Феномен страха успеха: теоретические основы проблемы исследования



Скачать 25.21 Kb.
Дата13.04.2016
Размер25.21 Kb.
Феномен страха успеха: теоретические основы проблемы исследования
кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры СГД

филиала «Кубанский государственный университет» в г. Геленджике

Полякова Елена Геннадьевна


Важнейшим аспектом общей проблемы развития личности является проблема восприятия образа успешности человека и феномен страха успеха. Категория «успех» - это многоплановый, интересный феномен для научного осмысления, что находит свое отражение в различных подходах к его изучению (философских, социологических, культурологических, экономических, педагогических). В психологии успех трактуется как особая категория, которая заключает в себе и процесс, и результаты достижений в самом широком смысле этого понятия, в отдельных или всех сферах жизнедеятельности личности [1]. Чаще всего данный феномен используется наряду с такими понятиями как самореализация, самоутверждение, цель, смысл жизни, признание и т.д.

Поэтому на наш взгляд, науке очень сложно определить точное содержание данного понятия. Но наряду с категорией «успех» появляется такой феном как «страх успеха». Впервые этот интересный феномен был открыт и описан в 60-х гг. прошлого столетия американским психологом Мартиной Хорнер, чья методика и открытое ею явление привлекли внимание не только ученых, но и вызвали за рубежом большой общественный резонанс [2].

Сложно поддается пониманию тот факт, что перед такими феноменами как везение, достижение и победа, предстает чувство страха и боязнь неудачи. Но, действительно, есть люди, которые испытывают страх перед успехом, так как либо убеждены, что рано или поздно удача им «изменит»; либо страшатся последствий своего успеха. Следует отметить, что в некоторых статьях авторов, на тему «Страх успеха», зачастую делается  ошибка, которая заключается в следующем: многие объясняют страх так: что по мере приближения к цели человеку становится страшно — а вдруг все «сорвется». Такие опасения не имеют ничего общего со «страхом успеха», а относятся совсем к другой фобии – атихифобии, когда человека терзает страх неудачи («а вдруг сорвется?», «а вдруг ничего не получится?», «а вдруг что-то помешает?» и т.п.). Проводя исследования в данной области, хотелось бы отметить, что страх успеха – более серьезное препятствие для развития личности, чем страх провала.
Существуют различные исследования феномена под названием «страх успеха». Например, в современных зарубежных исследованиях страх успеха рассматривается комплексно, как модель, построенная на характеристиках связанных:

а) с полом (психологическая андрогиния, полоролевые установки, образование и занятость матери, выбор сферы деятельности и пр.);

б) с потребностью в принадлежности (чувствительность к отторжению, потребность в значимых отношениях и пр.);

в) с потребностью в достижениях (цели, академические показатели в сочетании с возрастом, локусом контроля и пр.) [3].

Американский психотерапевт Д.Бернс приводит в своих исследованиях очень наглядный пример с альпинистом, который знает, что конкретную вершину он достигнет, но уверен, что с какой-нибудь следующей вершины он обязательно сорвется и поэтому решает отказаться от занятий альпинизмом, вообще [4].

Американский психолог Мартина Хорнер, предложившая миру свою авторскую проективную методику в данной области, выявила обоснованную разницу феномена возникновения «страха успеха» между мужским и женским населением. Она обращала внимание на то, что избегание успеха способно тормозить реальные результаты деятельности, блокировать активность и мотивацию достижения. Наиболее ярко, по ее мнению, этот эффект должен проявляться у способных женщин, ориентированных на высокие достижения, и в ситуации, где достижения женщин сравниваются с достижениями значимых мужчин – друзей или возлюбленных (т.е. там, где реально можно увидеть негативные последствия своих достижений).



Таким образом, этот феномен, по мнению М. Хорнер, связан не с успехом, а с отношениями с мужчинами – женщины готовы отдать им пальму первенства, чтобы сохранить эти отношения. Это дало ее коллегам Э. Маккоби и К. Жаклин основание считать  данный феномен избеганием конкуренции, а С. Кросс и Л. Мэдсон – боязнью испортить отношения с близкими людьми [5].

Анализируя литературу, посвященную данной проблеме, можно заметить явно выявленный феномен страха успеха у женщин, находящихся на совмещении профессиональной и семейной сферы. Особенность данного явления состоит в том, что избегают успеха они лишь в тех областях, где его достижение женщиной противоречит гендерным стереотипам (гендерные стереотипы, существующие в обществе, приписывают различные роли и функции мужчинам и женщинам; согласно традиционным представлениям, для женщин, приоритетными являются такие виды деятельности, как ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, а для мужчины - материальное обеспечение семьи. Подобные стереотипы оказывают существенное влияние на жизнь каждого отдельного человека; одним из проявлений такого влияния является существование так называемых «гендерных внутриличностных конфликтов») [6;7].

Необходимо заметить, что феномен мотивации избегания успеха у женщин связан с заранее возникающими отрицательными эмоциями, так как тревогу у женщин вызывает не сам профессиональный успех, а его возможные последствия. Успех в профессиональной сфере, по мнению таких женщин, несовместим с успехом в сфере отношений с близкими людьми, и поэтому ассоциируется у них с такими негативными явлениями как потеря женственности, ухудшение отношений со значимыми людьми, осуждение окружающих. Как правило, женщина ставит себя перед выбором между профессиональной сферой и сферой значимых отношений. Приоритет обычно в итоге отдается последней.

Таким образом, М. Хорнер считала боязнь успеха изначально присущей женщинам характеристикой. Подводя итог вышесказанному, нельзя отвергнуть тот факт, что феномен страха успеха у женщин и мужчин, основывается на гендерных особенностях [8]. Так, Е. Томпсон и Дж. Плек выделили факторы структуры ролевых норм, входящих в понятие «мужская роль»: норма статуса, норма твердости и норма антиженственности. Согласно норме статуса, успешность мужчины определяется величиной его заработка. Норма твердости предполагает проявление мужчиной эмоциональной, умственной и физической силы и твердости. Следование норме антиженственности заставляет мужчин избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения [5]. Влияние данных норм также может негативно сказываться на отношении мужчины к успеху в традиционно «женских» видах деятельности.
Соответственно, феномен страха успеха тесно связан с проблемой существующих в обществе гендерных стереотипов. Данный феномен не является невротическим симптомом, это феномен здоровой психики, который может выливаться в невротические переживания у имеющих к этому склонность личностей [8]. Таким образом, анализ психологических исследований феномена страха успеха, позволяет говорить о том, что данная проблема является достаточно новой для современной психологии. Более того, обнаруженный феномен «страха успеха» зависит не только от действия полоролевых стереотипов, но связан с более обширным спектром социально-психологических особенностей личности.

Данные факты позволяют выдвинуть предположение о зависимости специфики феномена успеха не только от социально-культурных детерминант, но и от индивидуально-психологических свойств личности.



Список использованной литературы:

  1. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. Пер. с англ./Ребер Артур, изд-во «Вече», 2001. С.294.

  2. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. №1. с.37-46.

  3. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. №4. с.69-76.

  4. Бернс Д. Хорошее самочувствие: новая терапия настроений / Пер. с англ. Л. Славина – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 400 с.

  5. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.

  6. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии 1989. №5. с.80-88.

  7. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. 1995. №3-4. с.101-108.

  8. Клецина И. Гендерный подход в системе психологического образования // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по Гендерным Исследованиям (Фарос-1998) /ХЦГИ. Харьков, 1998. С. 193-215.

Каталог: pdf
pdf -> Вак 19. 00. 05 Психологические аспекты удовлетворенности браком молодых семей
pdf -> Великое сокрестие континентов как модель космопланетарной интеграции планеты земля
pdf -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
pdf -> Мысли правят миром
pdf -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
pdf -> 10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010
pdf -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
pdf -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
pdf -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница