Фгбоу впо «пгу» концепция к 151 01─2013 концепция воспитательной работы 2013



Скачать 343,5 Kb.
Дата16.02.2016
Размер343,5 Kb.

К 151.0.01-2013

Мпрямая соединительная линия 4ИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшегопрофессионального образования

Пензенский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ПГУ»)

прямая соединительная линия 2


КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ К 151.0.01─2013
прямая соединительная линия 1

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2013

Предисловие

Основные концептуальные идеи развития воспитательной деятельности в высшей школе разработаны в соответствии с основными документами Правительства и соответствующих ведомств Российской Федерации и международных организаций об образовании и работе со студенческой молодежью, с ориентацией на то, что высшей школе России предстоит осуществлять свою деятельность в соответствии с Болонским соглашением, Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации, принятой в декабре 2006 года, а также с учетом реального состояния воспитательной работы в вузе и потенциальных возможностей для ее усиления.

Настоящая Концепция по воспитательной работе в Пензенском государственном университете разработана в соответствии со следующими документами:


− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

− постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 14.02.2008 № 71;

− приказом МО РФ «Об итогах Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах» от 12.10.2001

№ 3351;


− приказом МО РФ «Об итогах Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах» от 05.09.2002 № 3216;

− Рекомендацией МО РФ по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 20. 03.2002;

− Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет», утвержденным Министерством образования и науки РФ от 27.05.2011;

− стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р.


Сведения о Концепции
1 РАЗРАБОТАНАУправлением воспитательной и социальной работы

2 ВНЕСЕНА Отделом стандартизации и документации УК

3 ПРИНЯТА на заседании Ученого совета университета

(протокол от 30.05.2013 №11)

4 УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом от17.06.2013 № 608/о

5 ВВЕДЕНА ВЗАМЕН К 151.0.01─2010.


Информация об изменениях и текст изменений и поправок к настоящей Концепции публикуются в извещениях об изменениях, а в случае пересмотра (замены) или отмены настоящей Концепции издается соответствующий приказ. Указанная информация и тексты размещаются также на официальном сайте университета.


Настоящий документ не подлежит передаче воспроизведению и копированию без разрешения руководства университета и согласия разработчиков.

II
Введение


Новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации Российского образования, расширения международных связей в области Болонского процесса ставят на повестку дня усиление внимания воспитанию будущего специалиста. Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач.

Одна из важнейших задач высших учебных заведений - усиление в них воспитательной деятельности со студентами, способствующей переходу отечественной высшей школы на уровневое образование в контексте Болонского соглашения и реализации Стратегии государственной молодежной политики.Воспитательная работа в Пензенском государственном университете представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности университета.

Главной целью воспитательной деятельности в университете является создание условий для личностного и профессионального развития студента, способствующего его эффективной адаптации в социокультурной среде российского и международного сообщества: формирование, развитие и становление личности студента – будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

Профессиональное образование во всем миреявляется одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности и способно решить ряд противоречий между современными тенденциями к сближению, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональных традиций и корней; обострением соперничества, конкуренции среди людей в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в его усвоении.

Компетентностный подход к созданию модели профессионала позволяет определить тот набор требований, которым он должен отвечать.

В формировании компетенций (компетенции взаимодействия, принятия управленческих решений, личностного развития, гражданственности и т.д.) задействованы как образовательный процесс, так и внеучебная деятельность. Для этого ВУЗ обязан:

– сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;

– способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления;

– обеспечить участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ;

– создать условия, необходимые для социализации личности.

III
Современный специалист должен уметь брать на себя ответственность; участвовать в развитии демократических институтов общества; регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения; быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций; постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий; иметь желание учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества.

Характеристики воспитательной среды вуза, необходимые для формирования компетенций:

– это среда, построенная на ценностях, устоях и нравственных ориентирах российского общества;

–это правовая среда, где в полной мере действуют основной закон нашей страны Конституция РФ, законы, регламентирующие образовательную деятельность и работу с молодежью, Устав университета и правила внутреннего распорядка;

– это высокоинтеллектуальная среда, содействующая развитию инновационного потенциала студентов и приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку;

– это гуманитарная среда, поддерживаемая современными информационно-коммуникционными технологиями;

– это среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, студентов друг с другом, студентов и сотрудников университета;

– это среда, открытая к сотрудничеству c работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными;

– это среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность по созданию условий для развития профессиональной компетентности студентов – их духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни.

При этом воспитание студентов не может осуществляться преимущественно в культурно-массовой и досуговой деятельности, следует создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.

Воспитание студенческой молодежи в университете направлено на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением студенчества, падением нравов, ростом недисциплинированности, проявлением агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам, позитивным отношением к наркомании, алкоголизму и табакокурению.



1 Принципы
1.1 Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется концепция в области воспитательной работы с обучаемыми (студентами) (далее – Концепция), являются:

– гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;

– организация воспитания в ходе образовательного процесса;

– сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;

– организация воспитания в учебном коллективе и через коллектив;

– индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания;

– согласованность и преемственность в воспитании;

– комплексный и оптимальный подход;

– опора на положительное воспитание;

– методическое обеспечение воспитательного процесса;

1.2 Основными концептуальными идеями воспитательной деятельности в

Университете являются:

– ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

– социокультурная и возрастная сообразность;

– воспитание в контексте профессионального образования в соответствии с Болонским соглашением;

– вовлечение молодежи в полноценную жизнь общества;

– целостность построения образовательного процесса;

– реализация проектного подхода;

– деятельностная основа и взаимодействие с разными людьми;

– создание студенческих объединений (сообществ), их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями;

– вариативность, добровольность и право выбора студента;

– образовательное пространство с высоким воспитательным потенциалом;

– сочетание административного управления и самоуправления студентов;

– открытость, преемственность, гибкость воспитательной системы вуза;

– инновационная и экспериментальная деятельность вузов на основе сетевого взаимодействия.
2 Цель и основные задачи
2.1 Главной целью Концепции является организация и порядок проведения воспитательной деятельности в университете, которая включает:

– развитие у молодежи способности самим при содействии педагогов, других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми;

– создание условий для формирования у молодежи способности к продуктивному действию-созиданию путем включения их в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность, толерантность и ответственность.

Задачи:


– создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитания эстетической, правовой, политической культуры, предпосылок для формирования научного мировоззрения, активной гражданской позиции;

– развитие творческих объединений студентов для реализации креативного и личностного потенциала молодежи;

– совершенствование системы студенческого самоуправления за счет обучения ее представителей навыкам взаимодействия, формирования у них лидерских и организаторских склонностей, уверенности в себе и своих силах;

– формирование здоровьесберегающей образовательной среды: развитие физической культуры как важного фактора гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;

– создание информационной среды с целью развития творческих способностей студентов, развития коммуникационной культуры в процессе обмена социально значимой информации;

– создание системы психологического сопровождения студентов для обеспечения комфортной воспитательной среды в вузе;

– совершенствование материально-технической инфраструктуры университета для эффективной адаптации студентов в социокультурной среде региона;

– создание профессиональных сообществ студентов для повышения их профессиональных компетенций и востребованности на рынке труда;

– развитие и совершенствование научных исследований студентов.

2.2 Высшее руководство университета должно определять, формулировать и документально фиксировать свои цели, намерения и направления деятельности в области воспитательной работы в документе «Политика в области воспитательной работы» (приложение А).

2.3 Направлениями деятельности по достижению главной цели Концепции являются:

– профессиональное и трудовое воспитание;

– гражданское и патриотическое воспитание;

– духовно-нравственное воспитание;

– культурно-эстетическое воспитание;

– спортивно-оздоровительное воспитание;

– формирование информационной культуры;

– экологическое воспитание;

– развитие эффективной системы студенческого самоуправления;

– развитие малого предпринимательства в научно-технической, инновационной, производственной сфере.

2.4 Основные задачи по достижению главной цели и мероприятия по решению сформулированных задач.

2.4.1 Профессиональное и трудовое воспитание направлено на решение следующих задач:

– развитие студенческого самоуправления;

– формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам


построения профессиональной карьеры;

–  формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов;

– формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;

–  приобщение студентов к традициям и ценностям общества, нормам


корпоративной этики;

–  формирование творческого подхода к самосовершенствованию в избранной специальности;

–  создание условий для творческой и профессиональной самореализации
и др.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

–  организация информационной помощи в получении дополнительного
образования;

–  организация и проведение традиционных встреч первокурсников с ректором и проректорами;

– участие в различных грантах, позволяющих решать задачи интеллектуального творческого развития студентов, выработки нестандартных творческих подходов к решению стратегических задач с использованием компьютерных игр, формирования духа здоровой конкуренции в сфере творческих достижений;

–  создание студенческой социально-психологической службы, позволяющей обеспечить психологическое сопровождение профессионального становления студентов;

– разработка рейтинга факультетов, групп, специальностей.

2.4.2 Гражданское и патриотическое воспитание студентов предполагает решение следующих задач:

– развитие студенческого самоуправления;

−  формирование гражданственности, толерантности и терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм общественного поведения;

−  формирование и развитие личности, мировоззрения и системы базовых фундаментальных ценностей – гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстроменяющемуся миру, российского национального
самосознания, патриотических чувств и настроений как мотивов их деятельности;

− обеспечение неукоснительного и своевременного выполнения Устава


университета, приказов, распоряжений и плановых заданий;

− целенаправленное развитие социально ценных качеств личности: любовь к Родине, высокая нравственность в семье и обществе, политическая культура и ответственность за будущее страны, доброта, коллективизм, упорство в достижении цели, готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая нравственность, чувство собственного достоинства, справедливость и др.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  подготовка офицеров запаса и кадровых офицеров для Вооруженных сил Российской Федерации;

−  проведение встреч студентов с выпускниками разных лет;

−  разработка вузовской символики с целью формирования университетского патриотизма;

−  введение летописей факультетов, кафедр, других подразделений университета в учебный процесс;

− торжественное проведение праздников, посвященных государственным датам, «Дню знаний», посвящению в студенты первокурсников; выпускных вечеров студентов.

2.4.3 Основными задачами духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания студентов являются:

− развитие студенческого самоуправления;

− формирование уважительного отношения к общественному долгу;

− формирование нравственной культуры и духовности, культуры общения


и межличностных отношений, активной гражданской позиции, здорового нравственно-психологического климата в коллективе;

−  формирование здорового образа жизни (борьба с пьянством, курением, наркотиками);

−  развитие гуманитарной сферы (библиотеки, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.п.);

−  формирование чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и чистоту в учебных корпусах, местах общественного пользования, на территории университета; укрепление учебной, трудовой и исполнительной дисциплины.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  проведение дискотек, вечеров, фестивалей;

−  посещение музеев, выставок, театров;

−  создание творческих объединений студентов: молодых поэтов, художников, бардов и исполнителей студенческой песни;

−  организация выставок произведений творчества студентов, фотовыставок, выставок книг;

−  привлечение студентов к эстетическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежитий, территории, к созданию эстетического внешнего облика университета, проведение конкурсов на лучший дизайн-проект отдельных помещений университета, кабинетов, аудиторий.

2.4.4 Задачами спортивно-оздоровительного воспитания студентов являются:

− развитие физической культуры как важного фактора гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;

- развитие студенческого самоуправления;

− улучшение и укрепление физического и нравственного здоровья;

− воспитание убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;

− совершенствование спортивного мастерства и др.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  организация внутренней спортивно-оздоровительной деятельности спортклуба;

−  участие сборных команд университета в спортивных мероприятиях;

−  активизация и совершенствование работы спортивных секций;

−  проведение межфакультетских, общеуниверситетских и межвузовских спортивных, туристических мероприятий, спартакиад, соревнований по различным видам спорта и других оздоровительных мероприятий;

−  совершенствование спортивной базы университета.

2.4.5 Задачами воспитания информационной культуры студентов являются:

−  развитие внутреннего мира личности в процессе обмена социально-значимой информацией;

−  развитие студенческого самоуправления;

−  развитие коммуникационной культуры (культуры общения, диалога человека с человеком и др.).

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  получение дополнительного образования в области информационных


технологий;

−  участие в различных грантах, позволяющих развивать коммуникационную и информационную культуру;

−  совершенствование информационной структуры университета: интернет-клубов, интернет-библиотек;

−  организация сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов;

−  выпуск университетской газеты, информационных листов, развитие студенческого телевидения для обеспечения свободного обмена информацией.

2.4.6 Экологическое воспитание студентов направлено на решение следующих задач:

−  развитие студенческого самоуправления;

−  развитие экологической культуры на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающей средой;

−  формирование гражданской зрелости и ответственности по отношению
к природе, человеку, обществу, самому себе;

−  формирование активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды и др.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  участие в субботниках и воскресниках по санитарной уборке университета, Олимпийской аллеи, мест захоронения воинов;

−  участие в волонтерских программах;

−  организация рейдов на территории университета по мониторингу негативного воздействия на окружающую среду процессов и результатов деятельности университета;

−  участие в экологических аудитах на территории университета.

2.4.7 Развитие системы студенческого самоуправления направлено на решение следующих задач:

−  формирование у студентов чувства причастности к современным проблемам молодёжи и желания найти их решение;

−  выявление творческого и управленческого потенциала студентов и его реализация через участие в студенческом самоуправлении;

−  развитие диалога между студенчеством и администрацией вуза с целью эффективного взаимовыгодного сотрудничества по решению образовательных, культурных, социальных и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;

−  содействие гражданской, социальной и профессиональной самореализации студентов;

−  развитие навыков управленческой деятельности;

−  формирование позитивных ценностей и традиций студенческой жизни.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  участие в школе студенческого актива;

−  организация и проведение студенческих конкурсов, праздников и других массовых мероприятий;

−  разработка и реализация собственных социально-значимых проектов по направлениям воспитательной деятельности.

2.4.8 Развитие малого предпринимательства в научно-технической, инновационной, производственной сфере направлено на решение следующих задач:

−  создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в научно-технической, инновационной производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности студентов, освоения научных знаний и наукоемких технологий, а также содействие развитию инновационной инфраструктуры Пензенского государственного университета и благоприятной экономической среды для трансфера научно-технических разработок студентов;

−  содействие фундаментальным и поисковым исследованиям и разработкам;

−  содействие разработке новых методик исследований и введение их в практику научно-технической деятельности;

−  организация совместной деятельности с промышленными компаниями по созданию современных инновационных, производственных, научно-технических комплексов;

−  обучение студентов практическим навыкам организации, управления малыми предприятиями, фирмами, кооперативами; основам научных исследований и инновационной деятельности;

−  создание новых рабочих мест для студентов; поощрение и обеспечение формирования и роста новых малых предприятий, реализующих новые технологии и коммерциализирующих научные разработки университета.

Мероприятия по решению поставленных задач следующие:

−  создание сети малых инновационных предприятий под руководством и/или с участием студентов;

−  организация конкурсов бизнес-проектов;

−  создание научно-исследовательских лабораторий.

2.5 По всем направлениям воспитательной работы университета используют различные способы взаимодействия (приложение Б), различные методы, средства и формы воспитания студентов (приложение В).


3 Ресурсы и механизм реализации

3.1 Виды ресурсов, необходимых для решения поставленных задач
3.1.1 Руководство университета определяет и обеспечивает наличие ресурсов, необходимых для осуществления главной цели концепции, решения поставленных задач и постоянного улучшения процесса воспитания.

3.1.2 К основным ресурсам, необходимым для решения поставленных


задач, относят:

−  организационную структуру управления воспитательной работой (приложение Г);

−  компетентный, мотивированный и вовлеченный персонал: управленческий, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и обслужи-вающий;

−  инфраструктуру, аудитории, средства коммуникации и др.;

−  производственную среду как комбинацию человеческого и физического факторов;

−  информацию, включающую фундаментальные источники, базы знаний, учебную и методическую литературу, компьютерные программы, документацию, интеллектуальную собственность;

− финансовые ресурсы.

3.1.2.1 В организационную структуру управления воспитательной работой в университете включены Совет вуза по воспитательной работе (координационный Совет); подразделения, находящиеся в непосредственном подчинении проректора по воспитательной и социальной работе (проректор по ВиСР), и функциональные связи с заместителями директоров институтов/деканов факультетов по воспитательной работе, Советом ветеранов и институтом военного обучения.

Организационная структура управления воспитательной работой приведена в приложении Г.

3.1.2.2 Профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный, управленческий и обслуживающий персонал своим ответственным отношением к работе и окружающим, высоким профессионализмом, эрудицией, самодисциплиной, творчеством способствует формированию адекватных качеств и у будущих специалистов.

Заместитель директора института/декана факультета по воспитательной работе организует воспитательную работу в институте/на факультете, организует и контролирует деятельность кураторов учебных групп, координирует работу кафедр по организации внеучебной работы со студентами, оказывает студентам помощь в планировании и организации самостоятельной работы, организует культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия совместно с кураторами учебных групп.

3.1.2.3 Инфраструктура обеспечивает реализацию воспитательного процесса университета и включает:

−  учебные корпуса, общежития, загородную зону отдыха с сооружениями, столовую и другие помещения, находящиеся в ведении проректора по ВиСР;

−  оборудование, компьютеры и другие технические средства;

−  системы водоснабжения и канализации, энерго- и газоснабжения и др.

3.1.2.5 Производственную среду рассматривают как совокупность условий работы, учебы и быта, с учетом физических, социальных, психологических и экологических воздействий на человека.

Проректор по воспитательной и социальной работе и руководство университета всех уровней:

−  обеспечивают позитивное влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и успешную учебу студентов и других категорий обу-чаемых;

−  уделяют особое внимание нравственному климату, созданию творческой атмосферы, использованию интеллектуального потенциала обучаемых для реализации запланированных целей университета и настоящей Концепции;

−  создают необходимые бытовые условия для проживания в общежитиях, предоставляют возможности заниматься спортом и физической культурой, отдыха, повышения культурного уровня, приобретения параллельно основной образовательной программы дополнительных профессий, участия в конкурсах;

−  согласно законодательству РФ и приказам ректора осуществляют медицинское обслуживание обучающихся;

−  осуществляют согласно СТО ПГУ 1.02─2011 стипендиальную и социальную поддержку обучающихся.

3.1.2.6 Информационная поддержка заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно значимую деятельность студентов, во взаимодействии с молодежными средствами массовой информации, в организации внутриуниверситетских молодежных средств массовой информации; издательской деятельности по вопросам воспитания, обеспечении литературой через библиотеку университета и т.д.

3.3 Реализация концепции воспитательной деятельности осуществляется


с использованием механизма коллегиальных органов:

− Совета университета по воспитательной работе (координационного


Совета);

−  студенческого Совета;

−  научных студенческих обществ;

−  студенческих комиссий по качеству;

−  профсоюзного комитета студентов;

−  ученых советов факультетов/институтов;

− заседаний кафедр, организующих и реализующих образовательный
процесс по программам подготовки специалистов по специальностям;

−  заседаний кафедр, организующих и реализующих образовательный


процесс по дисциплинам, обеспечивающим современное философское, гуманитарное, социально-научное знание студентов.

3.3.1 Совет университета по воспитательной работе:

−  принимает решения по стратегическому планированию и рассматривает текущие вопросы состояния, совершенствования и перспективного развития воспитательного процесса университета;

− определяет мероприятия по повышению качества воспитательной деятельности;

−  обсуждает входные и выходные данные для анализа воспитательной деятельности университета;

−  рассматривает и принимает организационно-правовые документы по воспитательной деятельности;

−  заслушивает ежегодные отчеты подразделений, находящихся в подчинении проректора по ВиСР.

3.3.2 Студенческие советы являются основой студенческого самоуправления в университете и общежитиях.

Задачами студенческих советов являются:

−  поддержка и развитие студенческих инициатив в различных сферах


университетской жизни;

−  стимулирование творчества студентов, в том числе научного;

−  обучение студенческого актива;

−  участие в решении вопросов студенческой жизни.

Студенческое самоуправление представляет собой особую форму участия студентов в управлении студенческой жизнью университета. Студенческое самоуправление представляет собой сочетание интересов личности (в развитии и самореализации) с интересами государства (в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества), высшего учебного заведения (в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе).
Органы студенческого самоуправления создаются в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете.

Студенческое самоуправление позволяет решать следующие задачи:

−  развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов сотрудничества;

−  расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании образовательной стратегии;

−  воспитание у студентов уважения к законам, нормам нравственности и правилам внутреннего распорядка университета;

−  сохранение и поддержание университетских и факультетских традиций;

−  сотрудничество с администрацией, профессорско-преподавательским
составом университета в совершенствовании образовательного процесса;

− организация системы контроля за учебной и трудовой дисциплиной, своевременность применения системы мер поощрения, а также общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;

− поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы студентов;

− организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива.

3.3.3 Научные студенческие общества являются формой реализации
студенческой инициативы в области научной жизни. Задачей научных студенческих обществ является организация участия студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности университета.

3.3.4 Студенческие комиссии по качеству:

−  участвуют в вопросах, касающихся качества образовательных услуг;

−  содействуют идентификации требований потребителей;

−  участвуют в анкетировании и опросах по вопросам удовлетворительности обучаемых университета качеством образовательных услуг;

−  участвуют совместно с Управлением системой качества университета


в разработке и актуализации документации системы менеджмента качества (СМК);

−  участвуют в проведении внутренних аудитов совместно с Управлением системой качества университета.

3.3.5 Кафедры, организующие и реализующие образовательный процесс по программам подготовки специалистов по специальностям, формируют профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, приобщая молодежь к научно-исследовательской и инновационной работе. Члены кафедры прививают студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности будущего специалиста за результаты его профессиональной деятельности.

3.3.6 Кафедры, организующие и обеспечивающие современное философское, гуманитарное, социально-научное знание студентов, развивают диалектическое мышление студентов, помогают им связывать теорию с реальными проблемами сегодняшнего дня, формируют политическую и правовую культуру, навыки участия в творческих дискуссиях, способствуют выработке активной позиции в культурной жизни общества, принятию ценностей человека и гражданина.


4 Ожидаемые результаты
4.1 Ожидаемыми результатами данной Концепции могут быть:

−  формирование единого воспитательного пространства коллектива университета;

−  создание общественных объединений, занимающихся воспитательной работой;

−  совершенствование существующих и создание новых методов и форм взаимодействия преподавателей и студентов;

−  развитие новаторских идей в области воспитания;

−  развитие координационных связей между преподавателями институтов/факультетов и представителями общеуниверситетских кафедр по вопросам результативного воспитания студентов (совместное планирование воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава общих кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий в институтах/на факультетах);

−  совершенствование деятельности института кураторов в академических группах;

−  адаптация студентов младших курсов (I–II) к условиям обучения в университете, освоению особенностей образовательного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов;


−  укрепление связей с заинтересованными сторонами (общество, работодатели, родители), государственными органами и общественными организациями, осуществляющими молодежную политику;

−  организация мониторинга по изучению мнения студентов и заинтересованных сторон по улучшению организации образовательного процесса, качества преподавания;

−  реализация запланированных мероприятий по внеучебной деятель-ности.

−  вовлеченность 85% студентов в социально-культурную жизнь университета.

−  развитая и эффективно действующая структура студенческого самоуправления.

−  наличие инновационных образовательных программ и технологий, позволяющих сформировать общепрофессиональные и общекультурные компетенции.

−  расширенная материально-техническая база и инфраструктура воспитательной и социальной работы.

−  налаженные всероссийские и международные контакты для эффективного обмена опытом в сфере высшего образования.



Заключение
Результатом выполнения данной Концепции является современный конкурентоспособный специалист на рынке труда, который должен:

−  принимать и соблюдать корпоративные нормы и ценности;

−  корректно, благожелательно относиться к коллегам, регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения; быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций;

−  иметь желание учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества;

−  знать действующее законодательство РФ; действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность своей организации; Устав организации и др.;

−  теорию и методы организации труда и управления коллективом;

−  педагогику и психологию личности;

−  правила, нормы и методы обеспечения защиты конфиденциальной,


служебной и личной информации;

−  правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности и производственной санитарии;

−  правила внутреннего распорядка.


Приложение А
Политика в области воспитательной работы






ПОЛИТИКА

в области воспитательной работы

Пензенского государственного
университета


на период 2013–2014 гг.

Политика в области воспитательной работы Пензенского государственного университета направлена:

– на повышение профессионального и трудового, гражданского и патриотического, духовно-нравственного и культурно-эстетического, спортивно-оздоровительного и экологического воспитания и формирование информационной культуры у будущих специалистов, сочетающих в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины;

– оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности;

– развитие корпоративной культуры и формирование привлекательного имиджа университета в обществе.

Пензенский государственный университет:

– непрерывно совершенствует Концепцию воспитательной работы через создание и внедрение механизмов студенческого самоуправления, профсоюзного комитета студентов, студенческого Совета и научных студенческих обществ,
Совета университета по воспитательной работе (координационного Совета);

– определяет и обеспечивает наличие ресурсов, необходимых для осуществления целей Концепции воспитательной работы, функционирования и улучшения системы менеджмента качества, а также для удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон;

– совершенствует систему материального обеспечения, а также социальной защищенности студентов университета.

Совершенствование и поддержание результативных процессов воспитательной деятельности направлены на реализацию данной политики.

Проректор по воспитательной и социальной работе и руководство подразделений, подотчетных проректору, являются лидерами в реализации настоящей политики и принимают на себя обязательство постоянно повышать результативность воспитательной и социальной работы в университете.
Принята на заседании Ученого совета университета от 30.05.2013 № 11.

Приложение Б

Способы взаимодействия со студентами
Б.1 Психолого-педагогическая поддержка

Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства; в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ; в формировании методических рекомендаций по адаптации студентов; в консультации и оказании психологической помощи.



Б.2 Информационная поддержка

Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриуниверситетских СМИ;


издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Б.3 Научно-методическая поддержка

Выражается в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.



Б.4 Организационно-управленческая поддержка

Ориентирована на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Она предполагает регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях. Поддержка также может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.



Б.5 Организационные и педагогические условия

Основными условиями являются:

– эффективное управление воспитательной системой в университете через создание и внедрение механизмов студенческого управления, Совета по воспитательной деятельности, института кураторов и пр.;

– дифференциация воспитательной работы со студентами различных категорий (первокурсниками, выпускниками и т.д.);

– индивидуализация воспитательной работы, ее акцентирование на самовоспитание, саморазвитие личности студентов;

– создание психологической и социально-педагогической служб университета, организующих психологическую помощь студентам в особых проблемных ситуациях и др.

К важным условиям организации воспитательной работы относится создание единого воспитательного пространства университета.

Воспитательное пространство – это многоуровневое образование, в котором выделяется несколько уровней (компонентов):

– деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности);

– коммуникативный (пространство непосредственного общения);

– компаративный (пространство, которое выступает социальным фоном);

– информационный;

– эмоциональный (пространство, повышающее настроение студентов, их работоспособность, готовность к контактам);

– социально-предметный (предметная среда человека включает в себя множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность);

– экологический (система обслуживания студентов, которая включат в себя бытовые, транспортные и другие услуги).

Приложение В

Методы, средства и формы воспитания студентов
В.1 В воспитании студентов используются следующие основные группы методов:

– методы изучения объектов воспитания:

– целенаправленное наблюдение за объектом воспитания;

– изучение личности по документам (личным делам);

– биографический метод;

– анализ практической деятельности студентов;

– изучение и анализ независимых характеристик;

– тестирование, письменные и устные опросы;

– индивидуальные (групповые) беседы и др.;

– методы воспитательных воздействий и взаимодействий:

– убеждение;

– пример;

– упражнение;

– включение студентов в различные виды деятельности;

– поощрение;

– принуждение и др.;

– методы профилактики и перевоспитания студентов:

– переучивание;

– переубеждение;

– «реконструкция характера»;

– «разрыв нежелательных контактов»;

– критика и самокритика;

– самоисправление и др.

В.2 Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства,


к которым относятся:

– различные виды деятельности в университете;

– моральное и материальное стимулирование;

– технические средства;

– информационные средства;

– педагогическая среда и ее предметы;

– семейная среда и др.

В.3 Методы и средства воспитания реализуются в следующих формах воспитательной работы:

– индивидуальные и коллективные беседы;

– различные виды информирования студентов;

– лекции, вечера вопросов и ответов;

– собрания и совещания со студентами;

– пропаганда передового опыта;

– научно-практические конференции;

– тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы;

– встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда;

– экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;

– проведение дней воинской славы (победных дней) России (дней мужества и т.д.);

– работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятель-ности.

В.4 Применение методов, средств и форм воспитания студентов осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.


Приложение Г

Организационная структура управления воспитательной работой


Ректор




прямая соединительная линия 59

Проректор по воспитательной и социальной работе

Совет университета по воспитательной работе (Координационный совет)

Бухгалтерия
прямая соединительная линия 54 прямая соединительная линия 53 прямая соединительная линия 57


УВиСР прямая соединительная линия 48прямая соединительная линия 50прямая соединительная линия 76


Заместители директоров институтов/деканов факультетов

по воспитательной работе
прямая соединительная линия 45 прямая соединительная линия 63 прямая соединительная линия 68 прямая соединительная линия 69 прямая соединительная линия 71

Управление воспитательной и социальной работы

Управление реализации молодежных инициатив и творческого потенциала студентов



прямая соединительная линия 51


прямая соединительная линия 33прямая соединительная линия 34
Отдел по внеучебной работе и информационному обеспечению процесса воспитания

Отдел поддержки молодежных инициатив и проектов




База отдыха

«Политехник»
прямая соединительная линия 35


прямая соединительная линия 36


Институт военного обучения



Отдел по работе с органами студенческого самоуправления, студенческими отрядами и волонтерским движением
прямая соединительная линия 72

Санаторий - профилакторий

Отдел развития творческого потенциала

прямая соединительная линия 25прямая соединительная линия 44


Поликлиническое отделение



Совет ветеранов
прямая соединительная линия 22

Отдел социальной поддержки и профилактической работы


прямая соединительная линия 17
Отдел спортивно-оздоровительного воспитания

прямая соединительная линия 28 прямая соединительная линия 65



Студенческий городок

Служба психологической поддержки и мониторинга социально-культурной среды

Совет студенческого самоуправления
прямая соединительная линия 74


прямая соединительная линия 66

Студенческий профком

прямая соединительная линия 21

Центр общественных профессий


прямая соединительная линия 75 прямая соединительная линия 77


прямая соединительная линия 13

Совет студенческого городка


прямая соединительная линия 15
Обучаемые

Студенческий клуб


прямая соединительная линия 14 прямая соединительная линия 12 прямая соединительная линия 10 прямая соединительная линия 49
Студенческая комиссия по качеству

Обслуживающий персонал


прямая соединительная линия 7 прямая соединительная линия 6
прямая соединительная линия 4
− административные связи;

− функциональные связи


прямая соединительная линия 1 прямая соединительная линия 2


Лист регистрации изменений к К ПГУ.0.01-2013


Порядковый номер изменения

Раздел, пункт документа

Вид изменения (заменить, аннулировать, добавить)

Номер и дата извещения

Изменение внесено

Дата

Фамилия и инициалы, подпись, должность


















Примечание – Изменение вносится путем обозначения в документе на соответствующей странице и в соответствующем месте порядкового номера, изменения, например, 1, и приложения к тексту документа листа с текстом новой редакции


Ключевые слова: воспитательная работа, социальная защищенность студента, коллегиальный орган, профессиональное и трудовое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание, спортивно – оздоровительное воспитание, формирование информационной культуры, экологическое

_________________________________________________________________




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница