МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г.УССУРИЙСКЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
История физической культуры и спорта
Специальность - 050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью
050104.65 Безопасность жизнедеятельности
Форма подготовки (очная)
Кафедра теории, методики и практики физической культуры и спорта
курс 1 семестр 1
лекции 30 час.
практические занятия 12 час.
семинарские занятия 0 час.
лабораторные работы 0 час.
консультации 1 семестр
всего часов аудиторной нагрузки 42 час.
самостоятельная работа 44 час.
реферативные работы 0
контрольные работы 0
зачет не предусмотрен
экзамен 1 семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации №712 пед/сп от 31.01.2005 г).
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта «19» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Составитель: доцент С.А. Касинцев
СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
-
|
| -
Аннотация
|
3
| -
Выписка из ГОС ВПО
|
4
| -
Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД))
|
5
| -
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
27
|
АННОТАЦИЯ
Содержание дисциплины: Учебная программа реализуется в установленном объеме 86 часов и является обязательной в рамках цикла специальных дисциплин. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса по основным темам: Физическая культура в Древнем мире; Физическая культура в средние века; Физическая культура и спорт в Российской империи; Физическая культура и спорт в СССР; Физическая культура и спорт в Российской Федерации; Возникновение системы мировых соревнований по отдельным видам спорта; Возрождение Олимпийского движения. Формирование идеалов олимпизма. Практический раздел представлен в виде семинарских занятий. На семинарских занятиях рассматриваются основные теории происхождения физической культуры. Особенности развития физической культуры и спорта в странах Древнего Востока (Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Китай). Физическая культура в Древнем Риме, ее отличие от древнегреческой. Особенности развития физической культуры в феодальном обществе. Проблема развития физической культуры и спорта в России, СССР. Проблемы развития физической культуры и спорта в современной России. Особенности развития международного спортивного движения. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студента путем комплексной проверки.
Студент должен знать основные закономерности возникновения, развития и социальной значимости физической культуры и спорта. Знать основные этапы развития физической культуры, возникновение и развития физической культуры и спорта в зарубежных странах, формирование систем физического воспитания, национальные и народные виды спорта.
Связь с другими дисциплинами: «Социология физической культуры», «Экономика физической культуры», «Менеджмент физической культуры», «Правовые основы ФК».
Выписка из ГОС ВПО
ДПП.Ф.01
|
История физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт в жизни общества и личности. Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки. История международного спортивного движения.
|
86
|
«Верно»
Начальник отдела образовательных программ М.В. Бондаренко
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
История физической культуры и спорта
Специальность - 050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью
050104.65 Безопасность жизнедеятельности
Форма подготовки (очная)
Кафедра теории, методики и практики физической культуры и спорта
курс 1 семестр 1
лекции 30 час.
практические занятия 12 час.
семинарские занятия 0 час.
лабораторные работы 0 час.
консультации 1 семестр
всего часов аудиторной нагрузки 42 час.
самостоятельная работа 44 час.
реферативные работы 0
контрольные работы 0
зачет не предусмотрен
экзамен 1 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации №712 пед/сп от 31.01.2005 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта «19» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Составитель: доцент С.А.Касинцев
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………8
|
2. Тематический план дисциплины..……………………………………...…………………9
|
3. Содержание учебного материала.………………………………………………………..10
|
4. Требования к знаниям и умениям студентов………………………………...………….16
|
5. Формы контроля…………………………………………………………………………..17
|
6. Список литературы……………………………..………………………………...……..24
|
|
-
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта.
Цель дисциплины: сформировать представление о основных этапах развития мировой истории физической культуры и спорта, дать знания, которые будут основой для изучения других дисциплин гуманитарного цикла в сфере физической культуры.
Задачи дисциплины
-
Изучение средств, форм, методов идей, теорий и систем физической культуры.
-
Выявление эволюционных тенденций физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.
В содержание лекций входят основные сведения по предмету, проблемные вопросы, научные факты.
В содержание семинарских занятий входит материал для углубления и оценки знаний, развития творческих способностей, учебных дискуссий.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) осуществляется в процессе всех видов занятий.
Самостоятельные занятия – это работа с литературными источниками, написание план-конспектов.
В учебные планы включены зачеты и экзамены по дисциплине.
Данная дисциплина изучается на Ι курсе (Ι семестр).
-
Тематический план дисциплины
для очной формы обучения
№ | Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Трудоемкость (всего часов) | Всего | Лекции | Практические, семинарские занятия | Лабораторные занятия | | 1 семестр | | | | | | | I | Физическая культура и спорт в жизни общества и личности | | | | | | | 1. |
Особенности физической культуры в странах Древнего Востока
| 6 | 4 | 2 | | 2 | 8 | 2. | Физическая культура Древней Греции | 6 | 4 | 2 | | 2 | 8 | 3. | Физическая культура Древнего Рима | 4 | 4 | | | 4 | 10 | 4. |
Физическая культура в средние века
| 4 | 4 | | | 4 | 8 | 5. | Физическая культура в России в эпоху реформ Петра Ι | 6 | 4 | 2 | | 4 | 10 | II | Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки | | | | | | | 1 | Военно-физическая подготовка в русской армии в ХVΙΙΙ веке | 2 | 2 | | | 4 | 6 | 2 | Создание отечественной системы физического воспитания | 2 | 2 | | | 4 | 6 | 3 | Физическая культура и спорт в России в 19- нач. 20 века | 4 | 2 | 2 | | 4 | 8 | 4 | Физическая культура в Советской России с 1917 по 1940 гг. | 2 | 2 | | | 4 | 6 | 5 | Физическая культура и спорт в СССР в 50-80-е годы ХХ века | 4 | 2 | 2 | | 4 | 8 | 6 | Физическая культура и спорт в России после 1991 года | 2 | - | 2 | | 4 | 6 | III | . История международного спортивного движения Возникновение системы мировых соревнований по отдельным видам спорта | - | - | | | 4 | 4 | | Итого за Ι семестр | 42 | 30 | 12 | | 44 | 86 |
-
Содержание учебного материала
Лекционные занятия
-
Физическая культура и спорт в жизни общества и личности
Тема №1. Особенности физической культуры в странах Древнего Востока
1. Древняя Месопотамия или Шумера (современный Ирак).
2. Древняя Ассирия.
3. Древняя Персия (Иран).
4. Древний Египет.
5. Древний Китай.
Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в странах Древнего Востока.
Тема №2. Физическая культура Древней Греции
1. Возникновение античной (греческой) гимнастики.
2. Олимпийские игры в Древней Греции.
Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем физического воспитания.
Таблица Олимпийских игр В Древней Греции:
1. Хронология Олимпийский игр.
2. Место проведения Олимпийских игр.
3. Виды спортивных соревнований (ОИ).
4. Участники Олимпийских игр.
5. Победители Олимпийских игр.
6. Общественное и культурное значение Олимпийских игр.
Тема №3. Физическая культура Древнего Рима
1. Физическая культура Царского периода.
2. Физическая культура в период республики.
3. Физическая культура в период империи.
Физическая культура в древнем Риме, ее отличие от древнегреческой. Военно-физическое воспитание. Развитие зрелищ.
Тема №4. Физическая культура в средние века
1. Рыцарское физическое воспитание.
2. Физические упражнения средневекового городского и сельского населения.
3. Физическая культура эпохи Возрождения.
4. Первые попытки введения физического воспитания в учебных заведениях.
Особенности развития физической культуры в феодальном обществе. Рыцарская система воспитания. Средневековые турниры. Физическая культура крестьян и горожан.
Тема № 5. Физическая культура в России в эпоху реформ Петра Ι
1. Физическая культура в быту русского народа.
2. Физическая культура в учебных заведениях Петра Ι
Физическая культура в России в период правления Петра Ι. Физические упражнения и игры в быту русского народа. Физическое воспитание в учебных заведениях.
-
Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки
Тема №6. Военно-физическая подготовка в русской армии в ХVΙΙΙ веке
1. Суворовская система военно-физической подготовки в русской армии.
Формирование и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск в ХVΙΙΙ (А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков).
Тема №7. Создание отечественной системы физического воспитания
1. Создание отечественной система физического воспитания П.Ф. Лесгафта.
Система физического образования П.Ф. Лесгафта. Организация физического воспитания в гражданских и военных учебных заведениях России.
Тема №8. Физическая культура и спорт в России в 19- нач. 20 века
1. Создание в России первых спортивных кружков и клубов.
2. Участие российских спортсменов в соревнованиях высокого уровня.
Таблицу «Развитие физической культуры и спорта в России в 19- начале 20 века»:
1. Крупнейшие спортивные организации в стране.
2. Учебные заведения, в которых проводилось физическое воспитание.
3. Наиболее распространенные виды спорта в России.
4. Крупнейшие спортивные соревнования в России.
5. Участие спортсменов России в международных соревнованиях.
6. Общая оценка состояния и развития физической культуры и спорта в стране.
Тема № 9. Физическая культура в Советской России с 1917 по 1940 гг.
1. Становление советской системы физического воспитания с 1917 по 1925 гг.
2. Развитие социалистической физической культуры в 30-40-е годы.
Физическая культура и спорт в СССР в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всеобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры.
Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (высший СФК, Всесоюзный комитет ФК)
Тема №10. Физическая культура и спорт в СССР в 50-80-е годы ХХ века
1. Развитие физической культуры в СССР в 50-е годы.
2. Физическая культура в СССР в 60-80-е годы.
Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946-1958 гг. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959-1968 гг.
Тема № 11. Физическая культура и спорт в России после 1991 года
1. Создание в России новой структуры государственных и общественных организаций управления физической культурой и спортом.
2. Новое научное направление – непрерывное физкультурное образование (НФО).
Трудности и перспективы развития российского спорта в период 1992-2007 годы.
Тема №12. История международного спортивного движения Возникновение системы мировых соревнований по отдельным видам спорта
1. Возникновение региональных спортивных движений и игр.
2. Основные проблемы Международного спортивного движения.
3. Новые виды спорта.
Возникновение региональных спортивных движений и игр. Основные проблемы Международного спортивного движения: расовая дискриминация, взаимоотношения спорта с политикой, коммерциализация и профессионализация, допинг, терроризм.
Содержание практических занятий
Тема 1. Особенности физической культуры в странах Древнего Востока
Древняя Месопотамия или Шумера (современный Ирак).
Здесь в начале ΙΙ тыс. до н.э. была изобретена боевая колесница. Палка из финиковой пальмы стала применяться для игры в «мяч с битой», а затем в конном поло. Борьба на палках – боевые приемы пленения противников.
Древняя Ассирия.
От Ассирисйского государства до нас дошло изображение плывущих воинов напоминающих стиль «кроль» (1200 г. до н.э.). Другие археологические находки говорят о том, что ассирийцы организовали обучение воинов фехтованию на мечах и метанию копья.
Древняя Персия (Иран).
Детей персы воспитывали в «воспитательных домах» при дворах сатрапов. С 7 до 16 лет – бег, борьба, верховая езда, метание копья, стрельба из лука. Распространение получила игра «шатрант шахмагнах», воспитывающая способность к стратегическому мышлению.
Древний Египет.
В Древнем Египте не были известны командные игры. Кроме того, игроками в мяч и гимнастами могли быть только рабы, поскольку восточный человек никогда не любил двигаться, предпочитая этому созерцание. Во время правления фараона Рамзеса ΙΙ (1290-1223 год до н.э.) стали проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах, водные состязания – лодочные турниры (столкнуть длинными шестами соперника с лодки в воду).
Древний Китай.
Первые ростки физической культуры появились в ΙΙΙ тыс. до н.э. В книге под названием «Кун-фу» впервые были систематизированы описания различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев. В основу военной подготовки входили состязания на колесницах, стрельба из лука, метание копья, рукопашная схватка.
Тема 2. Физическая культура Древней Греции
-
Возникновение античной (греческой) гимнастики.
Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов:
-
из подвижных игр (от 1 года до 7 лет);
-
палестрики (палестра – греч. Зал борьбы);
-
орхестрика.
В палестрику входили такие виды упражнений как бег, прыжки, метание копья и диска, борьба и т.д.
Орхестрика включала акробатические упражнения, обрядовые, ритуальные и боевые танцы.
Агонистика – (агоны- состязания, турниры, праздники). Агонистика – специальная подготовка и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).
-
Олимпийские игры в Древней Греции.
Сведений о первых Олимпийских играх нет. Наиболее достоверные данные об Олимпийских играх начинались к 776 году до н.э. Ритуальные торжества начинались в Олимпии в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т.е. как показывают расчеты современных ученых, между 11 и 16 июля. Сперва в спортивную программу празднеств входил только бег на стадию, равную 192,27 метра, и свой спор олимпийцы успевали разрешить за один день. Когда стали проводиться состязания по бегу на более длинные дистанции, пятиборью, борьбе, кулачному бою, гонкам колесниц, панкратиону продолжительность Игр возросла, достигнув в итоге пяти дней. Награды раздавались в последний день. Вначале это были драгоценности, а потом подлинно великие награды – венки из ветвей оливкового дерева. Слава олимпиоников была воистину общегреческой. В честь них устраивались почетные обеды на родине, им воздавались почести, великие поэты сочиняли в их честь триумфальные оды, великие скульпторы ваяли их изображения. Но в Греции проводились не только Олимпийские игры. Не менее почетными считались Истмийские игры, которые проводились на Истмиийском перешейке близ Коринфа, начиная с 582 года н.э. Они проводились каждые два или четыре года в честь бога Посейдона. Были еще Делоские игры на острове Делос (где был расположен культ Аполлона) – в 425 году до н.э. Афины учредили эти игры, проводившиеся раз в четыре года. Немейские игры проводились раз в два года в Немее (Арголида) и Пифийские игры в Крисе у Дельф (Фокида).
Тема 3. Физическая культура в России в эпоху реформ Петра Ι.
В быту русского народа физическое воспитание в виде народных развлечений и игр сохраняло самобытный характер. Такие формы народных развлечений как плавание, кулачные бои, хороводы, качели и другие игры осужденные на полное уничтожение указом царя Алексея Михайловича от 1648 года, в эпоху Петра Ι вновь вернулись к жизни. Различные народные развлечения на Руси, естественно, стали прообразами ряда видов спорта в нашем современном понимании. Широкое распространение в России получили кулачные бои. Одним из главных на масленице – бала также борьба.
Другими видами развлечений молодых людей в праздничные дня были бег взапуски, скачки на лошадях вперегонки, метание копья в кольцо, положенное на землю, стрельба из лука в цель и в поставленные на шест шапки.
Петр Ι думал о перевоспитании всего русского общества и о пересоздании всех форм общественной и государственной жизни. В числе первых учебных заведений указом от 14 января 1701 года была создана школа математических и навигационных наук. Там ученики занимались фехтованием. Было еще одно учебное заведение, в котором преподавалась рапирная наука. Таким учебным заведением была Морская академия, основанная в Санкт-Петербурге в 1715 г.
Тема 4. Физическая культура и спорт в России в 19-нач.20 века
Буржуазия открыла доступ в спортивные клубы и кружки рабочим, стремясь использовать физическую культуру и спорт как одну из форм воздействия на пролетариат с целью отвлечь его от политической борьбы.
Однако, общий уровень развития физической культуры и спорта в царской России оставался низким. Спортом занимались в основном представители имущих классов и энтузиасты-одиночки, которые иногда добивались высоких спортивных результатов. Николай Струнников был чемпионом Европы и мира по конькобежному спорту (1910-1911 гг). Николай Панин-Коломейкин на ΙV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году – стал первым русским олимпийским чемпионом по фигурному катанию. Борец Иван Поддубный являлся 6ти кратным чемпионом мира (с 1905 по 1910 гг). Многочисленные факты свидетельствуют о том, что у истоков отечественного спорта стояли представители интеллигенции, люди с широким диапазоном интересов, образованные.
Основателем отечественного тяжелоатлетического спорта был доктор В.Ф.Краевский. Создание первого легкоатлетического кружка связано с именем выпускника Петербургского университета П.П.Москвина. Первую в России спортивную школу плаванию основал доктор В.М.Песков, а первые спортивные кружки в Киеве – доктор Анохин. Г.А.Дюперрон (выпускник Петербургского университета) – основатель первой футбольной команды и ее первый капитан перевел правила футбола с английского на русский, разработал методические пособия по футболу.
Тема 5. Физическая культура в СССР в 50-80 гг.
1. Развитие физической культуры в СССР в 50-е годы. В 1951 году в высших учебных заведениях вводятся новью программы, согласно которым на 1 и 2 курсах обязательное занятие физкультурой по 2 часа в неделю и по 4 часа факультатива на старших курсах.
В результате развития спортивной работы на с еле к началу 50х годов число юношей и девушек, постоянно занимающихся спортом, достигло 6 млн.чел. В 1951 г. Советский Союз был признан в международном олимпийском комитете. А на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г. СССР завоевал 22 золотые, 30 серебряных и 17 бронзовых медалей. В соответствии и принятым в январе 1955 г. Постановлением Совета Министров СССР в августе 1956 года была проведена Первая спартакиада народов СССР по 20 видам спорта. За 1949-1958 гг. Советские спортсмены установили 3594 рекорда, 666 из которых были выше мировых достижений. Было подготовлено 1011 преподавателей физкультуры, 800 тыс. общественных тренеров и спортивных судей. В более чем тысяче спортивных школ занималось свыше 250 тыс. чел по 30 видам спорта.
В конце 50-х годов в советском физкультурном и спортивном движении имело место значительное структурное изменение. Профсоюзные и вузовские спортивные организации слились с территориальными спортивными организациями.
2. Физическая культура в СССр в 60-80-е годы.
Новым этапом в развитии физической культуры в стране стала ΙV Спартакиада народов СССР. В финале Спартакиада по 33 видам спорта приняло участие более 16 тысяч человек. По своим масштабам и спортивным результатам V (1971) и VΙ (1975) спартакиады народов СССР не уступали Олимпийским играм тех лет. Число спортсменов в 1975 году достигло 52,4 млн.чел.
О развитии физической культуры в стране убедительно говорят цифры, опубликованные в связи с проведением VΙΙ летней спартакиады народов СССР в 1979 году. В мероприятиях Спартакиады приняло участие 87 млн.чел. В период между двумя спартакиадами (в 1975 и 1979) население страны получило в свое распоряжение 158 новых спортивных комбинатов, 202 бассейна и 7637 спортивных залов.
Показатели Спартакиады – говорят о превращении советской физической культуры во всенародную. В спортивной науке произошел процесс интеграции ее отраслей, анализирующих общественную роль физической культуры и скрывающих естественные резервы человеческого организма. В результате новое освещение получил вопрос выбора талантов и специализаций.
Тема 6. Физическая культура и спорт в России после 1991 года
Создание в России новой структуры государственных и общественных организаций управления физической культурой и спортом: Координационного комитета по физической культуре и спорту при президенте РФ (1992 г.), Государственного комитета по физической культуре и туризму (1992 г.), Олимпийского комитета России (ОКР 1989 г.), Национального фонда физической культуры и спорта РФ (1992 г.). Роль и место общероссийских федераций по видам спорта, добровольных спортивных обществ, физкультурно-спортивных организаций республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований.
Новое научное направление – непрерывное физкультурное образование (НФО), его суть. Этапы НФО при подготовке кадров по физической культуре: допрофессиональный (довузовский), базовый (вузовский), профессиональное совершенствование (послевузовский). Возрождение народных форм и национальных видов спорта: гиревого спорта, городков, перетягивание каната, лапты, русских стилей рукопашного боя, «северных игрищ», системы воспитания российских казаков, скаутской системы воспитания.
-
Требования к знаниям и умениям студентов
Студент должен знать:
-
место и значение истории физической культуры в системе физического воспитания;
-
содержание и задачи истории физической культуры;
-
структуру дисциплины.
Студент должен знать:
-
основные этапы развития физической культуры;
-
возникновение и развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах;
-
формирование систем физического воспитания, национальных и народных видов спорта.
Студент должен уметь:
-
самостоятельно изучать, реферировать и конспектировать литературные источники;
-
готовить доклады и устные сообщения по заданию преподавателя.
-
Формы контроля
а) текущий контроль
Текущий контроль знаний студентов проводится в виде устного опроса на занятиях, в виде тестовых заданий и рефератов.
Перечень заданий для самостоятельной работы.
Тестовые задания
1. Какая игра «родилась» на территории Древней Месопотамии, напоминающая американский бейсбол и русскую лапту:
1) метание мяча;
2) конное поло;
3) игра с палкой (из финиковой пальмы);
4) игра в мяч с битой.
2. Какой стиль напоминали терракотовые изображения плывущих ассирийских воинов, относящиеся примерно к 1200 году до н.э.:
1) «брасс»;
2) «кроль»;
3) «баттерфляй»;
4) «на спине».
3. Как назывались игры физической культуры в Древней Персии:
1) «воспитательные дома»;
2) специальные школы;
3) «дома развития силы»;
4) гонки на колесницах.
4. Какие виды испытаний проходили фараоны при вступлении на трон:
1) бег;
2) прыжки;
3)гимнастика;
4) гонки на колесницах.
5. Из каких источников были получены сведения о развитии физической культуры в древнем Китае:
1) летописи;
2) «хроники»;
3) легенды и мифы;
4) наскальные иероглифы.
6. Что служило целью античной (древнегреческой) гимнастики:
1)сделать человека сильным;
2) сделать человека стойким и выносливым воином;
3) сделать человека гармонично развитой личностью (физическое и духовное)
4) развить у человека тело.
7. Какая система воспитания детей и юношей существовала в Афинах:
1) мусическая;
2) гармоническая;
3) физическая;
4) военная.
8. Первые сведения о зарождении Олимпийских игр в Древней Греции относятся к:
1) 490 г. до н.э.
2) 394 г. до н.э.
3) 776 г. до н.э.
4) 632 г. до н.э.
9. В честь какого бога проводились Истмийские игры:
1) Аполлона;
2) Гефеста;
3) Посейдона;
4) Ареса.
10. Проведение спортивных игр в Древнем Риме в царский период было связано с:
1) подготовкой воинов;
2) воспитанием юношей;
3) выборами вождя (царя);
4) различными ритуалами.
11. Почему в республиканском Риме главным достоинством мужчин была воинская служба:
1) хотели разбогатеть;
2) хотели прославиться;
3) хотели выслужиться;
4) хотели властвовать.
12. Почему физическая культура из средств военных баталий превратилась в предмет «заботы» императорской власти:
1) императоры хотели укрепить здоровье нации;
2) императоры хотели культивировать физическую культуру по греческому образцу;
3) императоры хотели отвлечь народные массы от восстаний;
4) императоры использовали интерес народа к зрелищам для достижения своих целей.
13. Куда посылали своих сыновей феодалы-рыцари овладевать рыцарскими навыками с 7 лет до 21 года:
1) в рыцарский орден;
2) к другому рыцарю;
3) к главному сюзерену;
4) в школу.
14. Какая игра была особо популярной у средневекового сельского населения Европы:
1) крикет;
2) массовый футбол;
3) игра с битой;
4) игра с палками.
15. Кто был автором первого учебного пособия по физическому воспитания «Об искусстве гимнастики» в эпоху Возрождения:
1) Т.Кампанелла;
2) А.Везалий;
3) И.Меркуриплис;
4) А.Туккаро.
16. Почему в условиях абсолютизма в Европе школьное обучение в области физического воспитания не соответствовало теоретически уже разработанным требованиям:
1) в учебных заведениях вопрос о ведении здорового образа жизни отошел на второй план;
2) физические упражнения и игры во многих школах попали в список запрещенных;
3) в учебных заведениях занимались не проблемами физического воспитания, а отвлеченными теоретическими вопросами;
4) школьные программы отвергали разработки по основам физического воспитания.
17. Какой вид народных развлечений был самым популярным в России в эпоху реформ Петра I:
1) борьба;
20 кулачный бой;
3) катание на коньках;
4) катание на буерах (лодках).
18. Какой принцип А.В.Суворова был положен в основу военно-физического воспитания русских солдат:
1) субординация;
2) «утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше»;
3) закаливание;
4) чтобы «всякой при всяком случае» был «бодр, смел, мужествен и на себя надежен».
19. Систему физического образования в России в конце XIX века разработал:
1) Берглинд;
2) Дементьев;
3) Покровский;
4) Лесгафт.
20. Какая общественная организация занималась вопросами развития физической культуры в дореволюционной России:
1) общество телесного воспитания «Богатырь»;
2) общество содействия физическому развитию;
3) общество физического и нравственного воспитания «Маяк»;
4) общество русских скаутов.
21. Победителем в беге на дистанциях 100 и 200 м на 1-ой Всесоюзной спартакиаде 1928 года стал:
1) Потанин А.;
2) Латернер В.;
3) Корниенко Т.;
4) Ковтун Н.
22. Когда и где состоялся дебют советских спортсменов на Олимпийских играх:
1) 1948 г., Лондон;
2) 1952 г., Хельсинки;
3) 1956 г., Мельбурн;
4) 1960 г., Рим.
23. Основанием для проведения первых официальных первенств Европы и мира по отдельным видам спорта послужило:
1) создание первых правил соревнований;
2) образование международных спортивных федераций (МСФ);
3) стали учитываться спортивные результаты;
4) государства стали выделять финансы на проведение соревнований.
24. Основоположником возрождения Олимпийских игр современности является:
1) И.Меркуриалис;
2) Г.Фит;
3) И.Х.Гутс-Мутс;
4) Пьер де Кубертен.
25. Проблемы политического бойкотирования Олимпийских игр были разрешены в:
1) 70-е годы ХХ века;
2) 80-е годы ХХ века;
3) 90-е годы ХХ века;
4) 2000-ом году.
Тематика рефератов
1. Физические упражнения и игры в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Месопотамия и др.).
2. Системы физического воспитания в древней Греции: Спартанская и Афинская. Древнегреческая гимнастика.
3. Олимпийские игры Древней Греции: происхождение, содержание, причины упада и гибели.
4. Физическое воспитание и система военно-физической подготовки легионеров в Древнем Риме.
5. Причины возникновения и развития, содержание и общественное значение зрелищного спорта в Римской империи.
6. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века.
7. Физические упражнения и игры крестьян и горожан средневековой Европы.
8. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета.
9. Возникновение и развитие Олимпийских Игр современности в период до первой мировой войны.
10. Физические упражнения и игры народов Российской империи и их социально-культурное значение.
11. Развитие физической культуры в эпоху Петра Великого.
12. Формирование и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск (Петр I, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов).
13. Физическое воспитание в гражданских и военных учебных заведениях Российской Империи.
14. Физическое воспитание в педагогических сочинениях Е.М.Дементьева и Е.А.Покровского.
15. Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта.
16. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.
17. Деятельность В.С.Пирусского по развитию физической культуры в Сибири.
18. Российская империя и олимпийское движение. Создание и деятельность Российского Олимпийского комитета. Всероссийские Олимпиады 1913 и 1914 годов.
19. Зарождение и развитие спортивно-гимнастического движения в российской империи. Российские спортсмены на международной арене в конце ХIX – начале ХХ веков.
20. Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всеобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развития физической культуры. Н.И. Подвойский в физической культуре и спорте.
21. В.И.Ленин об охране здоровья трудящихся и физической культуре.
22. Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (Всеобуч, Высший СФК, Всесоюзный комитет ФК).
23. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и ее международное значение.
24. Постановление ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1929 года и его значение.
25. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.
26. Физическая культура и спорт в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Постановления правительства по вопросам физической культуры. Советские спортсмены на фронте и в тылу.
27. Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946-1958 гг.
Тематика курсовых работ
1. Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке в 30-40-е годы ХХ века.
2. Значение Спартакиады 1928 года для российского и международного спортивного движения.
3. Физическая культура и спорт за рубежом в 90-е годы ХХ века.
4. Проблемы Олимпийского движения в 90-е годы ХХ века.
5. Олимпийское движение и профессиональный спорт.
6. Олимпийские игры и раннее христианство.
7. Советские физкультурники и спортсмены в годы Великой Отечественной войны.
8. Спортивная жизнь Приморья в годы Великой Отечественной войны.
9. Советское физкультурное движение в годы Великой Отечественной войны.
10. Спартакиады народов СССР и их значение для развития физкультурного и спортивного движения.
11. Детский спорт и подготовка спортивных резервов в России в90-е годы ХХ века – начале ХХ1 века.
12. Сельский спорт в Приморье (ДВ) в 90-е года ХХ века- начале ХХ1 века.
13. Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта.
14. Теории происхождения и первоначального развития физической культуры.
15. Социально-экономические и военные функции физической культуры и спорта: история и современность.
16. Спорт и политика: историческая связь и взаимозависимость.
17. Спорт как фактор мира и дружбы между народами: исторический экскурс и современность.
18. Научно-техническая революция (НТР) и ее влияние на развитие физической культуры и спорта.
19. Профессиональный спорт: история, социальная сущность и проблемы современного развития.
20. Коммерциализация физической культуры и спорта в современном мире: проблемы и противоречия.
21. Организационные основы и социальная сущность рекреационной физической культуры в современном обществе (Движения «Спорт для всех», «Бег для жизни», «Новая аэробика» и др.).
22. Проблемы развития женского спорта в современном мире: положительные и отрицательные тенденции.
23. Физическая культура, спорт и религия: история и современные взаимоотношения.
24. История и проблемы современного развития инвалидного спорта. Параолимпийские игры и их гуманистическое значение.
25. Взаимосвязь физической культуры, спорта и искусства.
б) итоговый контроль
Вопросы к экзамену
1. Физическая культура стран Древнего Востока.
2. Физическая культура Древней Греции. Возникновение античной гимнастики.
3. Воспитание детей и юношей в Древней Греции (Спарта и Афины).
4. Олимпийские игры в Древней Греции.
5. Другие греческие спортивные игры.
6. Физическая культура в Древнем Риме.
7. Физическая культура в средние века.
8. Физическая культура в быту русского народа в эпоху реформ Петра I.
9. Физическое воспитание в учебных заведениях в эпоху Петра I.
10. Военно-физическое воспитание в русской армии в XVIII веке (система А.В.Суворова).
11. Физическая культура в России в XIX- начале XXвека.
12. Студенческий спорт в России в конце XIX- начале XXвека.
13. Основные положения теории физического воспитания П.Ф.Лесгафта.
14. Становление Советской системы физического воспитания с 1917 по 1925 гг.
15. Развитие социалистической физической культуры в 30-40 гг ХХ века.
16. Физическая культура и спорта в СССР в 50-е годы.
17. Физическая культура и спорта в СССР в 60-е годы.
18. Физическая культура и спорта в СССР в 70-е годы.
19. Физическая культура и спорта в СССР в 80-е годы.
20. Возникновение системы мировых соревнований по отдельным видам спорта.
21. Паназиатские и панамериканские игры.
22. Панафриканские и панарабские игры.
23. Балканские игры и игры стран Британской империи.
24. Региональные игры.
25. Религиозные игры.
26. Игры этнографической принадлежности.
27. Игры профессиональной принадлежности.
28. Игры детей и подростков.
29. Студенческие игры (Универсиады).
30. Женские игры.
31. Возрождение Олимпийского движения. Формирование идеалов олимпизма.
32. I-II - летние Олимпийские игры.
33. III-IV- летние Олимпийские игры.
34. V-VII - Олимпийские игры.
35. VIII-IX – олимпийские игры.
36. Х- ХI – Олимпийские игры.
37. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952-1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
38. Общая характеристика Игр ХVI Олимпиады в Атланте и ХХVII в Сиднее. Участие в них спортсменов России.
39. ХХVIII- ХХIХ Олимпийские игры. Результаты выступления российских спортсменов.
40. Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением Российской Федерации (1992-2008 гг.).
41. Народные спортивные игры (Россия и СНГ).
42. Новые виды спорта.
-
Список литературы
Основная
-
Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учебник для вузов / Б.Р. Голощапов .— 10-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2013 .— 320 с.
-
Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для вузов по спец. 033100 - Физическая культура / Б.Р. Голощапов .— 7-е изд., стер. — М. : Академия, 2010 .— 320c
Дополнительная
-
Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для вузов по спец. 033100 - Физическая культура / Б.Р. Голощапов .— 4-е изд., испр .— М. : Академия, 2007 .— 312c.
-
Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.Р. Голощапов.— М.: ACADEMIA, 2002 .— 312 с.
Электронные информационные образовательные ресурсы
1. Григоревич, В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В.В. Григоревич. - Издательство: Советский спорт, 2008. – 289 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotech.ru/card/2078.html
2. Варфоломеева, З. С. и др. История и социология физической культуры и спорта. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. Правовые основы физической культуры и спорта. Материалы для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие / З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская. - Издательство: ЧГУ, 2012. – 55 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotech.ru/card/883583.html
4. Учебно-методическое обеспечение
1. Методические рекомендации для преподавателя:
а) Основные компоненты, на которые нужно обращать внимание при чтении лекций
Составители: Н.Л. Коршунова, В.И. Чарская
1. Структура и логика лекции
1. Наличие основных компонентов лекции (введение, содержательная часть, заключительная часть).
2. Четкость формулировки темы лекции, плана и цели лекции.
3. Соответствие содержания лекции ее теме.
4. Отграничение нового материала от материала предыдущей лекции.
2. Реализация функций лекции
1. Информативная функция:
- отражение в содержании лекции основных понятий, фактов, идей, законов, предусмотренных к изучению;
- включение в лекционный материал современных достижений науки и практики.
2. Ценностно-ориентационная функция лекции:
- профессиональная направленность лекции;
- актуализация морально-нравственных принципов деятельности современного педагога;
- стиль взаимоотношений преподавателя и студентов (авторитарный, демократический и попустительский);
- демонстрация личностной позиции преподавателя в отношении рассматриваемого содержания.
3. Проблемная функция лекции:
- постановка проблемных вопросов;
- создание проблемных ситуаций;
- предъявление альтернативных способов решения научных проблем и практических задач в исторической ретроспективе и современности;
- ознакомление студентов с различными позициями, взглядами ученых, концепциями, теориям;
- предоставление обучающимся возможности проявления собственного отношения к дискуссионным вопросам;
- поощрение студентов за самостоятельность, инициативу, творчество.
4. Методологическая функция лекции:
- знакомство студентов с методами научного познания;
- включение в содержание лекции описания процесса и результатов собственной поисковой работы преподавателя;
- соблюдение преподавателем правил использования понятийно-терминологического аппарата науки.
3. Организационно-методические условия проведения лекции
1. Методическая обработка материала.
2. Выделение главных мыслей и положений.
3. Четкость и лаконичность формулируемых выводов и обобщений.
4. Доказательность и аргументированность рассматриваемых вопросов.
5. Наличие ярких и убедительных примеров.
6. Доступность материала для восприятия данной аудиторией.
7. Культура и стиль речи преподавателя (грамотность построений предложений, эмоциональная выразительность, оптимальный темп речи, отсутствие просторечий и слов-паразитов).
8. Санитарно-гигиенические условия проведения лекций.
9. Наличие наглядности.
10. Внешний вид преподавателя.
б) Основные компоненты, на которые нужно обращать внимание при проведении практического (лабораторного) занятия
Схема анализа семинарско - практического занятия
Составители: Н.Л. Коршунова, В.И. Чарская
1. Тип семинарско-практического занятия (подготовительный, собственно семинар, спецсеминар, практикум и др.).
2. Форма семинарско-практического занятия:
- развернутая беседа по заранее известному плану;
- доклады студентов с последующим обсуждением;
- учебная деятельность с элементами поисковой работы;
- выполнение упражнений, действий по образцу, решение задач;
- разработка заданий практико-ориентированной направленности (подготовка фрагментов уроков, составление тематических планов уроков, планов воспитательной работы классного руководителя и т.п.).
3. Структура и содержание семинарско-практического занятия:
1. Вводная часть:
- постановка цели и задач занятия;
- актуализация опорных знаний.
2. основная часть семинарско-практического занятия:
- выделение ведущей идеи (основных положений, норм, предписаний) в контексте изучаемой темы;
- логика развертывания содержания (акцентация внимания на ключевые понятия, работа по формированию умений и навыков, обобщение и систематизация материала, наличие выводов по основным вопросам);
- организация ведущей продуктивно-преобразовательной деятельности студентов;
- активизация творческого профессионального мышления;
- профессиональная ориентация изучаемого содержания;
- дополнительные аспекты рассматриваемого содержания, включенные в логику занятия по инициативе преподавателя и (или) студентов;
3. Заключительная часть семинарско-практического занятия.
- наличие обобщающих выводов;
- оценка сильных и слабых сторон выступлений отдельных студентов и группы в целом;
- рекомендации делающим ознакомиться с дополнительной литературой;
- пожелания по подготовке к очередному семинару.
4. Методические аспекты семинарско-практического занятия
1. Организация занятия:
- умение вызвать и поддерживать дискуссию;
- конструктивный анализ ответов и выступлений;
- рациональное использование времени;
- оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.
2. Стиль проведения занятия:
- оживленный, с постановкой острых полемических вопросов;
- вялый, не возбуждающий интереса;
-речевое поведение преподавателя и студентов.
3. Творческий подход преподавателя к выбору форм, методов и приемов организации работы студентов.
4. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы и способности к критическому мышлению.
5. Психологический микроклимат занятия (оптимистический настрой, доброжелательный тон, организация сотрудничества, помощи и взаимопомощи).
6. Развернутое, аргументированное оценивание работы студентов, обучение их процедуре самооценки и взаимооценки.
2. Методические рекомендации для студентов:
Деметр Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения (стр.26)
Георгий Степанович Деметер Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения
Предисловие
История физической культуры относится к числу профилирующих дисциплин в системе физкультурного образования. Способствуя формированию современного мировоззрения, она имеет большое познавательное, образовательное и воспитательное значение. Особенно велико значение отечественной истории физической культуры. Содействуя воспитанию у студентов любви к Родине, чувства гордости за достижения российского спорта, она вместе с тем выступает как часть их профессиональной подготовки.
Подготавливая к опубликованию настоящие «Очерки…», автор исходил из того, что в истории физической культуры существует еще немало белых пятен и далеко не полностью решены отдельные вопросы, требующие оценки событий, фактов, персоналий, особенно в разделе истории физической культуры России, Советского Союза и Российской Федерации, с современных позиций.
«Очерки…» состоят из трех разделов. Первый из них посвящен теоретическим и методологическим вопросам физической культуры и олимпийского движения. Эти работы, на мой взгляд, могут представлять интерес, особенно для студентов и молодых историков, не только с точки зрения методологии, но и для лучшего понимания того, как развивалась в нашей стране история физической культуры, какие этапы она прошла в своем развитии, какие проблемы волновали в разные годы историков спорта. Готовя свои труды, в том числе диссертационные исследования, мы, историки старшего поколения, обращались к этим вопросам в силу недостаточной зрелости нашей области знаний в то время, а также в связи с проявлявшейся порою недооценкой истории физической культуры отдельными руководителями физкультурного образования.
Второй раздел посвящен физической культуре в Российской империи. В нем автор стремился показать развитие физической культуры и спорта сквозь призму современных представлений. Впервые уделено должное внимание освещению физического воспитания в Древней Руси. В этом нам помогло использование новых публикаций общеисторических трудов, в частности восьмитомного собрания произведений крупнейшего русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина1, которого А. С. Пушкин назвал «первым нашим историком и последним летописцем».
Ряд новых фактов, выводов и обобщений можно найти и в изложении развития физической культуры и спорта в эпоху Петра I и последующее время, особенно в период после отмены крепостного права (1861 г.), когда Российская империя сделала новый значительный шаг вперед в сфере экономики и культуры, в том числе физической. Следует отметить, что в годы Советской власти было немало упущений и ошибочных политизированных оценок при освещении многих событий и фактов истории физической культуры в учебниках, учебных пособиях и другой специальной литературе: принижались достижения Российской империи в развитии спорта, замалчивались отдельные успехи, искажались многие факты, такие, например, как вклад ряда педагогов и общественных деятелей (А. Д. Бутовский, В. Н. Воейков, Г. А. Дюперрон и др.) в развитие физической культуры, отношение Русской Православной Церкви, царской семьи к народному спорту и физической культуре. Недостаточное внимание к вопросам физической культуры Древней и средневековой Руси и Российской империи нашло выражение, в частности, в том, что их тысячелетняя история именовалась всего лишь как «дореволюционный период». Помещенные в настоящих «Очерках…» работы по отдельным актуальным вопросам развития физической культуры, спорта и олимпизма в России дополняют основной очерк.
Третий раздел предлагаемой читателю книги состоит из очерков, в которых рассматривается генезис физической культуры и спорта в годы Советской власти. Однако мы не ставили перед собой задачу исследования всех этапов ее развития, уделив первостепенное внимание ФОРМИРОВАНИЮ советской системы физического воспитания (1917—1941 гг.). При этом впервые предпринята попытка анализа развития физической культуры в СССР не по хронологическому, а по проблемному принципу, чтобы создать наиболее цельное представление о процессе развития физической культуры в первые годы Советской власти.
Мы пытались преодолеть допускавшееся ранее принижение достижений Российской империи в области физической культуры населения и их ЗНАЧЕНИЯ для первоначального развития физической культуры после революции 1917 г. Опираясь на современное мировоззрение, мы стремились создать правдивую картину развития физкультурного движения в стране, показать отрицательные последствия политизации, идеологизации физкультурно-спортивной работы, сталинских репрессий, широко проводимых в условиях однопартийного государства. Нетрудно себе представить, насколько быстрее и качественнее развивался бы наш спорт, если бы руководство страны не отказалось от участия в Олимпийских играх, не способствовало бы самоизоляции спортивных организаций от международного спортивного движения. И все же наш спорт уже на первом этапе послереволюционного развития (1917—1941 гг.) добился весьма существенных результатов, позволивших Советскому Союзу после победы в Великой Отечественной войне вновь войти в олимпийскую семью, став при этом мировой спортивной державой.
Настоящие «Очерки…» предназначаются для студентов, аспирантов, преподавателей физкультурных учебных заведений, а также для всех интересующихся историей спорта и олимпизма.
Автор благодарит за оказанную помощь в подготовке и издании книги ректора МГАФК доктора педагогических наук, профессора С. Г. Сейранова, советника ректора профессора, академика Академии гуманитарных наук В. В. Громыко, проректора по НИР доктора педагогических наук, профессора В. Б. Коренберга, кандидата педагогических наук, доцента А. В. Починкина, преподавателя кафедры лингвистических дисциплин Т. М. Швейд, сотрудника академии А. Г. Демирчогляна.
Автор
Поделитесь с Вашими друзьями: |