ФГБОУ ВПО “Бурятская государственная сельскохозяйственная
академия им. В.Р. Филиппова»
Проректор по НИР, доцент
____________Р.Ц.Цыдыпов
«___» ______________ 2015 г.
ПРОГРАММА
вступительного экзамена
для подготовки научно-педагогических кадров
по направлению 39.06.01 Социологические науки
по специальности
22.00.06 «Социология культуры»
Улан-Удэ 2015 г.
Пояснительная записка
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины.
Сдача экзамена поступающими в аспирантуру осуществляется в устной форме. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Требования к уровню знаний будущего аспиранта:
Иметь представление:
-
о социологии культуры как отраслевой социологии;
-
об объекте и предмете социологии культуры;
-
Знать:
-
социальную обусловленность культурного производства;
-
морфологию и типологию культуры;
-
повседневную, массовую и элитарную культуры;
-
основные субкультуры современного общества;
Уметь:
-
четко и логично излагать свои научные представления;
-
анализировать данные о социальных процессах;
-
применять методы сбора и анализа данных;
-
участвовать в проектных формах работы;
-
представлять результаты аналитической работы;
Владеть:
-
навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
-
навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;
-
методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования культуры.
В ходе подготовки к экзамену поступающий должен:
-
ознакомиться с теоретическим разделом программы и вопросами к экзамену;
-
организовать поиск информации, необходимой для подготовки ответов к экзамену;
-
провести анализ и обобщение источников;
-
составить полное библиографическое описание источников;
-
составить конспект изученных источников.
Все материалы учебно-методических комплексов дисциплин «Социология»,
«Социология культуры» можно найти в библиотеке, на образовательном портале ХГУ, выпускающей кафедре.
В ходе ответа на экзамене поступающий должен:
-
показать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
-
восприятию информации; способность логически верно выстраивать устную речь;
-
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
-
способность понимать движущие силы и закономерности социокультурного процесса;
-
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания социологии;
-
показать навыки рефлексии - оценивать уровень собственных знаний
-
продемонстрировать умение отвечать на вопросы, оперировать научной и специальной терминологией.
Требования к ответу:
-
Структура ответа:
-
постановка проблемы;
-
формулировка цели и задач (план ответа);
-
перечень литературы, использованной при подготовке ответа;
-
характеристика источников;
-
аргументированное логичное изложение результатов исследования проблемы, опирающееся на грамотное использование профессиональной лексики (раскрытие, понимание используемых терминов);
-
выводы (в тезисной форме, по задачам).
-
Изложения материала - научный стиль, поведение, и т.д.
-
Регламент ответа: ответ не должен превышать 10-15 минут.
Содержание разделов
1. Социология как наука
Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки.
Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание.
Основные структурные единицы социологического знания: социокуль-турные и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория; история социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры; персоналии.
Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.). Профессиональный кодекс социолога. Правовые и нравственные аспекты профессиональной деятельности социолога.
2. История социологии
Формирование социологии как самостоятельной науки. Основные социологические школы в XIX - начале XX вв. Главные направления в развитии социологии в XX в. Основные направления поиска в современной социологической теории.
3. Основные составляющие социальной жизни
Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами. Индивид и индивидуальность. Социализация индивида: сущность, формы и этапы.
Личность - активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности.
Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях. Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры. Глобализация социокультурных процессов в современном мире.
4. Общество как система и формы социальной жизни
Социетальная система: понятие и структура. Социальная жизнь человека и ее природные и биологические предпосылки. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество.
Социетальная и социальная системы. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы. Социум и культура. Соотношение социальных систем с системами экономическими, политическими и иными. Социальные общности, их виды и структура.
Социальные группы. Основные характеристики социальной группы. Специфика группового сознания, поведения и групповой деятельности. Типология социальных групп. Особенности малой социальной группы.
Социальные классы. Основные признаки класса. Классовая структура доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.
Нации (этносы) и национальные (этнические) общности. Национальное самосознание. Национальные интересы и национализм.
5. Социальная стратификация
Социальное расслоение общества и социальное неравенство. Объективные и субъективные показатели социального расслоения. Понятие социального слоя (страты).Социальная стратификация и ее измерение. Социальные статусы и роли. Проблема среднего класса (слоя). Элита общества: структура и функции.
Особенности социальной стратификации российского общества: история и современность.
6. Социальные институты
Понятие социального института, его состав. Социальный институт как компонент социальной структуры общества. Типология социальных институтов. Основные характеристики социальных институтов: семьи, государства, экономики, образования, науки, религии и др. Функции и дисфункции социальных институтов, явные и латентные функции и дисфункции. Кризис социальных институтов современного российского общества.
7. Социальные организации и управление
Социальная организация как система. Основные характеристики социальных организаций. Их типология. Организационная иерархия. Самоорганизация и самоуправление. Формальная и неформальная организация. Бюрократия.
Управление социальными организациями. Роль человеческого фактора.
8. Социальные взаимодействия и процессы
Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М. Веберу). Концепция социального действия в социологии Т. Парсонса. Понятие" общей системы человеческого действия".
Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля.
Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение.
Место и роль коммуникаций в функционировании общества. Виды коммуникаций. Особенности коммуникаций в различных общностях, институтах, организациях.
Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Массовая коммуникация и социальные стереотипы.
Информационная система общества, ее основные исторические этапы.
Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности.
Социальные конфликты. Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов и их причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов.
Конфликтогенность современного российского общества.
Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение.
Особенности формирования и функционирования общественного мнения.
Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях.
9. Социальные изменения и социальное развитие
Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений по уровню, источникам, субъектам. Эволюционные и революционные изменения. Особенности циклических социальных изменений.
Соотношение социальных изменений с другими изменениями в обществе - культурными, экономическими, технологическими и др.
Управление социальными изменениями. Социальные изменения и социальная инженерия. Социальные технологии. Инновации (нововведения) и инновационный процесс. Модернизация.
Понятие социального развития. Социальное развитие и социальные изменения. Источники и субъекты социального развития. Нелинейный характер социального развития. Понятие бифуркации.
Управление социальным развитием. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное планирование.
Социальное развитие и социальный прогресс. Понятие социальной стабильности. Стабильность социальных систем и стабильность общества. Факторы социальной стабильности. Понятие социального равновесия.
Социоструктурный и социокультурный подходы к анализу социального развития современного российского общества. Факторы его стабильности и нестабильности.
10. Социологическая методология и методы исследования
Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучный. Методологические функции социологической теории. Социологическое исследование как форма существования и способ развития социологической науки.
Методологические основания социологического исследования. Методология и парадигма.
Структура социологического исследования и его этапы. Типы социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические. Специфика их целей, задач, методов, последовательности стадий.
Практическое использование результатов социологических исследований. Правовые и нравственные аспекты научного творчества в сфере социологии.
Программа и этапы исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Объект и предмет исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий. Операционализация понятий. Выдвижение и проверка гипотез. Выборка как исследовательская процедура. Типы и правила способов выборки. Обработка, анализ и обобщение полученных данных.
Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и совокупность генеральная. Интервью и анкетирование. Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника.
Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. под ред. Д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. – 5-е изд. М.: «Дашков и К», 2007, 2011. – 384с.
2. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Долгоруков. Под ред. Н.И. Лепина. – М.: Высшая школа, 2006. – 296с.
3. Исаев, Б.А. Социология: Учебное пособие / Б.А. Исаев. – СПб: Питер, 2010. – 224с.
4. Кондауров, В.И. Социология. Общий курс: Учебник / В.И. Кондауров. –М.: ИНФРА-М, 2008. – 332с.
5. Кравченко, С.А. Социология: Учебник / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2009. – CD.
6. Лавриненко, В.Н. Социология: Конспект лекций: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко. – М.: Проспект, 2011. – 328с.
7. Рысь, Ю.И. Социология: Учебное пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2005. -518с.
8. Социология: Учебник / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487с.
9. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. – 4-е изд. стереотип. –М.: Гардарики, 2008, 2007. – 344с.
Дополнительная литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 2006.
2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований.-М., 2005.
3. Бауман 3. Мыслить социологически. - М., 2006.
4. В. А. Катрунов, К. Е. Халин. Экзамен по социологии. Учебное пособие
для ВУЗов. Москва, 2004.
5. В. Г. Лукьянов, С. А. Сидоров, И. С. Урсу. Социология. Учебное пособие.
Санкт-Петербург, 2004.
6. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. - М., 2005.
7. Громов А., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология.
- Спб., 2006.
8. Дюркгейм Э. Социология. - М., 2005.
9. История социологии. – Минск, 2007.
10. История теоретической социологии: В 4 т. - М., 2006.
11. Козер Л. Основы конфликтологии. - Спб., 2005.
12. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов высших учебных за-ведений. – М., 2006
13. Лапаева В. В. Социология права. — М., 2004.
14. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 2005
15. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. - М., 2006.
16. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 2005.
17. Социология. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. Издатель-ский центр «Март», Москва - Ростов-на-Дону, 2006.
18. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2004
19. Энциклопедический социологический словарь. - М., 2006.
20. Ю. Г. Волков. Социология. Учебник. Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К.», Москва, 2011.
21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методика, программы, мето-ды. Самара, 2005
Электронные ресурсы:
-
eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru
-
База данных "Наука Онлайн" компании "East View". URL: http://dlib.eastview.com
-
База данных SpringerLink издательства Springer. URL: http://springerlink.com/
-
База данных издательства WILEYhttp://onlinelibrary.wiley.com/browse/
-
Коллекция журнала «Science» (AAAS). URL: http://www.sciencemag.org
-
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humamties.edu.ru/
-
Тематическая коллекция книг "Университетской библиотеки он-лайн" издательства Директмедиа Паблишинг. URL: http://www.biblioclub.ru/
-
Тематическая коллекция периодических изданий НЭБ "eLibrary". URL: http://elibrary.ru
-
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
-
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
-
ЭБС "Университетская библиотека он-лайн".http://www.biblioclub.ru/
-
ЭБС издательства «ЛАНЬ». http://e.lanbook.com/
Вопросы к экзамену
1. Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки.
2. Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание.
3. Основные структурные единицы социологического знания: социокультурные
и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория
4. История социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры
5. Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.).
6. Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами
7. Индивид и индивидуальность. Социализация индивида: сущность, формы и
этапы
8. Личность - активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности
9. Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы
10. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры
11. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях. Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры
12. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы
13. Социум и культура. Соотношение социальных систем с системами экономическими, политическими и иными. Социальные общности, их виды и структура
14. Социальные группы. Основные характеристики социальной группы. Специфика группового сознания, поведения и групповой деятельности. Типология социальных групп. Особенности малой социальной группы
15. Социальные классы. Основные признаки класса. Классовая структура доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.
16. Нации (этносы) и национальные (этнические) общности. Национальное
самосознание. Национальные интересы и национализм.
17. Социальное расслоение общества и социальное неравенство. Объективные и субъективные показатели социального расслоения
18. Понятие социального слоя (страты). Социальная стратификация и ее измерение. Социальные статусы и роли. Проблема среднего класса (слоя). Элита общества: структура и функции
19. Понятие социального института, его состав. Социальный институт как компонент социальной структуры общества. Типология социальных институтов
Основные характеристики социальных институтов семьи, государства, экономики, образования, науки, религии и др.
20. Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М. Веберу). Концепция социального действия в социологии Т. Парсонса. Понятие "Общей системы человеческого действия"
21. Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения
22. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля. Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение
23. Место и роль коммуникаций в функционировании общества. Виды коммуникаций. Особенности коммуникаций в различных общностях, институтах, организациях. Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Массовая коммуникация и социальные стереотипы
24. Информационная система общества, ее основные исторические этапы
25. Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности
26. Социальные конфликты. Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов и их причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов. Конфликтогенность современного российского общества
27. Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение. Особенности формирования и функционирования общественного мнения. Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как
фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях
28. Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений по уровню, источникам, субъектам. Эволюционные и эволюционные изменения. Особенности циклических социальных изменений. Соотношение социальных изменений с другими изменениями в обществе культурными, экономическими, технологическими и др. Управление социальными изменениями. Социальные изменения и социальная инженерия. Социальные технологии. Инновации (нововведения) и инновационный процесс. Модернизация
29. Понятие социального развития. Социальное развитие и социальные изменения. Источники и субъекты социального развития. Нелинейный характер
социального развития. Понятие бифуркации
30. Управление социальным развитием. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное планирование
31. Социальное развитие и социальный прогресс. Понятие социальной
стабильности. Стабильность социальных систем и стабильность общества.
Факторы социальной стабильности. Понятие социального равновесия. Социоструктурный и социокультурный подходы к анализу социального развития современного российского общества. Факторы его стабильности и нестабильности.
32. Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучный. Методологические функции социологической теории. Методологические основания социологического исследования. Методология и парадигма.
33. Структура социологического исследования и его этапы. Типы социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические
34. Практическое использование результатов социологических исследований.
Правовые и нравственные аспекты научного творчества в сфере социологии.
35. Программа и этапы исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Объект и предмет исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий
36. Операционализация понятий. Выдвижение и проверка гипотез. Выборка как
исследовательская процедура. Типы и правила способов выборки. Обработка,
анализ и обобщение полученных данных
37. Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования
38. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса
39. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и
совокупность генеральная. Интервью и анкетирование
40.Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника
41. Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их
проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования
Поделитесь с Вашими друзьями: |