностного развития

ОПК-4

готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4)

Знает: основные принципы и этапы проектирования работы исследовательского коллектива

- сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия, влияние индивидуальных различий на результаты педагогической деятельности;

– основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования








Умеет: адекватно выстраивать работу исследовательского коллектива

 определять содержание основных структурных компонентов теоретического блока исследования;

 разработать систему методов исследования и приемов их эффективного применения;

 проверять и уточнять гипотезу научного исследования








Владеет: методиками, обеспечивающими получение репрезентативного результата, проверяемого на основе используемых в педагогической науке средств, адекватных поставленным исследовательским задачам

- основами научно-методической и учебно-методической работы (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

– методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

– основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

- методами формирования у аспирантов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей



ПК-3

готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу и результатов их использования в собственной практике и в сфере исторического и социально-гуманитарного образования (ПК-3)

Знает: основополагающие принципы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и новых образовательных программ в сфере исторического и социально-гуманитарного образования и элективных курсов гуманитарной направленности

- особенности моделирования учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования средствами информационно-коммуникационных технологий;

- специфику применения интернет технологий в создании и использовании учебных материалов в сфере исторического и социально-гуманитарного образования для учащихся основной школы;

- технологии создания и использования информационно-коммуникационного образовательного пространства








Умеет: проектировать содержание новых образовательных программ в сфере исторического и социально-гуманитарного образования и элективных курсов гуманитарной направленности средствами информационно-коммуникационных технологий

- осуществлять моделирование учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования средствами информационно-коммуникационных технологий;

- создавать учебные материалы в сфере исторического и социально-гуманитарного образования на основе интернет технологий;

- создавать и использовать информационно-коммуникационное образовательное пространство с целью обеспечения эффективного обучения в сфере исторического и социально-гуманитарного образования








Владеет: навыками разработки контрольно-измерительных материалов на основе информационно-коммуникационных технологий

- навыками применения информационно-коммуникационных технологий как методической основы моделирования учебного процесса в сфере исторического и социально-гуманитарного образования;

- навыками применения интернет технологий для создания контрольно-измерительных материалов;

- технологиями создания и использования информационно-коммуникационного образовательного пространства с целью осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся



2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости аспирантов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Контрольное тестирование (аудиторное), письменные работы (аудиторные и внеаудиторные) проверяются преподавателем, ведущим данную дисциплину, и оцениваются согласно Технологической карте.

Устные выступления (ситуативные и подготовленные), доклады заслушиваются на практическом занятии и оцениваются также согласно Технологической карте.

Рефераты сдаются преподавателю в письменном виде и оцениваются согласно Технологической карте.

Презентации предлагаются для просмотра и обсуждения во время практического занятия, комментируются аспирантом и оцениваются преподавателем согласно Технологической карте.

Промежуточная аттестация аспирантов проводится в форме зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период. Зачет проходит в формате защиты проекта.

3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы

Контроль освоения дисциплины определяется целями дисциплины и содержанием формируемых компетенций.

1. В итоге сформированности компетенции «Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития» (УК-6) проверяются знания основных методов познания и методики педагогического исследования; теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности; инновационных методов научно-педагогических исследований; функциональных обязанностей в рамках своей профессиональной деятельности; понимание взаимосвязи своей профессии с другими смежными профессиями; возможных перспектив своей профессиональной карьеры, возможности и технологии построения дальнейшего образовательного маршрута, основных образовательных концепций, понятий исследовательской культуры, психологических оснований педагогической деятельности посредством создания аналитических текстов, рефератов, экспертных заключений, презентаций и творческих проектов (см. соотв. раздел Технологической карты);

2. В итоге сформированности компетенции «Готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук» (ОПК-4) проверяются владение основными методами исследований в образовании, рефлексивными технологиями, в том числе: анализом социокультурных оснований проектирования образовательных теорий; различением экспертных техник текстов описания теории и соответствующей проектной деятельности; описаниями работы с будущим в различных жанрах в соответствии с теорией деятельности; умение проектировать и проводить психолого-педагогические исследования -самостоятельно осваивать новые методы исследования; использовать экспериментальные и теоретические методы научно-педагогического исследования в профессиональной деятельности, анализировать профессиональную ситуацию и проектировать дальнейший образовательный маршрут; выстраивать линии профессиональной карьеры посредством создания аналитических текстов, рефератов, экспертных заключений, презентаций и творческих проектов (см. Технологической карты);

3. В итоге сформированности компетенции «Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу и результатов их использования в собственной практике и в сфере исторического и социально-гуманитарного образования» (ПК-3) проверяются понимание основных вопросов психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя; основных закономерностей семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; умение правильно представлять выводы и результаты своей работы с учетом принципов научной добросовестности и этики; осуществлять экспертизу основных концепций и опыта проектирования; проводить описание процесса учебной деятельности (построение учебной деятельности и фиксация ее результатов, составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося, владение принципами взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

посредством создания аналитических текстов, экспертных заключений, психолого-педагогических характеристик обучающегося, презентаций и творческих проектов (см. блоки Технологической карты).

Технологическая карта дисциплины


Наименование дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс, семестр

Современные проблемы образования: педагогические теории и практики

аспирантура

к блоку обязательных дисциплин вариативной части (Б1.В.ОД.5)


3

Зачет

2курс, 3 семестр.




Смежные дисциплины по учебному плану:

Психология, педагогика, психология профессиональной деятельности, современные проблемы науки и образования, проектирование в образовании

БАЗОВЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)




Тема или задание текущей работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов



Образовательная теория как тип гуманитарного знания

Письм.раб.
Устн.обсуждение

Ауд/внеауд

10

25

Культурно-исторические основания образовательной теории

Письм.раб.
Письм.раб.

Ауд/внеауд



10

30

Основные образовательные теории ХХ века

Устн.сообщ.
Презентация или сообщение

Ауд/внеауд

11

30

Зачет













Итого:

31

85

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов



Самостоятельное комплексное исследование образовательной теории

Презентация

Ауд.

0

15

Итого:

0

15

Итого по дисциплине:

31

100


Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации:

_________20 ___баз. Блок 1-3_________



Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

______33 базовый блок_______________



Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:

____параллельно с базовым блоком_________________


Аспирант, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.

3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Вопросы и задания к практическим и контрольным занятиям, самостоятельной работе:


  1. Какие трудности нередко встречаются в практике научной работы исследователя в образовании?

  2. Что представляет собой методология педагогики?

  3. Каковы основные методологические принципы психолого-педагогического исследования?

  4. Охарактеризуйте принцип единства теории и практики.

  5. Объясните, в чем состоит творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.

  6. Объясните, в чем состоит принцип единства исторического и логического.

  7. Опишите, в чем состоит методологический принцип системности в педагогическом исследовании.

  8. Специфика научного познания.

  9. Проблемы научной терминологии педагогического знания.

  10. Классификация исследований и теорий в области педагогики по их характеру и содержанию.

  11. Понятие “научный метод в образовании”.

  12. Философская основа образовательных теорий.

  13. Подготовьте проект образовательной практики (фрагмента) в соответствии с образовательной теорией.

  14. Подготовьте психолого-педагогическую характеристику учащегося и предложите варианты образовательной траектории.

  15. Предложите возможные пути развития учебного заведения.


Критерии письменных работ по исследовательскому анализу проектных текстов:
1.Структурирование текста (цели, замысел, участники, ход проекта, обеспечение и пр.) – 1 балл

2.Анализ целеобразования – 2 балла

3.Анализ культурно-исторического контекста – до 4 баллов\4.Структурирование педагогического содержания теории – до 4 баллов\

5.Анализ результата – до 3 баллов.

6.Анализ учебной и педагогической деятельности как результата реализации теории– до 3 баллов.

7.Анализ социокультурных изменений в процессе образования– до 3 баллов.


Критерии устного ответа:


  1. Удержание темы (предмета коммуникации) - до 1 балла.

  2. Структурированность текста - до 1 балла

  3. Обоснованность тезисов - до 2 баллов

  4. Ссылки на источники и литературу – до 1 балла

  5. Точность фактического материала – до 1 балла

  6. Работа с материалом учебного занятия – до 2 баллов

  7. Работа с аудиторией – до 2 баллов

  8. Использование профессионального языка – до 2 баллов

  9. Наличие дискурса, в т.ч. педагогического – до 3 баллов

  10. Использование рефлексивных техник – до 3 баллов.


Критерии контрольной работы (презентации исследовательского или экспертного анализа теории):


  1. .Целеобразование, обоснованность целей и задач, ссылка на предшествующий опыт – до 3 баллов.

  2. Анализ культурно-исторического контекста – до 2 баллов.

  3. Структурирование результатов исследования педагогического содержания теории – до 2 баллов.

  4. Анализ оргуправленческого контекста теории – до 2 баллов.

  5. Комплексная характеристика методов исследования– до 2 баллов.

  6. Владение культурными и профессиональными понятиями –до 2 баллов.

  7. Осуществление коммуникации в ходе защиты – до 2 баллов.



Вопросы к зачету


  1. Понятие научной теории. Специфика гуманитарной теории.

  2. Образовательная теория как вид гуманитарного знания.

  3. Образовательная теория в контексте проблем педагогического знания.

  4. Эволюция теоретического знания в образовании.

  5. Образовательные теории в контексте социального знания.

  6. Образовательные теории в парадигмах воспроизводства и развития.

  7. Проблемы современного образования и педагогическое знание.

  8. Соотношение теоретического знания и образовательной практики.

  9. Предмет образовательной теории: деятельность, психические функции, содержание образования и др.

  10. Основные отечественные образовательные теории и их авторы (К.Д.Ушинский, С.И.Гессен, А.С.Макаренко, П.Я.Гальперин, П.П.Блонский, В.В.Давыдов).

  11. Основные зарубежные образовательные теории и их создатели (М.Монтессори, П.Наторп, Д.Дьюи, Р.Штайнер и др.).

  12. Проблема использования зарубежных теорий в отечественном образовании.

  13. Традиции и новации в образовательной теории.

  14. Психологические и социальные теории в контексте педагогического знания.

  15. Образовательные теории в историческом образовании.



Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Общая педагогика, история педагогики и образования» Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница