Фгос во. Рабочая программа дисциплины



Скачать 325.35 Kb.
Дата22.02.2016
Размер325.35 Kb.
ТипРабочая программа

ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


герб%20чгпу%20чб

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Социальная фасилитация как технология

социально-педагогической деятельности
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования: магистратура
Профильная направленность:

социальная психология и педагогика



Челябинск 2014
Лист согласования



Разработчики:

























Р.С. Димухаметов

профессор













(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)































(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)
















Программа одобрена на заседании кафедры

«

28

»

08

2014

Протокол



1
















Заведующий кафедрой СРПиП










Н.А. Соколова

Проф. Соколова Н.А.




(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя

Е.А. Рожков







(подпись)




Директор МАО СОШ № 147

Г. Челябинска



Руководитель ОПОП



















(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета



















(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

28.08 2014 г.

Протокол №1

Зав. кафедрой _______.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная фасилитация как технология

социально-педагогической деятельности

Направление: педагогическое образование


(код, наименование)
Уровень образования: магистратура

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: социальная психология и педагогика

Челябинск, 2014 г


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах в 3-х ЗЕТ (108 часов), ауд – 14, лекц. 2 часа, семинарских 12 часов. Самостоят. работа – 54 часа. Контроль в 4-ом семестре.

Авторы современных концепций педагогического образования предлагают отказаться от традиционной педагогической парадигмы «Знай свой предмет и излагай его ясно», «Знай методику преподавания и следуй ей неукоснительно». Чтобы педагог стал подлинным субъектом образовательной деятельности необходимо формировать установки, направленные на развитие способности обучающегося к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от конкретных условий ее осуществления, а также способности к рефлексии собственного опыта.

Технология фасилитирующего обучения направлена на развитие личностных функций обучающегося, где он выступает как субъект когнитивной деятельности и как индивидуальность профессионально-педагогических действий.


    1. Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.




    1. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины (перечислить дисциплины из ОПОП).

Педагогика, психология, методика и технология социально-педагогической деятельности

Фасилитация учения – это технология, позволяющая реализовать принятую во всем мире современную парадигму образования «Обучение в течение всей жизни», отвечает требованиям социального заказа на подготовку специалиста для экономики, основанной на знаниях.

Модель педагога-транслятора информации сегодня уже не отвечает требованиям информационного общества. В этих условиях модель учителя-фасилитатора, фасилитационная компетентность педагога, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога (работника), вожатого и пр. приобретает особую актуальность.

В сфере образования необходимо предпринять меры не только по поддержке фасилитаторов-одиночек, но и по формированию педагогических коллективов-команд, работающих на основе фасилитации.



Технология фасилитирующего обучения направлена на развитие личностных функций обучающегося, где он выступает как субъект когнитивной деятельности и как индивидуальность профессионально-педагогических действий.

Конечный образовательный продукт курса, с одной стороны, обучающийся, его уровень методологической культуры (проектирование и конструирование образовательного процесса, осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач, методическая рефлексия) и профессиональной подготовки, с другой – то, что наработано в результате деятельности обучающихся (т.е. сам образовательный продукт).

Ведущая идея курса выражается словами И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Слова И. Канта в XXI веке приобрели особую значимость, т.к. «модели деятельности обучающимися усваиваются через модели образования» (М.Т. Громкова).

    1. Цель дисциплины.

Общая цель курса: формирование и развитие базовых профессионально-педагогических компетентностей личности педагога (специалиста, будущего профессионала).

    1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1



Планируемые результаты обучения

№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть



ОПК-9 готовность применять активные методы обучения в ППД

Коммуникативная компетентность (КК) рассматривается как важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни,

владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;




готовность и способность субъектов педагогического процесса к вербальному и невербальному (мимика, язык тела) взаимодействию, к осуществлению успешной коммуникации с другими людьми:



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

2

4

5

6

7

8

1

Модуль 1. Презентационно-ориентировочный







4







2

Модуль 2. Теоретико-методологический

2




4







3

Модуль 3. Практикоориентированная деятельность творческих мастерских







2







4

Модуль 4. Рефлексивно-оценочный

2




2













2




12








Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Тема

План

Методическое обеспечение

1

Модуль 1. Презентационно-ориентировочный

1.1

ОПК-9

З1 У1 В1

1.2

Содержание раздела

1.3

План занятия




  1. Тренинг на командное взаимодействие

  2. Формирование программы. Целеобразование

  3. Личностная и профессиональная концепция идеального Я педагога

  4. Компетентностный подход в образовании

***********

1

Модуль 2. Теоретико-методологический

1.1

ОПК-9

З У В

1.2

Содержание модуля

1.3

План лекционного курса




  1. Андрагогическая модель обучения

  2. Синергетические, акмеологические и аксиологические основы обучения.

  3. Компетентностный подход в образовании

  4. Движущие силы образовательного процесса

  5. Сущность фасилитации. Фасилитация как специфическая педагогическая деятельность

  6. Закономерности и принципы обучения. Фасилитация как принцип обучения

Лит-ра осн.: 1, 2, 3, 5, 6, 21









1

Модуль 3. Практикоориентированная деятельность творческих мастерских



ОПК-9

З У В




Содержание раздела



План лекционного курса




  1. Педагогические системы «трансляция» и «педагогическое

  2. Продуцирование (проектирование) технологии обучения

  3. Рефлексия как механизм усвоения






Модуль 4. Рефлексивно-оценочный




ОПК-9

З1 У1 В1




Содержание раздела




План лекционного курса




  1. Эффективная фасилитация с учетом групповой динамики

  2. Организация форм межличностного общения

  3. Организация и методика проведения деловых и организационно-деятельностных игр

  4. Инициирующе-резонансная инновационная модель управленческих отношений




Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства




Образовательные продукты



  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности







































  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Перечень основной (не более 5 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки или в ЭБС) и дополнительной учебной литературы (не более 15 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки или в ЭБС), необходимой для освоения дисциплины.

Список основной литературы




  1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

  2. Димухаметов, Р.С.  Образование взрослых: Социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров: моногр. / Р.С. Димухаметов, Н.П. Димухаметова. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99? 66123 Saarbrucken, Germany, 2011. – ISBN: 978-3-8443-5128-6. – 360 c.

  3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова – М.: АПКиПРО, 2003.

  4. Мардахаев, Л.В. Педагогика среды: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – 471 с.

  5. Рахимов А.З. Педагогическая акмеология / А.З. Рахимов. – Уфа: БашГПИ, 1999.– 246 с.

  6. Рензулли, Дж.С. Обогащающее обучение. Путеводитель по практикоориентированному, основанному на потребностях студентов обучению: ред. Александрова Л.И. / Дж.С. Рензулли, М. Джентри, С.М. Рейс, Е.Ю. Селюк / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/obogaschajuscheje_ obuchenije_putevoditelj/

  7. Саволайнен, Г.С. Социокультурное взаимодействие в образовательной деятельности вуза: обновление содержания, технологий подготовки и мониторинга / Г.С. Саволайнен. – Красноярск: РИО КГПУ, 2005.

  8. Стуканов, А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации пед. кадров: дисс. … д-ра пед. наук / А.П. Стуканов. – М., 2003. – 247 с.

  9. Щедровицкий, Г.П. Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий и др. – М.: Касталь, 1993. 

Литература дополнительная



  1. Димухаметов Р.С. «Клеточка» педагогического процесса в ядре концепции курсов повышения квалификации педагогов-воспитателей. // В кн.: Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования: Сб. материалов межрег. науч.-практ. конф. (Оренбург, 4-5 нояб. 2004 г.). – Оренбург: ООИПКРО, 2004. – С. 88-95;

  2. Димухаметов Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. – Алматы: МОиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. – 115 с.

  3. Димухаметов Р.С. Движущие силы педагогического процесса повышения квалификации. // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3, Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. – 2004. – № 24. – С. 149-155.

  4. Димухаметов Р.С. Деятельностное опосредование и педагогическая фасилитация как условие модернизации педагогического образования. – Методика вузовского преподавания; межвуз. сб. / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – С. 38-49

  5. Димухаметов Р.С. К оценке эффективности повышения квалификации педагогов (в соавторстве). // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3, Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. – 2004. – № 24. – С. 237-244

  6. Димухаметов Р.С. Ключевые идеи педагогического процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей // Методист, 2006, № 2. – С. 15-18.

  7. Димухаметов Р.С. Механизм социализации студенческой молодежи в фасилитационном взаимодействии // Наука i освiта – Наука и образование, – №6/СП, Вересень, 2011. – С. 75–79. – (Научно-практический журнал Национальной Академии пед. наук Украины (г. Одесса). ВАК Украины

  8. Димухаметов Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: Моногр. – Челябинск: АТОКСО, 2004. – 223 с.

  9. Димухаметов Р.С. Повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, поиски, решения (в соавторстве) // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3, Менеджмент в образовании. – 2003. – № 18. – с. 37 – 82.

  10. Димухаметов Р.С. Роль педагогической практики в формировании фасилитационной компетентности будущего педагога: ВАК РФ [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_ Gum/NiO/2011_6/1_rozd/Dim_Pa.htm УДК 74. 480

  11. Димухаметов Р.С. Фасилитация как принцип обучения в вузе. // Методика вузовского преподавания: Материалы 7-й межвуз. науч. практ. конф. – 2 ч. – Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», Ч. 1. – 2006. – С. 100-103

  12. Димухаметов Р.С. Фасилитация как специфическая педагогическая деятельность в андрагогической модели обучения. // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы. Материалы 8-й международной научно-практ. конф. 30-31 октября 2007 года. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – 374 с. - С. 207-211.

  13. Димухаметов Р.С. Фасилитация как эффективный механизм социализации будущего учителя // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Междун. научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – С. 146-148

  14. Димухаметов Р.С. Экспериментальная разработка концепции повышения квалификации педагогов: Моногр. –Челябинск: АТОКСО, 2005. – 200 с.

  15. Димухаметов, Р.С. От деловой игры – к творческой деятельности // Качественное обновление содержания и методов обучения педагогов-воспитателей (метод. реком.). – Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1989. – с. 61-64.

  16. Егорычев, А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы: Изд-во РГСУ, Москва, 2008. № 3. 17-24 с.

  17. Димухаметов Р.С. Активизация познавательной деятельности организаторов воспитательного процесса в ходе повышения квалификации. – Алматы: ЦИУУ, 1991. – 60 с. – С. 39-59

  18. Димухаметов, Р.С. Социально-педагогическая фасилитация как инновационная технология в образовании: разработка научно-практического курса подготовки бакалавра педагогики, педагога-фасилитатора / Р.С. Димухаметов, Б.Г. Мунарбаева. – Костанай-Челябинск: Костанайский социально-технический университет им. Алдамжар, 2014. – 124 с.

  19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bookap.info/clasik/leontyev/gl43.shtm

  20. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. – М.: Институт практической психологии, 1997.

  21. Мунарбаева, Б.Г. Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися : дисс. … к.п.н. / Б.Г. Мунарбаева / научн. рук. проф. Р.С. Димухаметов. – М., Российский государственный социальный университет, 2015.

  22. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. – Париж: Юнеско, 1996. – С. 24.

  23. Обучение на протяжении всей жизни - на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО "Образование для всех" и решений пятой международной конференции по образованию взрослых: КОНФИНТЕА V: конференция по образованию взрослых: Призыв к действию, 9 ноября 2002 г. [Электронный ресурс] / www.znanie.org/docs/sofia.html - 17k

  24. Орлов, А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса [Электронный ресурс] /А.Б. Орлов//Режим доступа: http://www.trialog.ru/ library/scipubl/rogers100.html, свободный.

  25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: «Народное образование», 1998.


Необходимо использовать одну или несколько электронно-библиотечных систем и (или) электронных библиотек, содержащих издания основной и дополнительной литературы.
4.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники, не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)

    1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины.




  1. Сайт профессора Р.С. Димухаметова: http://drs-prof.ru/

  2. Сайт «Молодому учителю» http://teacher.cspu.ru

  3. Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru

  4. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru

  5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

  6. Википедия – свободная энциклопедия http:// ru.wikipedia.org/

  7. Единое окно образовательных ресурсов http:// window.edu.ru

  8. Сайт издательства «Просвещение» www.prosv.ru

  9. Словари и энциклопедии http:// dic.academic.ru

  10. Электронная библиотека учебников http://www.gumer.info/


  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

Конкретизированные цели освоения дисциплины

(знать: З.1, З.2 .., уметь У.1, У.2 …,

владеть В.1, В.2 …),

обеспечивающие формирование компетенции



Оценочные средства контроля формирования компетенций








5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Приводятся конкретные примеры типовых заданий из оценочных средств, определенных в рамках заданной дисциплины для текущего контроля: темы рефератов, расчетные задания, варианты тестов, индивидуальные задания (задачи), варианты контрольных работ и.др.
5.3 Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.


5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент, у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности, в частности, на педагогической практике


5.6 Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к зачету или

В рабочей программе должны быть представлены примеры типовых заданий или вариант теста.

Студент допущен к экзамену (зачету) если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап - зачет или экзамен.

Форма проведения зачета или экзамена, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к зачету или экзамену.



Комплексное задание к итоговому собеседованию

Упражнение1

Кто такой андрагог?

Какие типы педагогов-андрагогов могут быть?

Давайте выделим эти типы.


  1. Андрагог - аниматор

  1. Андрагог - интерпретатор

  1. Андрагог - исследователь

  1. Андрагог - консультант

  1. Андрагог – аксиолог

  1. Андрагог - мастер

  1. Андрагог - модератор

  1. Андрагог - медиатор

  1. Андрагог - акмеолог

  1. Андрагог - наставник

  1. Андрагог – лектор

  1. Андрагог - популяризатор, транслятор

  1. Андрагог - проблематизатор

  1. Андрагог – психолог

  1. Андрагог - советник

  1. Андрагог - ингибитор

  1. Андрагог - тренер, инструктор

  1. Андрагог - тьютор

  1. Андрагог - фасилитатор

  1. Андрагог – посредник

  1. Андрагог – «терапевт»




Упражнение 2

Задайте два вопроса и внесите одно предложение к содержанию статьи.

Например: Педагог- андрагог - фасилитатор - это …

Педагог-фасилитатор - это такой человек, …

Охарактеризуем и другие типы - .


  1. Каковы, на ваш взгляд, базовые ценности педагога-фасилитатора, на которых он строит свое взаимодействие с взрослыми и детьми?

  2. Какими личностными качествами обладает педагог-фасилитатор?

Выделим общие черты в этих типах

Педагог-фасилитатор - это такой человек, который, работая со слушателями, внушает им веру в собственные силы, помогает выйти к ситуации инсайта (озарения).

Педагог-фасилитатор - это андрогог, еще и понимающий, принимающий, поддерживающий на основе стабильной и реальной позиции.


Упражнение 3

Обоснуйте: Что лучше? Фасилитатор-одиночка? Или команда фасилитаторов?


Упражнение 4

Продвигаем фасилитацию в массы

Проведем "мастер-класс?"

Что такое мастер-класс? Дайте определение.

Мастер-класс - форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”).

Передача Мастером ученикам опыта осуществляется путём прямого и комментированного показа приёмов работы.



Основные задачи мастер-класса:

  • создание условий для самосовершенствования участников

  • демонстрация опыта работы

  • разработка авторской модели фрагмента занятия в режиме демонстрируемого опыта

Алгоритм проведения мастер-класса

Этап 1. Презентация педагогического опыта мастера

  • Обоснование значимости и краткая характеристика основных идей и системы работы по данному направлению.

  • Описание достижений в опыте работы Мастера и доказательство результативности данного направления деятельности.

  • Определение проблем и перспектив в дальнейшей работе.

Этап 2. Демонстрация педагогического опыта или фрагмента опыта

  • Мастер организует активную работу участников, демонстрируя фрагменты собственного педагогического опыта.

  • Использование интерактивных методов для включения участников в «педагогические пробы» (имитационная игра, моделирование, тренинг и пр.)

  • Слушатели выступают в роли обучающихся и экспертов, анализирующих педагогический опыт.

Этап 3. Обсуждение опыта педагогической работы

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

  • Организатором дискуссии выступает модератор (ведущий мастер-класса), определяющий направления обсуждения в соответствии с поставленной целью.


Упражнение 5

Задание на развитие!

Объединиться в союз (команду, ассоциацию) фасилитаторов

Выработать устав союза (команды, ассоциации) фасилитаторов

Выработать принципы деятельности союза (команды, ассоциации) фасилитаторов

Продумать программу дальнейших действий союза (команды, ассоциации) фасилитаторов

5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене (зачете)

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно»



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.





  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.

Контрольная работа/индивидуальные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.

Реферат/курсовая работа

Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.

Курсовая работа: изучение научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.

Практикум / лабораторная работа

Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др.

Коллоквиум

Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.

и др.










Подготовка к экзамену (зачету)

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ


Пример

        1. Лекционная аудитория оборудования мультимедиа.

        2. Аудитория на 15 мест.

        3. Компьютерный класс с выходом в Интернет 15 мест,

        4. Аудитория, специально оборудованная мультимедийным демонстрацинным комплексом 15 мест,

        5. Учебная лаборатория,

        6. Методический кабинет или специализированная библиотека,

        7. Учебно-методический ресурсный центр,

        8. Специально оборудование для художественно-творческих занятий аудитория (в соответствии с реализуемыми профилями программы)






  1. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: ___



№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

2

3

4



1

Лекция

(проблемная, визуализация, использование раздаточного материала)






Практическое занятие

(ролевая игра, деловая игра, кейс-технология, тренинг…)






Лабораторная работа

(исследовательский характер, организация дискуссии…)






Коллоквиум









Курсовой проект (работа)

(элементы научного исследования)






Зачет, экзамен…

Защита проектов, организация дискуссий

Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.







ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ



РПД Социальная фасилитация как технология

социально-педагогической деятельности
утверждена 28.08. 2014 г.

Внесены изменения:





Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.







Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> 050400%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Рабочая программа дисциплины педагогика направление: 040400 Социальная работа Уровень образования: бакалавриат
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Рабочая программа дисциплины социология Направление 040400 (39. 03. 02) Социальная работа
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Программа дисциплины теория социальной работы Направление 39. 03. 02 Социальная работа Уровень образования: бакалавриат
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Рабочая программа дисциплины история педагогики и образования
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Рабочая программа дисциплины история педагогики и образования Направление: Педагогическое образование
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF -> Направление: 37. 03. 02 Конфликтология
050400%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Рабочая программа дисциплины культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Направление: 44. 04. 02
050400%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Рабочая программа дисциплины основы психоконсультирования и психокоррекции Направление: 44. 04. 02
050400%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Рабочая программа дисциплины формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница