Философия ценностей Философское учение о ценностях называется аксиология



Скачать 22,79 Kb.
страница1/3
Дата03.03.2023
Размер22,79 Kb.
#205095
  1   2   3
Связанные:
Философия ценностей


Философия ценностей

Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:


является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.
Другими словами, или:
а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе;
б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.

В зависимости от понимания природы ценностей, сформулировалось несколько теорий.


1.Натуралистический психологизм ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2.Аксиологический трансцендентализм ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.
3.Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.
Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:
а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;
б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);
в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);
г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.


Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.
Все ценности различаются:
во-первых, по времени их существования:
- конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);
во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:
а) материальные (экономические);
б) социально-политические;
в) духовные.
Материальные – ценности включают в себя:
 производственно-потребительские или утилитарные;
 отношения к собственности;
 обеспечение быта и т.д.


Социально – политические ценности:
 представления о социальной справедливости;
 представления о свободе;
 представления о правах человека;
 представления о роли и функциях государства;
 представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.


Духовные ценности:
 нравственные (этические);
 правовые и политические;
 эстетические;
 религиозные;
 гносеологические.
в третьих, по носителю:
а) общечеловеческие;
б) национальные;
в) групповые;
г) индивидуальные или личностные;
в-четвертых, по значимости:
а) абсолютная ценность;
б) высшие;
в) специфические и др.
Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.
В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в « Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.
«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»
Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.



Скачать 22,79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница