Философия образования. Теоретико-методологические проблемы педагогики



Дата22.04.2016
Размер64 Kb.
Философия образования.

Теоретико-методологические проблемы педагогики
1. Бабинский М.Б. Альтернативный характер педагогической системы для современной школы // Школьные технологии. – 2010. - № 3. С. 77

Организуя становление человека в школьном возрасте, педагогика естественно выходит к вопросам онтологии. Потому что человек развивается не куда-то в пустоту, а в конкретную взрослую жизнь – в пору плодоношения: биологического, духовного. В этом отношении жизненный путь человека может быть разделен на два этапа: приготовление к бытию и бытие как таковое. Причем последнее логично рассмотреть прежде «становления», так как без разрешения вопроса о модели взрослого существования ни о какой целенаправленности «становления» (не говоря уже об «организации») речи быть не может.



2. Белозеров С.М. Естественность композиционных моделей и искусственность современного обучения // Школьные технологии. – 2010. - № 3. С. 40

Модели любых объектов, процессов и явлений, в том числе и из сферы психики, имеют семь признаков естественности по отношению к тому, что моделируется. Модели знаний и процесса овладения ими, разумеется, не составляют исключения. Под естественностью модели понимается ее адаптивная самоорганизация для понимания сущности моделируемого: законов, действующих в нем, с ним и по которым оно действует.



3. Белозеров С.М. Композиции, которых не замечали: новые старые модели знаний // Школьные технологии. – 2010. - № 5. С. 34

Новые естественные модели знаний – композиции – это ставшие уже привычными и оттого не замечаемыми классические образцы адекватных классификаций и системных обобщений, которые накоплены развитием общечеловеческой культуры во всех ее областях – от математики до музыки. Они – не замечаемые ранее психологические факты, свидетельствующие о композиционном строении внутреннего мира человека и его объективации при вхождении в любой из культурных пластов. Там, где знания достигают вершины своего развития, мы обнаруживаем модели-композиции, психологически удобные и, главное, пригодные как для раскрытия истинной природы процессов, объектов и явлений, так и для выражения аффективной сферы психики, отражающей и порождающей мир на интуитивной, неосознаваемом этапе ее работы.



4. Белозеров С.М. Композиционные модели знаний в истории, мифологии, религии, игровой и гадательной практике // Школьные технологии. – 2010. - № 6. С. 41

В статье раскрывается структура мышления и моделей знаний, формирующихся по одним и тем же базовым психологическим законам строения композиций в различных областях знания – история, мифология, религия, а также в игровой, гадательной и психокоррекционной практике. Знание основных психологических законов построения моделей знаний в различных дисциплинах служит технологическим приемом для глубокого и целостного понимания нового материала, для системной подачи и игрового характера освоения новых тем.



5. Белозеров С.М. Что и зачем моделируется во внутреннем мире ученика, учителя, директора школы // Школьные технологии. – 2010. - № 1. С. 43

В преподавании, освоении знаний и психологии тема организации психики не нова. В любой научной школе психологии она имеет место под названием «моделирование психики», но не психологическое моделирование, например знаний, которым может заниматься любой ученик и учитель. Разница в подходах ученых к разработке этой темы и разница подходов учителей, учеников и руководящего персонала школ к применению на практике методов психологического моделирования определяется тем, что именно моделируется в психике, из чего строится модель, как это делается и зачем. Ответы на эти вопросы определяют содержание и форму модели, методы и возможности ее использования и, самое главное, степень адекватности отражения в модели сущности моделируемого содержания, берущегося из психики.



6. Бим-Бад Б.М. Аксиомы педагогики // Педагогика. – 2010. - №3. С. 15.

Раскрывается важнейшее методологическое значение аксиом как мировоззренческих конструктов построения педагогической теории. Определяются основные аксиомы современной педагогики.



7. Веряев А.А. Отражение в лексиконе учащихся их образованности, личностных качеств и характеристик. Возможности исследования // Школьные технологии. - 2010. - № 5. С. 123

В статье автор говорит об измерении таких лингвистических переменных, как образованность, конкретные личностные качества, характеристики, компетентность.



8. Гурьянова М.П. Наша новая школа на селе: прогностическая модель // Педагогика. – 2010. - № 10. С. 25

В статье рассматриваются задачи, стоящие перед сельской школой и в целом перед сельским социумом в связи с реализацией образовательной инициативы «Наша новая школа», озвученной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.



9. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающий ресурс методической системы // Педагогика. – 2011. - № 1. С. 25.

Проектирование здоровьесберегающего учебного процесса целесообразнее начинать не с усовершенствования педагогических технологий, в силу их жесткости и эмпиричности, а с проектирования методических систем, обладающих свойствами открытости и саморегуляции. Выявлена связь здоровьесберегающего характера методических систем с их развивающей направленностью, психологической и социокультурной безопасностью.



10. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию // Педагогика. – 2009. - № 9. С. 35

Статья посвящена проблеме связи общего экологического образования с общекультурной подготовкой школьной молодежи. Экологическая культура рассматривается не только как результат экологического образования, но и как источник конструирования и пространство развития содержания общего образования.



11. Зыков М.Б. Современное российское образование: тенденции и ориентиры развития // Школьные технологии. – 2010. - № 2. С. 3

Во многих школьных арифметических задачках путник или автомобиль обычно перемещаются из «точки А» в «точку Б». Так и школе в России сегодня необходимо переместиться из точки прошлого в точку настоящего и затем в точку будущего. Чтобы совершить это перемещение правильно и не сбиться с пути, нужно очень подробно разобраться в том, что же это за точки – «вчера», «сегодня» и «завтра» нашей российской школы.



12. Ибрагимов Г.И. Педагогический эксперимент: проблемы и основные направления совершенствования // Педагогика. – 2010. - №3. С. 20.

в статье рассматриваются методологические аспекты педагогического эксперимента: основные признаки педагогического эксперимента, объективные и субъективные трудности его использования в педагогических исследованиях, ведущие направления совершенствования.



13. Ивашевский С.Л. Образование и идеология // Педагогика. – 2010. - №3. С. 36.

В статье предложен новый подход к решению проблемы формирования идеологии современной России. В качестве альтернативы уже существующим подходам автор предлагает идеологию «неопросвещения», основанную на ценностях образовательной культуры российского общества.



14. Ильин Г.Л. Методологический анализ современной образовательной системы // Школьные технологии. – 2010. - № 5. С. 3

Современная педагогическая теория, а вместе с тем и образовательная система объединяют весь педагогический процесс, включающий обучение и воспитание, под одним термином – «образование»… Почему? И обучение, и воспитание всегда выступали средством формирования, образования личности с заданными свойствами. При этом обучение было связано, главным образом со свойствами личности, обеспечивающими познание окружающего природного мира, а воспитание – со свойствами, связанными с социальным миром (общение людей). В статье предлагается иное понимание миссии образовательной системы, не связанной с задачей формирования личности с заданными свойствами.



15. Ильин Г.Л. Об эволюции понимания предмета психологии // Школьные технологии. – 2010. - № 4. С. 10

В статье рассматриваются исторические изменения основного понятия психологи – души – с древнейших времен до нового времени и выхолащивание его в исследованиях картезианского понимания науки по мере появления категорий сознания, бессознательного, поведения, гештальта, деятельности, личности, измененного сознания. Утверждается необходимость разработки учения о душе на основах современного понимания науки не как способа открытия объективных законов природы и общества, а как проекции души человека на окружающий мир.



16. Ильин Г.Л. О специфике педагогической науки // Школьные технологии. – 2010. - № 3. С. 17

Для того, чтобы понять своеобразие современной педагогики, стоит обратиться к историческому периоду формирования идеала педагогики как науки – эпохе просвещения. Именно эта эпоха характеризуется развитием практики обучения учителей педагогической деятельности, формированием государственной системы обучения профессии учителя. Для нее характерно осознание педагогической деятельности как занятия, которому можно и даже нужно не только учиться, но и учить.



17. Карпов А.О. Особенности современной образовательной парадигмы // Школьные технологии. – 2010. - № 3. С. 10

Современное образование существует в условиях смены культурной парадигмы. Эта смена обусловлена решающей ролью знания и когнитивных способностей человека в эффективной организации инновационного социума. Общественные преобразования протекают в агрессивной социокультурной среде, впитавшей множественность культурных форм. В силу конфликтной динамики мирового развития к факторам интенсивной социальной стратификации следует отнести диссонансные явления этнического, религиозного, гендерного, коммуникационного и ментального типов. Глобализация провоцирует пандемический масштаб культурных трансформаций.



18. Краевский В.В. Методологические характеристики научного исследования // Школьные технологии. – 2010. - № 2 С. 11

В ходе научной работы у любого исследователя время от времени возникает сомнение в правильности избранного им пути и желание сверить его с теми правилами и регулятивами, которое выработало человечество на тернистом пути научного познания. Чтобы анализировать собственную научную деятельность, исследователь должен обладать определенным запасом знаний в области методологии научного познания.



19. Левитес Д.Г. Качество школьного образования как общественно-педагогическая и дидактическая проблема // Школьные технологии. – 2010. - № 6. С. 25

В статье описаны предпосылки создания и модель качества школьного образования, основанная на квалитологическом принципе динамизма. Этот принцип, перенесенный из сферы производства товаров и услуг в сферу школьного образования, позволяет осуществлять управление его качеством, ориентируя деятельность учителя и образовательного учреждения не только на предметные, но и на метапредметные, а также личностные и социальные результаты (эффекты) образования.



20. Левитес Д.Г. Теория педагогического целеполагания // Школьные технологии. – 2010. - № 5. С. 9

Педагогическое целеполагание – одна из сложнейших проблем общей дидактики и различных образовательных практик. Являясь методологическим основанием педагогической деятельности, грамотно сформулированная, осознанная учителем и принятая учеником цель (цели) определяет подходы к отбору содержания образования и выбору методов (технологий) и средств обучения. В статье описан опыт теоретического анализа проблемы педагогического целеполагания, предложен и обоснован дидактический принцип, позволяющий разрешать целый ряд противоречий, связанных с выбором и ранжированием педагогических идей в условиях ограниченного образовательного потенциала школы.



21. Левичев О.Ф. Логико-гносеологический механизм познания всеобщих законов в процессе становления синтетического познания педагога // Школьные технологии. – 2010. - № 6. С. 3

В данной статье сделана попытка описания процесса использования «сквозных законов» в педагогической практике.



22. Левичев О.Ф. Технический гуманитаризм духовно-нравственного развития личности // Школьные технологии. - 2010. - № 5. С. 99

В статье делается акцент на существующем в педагогике противоречии: с одной стороны, усиленно внедряют различные технологии, делая тем самым педагогику технологической наукой, а с другой стороны, никто не хочет признать, что педагогическая технология – это создание условий для реализации конкретных законов, которые и дают гарантированный результат. Данное противоречие определено сочетанием «технологический гуманизм».




23. Липский И.А. Методологические риски развития социальной педагогики // Педагогика. – 2009. - №3. С. 24.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с этапами, современным состоянием и перспективами развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса. Анализируются риски, проявляющиеся в области ее базовых методологических основ и способные привести к регрессивному развитию социальной педагогики в России.



24. Малофеев Н.Н. Научные основы модернизации специального образования // Педагогика. – 2009. - №3. С. 9.

Раскрыты основные направления и содержание деятельности Института коррекционной педагогики РАО по модернизации системы специального образования, созданию механизмов его устойчивого развития.



25. МалюкАА. Формирование культуры информационной безопасности общества // Педагогика. – 2009. - №3. С. 33.

Задача формирования современной культуры информационной безопасности требует использования возможностей всех звеньев системы непрерывного образования, целенаправленной деятельности государственных органов, больших усилий в сфере законодательства и нормативного регулирования.



26. Никитенко В.Н. Образование как социально-педагогическая и междисциплинарная категория // Педагогика. – 2010. - № 10. С. 21

В статье представлено обоснование категории образования не только как социально-педагогической, но и междисциплинарной. Аргументирована потребность в науке, предметом исследования которой являлось бы образование в широком смысле слова. Высказывается мысль о том, что такой наукой могла бы быть эдукология как общая теория образования.



27. Новиков Д.А. Современные подходы к исследованию проблем управления образовательными системами // Педагогика. – 2010. - № 10. С. 16

В статье приводится критический анализ существующих подходов к исследованию проблемы управления образовательными системами. Обосновывается необходимость подхода, ориентированного на определение конструктивных процедур принятия решений. Раскрываются возможности развития этой области научного знания.



28. Орлов В.И. Противоречия процесса обучения // Школьные технологии. – 2010. - № 1. С. 16

В истории человеческой мысли важным завоеванием является диалектическое понимание причины самодвижения и развития окружающего мира и познания. Выведен общий закон: всем объектам действительности (предметам, процессам, явлениям, их свойствам и состояниям) присуща внутренняя противоречивость, и именно она составляет источник и движущую силу их развития. Категория противоречия – центральная в данном законе. В этой связи развитие любого объекта есть процесс возникновения, развертывания и разрешения противоречий и в то же время зарождения и действия новых противоречий.



29. Перминова Л.М. Дидактические условия взаимосвязи стандартов первого и второго поколений // Школьные технологии. – 2010. - № 3. С. 3

Преемственность в образовании – важнейшее условие его развития и устойчивости. Образовательные стандарты первого и второго поколений существенно отличаются друг от друга в ценностно-целевом и содержательном плане. Однако их анализ показывает возможность установления связей образовательно-обучающего характера.



30. Пузыревский В.Ю. Методологическое значение философии для практики гуманизации образования // Школьные технологии. – 2010. - № 1. С. 34

Философия образования по своей онтолого-методологической функции может помочь педагогике осознать архаические корни образования, всмотреться в первичные техники эмпатического и рефлексивного образования, понять причины и возможности коррекции по снижению преобладания «знаниевой» образованности над «личностной».



31. Разумовский В.Г. Научный метод познания и его образовательный потенциал // Педагогика. – 2011. - № 2. С. 15.

Предлагается концепция повышения эффективности образования на основе научного метода познания, раскрывается его педагогический потенциал: как ориентировочная основа познавательной и творческой деятельности учащихся (чувственное восприятие явления – начальный этап познания, гипотеза – источник теоретического знания, объяснительная и предсказательная функции гипотезы, эксперимент – применение знаний на практике); научный метод как фактор мотивации учения и саморазвития личности, как фактор формирования системы универсальных умений и навыков, как фактор обучения на фоне положительных эмоций.



32. Рыжов А.Н. Педагогические понятия в отечественной учебной литературе XIV—XVIII вв. // Педагогика. – 2009. - № 9. С. 24

В статье на большом фактическом материале рассматриваются процессы исторического развития содержания основных педагогических понятий в контексте образовательных и социально-политических процессов в России в XIV-XVIII вв.



33. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Школьные технологии. – 2010. - № 6. С. 32

Статья посвящена анализу методологических и теоретических оснований классической педагогики сред, в которой используются метафорические когнитивные модели, основанные на постулатах интерактивности аккумулирующей природы обучения, его последовательного, накопительного характера, истинность данных постулатов не доказана наукой и практикой. Не решены проблемы манипуляции средствами среды и тотальности воздействия среды на личность ученика, лежащие в основе методов обучения в среде. Показаны ограничения когнитивного и деятельностного подходов при их использовании в модели средоориентированного обучения. Рассмотрен вариант постклассических представлений функционирования обучающих сред как самоорганизующихся единств и показана его перспективность.



34. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Единство и взаимосвязь компетенций // Школьные технологии. – 2010. - № 6. С. 103

На основе известного положения о единстве личности и деятельности (внутреннего и внешнего планов личности) предложен принцип единства и взаимосвязи компетенций, позволяющий выделить в данной профессиональной области ведущую компетенцию и «спроектировать» на нее сопутствующие и обогащающие основную (профессиональную). В результате в индикаторах ведущей компетенции будет отражен целостный спектр личностных качеств.



35. Суслова И.Б. Эвристический потенциал философем И.Канта в методологии педагогического целеполагания // Педагогика. – 2011 - № 1. С. 79.

Статья представляет собой попытку философского осмысления идеи высшего блага И. Канта в связи с содержательным наполнением понятия «сущность человека» в целях поиска ключевого элемента системы педагогического целеполагания в современном отечественном образовании.



36. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогика. – 2010. - № 10. С. 3

В статье раскрыты важнейшие направления развития современной психолого-педагогической науки в условиях информационного общества и стремительно меняющегося мира Детства. Определены возможности РАО в научном обеспечении качественного совершенствования образования.



37. Хуторской А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования // Педагогика. – 2009. - №3. С. 17.

Раскрыт эвристический потенциал общего образования, который отражает возможности продуктивной образовательной деятельности. Определены принципы эвристического обучения, ключевой технологический элемент обучения – эвристическая образовательная ситуация. Представлен опыт проведения дистанционных эвристических олимпиад.



38. Шамис А.Л. О познаваемости мира // Школьные технологии. – 2010. - № 4. С. 3

В статье описываются представления об основных фундаментальных проблемах познания и о его возможных пределах. Обсуждается традиционный вопрос: может ли машина мыслить? Затрагивается вопрос о свободе поведения, а также высказывается гипотеза о «разумности» происходящих в мире глобальных процессов и предположение об их возможном смысле.
Каталог: dfiles
dfiles -> Национально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
dfiles -> Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени новые решения
dfiles -> Перечень региональных инновационных площадок (далее рип), входящих в инновационную инфраструктуру общего, дополнительного образования Забайкальского края
dfiles -> Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка
dfiles -> Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ
dfiles -> Виды искусствоведческого анализа и возможности их применения на уроках мхк
dfiles -> Профессионально психологические аспекты активизации личности государственного служащего
dfiles -> Гендерные особенности управленческой деятельности
dfiles -> Анализ уровня стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница