Фгбоу впо “Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова



Скачать 172,11 Kb.
Дата14.02.2016
Размер172,11 Kb.
#2055
ТипПрограмма
ФГБОУ ВПО “Бурятская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова»

Проректор по НИР, доцент

____________Р.Ц.Цыдыпов

«___» ______________ 2015 г.



ПРОГРАММА

вступительного экзамена

для подготовки научно-педагогических кадров

по направлению 39.06.01 Социологические науки

по специальности



22.00.06 «Социология культуры»

Улан-Удэ 2015 г.

Пояснительная записка

Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины.

Сдача экзамена поступающими в аспирантуру осуществляется в устной форме. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Требования к уровню знаний будущего аспиранта:

Иметь представление:


  • о социологии культуры как отраслевой социологии;

  • об объекте и предмете социологии культуры;

  • Знать:

  • социальную обусловленность культурного производства;

  • морфологию и типологию культуры;

  • повседневную, массовую и элитарную культуры;

  • основные субкультуры современного общества;

Уметь:

  • четко и логично излагать свои научные представления;

  • анализировать данные о социальных процессах;

  • применять методы сбора и анализа данных;

  • участвовать в проектных формах работы;

  • представлять результаты аналитической работы;

Владеть:

  • навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;

  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

  • методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования культуры.


В ходе подготовки к экзамену поступающий должен:

  • ознакомиться с теоретическим разделом программы и вопросами к экзамену;

  • организовать поиск информации, необходимой для подготовки ответов к экзамену;

  • провести анализ и обобщение источников;

  • составить полное библиографическое описание источников;

  • составить конспект изученных источников.

Все материалы учебно-методических комплексов дисциплин «Социология»,

«Социология культуры» можно найти в библиотеке, на образовательном портале ХГУ, выпускающей кафедре.



В ходе ответа на экзамене поступающий должен:

  • показать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,

  • восприятию информации; способность логически верно выстраивать устную речь;

  • готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

  • способность понимать движущие силы и закономерности социокультурного процесса;

  • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания социологии;

  • показать навыки рефлексии - оценивать уровень собственных знаний

  • продемонстрировать умение отвечать на вопросы, оперировать научной и специальной терминологией.


Требования к ответу:

  1. Структура ответа:

  • постановка проблемы;

  • формулировка цели и задач (план ответа);

  • перечень литературы, использованной при подготовке ответа;

  • характеристика источников;

  • аргументированное логичное изложение результатов исследования проблемы, опирающееся на грамотное использование профессиональной лексики (раскрытие, понимание используемых терминов);

  • выводы (в тезисной форме, по задачам).

  1. Изложения материала - научный стиль, поведение, и т.д.

  2. Регламент ответа: ответ не должен превышать 10-15 минут.


Содержание разделов

1. Социология как наука

Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки.

Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание.

Основные структурные единицы социологического знания: социокуль-турные и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория; история социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры; персоналии.

Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.). Профессиональный кодекс социолога. Правовые и нравственные аспекты профессиональной деятельности социолога.

2. История социологии

Формирование социологии как самостоятельной науки. Основные социологические школы в XIX - начале XX вв. Главные направления в развитии социологии в XX в. Основные направления поиска в современной социологической теории.



3. Основные составляющие социальной жизни

Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами. Индивид и индивидуальность. Социализация индивида: сущность, формы и этапы.

Личность - активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности.

Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях. Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры. Глобализация социокультурных процессов в современном мире.



4. Общество как система и формы социальной жизни

Социетальная система: понятие и структура. Социальная жизнь человека и ее природные и биологические предпосылки. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество.

Социетальная и социальная системы. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы. Социум и культура. Соотношение социальных систем с системами экономическими, политическими и иными. Социальные общности, их виды и структура.

Социальные группы. Основные характеристики социальной группы. Специфика группового сознания, поведения и групповой деятельности. Типология социальных групп. Особенности малой социальной группы.

Социальные классы. Основные признаки класса. Классовая структура доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

Нации (этносы) и национальные (этнические) общности. Национальное самосознание. Национальные интересы и национализм.



5. Социальная стратификация

Социальное расслоение общества и социальное неравенство. Объективные и субъективные показатели социального расслоения. Понятие социального слоя (страты).Социальная стратификация и ее измерение. Социальные статусы и роли. Проблема среднего класса (слоя). Элита общества: структура и функции.

Особенности социальной стратификации российского общества: история и современность.

6. Социальные институты

Понятие социального института, его состав. Социальный институт как компонент социальной структуры общества. Типология социальных институтов. Основные характеристики социальных институтов: семьи, государства, экономики, образования, науки, религии и др. Функции и дисфункции социальных институтов, явные и латентные функции и дисфункции. Кризис социальных институтов современного российского общества.



7. Социальные организации и управление

Социальная организация как система. Основные характеристики социальных организаций. Их типология. Организационная иерархия. Самоорганизация и самоуправление. Формальная и неформальная организация. Бюрократия.

Управление социальными организациями. Роль человеческого фактора.

8. Социальные взаимодействия и процессы

Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М. Веберу). Концепция социального действия в социологии Т. Парсонса. Понятие" общей системы человеческого действия".

Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля.

Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение.

Место и роль коммуникаций в функционировании общества. Виды коммуникаций. Особенности коммуникаций в различных общностях, институтах, организациях.

Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Массовая коммуникация и социальные стереотипы.

Информационная система общества, ее основные исторические этапы.

Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности.

Социальные конфликты. Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов и их причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов.

Конфликтогенность современного российского общества.

Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение.

Особенности формирования и функционирования общественного мнения.

Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях.

9. Социальные изменения и социальное развитие

Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений по уровню, источникам, субъектам. Эволюционные и революционные изменения. Особенности циклических социальных изменений.

Соотношение социальных изменений с другими изменениями в обществе - культурными, экономическими, технологическими и др.

Управление социальными изменениями. Социальные изменения и социальная инженерия. Социальные технологии. Инновации (нововведения) и инновационный процесс. Модернизация.

Понятие социального развития. Социальное развитие и социальные изменения. Источники и субъекты социального развития. Нелинейный характер социального развития. Понятие бифуркации.

Управление социальным развитием. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное планирование.

Социальное развитие и социальный прогресс. Понятие социальной стабильности. Стабильность социальных систем и стабильность общества. Факторы социальной стабильности. Понятие социального равновесия.

Социоструктурный и социокультурный подходы к анализу социального развития современного российского общества. Факторы его стабильности и нестабильности.



10. Социологическая методология и методы исследования

Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучный. Методологические функции социологической теории. Социологическое исследование как форма существования и способ развития социологической науки.

Методологические основания социологического исследования. Методология и парадигма.

Структура социологического исследования и его этапы. Типы социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические. Специфика их целей, задач, методов, последовательности стадий.

Практическое использование результатов социологических исследований. Правовые и нравственные аспекты научного творчества в сфере социологии.

Программа и этапы исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Объект и предмет исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий. Операционализация понятий. Выдвижение и проверка гипотез. Выборка как исследовательская процедура. Типы и правила способов выборки. Обработка, анализ и обобщение полученных данных.

Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и совокупность генеральная. Интервью и анкетирование. Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника.

Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. под ред. Д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. – 5-е изд. М.: «Дашков и К», 2007, 2011. – 384с.

2. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Долгоруков. Под ред. Н.И. Лепина. – М.: Высшая школа, 2006. – 296с.

3. Исаев, Б.А. Социология: Учебное пособие / Б.А. Исаев. – СПб: Питер, 2010. – 224с.

4. Кондауров, В.И. Социология. Общий курс: Учебник / В.И. Кондауров. –М.: ИНФРА-М, 2008. – 332с.

5. Кравченко, С.А. Социология: Учебник / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2009. – CD.

6. Лавриненко, В.Н. Социология: Конспект лекций: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко. – М.: Проспект, 2011. – 328с.

7. Рысь, Ю.И. Социология: Учебное пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2005. -518с.

8. Социология: Учебник / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487с.

9. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. – 4-е изд. стереотип. –М.: Гардарики, 2008, 2007. – 344с.


Дополнительная литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 2006.

2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований.-М., 2005.

3. Бауман 3. Мыслить социологически. - М., 2006.

4. В. А. Катрунов, К. Е. Халин. Экзамен по социологии. Учебное пособие

для ВУЗов. Москва, 2004.

5. В. Г. Лукьянов, С. А. Сидоров, И. С. Урсу. Социология. Учебное пособие.

Санкт-Петербург, 2004.

6. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. - М., 2005.

7. Громов А., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология.

- Спб., 2006.

8. Дюркгейм Э. Социология. - М., 2005.

9. История социологии. – Минск, 2007.

10. История теоретической социологии: В 4 т. - М., 2006.

11. Козер Л. Основы конфликтологии. - Спб., 2005.

12. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов высших учебных за-ведений. – М., 2006

13. Лапаева В. В. Социология права. — М., 2004.

14. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 2005

15. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. - М., 2006.

16. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 2005.

17. Социология. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. Издатель-ский центр «Март», Москва - Ростов-на-Дону, 2006.

18. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2004

19. Энциклопедический социологический словарь. - М., 2006.

20. Ю. Г. Волков. Социология. Учебник. Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К.», Москва, 2011.

21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методика, программы, мето-ды. Самара, 2005


Электронные ресурсы:


  1. eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru

  2. База данных "Наука Онлайн" компании "East View". URL: http://dlib.eastview.com

  3. База данных SpringerLink издательства Springer. URL: http://springerlink.com/

  4. База данных издательства WILEYhttp://onlinelibrary.wiley.com/browse/

  5. Коллекция журнала «Science» (AAAS). URL: http://www.sciencemag.org

  6. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humamties.edu.ru/

  7. Тематическая коллекция книг "Университетской библиотеки он-лайн" издательства Директмедиа Паблишинг. URL: http://www.biblioclub.ru/

  8. Тематическая коллекция периодических изданий НЭБ "eLibrary". URL: http://elibrary.ru

  9. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

  10. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  11. ЭБС "Университетская библиотека он-лайн".http://www.biblioclub.ru/

  12. ЭБС издательства «ЛАНЬ». http://e.lanbook.com/


Вопросы к экзамену

1. Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки.

2. Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание.

3. Основные структурные единицы социологического знания: социокультурные
и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория

4. История социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры

5. Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.).

6. Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами

7. Индивид и индивидуальность. Социализация индивида: сущность, формы и

этапы


8. Личность - активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности

9. Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы

10. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры

11. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях. Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры

12. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы

13. Социум и культура. Соотношение социальных систем с системами экономическими, политическими и иными. Социальные общности, их виды и структура

14. Социальные группы. Основные характеристики социальной группы. Специфика группового сознания, поведения и групповой деятельности. Типология социальных групп. Особенности малой социальной группы

15. Социальные классы. Основные признаки класса. Классовая структура доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

16. Нации (этносы) и национальные (этнические) общности. Национальное

самосознание. Национальные интересы и национализм.

17. Социальное расслоение общества и социальное неравенство. Объективные и субъективные показатели социального расслоения

18. Понятие социального слоя (страты). Социальная стратификация и ее измерение. Социальные статусы и роли. Проблема среднего класса (слоя). Элита общества: структура и функции

19. Понятие социального института, его состав. Социальный институт как компонент социальной структуры общества. Типология социальных институтов

Основные характеристики социальных институтов семьи, государства, экономики, образования, науки, религии и др.

20. Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М. Веберу). Концепция социального действия в социологии Т. Парсонса. Понятие "Общей системы человеческого действия"

21. Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения

22. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля. Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение

23. Место и роль коммуникаций в функционировании общества. Виды коммуникаций. Особенности коммуникаций в различных общностях, институтах, организациях. Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Массовая коммуникация и социальные стереотипы

24. Информационная система общества, ее основные исторические этапы

25. Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности

26. Социальные конфликты. Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов и их причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов. Конфликтогенность современного российского общества

27. Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение. Особенности формирования и функционирования общественного мнения. Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как

фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях

28. Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений по уровню, источникам, субъектам. Эволюционные и эволюционные изменения. Особенности циклических социальных изменений. Соотношение социальных изменений с другими изменениями в обществе культурными, экономическими, технологическими и др. Управление социальными изменениями. Социальные изменения и социальная инженерия. Социальные технологии. Инновации (нововведения) и инновационный процесс. Модернизация

29. Понятие социального развития. Социальное развитие и социальные изменения. Источники и субъекты социального развития. Нелинейный характер
социального развития. Понятие бифуркации

30. Управление социальным развитием. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное планирование

31. Социальное развитие и социальный прогресс. Понятие социальной
стабильности. Стабильность социальных систем и стабильность общества.
Факторы социальной стабильности. Понятие социального равновесия. Социоструктурный и социокультурный подходы к анализу социального развития современного российского общества. Факторы его стабильности и нестабильности.

32. Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучный. Методологические функции социологической теории. Методологические основания социологического исследования. Методология и парадигма.

33. Структура социологического исследования и его этапы. Типы социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические

34. Практическое использование результатов социологических исследований.

Правовые и нравственные аспекты научного творчества в сфере социологии.

35. Программа и этапы исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Объект и предмет исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий

36. Операционализация понятий. Выдвижение и проверка гипотез. Выборка как

исследовательская процедура. Типы и правила способов выборки. Обработка,

анализ и обобщение полученных данных

37. Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования

38. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса

39. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и

совокупность генеральная. Интервью и анкетирование

40.Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника



41. Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их

проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования
Каталог: files -> docs -> aspirantura
docs -> Заполярный филиал
docs -> Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
docs -> Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
docs -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
docs -> Проект резолюция
docs -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании

Скачать 172,11 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница