Физическая культура



страница1/12
Дата11.02.2016
Размер0,96 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра физического воспитания
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основы теории и методики физического воспитания

для студентов нефтегазовых вузов

(методическое пособие по лекционному курсу)


Уфа


2014

Курс лекций обобщает и систематизирует знания на основе теории и методики физической культуры в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и программой принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Предназначено для студентов всех факультетов Уфимского государственного нефтяного технического университета, изучающих теоретический раздел программы по дисциплине «Физическая культура».

Редакторы: Красулина Н.А., доц., канд. хим. наук

Валеева Г.В., доц. канд. пед. наук
Составители: Зайнетдинов М. А., доц., канд. пед. наук

Валеев Д. З., доц.

Красулина Н.А., доц., канд. хим. наук

Хужин Р. А.. доц. канд. пед. наук

Смирнова А. П.. доц.

Валеева Г. В., доц. канд. пед. наук

Рецензенты: Греб А.В., заведующий каф. физвоспитания УГНТУ

Прохорова Е.В., зам. зав каф. физвоспитания УГНТУ

по УР

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2014



ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………7


ПЕРВЫЙ КУРС, ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Глава 1. Физическая культура в профессиональной подготовке

студентов и социокультурное развитие личности студента……………8

1.1. Физическая культура и сорт как социальный феномен

современного общества………………………………………………………8

1.2. Социальные функции физической культуры……………………….....12

1.3. Средства физической культуры………………………………………...14

1.4. Основные составляющие физической культуры……………………...14

1.5. Краткая история физической культуры………………………………..16

1.6. Организационно-правовые основы физического воспитания студенческой молодежи……………………………………………………………18

1.7. Общая психофизическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………...20

1.8. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……….....23

1.9. Общие закономерности изменения работоспособности

студентов в процессе обучения……………………………………………..24

1.10. Работоспособность студентов по семестрам и в целом

за учебный год……………………………………………………………….26

1.11 Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период……………………………………………………………………………….27

1.12. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния

студентов в экзаменационный период……………………………………..29

1. 13. Использование «малых форм» физической культуры

в режиме учебного труда студентов………………………………………..31

1.14. Особенности проведения учебных занятий

по физическому воспитанию для повышения

работоспособности студентов………………………………………………32

Контрольные вопросы………………………………………………………35
ПЕРВЫЙ КУРС, ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Глава 2. Социально-биологические основы адаптации организма

человека к физической и умственной деятельности,

факторам среды обитания………………………………………………...36

2.1 Организм человека как единая саморазвивающаяся

биологическая система……………………………………………………...36

2.2. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма……………………………………………………....................38

2.3 Мышечная система и её функции……………………………………....40

2.4. Костная система и её функции…………………………………………42

2.5.. Сердечнососудистая система………………………………………….43

2.6. Дыхательная система и её функции……………………………………44

2.7.Пищеварение……………………………………………………………..48

2.8.Функциональная подготовленность организма к физическим нагрузкам……………………………………………………………………………51

2.9. Физическое развитие……………………………………………………53

2.10.Возрастные изменения длины и массы тела………………………….54

2.11.Двигательная активность и её влияние на адаптационные возможности организма человека к умственным и физическим нагрузкам……………………………………………………………………………54

2.12.Утомление и переутомление при физической

и умственной работе…………………………………………………………57

2.13.Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке………………………………….....................58



Контрольные вопросы……………………………………………………….60
ВТОРОЙ КУРС, ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Глава 3. Основы здорового образа жизни студента.

Роль физической культуры в обеспечении здоровья…………………..60

3.1.Понятие «Здоровый образ жизни»……………………………………...60

3.2.Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека……………………………………………………………………………..62

3.3.Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...63

3.4.Организация режима труда, отдыха и сна……………………………...64

3.5.Организация режима питания…………………………………………..65

3.6.Организация двигательной активности………………………………..66

3.7.Личная гигиена и закаливание………………………………………….67

3.8.Профилактика вредных привычек……………………………………...68

3.9.Культура межличностного общения……………………………………71

3.10.Психофизическая регуляция организма………………………………71

3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие

здорового образа жизни……………………………………………………..72

Контрольные вопросы………………………………………………………73
ВТОРОЙ КУРС, ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР

Глава 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов

в образовательном процессе………………………………………………73

4.1. Виды физической подготовки………………………………………….73

4.2.Методические принципы физического воспитания…………………...76

4.3.Средства и методы физического воспитания………………………….79

4.4.Основы и этапы обучения движениям…………………………………80

4.5.Развитие физических качеств в процессе физического

Воспитания…………………………………………………………………..82

4.6.Зоны интенсивности физических нагрузок……………………………83


4.7.Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями………………………………………………………………………85

4.8.Формы занятий физическими упражнениями…………………………86

4.9.Массовый спорт и спорт высших достижений………………………..88

4.10.Студенческий спорт, студенческие спортивные соревнования……..90



Контрольные вопросы………………………………………………………92
ТРЕТИЙ КУРС, ПЯТЫЙ СЕМЕСТР

Глава 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий……………………………………………………………………………93

5.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………..93

5.2.Формы самостоятельных занятий……………………………………..94

5.3.Содержание самостоятельных занятий……………………………….95

5.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин………………..97

5.5.Планирование объёма и интенсивности физических

упражнений………………………………………………………………….97

5.6.Управление процессом самостоятельных занятий……………………98

5.7.Характеристика интенсивности физических нагрузок

для студентов………………………………………………………………...99

5.8.Гигиена самостоятельных занятий……………………………………101

5.9.Профилактика травматизма……………………………………………105

5.10. Самоконтроль…………………………………………………………106

Контрольные вопросы……………………………………………………..117
ТРЕТИЙ КУРС, ШЕСТОЙ СЕМЕСТР

Глава 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка

будущих специалистов……………………………………………………118

6.1. Профессионально-прикладная физическая культура как часть

культуры труда и физической культуры в целом…………………………118

6.2. Историческая справка по актуальности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)………………………………………………..120

6.3. Современное представление о профессионально-прикладной

физической подготовке работников промышленного

производства……………………………………………………………….122

6.4. Общие положения профессионально-прикладной физической

подготовки студентов………………………………………………………127

6.5. Цель, задачи и средства ППФП студентов вузов…………………….129

6.6. Факторы, определяющие содержание ППФП инженера……………134

6.7. Организация, формы и система контроля ППФП

студентов в вузе……………………………………………………………..137

6.8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда

в нефтегазовом производстве……………………………………………..139

6.9.Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника нефтегазового производства……………………………………………………...142

6.10.Особенности ППФП, студентов будущих специалистов

нефтегазового производства, по направлениям

и специальностям…………………………………………………………..145

6.11.Цель, задачи и методические основы производственной физической

Культуры…………………………………………………………………….154

6.12. Производственная физическая культура в рабочее время…………157

6.13 Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки……………………………………………………………………………158

6.14. Физическая культура и спорт в свободное от работы время………162

6.15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха……..…164

6.16. Дополнительные средства повышения работоспособности………166

6.17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры………………………………………………..167

Контрольные вопросы……………………………………………………..171
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………173

ПРЕДИСЛОВИЕ
Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая, физическая культура, направлены на совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина и здорового специалиста.

Предлагаемый нами теоретический курс учит тому, как возвратить человека к здоровому естественному состоянию, сделать более гуманным его образ жизни. Гуманитарное образование призвано поднять общий уровень образованности студента, сформировать у него потребность в сохранении и укреплении здоровья. Лекционный курс для студентов содержит современное изложение теоретического раздела программы по дисциплине «Физическая культура», принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Содержание предлагаемого обязательного курса включает в себя основополагающие понятия и термины, необходимый минимум знаний наук, питающих физическую культуру. В лекционном курсе предоставлено углубление и расширение отдельных тем, что связано с особенностями будущей профессии выпускника.

В главах пособия изложены теоретические основы физической культуры: программно-нормативные, социально-биологические, педагогические, психофизиологические, а так же основы здорового образа жизни. Рассмотрены методики оздоровительной и спортивной тренировки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, материал профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового комплекса.

Специалист будущего – это высокоорганизованная личность, быстро адаптирующаяся к социальным, экономическим преобразованиям общества, обладающая высоким интеллектом, настойчивостью в достижении поставленной цели, самостоятельностью в принятии решений, устойчивой потребностью в физическом совершенствовании. Особая роль в становлении личности как высоко подготовленного специалиста принадлежит, бесспорно, физической культуре.

Содержание методического пособия по лекционному курсу соответствует требованиям современного образовательного стандарта и дополнено результатами анализа и обобщения опыта преподавателей физического воспитания и мнения студентов.



ГЛАВА 1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА


    1. Физическая культура и спорт

как социальный феномен современного общества.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность [54. 55].

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.



Итак, физическая культура – вид культуры общества, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, её пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для неё видах социально-трудовой деятельности, усиливают её адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Её роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет 2-3%. В быту и на производстве на смену ручного труда пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с её многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.

Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это, прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.

Вышеперечисленное позволяет считать, что роль систематических занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений современной цивилизации.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности [16]. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий её морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию её индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один из эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Её специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение её сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности – вид культуры личности, результат реализации социальной программы физического развития, выступающей как средство и способ выполнения человеком социальных обязанностей.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творчеству, «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные её компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели [54,55]. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

- степень сформированности потребности в физической культуре и способы её удовлетворения;

- интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

- характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

- выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

-степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

-проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

- уровень физического совершенства и отношение к нему;

- владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

- системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

- широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям [37]. Сложная система потребностей личности, её способностей предстает здесь как мера освоения физической культурой общества и мера творческого самовыражения в ней.




    1. Социальные функции физической культуры

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.. Рассмотрим лишь некоторые из них.



Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

Образование человека. В процессе занятий физической культурой и спортом (ФКС) человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

По признакам общности их можно объединить в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите Отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.

5. Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Социологические данные, полученные многими учеными, убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится выполнить работу с высоким качеством.

Разносторонние интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2 % физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования: занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.  Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя, а для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница