Физически развитое поколение всегда было и остается в любом государстве особым национальным интересом



Скачать 189.68 Kb.
страница1/13
Дата10.06.2018
Размер189.68 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ВВЕДЕНИЕ

Физически развитое поколение - всегда было и остается в любом государстве особым национальным интересом.

Так в документе, которому на сегодняшний день 17 лет, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24) в разделе II. «Национальные интересы России» одни из таких национальных интересов признан интерес РФ в здоровом, физически развитом поколении [8].

Заинтересованность первых лиц руководства страны в проблемах физического развития далеко не случайна. Известно, что физические кондиции населения, и в первую очередь молодежи, в настоящее время ухудшаются, что связано с произошедшими в последние десятилетия негативными изменениями в образе жизни современного населения.

Так, о пропаганде здорового образа жизни и обеспечении доступности занятий физической культурой и спортом для детей всех категорий и возрастов говорится в уже более современном документе - в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы». В этом документе идет речь и о внедрении оздоровительных технологий в работу образовательных учреждений и организаций [15].

Также зарубежные и отечественные ученые, педагоги поднимают вопрос о важности физического развития и физического воспитания подрастающего поколения.

Доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук Г.Б. Мейксон, кандидат педагогических наук, профессор Л.Б. Кофман в 2009 году на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» опубликовали Концепцию физического воспитания детей и подростков [9].

В этом документе говорится, что в соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. К основному средству, в частности, для достижения этой цели отнесено - формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

В рамках XXVI Международной научно – практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», состоявшейся 23-25 сентября 2016 года в городе Коломне поднимались вопросы физического воспитания детей, подростков, учащихся в современном мире, говорилось о перспективах подготовки спортивного резерва [12].

В последнее десятилетие во всем мире наблюдается тенденция к омоложению состава сборных команд по многим видам спорта. Однако существует мнение Ашмарина Б.А. о том, что стремление к ранней специализации для достижения высоких спортивных результатов противоречит цели и задачам системы физического воспитания, приводит к нарушению ее основных принципов - всестороннего развития, оздоровления и подготовки к трудовой деятельности. Процесс омоложения в спорте становится самоцелью и приводит к преждевременному применению специализированных средств тренировки, а также нагрузок, неадекватных морфологическому и психофизическому развитию детей и ведущих к нежелательным изменениям ряда функций организма. Форсирование специализированной подготовки, по мнению автора, является причиной массового отсева: 48-72% молодых спортсменов прекращают занятия, не желая выполнять большие монотонные напряжения. Вместе с тем современные научные данные и опыт грамотных тренеров позволяет обеспечить такую систему спортивной подготовки детей, которая наряду с ранней спортивной специализации должна гарантировать и общую физическую подготовку юных спортсменов [1].

По мнению доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России, почетного доктора Германской высшей школы физической культуры Матвеева Льва Павловича, полноценная общая физическая подготовка, которая представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у спортсмена и является основой спортивной тренировки, включает общую (ОФП) и специальную подготовку (СФП) [11].

Курамшин Юрий Федорович, кандидат педагогических наук, профессор, автор ряда научных работ, в том числе методического пособия «Теория и методика физической культуры» (1999), писал: «Включение общей физической подготовки в программу соревновательного периода помогает дальнейшему росту специальной подготовленности, сохранению высокой спортивной формы, обеспечивает активный отдых и лучшее восстановление организма» [10].

Такое разделение подготовки, по мнению Филина Владимира Павловича, профессора кафедры теории и методики физического воспитания Российской государственной академии физической культуры, позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства, методы и формы проведения занятий с детьми, подростками и юношами.

Согласно идее этого ученого, общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие спортсмена, т.е. развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), которые хотя и не являются специфичными для избранного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма, способствует гармоничному развитию всего организма, всей его мускулатуры, укреплению систем и повышение его функциональных систем, обогащает спортсмена двигательным опытом и самыми разнообразными навыками [30].

В предисловии учебного пособия «Теория и методика футбола» (2013), авторы данного источника Губа В.П., Лексаков А.В., акцентируется внимание, что футбол является одной из самых популярных спортивных игр как во всем мире, так и в РФ. Одной из ключевых и приоритетных задач является подготовка спортивного резерва из числа детей, подростков, молодежи для Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и для других мировых Чемпионатов. В этом же источнике говорится, что во многих образовательных организациях (школах, учреждениях СПО и ВО ДЮСШ) футбол включен в уроки физической культуры, так и в программы внеурочной деятельности и дополнительного образования. От юного футболиста требуется крепкая общая физическая подготовленность с целью реализации достижений в этом базовом виде спорта для детей и юношества [24].

Поэтому проблема поиска путей средств обшей физической подготовки подростков, занимающихся футболом, является для педагогики спорта достаточно актуальной.

Изучением и поиском таких средств занимались ученые разных стран. Идеи в этом вопросе англичанина Унта И.Э., раскрыты в учебном пособии «Индивидуализация и дифференциация обучения» [27].

Президент Российского футбольного союза Толстых Н.А. во вступительном слове к учебному пособию «Теория и методика футбола» отметил, что сегодня российский футбол является динамично развивающейся отраслью, поэтому необходимо говорить о педагогах-тренерах, которые используют новые подходы, тенденции в тренировке юных футболистов [24].

В выше названной Концепции физического воспитания детей и подростков к одой из идей перестройки физического воспитания и развития отнесена идея применении активных и творческих методов и форм обучения. К таким активным формам обучения отнесены индивидуальные формы обучения. А совершенствование содержания физического воспитания в общеобразовательной школе и в вариативной части содержания физического воспитания в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей и их физических возможностей [9].

Поэтому, говоря о занятиях в секции футбола, можно отметить, что не существует «универсального» ребенка, для которого бы идеально подходили стандартные программы подготовки. Возможно, одному ребенку следует сделать упор на развитие силы или какого-либо другого физического качества, другому – на совершенствование техники, третий лучше и эффективнее тренируется только осмысления тонкостей стратегии и тактики игры в футбол. И при этом решить, каким образом тренироваться именно этому ребенку и выбрать нужное направление в тренировочном процессе, является довольно сложной задачей, особенно учитывая командный характер игры в футбол.

Об индивидуализации обучения в спорте говорят многие ученые.

Так П.В. Квашук, автор статьи «Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки» в электронной версии журнала «Вестник спортивной науки» доказывает необходимость учитывать индивидуальные характеристики организма, являющиеся опорными для индивидуализации процесса подготовки [7].

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников также ратует за учет индивидуальных различий как основы оптимизации спортивной деятельности. В своей статье «Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности автор» ссылается на многих ученых. Например, на профессора А.А. Гужаловского, который выделил несколько основных направлений в решении проблемы индивидуализации. А именно: индивидуальный подход в процессе отбора и спортивной ориентации, индивидуализация средств и методов тренировки, индивидуализация тренировочной нагрузки. Так, Г.С. Туманян выделяет такие показатели, характеризующие индивидуальные особенности спортсмена: технические; тактические; теоретические; морально-волевые, а также физические; общую физическую подготовленность спортсмена. И.А. Тер - Ованесян предлагает учитывать: особенности телосложения; психические особенности; особенности перенесения тренировочной нагрузки, а также общую физическую подготовленность [20].

Таким образом, тема ВКР - Реализация индивидуального подхода как средство общей физической подготовки подростков в процессе занятий в секции футбола Объект исследования в ВКР – общая физическая подготовка подростков 11-12 лет в процессе занятий в секции футбола





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница