Фонд оценочных средств



страница1/2
Дата01.06.2016
Размер0,6 Mb.
ТипПротокол
  1   2
Волгоградский государственный университет


УТВЕРЖДЕНО

__ ________2015 г.

Директор института

приоритетных технологий


____________И.В. Запороцкова

РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ

ФИЛОСОФИИ

Протокол №_____

__ ______ 2015 г.

Заведующий кафедрой философии
_____________ С.Б. Токарева


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«Критическое мышление: философия на практике»
Направление подготовки специалистов

06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика


Составитель ФОС по дисциплине



Калашникова Н.А., доцент кафедры философии

Волгоград 2015 г.



1. Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования

(ОК-8): способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам

Знать:

Уровень 1

понятийное обеспечение процесса принятия решений, требования к качеству решений

Уровень 2

функции критического мышления в процессе принятия решений

Уровень 3

модели и методы принятия решений

Уметь:

Уровень 1

соблюдать требования к качеству принимаемых решений

Уровень 2

самостоятельно осуществлять критический анализ ситуации в процессе принятия решений (на базе процедур осознания, рефлексии, интерпретации), нести ответственность за результаты принятых решений

Уровень 3

применять модели и методы принятия решений адекватно ситуации

Владеть:

Уровень 1

понятийным аппаратом, характеризующим процесс принятия решений

Уровень 2

методикой критического анализа ситуативных фактров различного уровня сложности в процессе принятия решений

Уровень 3

навыками выбора эффективных моделей и методов принятия решений в зависимости от ситуации, навыками прогнозирования результатов принимаемых решений

(ОК-12): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний

Знать:

Уровень 1

основные формально-логические законы мышления, правила построения умозаключений

Уровень 2

основные требования к качеству информации

Уровень 3

общие требования к целеполагающей деятельности

Уметь:

Уровень 1

проводить логические операции в соответствии с основнми формально-логическими законами; правильно строить умозаключения

Уровень 2

давать предварительную оценку качества информации, производить ее критический анализ

Уровень 3

ставить цели и намечать пути их достижения


Владеть:

Уровень 1

навыками построения рассуждений в соответствии с основными формально-логическими законами, выведения правильных умозаключений

Уровень 2

навыками объективной оценки и комплексного анализа информации методами критического мышления

Уровень 3

навыками корректного осуществления процесса целеполагания

(ОК-13): способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций


Знать:

Уровень 1

понятие, виды и функции рефлексии

Уровень 2

методы формирования критического мышления

Уровень 3

особенности саморазвития, методы совершенствования личностных качеств

Уметь:

Уровень 1

отличать рефлексию от иных форм интелектуальной деятельности

Уровень 2

формировать в себе установку на критическое мышление

Уровень 3

критически оценивать свою профессиональную компетентность

Владеть:

Уровень 1

методами рефлексивного анализа и рефлексивной оценки

Уровень 2

методами формирования критического мышления

Уровень 3

навыками личностной и профессиональной самооценки

(ПК-7): способностью порождать новые идеи, выявлять фундаментальные проблемы, формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных наук


Знать:

Уровень 1

основные методы логики и критического мышления, используемые при решении социальных и профессиональных задач

Уровень 2

правила и ошибки доказательства и опровержения

Уровень 3

алгоритм подготовки и проведения публичного выступления

Уметь:

Уровень 1

использовать основные методы логики и критического мышления при решении профессиональных задач

Уровень 2

корректно проводить доказательство и опровержение в сфере научной, профессиональной и повседневной практики

Уровень 3

соблюдать правила подготовки и проведения публичного выступления

Владеть:

Уровень 1

навыками анализа социально-значимых проблем и процессов

Уровень 2

навыками обнаружения и исправления логических ошибок в доказательстве и опровержении в сфере научной, профессиональной и повседневной практики

Уровень 3

навыками нейтрализации логических и психологических уловок и манипуляций в процессе публичного выступления

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

Уровень освоения компетенции

Планируемые результаты обучения (в соотв. с уровнем освоения компетенции)

Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

(ОК-8)-I

Знать: понятийное обеспечение процесса принятия решений, требования к качеству решений

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: соблюдать требования к качеству принимаемых решений

Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: понятийным аппаратом, характеризующим процесс принятия решений

Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ОК-8)-II

Знать: функции критического мышления в процессе принятия решений

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: самостоятельно осуществлять критический анализ ситуации в процессе принятия решений (на базе процедур осознания, рефлексии, интерпретации), нести ответственность за результаты принятых решений


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: методикой критического анализа ситуативных фактров различного уровня сложности в процессе принятия решений

Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ОК-8)-III

Знать:

модели и методы принятия решений



Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: применять модели и методы принятия решений адекватно ситуации

Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: навыками выбора эффективных моделей и методов принятия решений в зависимости от ситуации, навыками прогнозирования результатов принимаемых решений

Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ОК-12)-I

Знать: основные формально-логические законы мышления, правила построения умозаключений


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: проводить логические операции в соответствии с основнми формально-логическими законами; правильно строить умозаключения

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Владеть: навыками построения рассуждений в соответствии с основными формально-логическими законами, выведения правильных умозаключений

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

(ОК-12)-II

Знать: основные требования к качеству информации

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: давать предварительную оценку качества информации, производить ее критический анализ

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Владеть: навыками объективной оценки и комплексного анализа информации методами критического мышления

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

(ОК-12)-III

Знать: общие требования к целеполагающей деятельности

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: ставить цели и намечать пути их достижения


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Владеть: навыками корректного осуществления процесса целеполагания

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

(ОК-13)-I

Знать: понятие, виды и функции рефлексии


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: отличать рефлексию от иных форм интелектуальной деятельности


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: методами рефлексивного анализа и рефлексивной оценки


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ОК-13)-II

Знать: методы формирования критического мышления


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: формировать в себе установку на критическое мышление


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: методами формирования критического мышления


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ОК-13)-III

Знать: особенности саморазвития, методы совершенствования личностных качеств


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: критически оценивать свою профессиональную компетентность


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: навыками личностной и профессиональной самооценки


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ПК-7)-I

Знать:

основные методы логики и критического мышления, используемые при решении социальных и профессиональных задач




Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: использовать основные методы логики и критического мышления при решении профессиональных задач


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: навыками анализа социально-значимых проблем и процессов


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ПК-7)-II

Знать: правила и ошибки доказательства и опровержения


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: корректно проводить доказательство и опровержение в сфере научной, профессиональной и повседневной практики


Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: навыками обнаружения и исправления логических ошибок в доказательстве и опровержении в сфере научной, профессиональной и повседневной практики


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

(ПК-7)-III

Знать: алгоритм подготовки и проведения публичного выступления


Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Неполные знания

Знание полное, допускающее небольшие пробелы

Сформированные систематические знания

Уметь: соблюдать правила подготовки и проведения публичного выступления

Отсутствие умений

Частичные умения

Неполные умения

Умения полные, допускаются небольшие ошибки

Сформированные умения

Владеть: навыками нейтрализации логических и психологических уловок и манипуляций в процессе публичного выступления


Отсутствие навыков

Частичное владение навыками

Несистематическое применение навыков

В систематическом применении навыков допускаются пробелы

Успешное и систематическое применение навыков

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

3.1. Задания для оценивания результатов обучения в виде знаний

Оценивание результатов обучения в виде знаний предполагает использование письменных ответов на следующие вопросы в виде тестов:



Дайте определение понятиям «миссия», «решение», «принятие решений», «процесс принятия решений»((ОК-8)-I.З)

Что из перечисленного не относится к общим требованиям, предъявляемым к качеству принимаемых решений?

а) обоснованность, информированность, своевременность; б) непротиворечивость, точность формулировки решения; в) эффективность, оптимальность, комплексность; г) коллегиальность, компромиссность, интуитивный характер. ((ОК-8)-I.З)



Критическое мышление в процессе принятия решений:

а) играет решающую роль при выявлении проблем и целей; б) является базой для обоснования, доказательства, аргументации, разработки конкретных способов решения; в) служит инструментом неосознанного поиска решений. ((ОК-8)-II.З)


Какую из перечисленных моделей принятия решений можно описать через понятие «организованная анархия»?

а) модель Карнеги; б) модель мусорной корзины; в) модель инкрементального процесса. ((ОК-8)-III. З)


Модель ситуационных рамок принятия решений объединяет:

а)достижение консенсуса по проблеме и специальные знания, необходимые для ее решения;

б) структурную последовательность предпринимаемых действий и цикл контроля;

в) специализацию подразделений, пограничного взаимодействия и установления горизонтальных связей. ((ОК-8)-III. З)


Методы принятия решения делятся на:

а) неформальные (эвристические), коллективные, количественные; б) коллективные и субъективные; в)объективные и количественные; ((ОК-8)-III. З)


Что понимается под формально-логическими законами мышления?

а) требования, нормы, которым должно подчиняться наше мышление; б) то, что дает представление о процессе мышления; в) то, что дает нам истинное знание при любых обстоятельствах. ((ОК-12)-I.З)


Что из перечисленного не относится к основным формально-логическим законам мышления?

а) закон тождества; б) закон противоречия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания в) каузальный закон ((ОК-12)-I.З)


Умозаключение – это

а) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; б) форма мышления, в которой что-либо о чем-либо отрицается или утверждается и которую можно объективно оценить как истину или ложь. ((ОК-12)-I.З)


В зависимости от изменения степени общности от посылок к заключению умозаключения делятся на:

а) дедуктивные, индуктивные, по аналогии б) демонстративные и недемонстративные((ОК-12)-I.З)


Простой категорический силлогизм – это
а) вид непосредственного дедуктивного умозаключения; б) общеутвердительное суждение; в) заключение, которое следует из посылок с необходимостью; г) умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину ((ОК-12)-I.З)
Согласно первому правилу простого категорического силлогизма, в силлогизме должно быть только (…) термина
а) два; б) три; в) четыре ((ОК-12)-I.З)
К основным требованиям к качеству информации не относятся:

а) своевременность; б)достоверность (с определенной вероятностью); в)достаточность; надежность (с определенной степенью риска); г)комплектность системы информации; д) политкорректность;

е) коммерческая целесообразность. ((ОК-12)-II.З)
Определите, что из перечисленного не относится к общим требованиям, предъявляемым к цели в процессе целеполагания:

а) реальность (достижимость) цели; б) конкретность формулировки цели; в) преемственность целей; в) согласованность и непротиворечивость целей г)неизменность. ((ОК-12)-III.З)


Завершающий этап целеполагания:

а) программирование деятельности по достижению сформулированных целей; б) корректировка целей; в) прогнозирование вероятности достижения цели. ((ОК-12)-III.З)



Рефлексия- это ((ОК-13)-I.З)

а) мышление, исследующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы;

б) непосредственное постижение истины без логического анализа;

в) осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.


Как способность относиться к содержанию своего мышления «со-стороны», рефлексия существует в следующих видах:

а) эктравертная и интровертная;

б) научная и вненаучная;

в) философская и научная ((ОК-13)-I.З)


Что из перечисленного не относится к методам формирования критического мышления?

а)  проблемное обучение; б) творческое решение изобретательских задач;

в) критическое письмо и чтение; г) интерактивное обучение;

д) обучение, ориентированное на воспроизведение существующих образцов и их непосредственную ретрансляцию. ((ОК-13)-II.З)


Среди перечисленного найдите то, что не относится к методам совершенствования личностных качеств субъекта

а) критический анализ и рефлексивная оценка;;

б) решение логических задач и упражнений;

в) мозговой штурм;

д) метод case-study;

е) персонификация. ((ОК-13)-III.З)


К основным методам формальной логики и критического мышления, используемым в профессиональной деятельности лингвиста, не относится

а) анализ, синтез; индукция, дедукция; б) сравнение и аналогия; в) выдвижение гипотез, доказательство и опровержение г) критический анализ ,рефлексивная оценка, критический дискурс-анализ; д) установление причинно-следственных связей е)физический эксперимент. ((ПК-7)-I.З)


К логическим ошибкам тезиса не относится:

а) подмена тезиса; б) круг в демонстрации; в) довод к личности ((ПК-7)-II.З)



Подготовка публичного выступления не включает в качестве обязательного:

а) сокращенную фиксацию текста речи (конспекта, тезисов, плана); б) деление текста речи на введение, основную часть и заключение; в) репетицию; г) оценку влияния неуправляемых параметров; г) ((ПК-7)-III.З)


3.2. Задания для оценивания результатов обучения в виде умений и владений

Оценивание результатов обучения в виде умений и владений предполагает использование письменных ответов на вопросы в виде тестов, а также письменное и устное выполнение ряда упражнений:


Сохранит ли тождество суждение, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобки?

Любое государство, проводящее миролюбивую политику, заслуживает уважения (страна).

а) да; б) нет ((ОК-12)-I.У)
Опираясь на закон (не) противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинным оба суждения?

Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике.

Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились.

а) да; б) нет ((ОК-12)-I.У)


Определите, какой формально-логический закон нарушен в приведенном отрывке?

«Учитель: надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради. Том: Я тоже на это надеюсь».

а) закон тождества; б) закон (не) противоречия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. ((ОК-12)-I.В)
В силлогизме «Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Национально-освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими» заключением является:
а) – «Они не могут быть захватническими», средний термин – «справедливая (война)»;

б) заключение – «Национально-освободительные войны являются справедливыми», средний термин – «захватническая война».


в) заключение – «Ни одна захватническая война не может быть справедливой», средний термин – «национально-освободительная война» ((ОК-12)-I.У)
В приведенных силлогизмах проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:

а) Все секретари заняты полезным делом.

Некоторые птицы – секретари.

Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом.

б) Супруги должны материально поддерживать друг друга.

М. и Н. поддерживают друг друга.

Следовательно, М. и Н. супруги. ((ОК-12)-I.В)
Определите, насколько обоснованной является аналогия в следующем примере? Аргументируйте свой ответ

В одном из сочинений Козьмы Пруткова приводится диалог: - «Сколько верст от Москвы до Рязани и обратно?» - «В один конец, могу сказать, даже не справившись с календарем, но обратно не знаю» - Все оворачиваются в сторону и фыркают, издавая носом насмешливый звук. Говоривший обижается. – «Могу вас уверить. Ведь от Рождества до Пасхи столько-то дней, а от Пасхи до Рождества столько-то, но не столько, сколько от Рождества до Пасхи.» ((ОК-12)-I.В)



Подготовьте аналитическое эссе на тему «Проблема развития критического мышления у студентов вузов» (не более 2 страниц), которое будет включать в себя: формулировку основной проблемы, обобщенную информацию о вариантах ее решения, ваши выводы и рекомендации. Работа должна соответствовать требованиям: ясности, соответствия фактам, точности, соответствия целям/релевантности, глубины, широты, логики, умения отличить значимое от незначительного, непредвзятости ((ОК-12)-II.У)

Упражнение «Оцени качество информации»

Участникам предлагается выполнить ряд действий после знакомства с произвольно выбранным текстом:



  1. Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений.

  2. Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.

  3. Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.

  4. В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?

  5. Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?

  6. В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?

  7. Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?

  8. Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?

  9. Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов? ((ОК-12)-II.В)



Смоделируйте процесс инновационного целеполагания в соответствии со стадиями: 1. предынновационную; 2. инновационную; 3. производственную ((ОК-12)-III.У)
Постройте дерево целей( выбранных произвольно), руководствуясь соответствующими правилами, аналогично приведенному примеру («Экологическая реабилитация территорий региона»): ((ОК-12)-III.В)

c:\users\nina\desktop\дерево целей. экология.gif

Ознакомьтесь с кейсом для анализа «На стыке культур» ( К.А. Аленина Сборник кейсов для международного менеджера. – Пермь, ПФ ГУ-ВШЭ 2004)

  1. примите решение (с учетом соответствующих требований к его качеству)о том, какой выход из ситуации будет оптимальным для издательства PRI((ОК-8)-I.У);

  2. обоснуйте свой выбор, используя специальную терминологию, применяемую для описания процесса принятия решения ((ОК-8)-I.В).

Английское издательство Parris-Rogers International (PRI), как и многие другие иностранные фирмы, привлек на Ближний Восток деловой бум, вызванный ростом цен на нефть. Были созданы бахрейнские предприятия для редактирования первых телефонных и деловых справочников пяти арабских государств Аравийского полуострова и еще семь автономных подразделений, обслуживающих Объединенные Арабские Эмираты. Из-за того, что большинство богатых нефтью государств испытывает острую нехватку в местных кадрах, они нанимают иностранных работников, которые сейчас составляют весьма существенную долю их рабочей силы. Например, в 1970 г. в Саудовской Аравии 75% рабочей силы было иностранного происхождения. Таким образом, PRI не смогло нанять достаточного количества квалифицированных людей на месте, но при помощи объявлений в лондонских газетах нашло кандидатов на четыре ключевые должности. Англичанка Анжела Кларк была нанята в качестве редактора и исследователя, а три молодых англичанина взяты на работу в качестве торговых агентов. Четыре новых работника немедленно отправились в Бахрейн. Никто из них раньше не бывал на Ближнем Востоке, поэтому они собирались вести дела обычным образом. Нанятые на комиссионной основе агенты предполагали, что, действуя "агрессивно", они смогут обеспечить такое количество сделок, которое считается нормальным для Великобритании. Они привыкли работать около восьми часов в день, уделять безраздельное внимание потенциальным клиентам и ограничивать большую часть разговоров конкретными деталями деловой операции. Но вместо этого они обнаружили, что на бизнес остается намного меньше времени, потому что мусульмане молятся пять раз в день, а во время Рамазана - с постом от рассвета до заката - рабочий день еще больше сокращается. Деловые встречи часто начинаются позже назначенного времени. Когда же торговым агентам наконец удавалось встретиться с арабскими бизнесменами, им часто приходилось идти в кафе, где арабы переводили разговор на пустую болтовню. Питье кофе и чая было для них, видимо, более важным, чем дела. Более того, торговым агентам казалось, что арабы вообще придают мало значения деловым встречам, потому что часто их внимание переключалось на друзей, которые присоединялись к ним в кафе или конторе. Анжеле Кларк платили заработную плату, а не комиссионные, поэтому PRI несла все расходы по ее деятельности, натолкнувшейся на совершенно неожиданные препятствия. Издательство при заключении контракта с правительством обосновало цены на подготовку телефонных справочников исходя из английского опыта. Однако в Бахрейне эта работа оказалась более трудоемкой и дорогой. В традиционном ближневосточном городе отсутствуют названия улиц и номера домов, и госпоже Кларк пришлось провести перепись бахрейнских учреждений, указывая местонахождение каждого из них с помощью таких слов, как "до", "после" или "напротив" какого-либо значащего ориентира, прежде чем приступить к работе над справочником. Госпожа Кларк столкнулась также с особыми проблемами из-за своего положения незамужней женщины. Она несла ответственность за проведение исследований во всех 13 странах и планировала нанять внештатных помощников в большинстве из них. В связи с ее статусом незамужней женщины Саудовские власти запретили ей въезд в Саудовскую Аравию. Каждый раз, когда она посещала Оман, оформление ее визы занимало 6 недель. Это особенно огорчало ее, потому что и Саудовская Аравия, и Оман нередко шли на упрощение въезда незамужних женщин, если в глазах местных властей их бизнес имел для страны большое значение. В странах, куда она могла въезжать, Анжела Кларк должна была останавливаться только в гостиницах, которые выделялись правительственными чиновниками для женщин-иностранок. Но даже там ей было запрещено появляться в столовой без сопровождения управляющего гостиницей. Ее объявления о найме помощников повлекли за собой личные оскорбления и неприличные телефонные звонки. Торговые агенты PRI никак не могли приспособиться к работе в новой окружающей среде. Вместо того чтобы настоять на пересмотре системы комиссионных вознаграждений, они пытались заставить арабских бизнесменов изменить манеру взаимоотношений с ними. Например, после нескольких месяцев мытарств они стали отказываться от приглашений потенциальных клиентов пойти куда-нибудь подкрепиться и выказывали недовольство "ненужными" разговорами, опозданиями и вмешательством посторонних лиц в деловую беседу. Арабские бизнесмены реагировали на это отрицательно. В результате издательство получило множество жалоб, из-за чего существенно пострадала репутация фирмы. Вопросы для обсуждения.
Ознакомьтесь с кейсом для анализа «Вредные материалы в Западной Африке» ( К.А. Аленина Сборник кейсов для международного менеджера. – Пермь, ПФ ГУ-ВШЭ 2004)

Год назад вы стали вице-президентом по международным делам мультинациональной компании, которая производит и продает химикаты. Министр сельского хозяйства небольшой развивающейся страны в ападной Африке на следующие пять лет заказал серию крупных поставок специального пестицида,который производит только ваша компания. Министр считает, что этот химикат - единственный, который может спасти урожай от нового заражения паразитами, грозящего ему уничтожением. Однако вы знаете,что есть еще один пестицид, который, вероятно, столь же эффективен; он производится в другой стране и его применение никогда не было разрешено в вашей собственной стране. Ваш пестицид очень токсичен. После многолетних дебатов ваше правительство недавно подписало закон, запрещающий его использование в вашей стране. Есть доказательства того, что опасное для здоровья количество этого химиката легко попадает в организм человека с овощами, на которых он оседает, с мясом животных, которые поедают эти овощи, и с водой. После тщательных раздумий вы сказали об этом министру. Он все же продолжает настаивать на применении этого химиката, аргументируя свою настойчивость тем, что химикат абсолютно необходим и что им будут пользоваться «интеллигентно». Вы совершенно уверены, что спустя десять лет это приведет к разрушению здоровья некоторой части народа его страны. Президент и первый вице-президент вашей компании уверены, что заказ надо выполнить. Они подвергают сомнению позицию вашего правительства и очень озабочены сбытом уже произведенного количества пестицида и серьезными финансовыми проблемами компании, к которым приведет его запрещение. Однако они ясно дали понять, что решение остается за вами. Примечание. У вашей компании есть кодекс поведения, и ваше правительство подписало Акт о ведении бизнеса, но ни тот, ни другой документ не касаются опасных материалов. Ответьте на вопросы: 1) Какова оптимальная альтернатива в данной ситуации? 2)Обоснуйте свой выбор, сформулируйте возможные последствия выбранного решения и то, насколько вы готовы были бы нести за него ответственность. ((ОК-8)-II.У)


Упражнение «Критический анализ ситуации»

Участникам предлагается дать оценку политической, экономической, социальной ситуации в регионе», стране, в зарубежных странах, в мире (в управлении, в производстве, в финансовых вопросах, в образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.); затем организуется обсуждение ошибок в решении социальных задач и проблем путем организации дискуссий. ((ОК-8)-II.В)



Ознакомьтесь с ситуацией для анализа (Д. Халперн. Психология критического мышления. Издательство: Питер, 2000 г.)

Представьте себе, что вам предлагают купить с аукциона однодолларовую банкноту. Вы и ваши друзья можете предлагать свои цены, причем тот, кто предложил самую высокую цену, платит и получает банкноту. Единственная загвоздка заключается в том, что свои ставки должны выплатить и человек, предложивший самую высокую цену, и все остальные. Купюру же получит только тот, кто назначил самую высокую цену. Предположим, вы согласились торговаться и довели цену до 80 центов. Ваш друг ставит один доллар. Скорее всего, вы предложите один доллар и пять центов, потому что вы просто так потеряете 80 центов, если не будете поднимать цену. Шубик (Shubik, 1971) обнаружил, что люди будут продолжать торговаться, даже подняв цену выше одного доллара, чтобы выиграть доллар и сократить свои потери в этой игре до минимума. Ответьте на вопросы: 1) Каково влияние ситуации на процесс принятия решения? 2) Какую психологическую ловушку иллюстрирует описанная ситуация?3) Какое решение будет оптимальным в данном случае?2)Какие моделии методы принятия решений целесообразно использовать? ((ОК-8)-III. У)



Кейс для анализа «Дилемма государственного колледжа Aliesha: компетентность или нужды». ((ОК-8)-III. В)

До 1980-х годов Aliesha имел репутацию хорошего государственного педагогического колледжа, расположенного вдалеке от столиц. Однако с ростом численности студентов он был преобразован в колледж с четырехлетним обучением (были даже подготовлены планы по его преобразованию в 1990-е годы в государственный университет). За 10 лет численность студентов Aliesha выросла от 1,5 тыс. до 9 тыс. Его бюджет рос еще скорее, и за этот период увеличился в 20 раз. Единственное, что не менялось в Aliesha – самое первое его отделение, педагогический колледж, численность студентов которого фактически даже сократилась. Все другие структуры, казалось бы, процветали. Были созданы новые факультеты гуманитарных наук, бизнеса, ветеринарии и стоматологии с четырехлетним обучением. Aliesha разработал много программ для местных жителей. Среди них были быстро развивающиеся вечерние программы, клиника психического здоровья и детский логопедический центр – единственный в этой местности. Была создана школа, в которой работали старые преподаватели колледжа. Хотя в ней обучалось только 300 старшеклассников, она считалась лучшей в округе. Но в 1986 г. государственное постановление внезапно резко сократило бюджет Aliesha. В то же время преподаватели потребовали и получили значительную прибавку к заработной плате. Было ясно, что что-то следует предпринять: дефицит бюджета был так велик, что нельзя было покрыть даже текущие расходы. Когда комитет преподавателей встретился с президентом и ученым советом, после долгих споров были намечены два кандидата на сокращение: детский логопедический центр и показательная школа. Оба стоили Aliesha примерно одинаково и оба были очень дорогими. Все знали, что логопедический центр был действительно нужен, это было делом первостепенной важности. Но все признавали, поскольку доказательства были исчерпывающими, что логопедический центр не решал своих задач. Качество работы оставляло желать лучшего, кроме того, в округе было и так немало прекрасных школ. «Как мы можем обосновать, - спрашивал один из психологов, связанных с логопедическим центром, - работу школы, в которой нет острой нужды, но в которой обучение каждого ученика стоит столько же, сколько подготовка дипломника в Гарварде? «А как мы можем обосновать, - спрашивал декан факультета образования, сам один из выдающихся преподавателей показательной средней школы, - существование логопедического центра, который не дает результатов, хотя каждый из его пациентов стоит государству столько, сколько каждый из наших учеников, или даже больше того?» Ответьте на вопросы: 1) Какова общая организационная среда, в которой осуществляется ППР?2) Насколько обоснованы позиции оппонентов? 2) Какой выход из ситуации видится Вам оптимальным и почему? Какая модель принятия решений применима в данном случае? Каков прогноз последствий принятого решения?



Упражнение «Сравнительный анализ критического, рефлексивного и творческого мышления»

Составьте таблицу, в которой необходимо дать определение указанным типам мышления, найдите 3 сходства и 3 отличия между ними (в случае отсутствия каких-либо позиций обосновать свой ответ), привести соответствующие примеры. ((ОК-13)-I. У)




Определения

Критическое мышление - это

Рефлексивное мышление - это

Творческое мышление - это

Сходства

1.

2.



3.

Отличия

1.

2.



3.

Примеры

Пример проявления критического мышления - это

Пример проявления рефлексивного мышления - это

Пример проявления творческого мышления - это


Осуществите рефлексивный анализ и оценку средств, методов и форм организации работы с информацией, которые используются Вами в учебно-познавательной деятельности чаще всего - перечислите, охарактеризуйте и укажите положительные и отрицательные свойства используемых Вами средств, методов и форм, предположите способы их усовершенствования ((ОК-13)-I.В)
Дйте критическую оценку какому-либо из своих недавних поступков в форме критических высказываний разного вида. Заполните соответствующую часть таблицы. ((ОК-13)- II.У)

Виды критических высказываний

Примеры

Критика- аналогия




Критика- вопрос




Критика-озабоченность




Критика-смягчение




Критика-предупреждение





Упражнение в парах «Восприятие критики» ((ОК-13)- II.У)

Один участник критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики. После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.


Упражнение «Чтение с остановками» ((ОК-13)- II.В)

Составьте таблицу вопросов и ответов к тексту, используя вопросы, направляющие ход мышления (Д. Халперн. Психология критического мышления).



Общие вопросы

Используемые навыки мышления

Приведите пример ... ?

Приложение

Каким образом можно ... использовать для ... ?

Приложение

Что случится, если ... ?

Предположение/выдвижение гипотез

Что подразумевается под ... ?

Анализ/заключение

В чем сильные и слабые стороны ... ?

Анализ/заключение

На что похоже .. ?

Идентификация и создание аналогий и метафор

Что мы уже знаем о ... ?

Активизация ранее приобретенных знаний

Каким образом ... влияет на ... ?

Активизация причинно-следственных отношений

Каким образом ... связано с тем, что мы изучили ранее?

Активизация ранее приобретенных знаний

Объясните, почему...

Анализ

Объясните, как ...

Анализ

В чем смысл ... ?

Анализ

Почему важно ... ?

Анализ значимости

В чем разница между ... и ... ?

Сравнение — противопоставление

Чем похожи ... и ... ?

Сравнение — противопоставление

Как можно применить ... в повседневной жизни?

Применение в реальном мире

Какой аргумент можно привести против ... ?

Контраргументация

Какой ... является лучшим и почему?

Оценка и ее обоснование

Какими могут быть возможные решения задачи?

Синтез идей

Сравните ... и ... на основании ...

Сравнение — противопоставление

Общие вопросы

Используемые навыки мышления

Что, на ваш взгляд, является причиной ... и почему?

Анализ причинно-следственных связей

Согласны ли вы с утверждением, что ... ?

Оценка и ее обоснование

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Оценка и ее обоснование

Общие вопросы

Используемые навыки мышления

Как, по вашему мнению, посмотрел бы ... на вопрос ... ?

Рассмотрение других точек зрения





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница