Феномены саморегуляции



Скачать 196.29 Kb.
Дата22.02.2016
Размер196.29 Kb.
Христианский Гуманитарно-Экономический Университет

РЕФЕРАТ

Студентки курса гуманитарного факультета



Учебная дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ САМОПОМОЩИ И ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

ТЕМА: ФЕНОМЕНЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Оценка:


__________

г. Одесса



ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ.

1.Понятие и структура саморегуляции

2.Концепции механизма внушения

3. Установка

4. Самовнушение

5. Метод – «КЛЮЧ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

«ФЕНОМЕНЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ.

Когда мы говорим о феноменах саморегуляции, в первую очередь, конечно, имеем в виду возможность обученного человека произвольно снижать у себя болевую чувствительность. Например, снимать головную, зубную или сердечную боль. Кроме того, в особом состоянии можно обезболить практически любую часть тела, будь то рука, спина, живот или нога. Демонстрируя эффекты обезболивания в группе обучающихся саморегуляции, добровольцы вызывают у себя особое состояние и задают организму примерно следующую установочную программу: "Рука (или щека, или зуб) стала бесчувственной, онемела". При этом желательно погрузиться в нейтральное состояние как можно глубже, чтобы не мешать организму синтезировать желаемую ответную реакцию.

Данный феномен объясняется тем, что врач-психотерапевт объясняет пациенту, что после одного-двух пятнадцатиминутных занятий он сможет научиться управлять уровнем своей внушаемости. Обучаемого просят встать прямо, голову слегка откинуть назад, смотреть прямо перед собой, чуть выше уровня глаз в ОДНУ ТОЧКУ, без напряжения, словно в пустоту.

Затем в ход идут испытанные приемы внушения, и мозг погружается в удивительно приятное состояние полубодрствования-полусна. Данный метод не имеет ничего общего с обычным гипнозом. Именно в этом особенном состоянии навсегда в памяти останется фраза врача: "Всякий раз и в любой обстановке, в положении сидя, стоя или лежа, при шуме и без шума, если вы мысленно сосчитаете от одного до пяти, обязательно автоматически войдете в режим саморегуляции" Это и есть ключ к самому себе. Человек становится способным осуществлять управляемую связь между своими психическими и физическими функциями. То есть нашему желанию становятся подвластны такие системы организма, которыми в обычном состоянии мы управлять не можем. Ключ - как бы выключатель, кнопка, нажав которую можно привести в действие уже выработанную рефлекторную цепочку. Достаточно, глядя в одну точку, сосчитать до пяти, как автоматически достигается желаемое состояние - можно расслабиться или сосредоточиться.



1.Понятие и структура саморегуляции

Саморегуляция психических состояний личности - сложное системное психологическое образование, представляющее собой сознательный целенаправленный процесс воздействия человека на самого себя, проявляющееся в намеренной регуляции своего состояния.

По определению В.И. Моросановой. осознанная саморегуляция произвольной активности человека - это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей.

Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:


  • планирование целей,

  • моделирование значимых для достижения цели условий.

  • программирование действий.

  • оценивание.

  • коррекция результатов.

Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.

Представления о модели саморегуляции были разработаны и экспериментально проверены в работах сотрудников лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАС, сначала применительно к сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно применялись и к анализу регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений.

Формирование саморегуляции психических состояний осуществляется успешней при задействовании таких психологических механизмов, как рефлексивный (базовый), мотивационный, волевой (производные), эффективность которых возрастает, когда они выступают единой взаимосвязанной системой.

Саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.

Исследованиями В.И. Моросановой и И.В. Плахотниковой было доказано. что успешность различных видов практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого- либо функционального компонента саморегуляции, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность выполнения самых разных видов деятельности.

Можно выстроить целую иерархию само процессов, начиная се с авто- регуляции. т. с. непроизвольной саморегуляции в системе жизнеобеспечения организма животных и человека, затем надстроить более сложные процессы произвольной регуляции и психического самоуправления, а на самом высоком уровне поместить взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения — как самый сложный процесс психического управления и регуляции, в котором участвуют не менее двух человек — субъектов самоуправления и саморегуляции. На каждом из уровней появляются новые качества, которых не было на предыдущих, что и дает право говорить об их специфичности и относительной самостоятельности, а вместе с тем и об их целостности.

Линдеман X. отмечает, что развитие способности саморегулирования проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной се структуры. Прежде чем начнет складываться система саморегуляции. должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства общения, поведения, деятельности не «срабатывают», не приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольства собой. Человек начинает действовать методом проб и ошибок, перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации. к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание. формирование критериев, оценки качества, принятия решения к действию, контроль, коррекции.

Пейсахов Н.М. цикл самоуправления рассматривает следующим образом.

1. Анализ противоречий или ориентировка в ситуации — человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе, почему сейчас не получается так. как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне. в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?

2.Прогнозирование — человек формирует модель прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим Прогноз — это попытка заглянуть в будущее. Предсказать ход событий или желаемые действия Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что то изменить? Что может измениться. если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

3.Целеполагание — человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе цслеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах Люди стремятся получить ответы на такие вопросы, какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?

Целеполагание — это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных. При выборе целей их сравнивают по длительности (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают тактические цели, осуществление которых требует 5—7 лет. а они. в свою очередь, определяют оперативные цели, реализация которых требует дней, месяцев). С точки зрения субъективной привлекательности оцениваются вероятность достижения цели, усилия, необходимые для ее достижения.

4.Планирование — человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегически ми, тактическими, оперативными Человек ищет ответы на такие вопросы какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?

5.Критерии оценки качества — человек должен решить вопросы, какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать. Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными. а это может привести к совершенно иным результатам, чем было первоначально задумано.

6.Принятие решения — это переход от плана к действиям, это самоприказ начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы, все ли я предусмотрел? Есть ли у меня сше время? Начинать действовать или еще нужно подождать немного?

Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову». «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного. Упущенное время может быть потеряно безвозвратно. Когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл.

7.Самоконтроль — сбор информации о том. как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы, как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?

8.Коррекция — изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос - как быть дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если идет как задумано, то человек может продолжать действовать так же. повторить еще и еще раз. чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности. то возникают новые вопросы что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?

После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д. Эти циклы повторяются до тех пор. пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдет переход к саморегуляции, т. с. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Управляемая саморегуляция - это метод сознательно-волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом.

Саморегуляция основана исключительно на развитии индивидуальных свойств личности, на ее заданных природой возможностях.

Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно – психических воздействий.

Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого.

Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что – либо внушить на незнакомом ему языке.

Многообъёмность слова, как специфического раздражителя ВНД может быть показана на следующих случаях. Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:



  • содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения

  • направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

  • Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека, которую можно рассмотреть как отношение субъекта к событиям, теориям и даже вымыслам, которые принимаются как достоверные и истинные.

  • Термином "вера" обозначается также убеждённость в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого – либо события, социального идеала.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

2.Концепции механизма внушения

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

К сожалению, наука в настоящее время не в состоянии исчерпывающе раскрыть все "секреты" психики. Не решена полностью и проблема физиологии внушения. Однако отдельные теории дают ответ о природе механизма внушения. Это физиологическая теория внушения И. П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, а также на теории установки Д. Н. Узнадзе.

Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов внешнего мира.

Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. "Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многоообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных".

Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящие в большие раздражителями, приходящими в большие полушария, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения.

Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения, ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение".

Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую "незаконную" силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.



3.Установка

Глубокое экспериментальное и теоретическое обоснование психологического феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

Установка представляет собой предрасположение, определённую предуготовленность организма при поведенческих актах.

Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности.

Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен прийти в состояние готовности.

Именно эта настройка всех физических и психических процессов составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека представляет собой реализацию установки.

Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его готовность, "акцептор действия", т. е. Установка.

. Создание самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях психологического расслабления, при общей заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы тем самым описываем модель механизма внушения.

Всякий знает, что, будучи рассеяными и невнимательными, мы можем давать на задаваемые вопросы совершенно не подходящие для нас ответы; можем признавать то, что мы несомненно отвергнули бы, если бы отнеслись к вопросу с вниманием, нередко мы незнаем даже, что данный вопрос был нам задаваем, иначе говоря, мы имеем настоящую амнезию. С другой стороны, при отвлечении внимания мы не замечаем нередко своих ощущений, можем даже заглушить резкие болезненные ощущения. В других случаях мы испытываем без всякой видимой причины безотчётную тоску или душевную боль, или же нам незаметно для нас самих может быть навязан тот или другой мотив, привита та или иная идея и т. п.

Словом, в состоянии рассеянности, когда наше "я" чем-нибудь занято или отвлечено в известном направлении, мы получаем состояние, благоприятствующее внушению, вследствие чего, будучи введено в психическую сферу, оно проникает в него помимо "я" или, по крайней мере, без его активного участия и не может быть подвергнуто соответствующей критике и переработке.

Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что облегчённая восприимчивость к внушениям наблюдается иногда и в нормальном психическом состоянии. Но суть в том, что в таком случае внушаемые лица по отношению к производимым внушениям, веря в их магическую силу, не в состоянии обнаружить никакого психического противодействия и подчиняются им совершенно пассивно.

Благодаря этому, внушения легко входят в их психическую сферу помимо их "я", точнее говоря, помимо их личного сознания, следовательно прививаются непосредственно, так сказать, в самые недра психической сферы, помимо всякого участия воли и действуют так же неотразимона субъекта, как и внушения, производимые в гипнозе.

4.Самовнушение.

Применение в воспитательных целях самовнушения требует довольно высокого развития личности. Самовнушение используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.

Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно стремится их преодолеть.

В первоначальной беседе педагог или психолог разъясняет человеку, что успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от его умения сосредоточиться на предмете внушения.

Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени, в утвердительной форме: "Я могу выполнить это в лучшем виде" и пр.

Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения. Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена, вследствие чего снижена критическая сторона психики.

Если субъект обучен приёмам аутотренинга, то целесообразно формулы самовнушения произносить в состоянии мышечной релаксации. Владея техникой психорегулирующей тренировки, человек расслабляется, а затем сам несколько раз подряд произносит фразы, настраивающие на достижение намеченной цели.

Самовнушение и создание новой программы.

Самовнушение совместно с воображением создает новый вид реальности: лучшей, свободной от следов прошлого. К сожалению, большинство людей не обращают внимание на свое бессознательное. То, что нам удается осознать, - только десятая часть действительности, верхушка айсберга.

Привычки коренятся глубоко в прошлом. На сеансах самовнушения клиенты призываются задуматься о своих привычках. На какую почву упали зерна вашего воспитания? Когда вы поймете, что поведение, свойственное вам в детстве, сегодня, когда вы стали взрослым, неэффективно, то сделаете первый шаг к переменам.

Новое понимание освобождает в сознании место для нового ряда привычек. Это похоже на генеральную уборку. Очистив пространство сознания, вы позволите своему безграничному творческому потенциалу сформировать новый стиль жизни.

Позитивная жизненная программа формируется под влиянием самовнушения, создающего новые полезные устойчивые рефлексы. Глубина изменений зависит от того, насколько сильны у вас стремление к переменам, мотивация, и уровень самооценки.

Ощущение собственной значимости непосредственно связано с вашими представлениями о собственных силах. Если вы говорите себе "я не смогу", шансы, что вы действительно "не сможете", возрастают. С другой стороны, если вы утверждаете обратное – "я смогу" или "я сделаю" - вероятность успеха значительно повышается, поскольку мысль предопределяет действие. Камень преткновения на пути к самореализации – ваши ожидания (предчувствия неудачи или, наоборот, успеха). Если человек, взявшись за дело, втайне ожидает провала, он ощущает внутреннюю неуверенность. Перестаньте прислушиваться к чьим-то голосам из далекого прошлого. Никто не знает вас лучше, чем вы сами. Возьмите на себя ответственность, поставьте перед собой новые цели. Этот процесс называется контрвнушением, потому что он представляет собой коррекцию негативного воздействия окружающих. На смену внешней манипуляции приходит сознательный самоконтроль.



5. Метод «Ключ»

Метод «Ключ» основан на научном открытии — идео-рефлекторных приемах, снимающих стресс, тревогу, страх душевную и головную боль автоматически и открывающих доступ к управлению ресурсными возможностями человека. Это - новая модель работы мозга и уникальная технология саморегуляции.

Новизна и уникальность «Ключа» в том, что он снимает стресс автоматически, позволяет управлять доминантами и открывает доступ к внутренним резервам.

Каждый человек может легче и быстрее учиться, тренироваться, лечиться, достигать желаемых результатов в любой деятельности.

«Ключ» особенно необходим для лиц творческих и опасных профессий, спортсменов, людей, работающих на пределе своих умственных и физических возможностей.


Области применения:

Метод Ключ незаменим при оказании экстренной помощи в случаях, где из-за высокого стресса сознание человека изменено и речевые способы психотерапии малоэффективны, или пациент не хочет делиться своими проблемами и переживаниями.

Метод также используется для повышения эффективности программ личностного развития, так как вызывает освобождение сознания от страха, комплексов и стереотипов мышления и позволяет быстро вырабатывать навыки.

В области образования приемы Метода-Ключ помогают создавать положительный психологический климат на занятиях обучения, помогает обучающимся организовывать свое внимание, повышать качество учебного процесса, работать над своим характером, повышать уверенность в себе перед контрольными работами, экзаменами. С помощью метода сокращается время обучения иностранным языкам и новым видам деятельности.

В области творчества навыки саморегуляции используются для освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.

В области психологии навыки саморегуляции помогают гармонизации межличностных отношений, помогают человеку быть внутренне свободным в общении, быстрее находить психологический контакт с собеседником.

В спорте - для восстановления сил организма в условиях дефицита времени, для ускоренного втягивания в тренировочный процесс, для поддержания необходимой высокой спортивной формы в перерывах между соревнованиями при меньших физических нагрузках.

В области актерской деятельности Метод-Ключ - ключ к системе Станиславского. С помощью метода снимаются нервные "зажимы", происходит более успешное вхождение в образ и выход из ролевой функции.
В хореографии тренировки с Ключом открывают новый уровень совершенствования координации и пластики движений. Балерины, впервые испытавшие приемы саморегуляций говорят, что эта особая легкость в движении им хорошо знакома, но она открывалась у них раньше только на волне значительного эмоционального подъема в лучшие моменты "вработанности" в танец. Теперь они могут легче находить в себе это чувство полета.

Будущие мамы используют Метод-Ключ для защиты от стресса, обеспечения нормального протекания беременности и рождения более здорового ребенка, для коротких расслаблений между родовыми схватками, для поддержания нормального протекания материнских функций после родов.

В медицине Метод-Ключ резко потенцирует лечебный эффект различных медицинских методов, является также элементом диагностики. Эффективно применение метода, например, при лечении психосоматических заболеваний, в предоперационной подготовке к хирургическим операциям и послеоперационной реабилитации, метод позволяет снизить количество лекарственных препаратов, сократить сроки оздоровления. В наркологии, например, обученные по Методу-Ключ, используют навыки снижения нервно-психического напряжения во время отвыкания от наркотика, стимулируют производство эндорфиноподобных веществ в организме. В логопедии, например, пациенты учатся с помощью Метода-Ключ устранять страх общения, быстрее вырабатывать нормальные речевые навыки.

Врачи с помощью Метода-Ключ могут реализовать на практике классическое изречение "Врач, исцелись сам!"



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервноэмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. Сон
Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное.

2. Водные процедуры


Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

3. Хобби


Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения и спорт


Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки


Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.
ЛИТЕРАТУРА.

Леви В.Л. Искусство быть собой М.Знание,1977

Козин А.П. Умей владеть собой Киев,Здоровье,1981

Лобзин В.С.,Решетников М.М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие Л.: Медицина,1986.

Некрасов В.П. Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции М.: ФиС,1986.

Алексеев А.В. Себя преодолеть М.,1982



Спиридонов Н.И. Самовнушение. движение, сон, здоровье М.:ФиС,1987.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница