Философия познания и науки



Скачать 106.88 Kb.
Дата02.06.2016
Размер106.88 Kb.
Философия познания и науки
Познание

  1. Познание как деятельность.

  2. Чувственное и рациональное познание.

  3. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

  4. Форма рационального познания: понятия, суждения и умозаключения.

  5. Связь чувственного и рационального.

  6. Проблема истины.

Философия разнообразна, существует множество разделов. Гносеология — раздел философского знания, посвященный проблемам и вопросам познания. К слову сказать, что наряду с гносеологией существует близкий раздел по своему содержанию «эпистемология». Сам термин по сравнению с гносеологией имеет более яркий выраженный, именно научный смысл, это есть теория именно научного познания. Оба термина достаточно широко используются в филоской литературе. Прежде чем говорить о познании, нужно сказать о природе самого познания. Познание субъект-объектно по своему содержанию, то есть в структуре можно выделять познающего субъекта, коим является человек, и, с другой стороны, объект познания. Объектом является та или иная вещь, любой фрагмент материального единства мира, к слову сказать, объетом познания может выступить и сам человек, но тогда уже речь пойдет о самопознании. Особенность самопознания является то, что субъект сливается с объектом познания, являясь объектом для самопознания.


Итак, природа всяких познавательных отношений субъект-объектна. Что касается уровней познания. В современной гносеологии выделяют два уровня основных: чувственный уровень и рациональный уровень. Еще Кант писал: всякое наше познание начинается с опыта. Имеется в виду, что познание начинается с чувств, всякий опыт невозможен все чувственно данных ощущений. 5 органов чувств, благодаря им человек обретает чувства. Само чувственное познание осуществляется в трех своих формах: ощущения, восприятие, представление. Ощущение есть наиболее элементарная форма чувств. Восприятие есть целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений (яблоко: круглое, …). Множественность ощущений дана нам в восприятии конкретной вещи, в данной случае в яблоке. Представление — это чувства, которое вспоминается или воображается нами. Так или иначе, благодаря чувственному ощущению или познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства, или, говоря иначе, именно благодаря чувственному познанию, множественности ощущений, благодаря формам чувственного познания, человек получает первичную информацию о мире. В этом смысле человек обладает уникальной способностью вчувствования в мир. Благодаря этому возможно само познание. Как известно, сам процесс вчувствования сопряжен у человека с мышлением, в частности, с объяснением, с пониманием. То и другое относится к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и в форме умозаключения. Подробнее мы поговорим.
Понятие. Давайте спросим, кто такой студент, 5-тилетнюю девочку… Понятие — особая мысль, но не любая, а максимально действенная, которая позволяет многое объяснять. Понятие есть главная мысль о чем либо. Понятие есть обобщение, интерпретация. Это мысль, обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Конечно же, подлинная природа понятий отражена именно в науке, где как раз предельно действенном виде даны понятия их объясняющей силе, объясняется суть тех или иных явлений на основе понятий. Также понятиями являются идеализации. В понятии заключены все свойства вещи, понятие есть тотальность всех определений о вещи?
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. Сравним два выражение: электропроводность всех металлов, все металлы проводят электрический ток. Второе — суждение? Суждения всегда выражаются повествовательными предложениями.
Умозаключение — есть вывод нового знания. К примеру, все металлы — проводники. Медь — металл. Значит, медь — проводник. Умозаключение должно быть проведено чисто без ошибок? В этой связи используется доказательство. Правомерность мысли доказывается с помощью других мыслей.
Эти три формы рационального познания составляют содержание рассудка. Именно рассудком человек руководствуется в процессе мышления. Однако философская традиция, следующая за Кантом различает рассудок и разум. Разум, в отличие от рассудка, есть высшая ступень логического мышления. В этом отношении рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Конечно же, в самом познавательном конкуре чувственное, с одной стороны, и рациональное с другой стороны неким образовм связаны. Наше познание не строго дифференцированное на чувственное и рациональное, а далее мы будем говорить, рассматривая научное познание, о эмпирическом и теоретическом. Уже при чувственной форме познания мы наблюдаем зачатки рассудочного мышления. Именно на уровне чувственного мышления мы имеем дело с множественностью ощущений, которые в отдельности не представляют той или иной цельности. Лишь в синтезе этих ощущений, а таковой возможен только в результате способности челвоеческого познания к синтетической деятельности образуется определенный целостный образ, или, как в когнетивной психологии, картинка или узор. Мы имеем дело с образами, будь это чувственнцый или рационалньый образ. Единственное мы подчекируем, что рациональный образ более глубин. Без рациольного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится блеклым, лишенным жизни. Таким образом, всякое познание имеет именно чувственно-рациональный характер.
Следующие аспекты: память и воображение. Память — способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рациональные формы.
Мы знаем, что различают кратковременную и долговременную память. Воображение — способность человеческой психики вызывать в жизни чувства и жизни, которые были известны ранее, либо являются новым. То есть, воображение как правило содержит элементы нового. И если этого нового много, то, как правило, говорят о творческом воображении: фантазии, мечты — это тоже форма воображения.
Также, немаловажно, упамянуть об интуции, о ее роли в познании. Интуиция представляет непосредствекнное, неосознанно полученное знание. Природа интуиции — природа инсайда, мгновенного озарения. Интуитивное знание может носить чувственный, рациональный характер. В современной гносеологии интуицию понимают как некий нерасчлененный акт познания. Основное отличие интуиции, специфика ее заключается в том, что при интуитивном познании не идет речи о как таковом процессе, здесь нет места процессу, оно мгновенно, знание представляет в виде… Здесь уровней, этапов нет, знание мгновенно. Подытоживая все сказанное, …
Познание носит субъект-объектную природу, говоря о познании, здесь субъект сливается с объектом. Познание можно рассматривать иначе? Например, так его рассматривает в гносеологии и эпистемологии современных. Мы подбираемся к вопросу об истине. Природа познавательного процесса диалектична, представляет собой диалектику формы и содержания, и эта диалектика может быть представлена следующим образом: информация — знание — информация — знание — … (до бесконечности). Человек получает первичную информацию о мире на уровне чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Что такое восприятие?

Человек на уровне чувственного познания получает первичную информацию о мире, сведения, что это такое? Это информация, поступающая в сознание человека. Обратимся к любимой схеме, объясняющей многое в философии, в том числе особенности познавательного процесса. Человек познает этот мир, понимает, интерпретирует.

Континуальность, непрерывность сознания человека.
Человек получает первичную информацию. Она поступает в сознание. Он ее раскрывает, интерпретирует, понимает. Прежде чем возникнет понимание, в сознании человек появляются смыслы в определенном контексте. Что такое человек? Герменевтика, семиотика. Наш мир предстанет в сознании человека в качестве глобального контекста, с одной стороны, с другой — сознание имеет другой контекст. В момент столкновения этих контекстов возникает понимание. В сознание человека поступает первичная информация, и именно в сознании человека возникает определенное понимание. Оно и есть, собственно знание. Притом личностное знание. Может ли быть знание неличностным? Думается, что нет. Но прежде чем возникнет это понимание, возникают смыслы, которые предворяют то или иное понимание. Если мы представляем мир, как некий контекст, то мир — это определенный текст. С точки зрения семиотики все есть текст. Все есть знак. Знак имеет свое значение, знак имеет свой смысл. Вся трудность заключается в понимании этой системы. Значение — инвариантно. То есть общезначимо. А смысл — контенуальный. Об этом свидетельствуют исследования, которые ведутся в современной когнетивной и экспериминтальной психологии. Что значит континуален? Присущ сознанию отдельно взятого человека, выступающего в качестве объекта познания. Формирование смысла возможно лишь только в сознании человеа. Значение же инвариантно, и оно функционирует на уровне социокультурного пространства. В процессе социализации … Существует в виде объективных значений? Так или иначе эти объективные значения в том или ином контексте предстают в виде поступающей информации в виде сознания, а он уже эти значения мира в целом, текст, собственно говоря, состоит из множества знаков, и преломление значений сквозь призму, и каждый такой смысл предворяет определенное понимание. К слову сказать, что понимание — тоже достаточно сложное понятие. Объяснение — завершающая фаза поинмания? Объяснение — описание? Речь идет о различных уровнях познавательного процесса.
Какова природа знаков. Если значение инвариантно, а смысл — континуален. Как они пересекаются? Если мы имеем дело с контекстом, с окружающей действительности. Сознание — тоже его контекст. Всякий познавательный акт — столкновение.
Пример с небом: черное небо. Мерцают звезды, смыслы мерцают в сознании каждого. Они возможны лишь в ситуации здесь и сейчас. Знание возникает именно в одномоментных актах улавливания смысла. Мысль — течет, и мы не в состоянии ее схватит. Как воду схватить руками. Как бы не пытались ее вербализовать, то возникает ощущение недосказанности?
… Понимание — и есть знание. Но для другого человека это знание, которое мы будем передавать другому человеку, оно будет информацией, но не знанием. И этот человек начинает снова обрабатывать информацию. Притом мы говорим, что познание носит субъект-объектную природу, и в нем можно выделять два уровня: чувственный и рациональный. Мы говоирм о формах чувственного и рационального познания. На уровне ощущения одно понимание, воспроиятия, представления — еще одно понимание. Суждение — отражение глубины понимания. На каждом познавательном уровне возникает каждое понимание.
Что такое истина? Аристотель — основоположник научного знания. Он впервые выделил критерии научного знания. Научное от ненаучного отличается чем? Оно всегда объективно, всеобщно, системно, доказательно, подтверджается в опыте. В отличие от религиозного, мифологического, художественно-образного. Что же считать знанием?
Платон же заявил, что такое знания быть не может. Он заявил, что знание носит приближенный знак, и всегда быть объективно быть не может. Аномнезис: припоминание-размышление? У него есть мир идей, душа ранее прибывала в этом мире, созерцала истину, она забыла, что знала ранее, и, припоминая, что… Приходим к агностицизму, непознаваемости мира. Человек вынужден вернуться в тот мир, чтобы познать, что есть истина.
Концепций истин много. Множество концепций. По Аристотелю это значение — знание. А по Платону — понимание — знание.Все дело в следующем: и тот, и другой трактуют знание как итог познавательного процесса. Мы познаем, проходим ряд стадий, что является итогом, и есть знание. Цель всякого познания — цель истинного знания. Знание — есть итог познавательного процесса, содержание которого зафиксировано в понятии. Понятие как первая форма рационального познавания. Формирование понятие невозможно вне чувственного познания. Но, если для Аристотеля содержание понятия есть знание, то для Платона это всего-лишь момент познания, который сиюминунтно меняется другим… Речь идет об уровнях понимания. Понимание — ведь тоже итог, оно представляет собой итог, но этот итог одновременно момент.
Библия, например. Речь идет о глубинных текстах, с многоярусной семантикой. Кроме того, процесс социализации никто не отменял, мы социализируемся, познаем. Содержание обогащается, мы начинаем все тоже понимать на несколько другом уровне. По Платону каждый акт такого понимания и итог, и момент, что в последствии Гегелю позволило сказать, что истина — процесс, а не результат. Спираль Гегеля. Гегель акцентировал внимание лишь на процессе мышления. Спираль — Гегелевская спираль. Вот они уровни понимания, синтезы.

Истина — это континенуальность?


Классическое понимание истины. Истинное знание — то знание, которое соответствует объективной действительности. Содержание первого понятия должно соответствовать объективной действительности, то есть адекватно передавать. По Аристотелю это так.
По Платону этим ограничиться не может. Если концепция Аристотеля — концепция репрезентативная, знание репрезентитирует вещь; то концепция Платона — понимающая концепция. Каждый акт понимания, предворяемый актом формирования смыслов, возможных здесь и сейчас – итоги, которые сиюминутно меняются другими итогами. Концепция знания как понимания на данный момент наиболее актуальна. Это связано с развитием современной эпистемологии, где знание предстает в виде процесса. А на сегодня классические глубоко критикуются. Объективность, системность, опытная подверждаемость не признаются? Наука тоже развивается. Логика и рост научного знания состоит в движении от одной научной парадигмы к другой. Именно в ньютонской-кортезианской парадигме оформились… Но с появлением физика Эйнштейна идеалы стали рушитьяс. С появлением информационной парадигмы мы имеем дело с постклассичекой… Меняется представление о самой истине: что такое истина. Вопрос остается открытым. Неорационалист, представитель французской философии — Башер? Он как-то заявил о своей концепции преодаления эпистемологических препятствий. Каждая научная парадигма со временем меняется другой научной парадигмой, каждая последующая преодолевает препятствие, в виде научной парадигмы, отвергает. Науку создают гении, они в состоянии придумать нечто новое, они создают вообще что-то новое. Классический системный блок.
Тогда знание — есть процесс, истина есть процесс. Истина невозможна?
Первая — классическая, Аристотелевская. Его рассматривают как основоположника научного знания.
Вторая – понимающая.
Истин много? Третья концепция — конвестиалистическая концепция (соглашение).
С точки зрения Евклида наличие двух параллельных линий невозможно. Научные сообщества. Школы. Ньютон и Эйнштейн. Природа абсолюта вообще непознаваема. Демокрит — все тела состоят из атомов. Атом делим.
Классические идеалы претендует на итоговость: там четкий критерий. Все больше мы говорим о том, что неподается научному объяснению.
Попер.
Конвенция — есть соглашение. Особенно для современной науки. Революционер в науке: в науке все приемлемо, даже магия. Сколько конвенций, столько и истин.
Прагматическая концепция. Основатель — Чарльз Пирс. Истина — то, что способствует успеху, достижению цели. Если оно полезно, значит оно истинно.
Может ли истина носить объективный характер? С точки зрения Аристотеля, репретензтативной концепции (концепция соответствия) объективным знание может быть. С точки зрения понимающей концепции, данная тендеция начала свое развитие, начиная с философии Платона, философия Платона и Аристотеля собственно заложила основы для всей последующей философии. Заложена она была в философии Платона, но актуализировалась у Шопенгаура (Мир как воля и представление, Ницше, Кант: критический характер). У Канта: критика чистого разума, …, способности суждения. Кант отвергает все предшествующее ему, и создает свое представление в целом о познании.
Чем он примечателен? У него несколько иное представление познающего субъект. Субъект выступает в качестве активно конструирующего… Он акцентирует внимание на активной роли… Субъект по Канту заново конструирует объект своего познания. Вещь в себе и вещь для нас. Вещи, объективно существующие, — вещи в себе, они непознаваемы. Почему? Потому как они являются нам в нашем сознании, то есть каждый из нас имеет дело с явлениями этих вещей. Каждый из нас — особая колокольня, наполненность, континуальность. Это сознание имеет явление с этой вещью. На что смеет надеяться человек? Кант рассуждает об особенностях рассудочного и разумного познания. Рассудок способен выстраивать суждения о конечных вещах. А когда рассудок пытается помыслить бесконечным, то он не способен, во-первых, и лишь разум способен. Но разум впадает в антиномию, неразрешимые противоречия. И для человека это оказывается непознанным. Кант отвергает 5 доказательств существования Бога. Как только разум пытается понять, что такое Бог, он впадает в антиномию. Императив Канта — нравственный и категоричностный? императив. Многие Канта называют агностиком.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница