Феномен творческого мышления



Скачать 121.76 Kb.
Дата27.04.2016
Размер121.76 Kb.
Феномен творческого мышления
Преподаватель живописного отделения

МОУ ДОД «ДХШ №3»

Рыжов Дмитрий Валерьевич
В психологии мышлением принято называть высший познавательный процесс, являющейся активной формой творческого отражения и преобразования человеком действительности, порождением нового знания. В отличие от ощущений, где реальность отражается отдельными своими свойствами, качествами, признаками и восприятия как совокупности всех этих качеств, посредством мышления производится анализ свойств, особенностей предметов и явлений, которые зачастую невозможно познать с помощью только органов чувств. С помощью мышления познаются недоступные непосредственно ощущению и восприятию связи между предметами и явлениями составляющие законы и сущность объективной действительности [6, с. 230].

В Большом психологическом словаре под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко понятие «мышление» трактуется как – целенаправленное применение, формирование и накопление знаний, которое возможно в том случае, если оно устремлено на разрешение противоречий объективно присущих реальному предмету мысли. В развитие мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности) [1, с. 280].

В разные исторические периоды понимание исследователями феномена мышления не было одинаковым.

На современном этапе развития психологии в научной литературе мышление определяется как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [6, с. 232].

Выделяются различные виды мышления в зависимости от: его содержания: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; характера задач: практическое и теоретическое мышление; степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышление. Мы подробнее остановимся на рассмотрении взглядов психологов на проблему творческого мышления.

С. Ю. Головин дает следующее определение творческого мышления: «один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным» [4, с. 219].

Рассматривая проблему творческого мышления, Р. С. Немов отмечает, что на исследование того, как человек решает новые, нестандартные, творческие задачи психологами было затрачено много усилий и времени, но до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения [4, с. 284].

Если принять существующий подход, при котором критерием творческого мышления считается создание человеком новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективной новизной), то подавляющая часть людей окажется в группе «нетворческих». Б. А. Сосновский утверждает, что более правомерно рассматривать новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). Но все же этот критерий не отражает всех аспектов творческого мышления, так как не касается особенностей процесса мышления [8, с. 215].

Обратившись к истории мы обнаружим что ответ на вопрос: «Что такое творческое мышление?» пытались найти еще античные философы. Интересно, высказывание Платона, отчасти предсказавшее идеи З. Фрейда, изложенные в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Точно так же и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку интеллектуального созерцания. Стремление к этому состоянию и есть «Эрос», который предстает, как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа – страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного [3].

Исследование творческого мышления получило развитие в ассоциативной психологии, широко распространившейся в XVII – XVII веках. В основу учения об ассоциациях легли идеи из трудов Аристотеля. Особенностью стало признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип.

Принцип ассоциаций как всеобщий объяснительный принцип позднее неоднократно подвергался критике, но сама ассоциация как факт интерпретируется как бесспорная психологическая реальность.

В противоположность ассоцианистам, представителями Вюрцбургской школы мышление стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г. Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н. Ах).

Необходимо так же выделить психоаналитический подход З. Фрейда и его последователей к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода на передний план была выдвинута проблема мотивов человеческого поведения, лежащих в основе мыслительной активности. Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца [5]. Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [3].

Одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах посвященных креативности, он предлагал свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во-первых, это оригинальность и необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек творческий, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества.

Р. С. Немов описывает условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению [4, с. 287-288].

С чем связана активная роль бессознательного в процессах творчества? Свой ответ на этот вопрос предлагает теория крупного отечественного исследователя творческого мышления Я. А. Пономарева.

Наиболее тонкий момент в процессе мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из набора структур и схем знаний, хранящихся в долговременной памяти человека. В случае относительно простой задачи субъект обладает хорошо структурированными знаниями, которые позволяют ему достаточно легко создать адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговременной памяти превращает задачу в творческую. Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта): интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам: во-первых, он образует помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во-вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случаи научного творчества задача заключается в познании, в случаи искусства – в создании.

Творчество проявляется в мышлении не только в процессе решения задач, но и в процессе их постановки, в умении видеть в окружающей действительности проблемы, вопросы, цели, требующие решения и достижения. Увидеть и сформулировать проблему часто бывает труднее, чем ее решить.

Часто продукты творческого мышления не могут адекватно быть оцененными другими людьми, вызывая у них неприятие и протест. Новые направления в литературе, живописи, музыке, новые научные подходы зачастую не признаются сразу даже специалистами. Человек и сам часто проявляет чрезмерную критичность в отношении своего мышления, отвергая результаты, которые ему кажутся слишком смелыми или необычными [8, с. 216].

Теория Пономарева позволяет объяснить стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка – субъект безрезультатно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созревания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен включается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмоционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логическую работу по реализации замысла [7].

O. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина установили, что спецификой творческого мышления является самостоятельное формирование личностью в ходе мыслительной деятельности новых целей, гипотез, планов, оценок и других новообразований. Под их влиянием исходная цель, сформулированная в вопросе, многократно преобразуется в соответствии с результатами анализа условий задачи. Поиск идет в различных направлениях. Такое мышление именуется дивергентным, в противоположность конвергентному, когда человек ограничивается одним вариантом решения. Д. Б. Богоявленская видит особенность творческого мышления в проявлении интеллектуальной инициативы, выходе за пределы заданного. Процессуальные особенности творческого мышления делают его результаты индивидуальными и оригинальными [8, с. 215].



Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, свели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их «ходячими библиотеками», и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки[7].

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем-то негативном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для появления творческого мышления. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравиться нам больше идей других людей. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предполагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что так же негативно отражается на разработке оригинальных идей. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, обращая внимание на то, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления [2].

Крупный российский ученый-психолог Б. А. Сосновский утверждает, что развитие творческого мышления зависит от того, какие возможности для этого создает окружающая среда: общество в целом, семья, школа и т. д. Начиная со школы формированию репродуктивного мышления способствует сдерживание самостоятельности учащихся, требование от них единообразия в мыслях и действиях, установка на овладение типовыми способами решения задач, поощрение шаблонных ответов. Создание благоприятных условий для формирования творческого мышления предполагает преодоление подобных тенденций.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогических источников мы выяснили, что творческое мышление – это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего-либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.



Творческое мышление изучается многими учеными и до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными.

Список использованных источников

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд. – М. : АСТ, 2009. – 816 с.

  2. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон // Хрестоматия по психологии: Познавательные психические процессы. – СПб. : Питер, 2001. – 480 с.

  3. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. – СПб. : Питер, 2013. – 352 с.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 688 с.

  5. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 160 с.

  6. Общая психология : Учебник / под ред. Р. X. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М. : Эксмо, 2006. – 560 с.

  7. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М. : Наука, 1976. – 302 с.

  8. Психология: Учебник для педагогических вузов / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Высшее образование, 2008. – 660 с.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница