«Практикум по детской патопсихологии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»
Задание 1. В психоневрологическое отделение подмосковного стационара поступила девочка 3,5 лет с предварительным диагнозом РДА. Ребёнок с матерью проживают в карельской деревне. Жалобы мамы: ребёнок игнорирует обращённую речь, воспринимает только крик. Собственной речи нет, использует отдельные слова-звукоподражания ситуативного значения. Дома девочка подолгу рисует, лепит или может рассматривать что-то, игнорируя окружающую обстановку.Будучи погруженной в себя, пугается зажженного света, касания – любых изменений в окружающем. Сон и аппетит не нарушен. Девочка – единственный ребёнок в семье, детские учреждения посещать нет возможности. Во время прогулок с другими детьми ведёт себя агрессивно.
Специалисты отделения (психолог и логопед) не смогли установить контакт с ребёнком: Аня крепко сжимала карандаш в руке и втягивала голову в плечи, закрывала лицо руками или отдёргивала лист и отворачивалась к стене, если взрослые пытались присоединиться к её деятельности. На листе бумаги остаются влажные следы от детских ладоней. Когда специалист заговаривала с ней и пододвигала лист или игрушку, Аня громко глухо вскрикивала, отталкивая предложенное задание. К матери, присутствующей в кабинете, однако, девочка не обращалась. Однако предварительный диагноз не подтвердился.
Вопрос:Какое Вы предполагаете нарушение? Каков прогноз развития ребёнка при правильно организованной помощи?
Ответ:Первичным дефектом в данном случае является (может быть) нарушение слуха. Вторичным в структуре дефекта будет нарушение речи. Ввиду несвоевременной диагностики к нарушению речи также присоединяются личностные изменения: агрессивность как реакция на страшную, непредсказуемую ситуацию по причине ограниченности собственных возможностей. Повышенная общая и вегетативная возбудимость как возрастной симптом. Нарушения взаимоотношений с матерью также могут быть возрастным симптомом: кризис трёх лет, отягощенный буквальным непониманием ребёнка со стороны взрослого. При правильно организованном обучении прогноз в данном случае благоприятный.