Феномен регионализации пользователей интернета в условиях глобализации



Скачать 105.57 Kb.
Дата01.06.2016
Размер105.57 Kb.
ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дурнева Е.Е.,аспирант

кафедры информатики социальных процессов

социологического факультета

МГУ имени М. В. Ломоносова,

durnevaelena@mail.ru

Прончев Г.Б., к.ф.-м.н., доцент

кафедры информатики социальных процессов

социологического факультета

МГУ имени М. В. Ломоносова,

pronchev@rambler.ru

Лонцов В.В., к.ф.-м.н., доцент

кафедры информатики социальных процессов

социологического факультета

МГУ имени М. В. Ломоносова,

lontsov@rambler.ru
Современные информационные технологии – необходимое условие развития современного общества. Объем информации и скорость ее обновления диктуют свои условия к ее получению, переработке, хранению и передаче.

Интернет – важнейший феномен развития коммуникационной среды. Трудно переоценить его влияние на жизнь мирового сообщества. Со времени своего возникновения Интернет характеризуется как глобальная сеть, призванная объединять Человечество в процессе обмена информацией. Число пользователей всемирной паутиной растет с каждым днем, появляются все новые и новые технологии, упрощающие и ускоряющие передачу информации. Сегодня никого не удивить видеоконференцией, в которой участвуют представители различных компаний, находящихся даже в разных странах. Как следствие, Интернет и другие современные коммуникационные информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

На сегодняшний день процессы глобализации охватили все сферы жизни мирового сообщества. Глобальная вычислительная сеть Интернет является мощным средством развития глобальных процессов и ярчайшим проявлением социальной интеграции.

Ценностное отношение к глобальным процессам дает возможность осмыслить глобализацию с позиций сознания человечества в контексте посткнижной культуры и новых императивов коммуникативного общества. Императив коммуникативности трактует универсалистскую этику как ориентир и идеал для коррекции управленческих социальных программ. Общество, подверженное процессам глобальной динамики, является коммуникативным. Социальная динамика глобальных процессов обладает рядом информационно-коммуникативных детерминант. Пространственно-временная детерминанта становится сущностной для динамики глобальных процессов. Важную роль приобретают глобальные системные действия и управление ими. Предпосылки формирования ценностных ориентаций в пределах пространственно-временной данности приобретают качество информационного ресурса. Процессы информационной и коммуникационной динамики не только выражают явления предметного мира, но и конструируют, задают социально-культурный масштаб этих явлений [2].

С развитием Интернета значительно увеличились динамика и объем коммуникаций. Согласно данным ФОМ [4], полученным по итогам лета 2009 года, полугодовая аудитория Интернета в России составила 39,9 млн. человек или 35% населения старше 18 лет. Месячная аудитория интернета составила 36,8 миллионов человек (32%), суточная – 21,3 млн. (18%). По сравнению с итогами I квартала 2009 года, ранее опубликованными RUметрикой [2], полугодовая аудитория выросла на 6,4%, месячная – на 5,4%, суточная – на 3,4%.

На фоне глобализации Интернета в последнее время все ярче проявляется процесс стратификации, в частности регионализации, ее пользователей. Важнейшие механизмы стратификации в настоящее время – развитие социальных сетей и введение доменных имен на национальных алфавитах.

Регионализация – это процесс взаимодействия, сближения экономик в определенных региональных рамках. Под регионализацией понимается процесс образования, функционирования, развития и расширения региональных интеграционных объединений и группировок. Регионализация - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами [3].

С появлением новых информационных технологий, бурным развитием средств телекоммуникаций, Интернета, виртуализацией пространства процессы глобализации и регионализации усилились.

Взаиморазвитие и взаимовлияние процессов глобализации и регионализации в их современных формах, развертывающихся с особой силой преимущественно в последние полтора — два десятилетия, таят в себе немало неясностей и противоречий, ломают многие устоявшиеся представления и теории, становятся предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах, на международных форумах, где нередко сталкиваются самые различные, порой прямо противоположные мнения, оценки, прогнозы. Основное противоречие между процессами глобализации и регионализации заключено в целях создания и развития региональных блоков. Главной целью создания региональных блоков было извлечение прибыли в результате взаимного сотрудничества стран - участниц блоков, не противодействуя общему развитию глобализации. Но когда определились негативные последствия глобализации, одной из целей региональных блоков стало коллективное противодействие этим негативным последствиям [3].

Также под регионализацией следует понимать ориентацию Интернет-технологий или конкретных продуктов глобальной сети на отдельный регион.

Так, например, продвижение сайта всегда ориентировано на какой-либо регион, потенциально интересующий заказчика. Определяется так называемый целевой рынок – географическое месторасположение потенциальных потребителей продуктов и услуг, которым будет показываться сайт. В зависимости от этого формируется цена услуг, а так же выбирается поисковая система, на которую будут направлены усилия [10].

С недавних пор, основной поисковик Рунета ввел регионализацию выдачи. Это значит, что каждому ресурсу присваивается свой регион, и сайт показывается именно той аудитории, которая наиболее близка по территориальному признаку.

Другой яркий пример – совершенствование работы сайта газеты «Комсомольская правда». Информационный портал kp.ru в тестовом режиме запустил систему регионализации. Технологическое новшество позволит собрать все ресурсы региональных представительств и редакций электронных версий газет «Комсомольской правды» и новостных лент местных сайтов на единой технологической платформе. Рабочие места региональных веб-редакторов получат единое управление и систему публикации контента и будут масштабироваться централизовано.

«Единая точка входа kp.ru для всех региональных Интернет-представительств отражает маркетинговую концепцию: «Сайт твоего города». Где бы географически ни находился пользователь, адрес нашего сайта всегда останется неизменным - kp.ru. Вниманию читателя предлагается микс местного и федерального контента, сообразно его географическому местоположению. Так же, на портале существует возможность выбрать отображение только федеральных материалов и статей» (Иван Фролов, руководитель Интернет-проектов ИД «Комсомольская правда» [11]).

После окончательного запуска регионализации портал kp.ru превратится в одну большую систему и станет крупнейшим информационным агентством на территории России. Все региональные представительства и редакции электронных версий будут поставлять информацию для единого информационного потока, что позволит составить максимально полную общерегиональную картину дня.

17 декабря первыми в систему регионализации вошли сайты шести городов миллионников: Санкт-Петербурга, Самары, Омска, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Уфы. На этих региональных площадках будут протестированы технологические моменты, а так же организация взаимодействия московской и региональных редакций. Затем состоится переход к следующим группам сайтов.

В результате регионализации портала выиграют и рекламодатели, которые получат возможность максимально масштабировать рекламные кампании по регионам России, реализовывать рекламные размещения, как на всю страну, так и с фокусным или выборочным региональным таргетингом. Дополнительным преимуществом будет возможность работать централизовано с одной площадкой kp.ru.

С развитием глобальной сети Интернет и появлением новых сервисов возникают новые возможности для социальных коммуникаций, организации виртуальных социальных сред. Люди разделяются по интересам, принадлежности к учебному заведению, месту жительства и т.д.

Социальная сеть – социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид) [12]. Социальная сеть в Интернете — интерактивный многопользовательский портал, содержание которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием «сервисы Web 2.0».


Социальные сети 2.0 появились в начале XXI-го века, когда предприниматели разобрались в сущности социальных сетей и определились с теми широчайшими возможностями, которые предоставляют социальные сети для всех сфер деятельности.

Одна из первых социальных сетей – Facebook – остается самым популярным сайтом в мире. Однако, по нашему мнению, при разработке была допущена маркетинговая ошибка – первоначально на в социальной сети не было русского языка.

Почему так важен именно русский язык, а не скажем китайский или французский? Китай блокирует многие западные проекты, потому китайская версия может остаться не востребованной или малоэффективной. Французы будут уважать авторские права и не станут делать свой французский проект, слишком они интегрированы в мир. Да и для француза нет проблем с английским. Что касается России, то украсть идеи для нас не проблема, в мир мы плохо интегрированы и живем не столько в Интернете, сколько в Рунете [13]. Кроме того, русский хорошо знают не только в России.

Потому очень важно делать международный сервис и на русском тоже. Google всегда стремился делать русскоязычные версии своих сервисов. Как следствие, Google популярен в России. Yahoo не был близко так популярен из-за недальновидности своей политики.

Т.о., в силу того, что русская версия сайта Facebook отсутствовала, у нас появился клон – Вконтакте, который и по сей является самым популярным сервисом в России. Но и он допустил свою ошибку – сначала пускал регистрироваться только студентов, боялся не справиться с потоком.

Тогда появился еще один клон - Одноклассники. Затем mail.ru сделали свой Мой мир, Яндекс купил Мой круг. Есть еще много попыток заработать на социальных сетях. Но все они опоздали. Им никогда не набрать близко такой базы данных, какую имеет Вконтакте [13].

Социальные сервисы позволили создавать социальные сети для отдыха и для работы. Иными словами, в то время создатели социальных сетей работали скорее ради самих сетей и их развития, нежели ради использования возможностей, предоставляемых этими сетями. После эйфории участия ради участия, нынешние социальные сети становятся рабочим инструментом, и, более того, необходимым инструментом для ведения деятельности, будь то бизнес или творчество. Социальные сети служат площадкой для неформального общения приятелей подобно LiveJournal. Социальные сети помогают создавать новую музыку как MySpace. Социальные сети расширяют игровой опыт массовых онлайн-игр в сети Xfire. Социальные сети служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров в LinkedIn. Таким образом, социальные сети являются ключевым элементом для дальнейшего развития сообществ и в скором времени они будут неотъемлемым инструментом для любой деятельности.

Современное понятие социальной сети в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д. Влияние индустрии социальных сетей на современную жизнь неоспоримо, и в настоящий момент социальные сети эволюционируют наиболее значительным образом – они движутся к новой категории сетей: Социальным Сетям версии 3.0 (Social Networks 3.0).

Избирательная кампания Барака Обамы доказала, что социальные сети могут изменить мир. Она сама по себе стала доказательством того, что Web 2.0-технологии могут поднять Интернет-технологии на новый уровень. Технический гуру и основатель O’Reilly Media Тим О’Рейли (Tim O’Reilly) в сентябре 2008 года обратился с призывом ко всем пользователям Web 2.0 создавать нечто более продуктивное, чем приложения для пустого времяпровождение [14], как, например, одно из приложений Facebook - Superpoke, с помощью которого до недавнего времени пользователи сети могли виртуально зарезать друг друга или дать пощечину. На конференции «Terra future», прошедшей в конце февраля 2009 года в Лондоне, консультант по британским социальным сетям Крис Торп (Chris Thorpe) в своем выступлении отметил [14], что спустя лишь месяц призыв О’Рейли был услышан: предвыборный штаб Обамы выпустил приложение для iPhone - Obama’08, при помощи которого можно было позвонить друзьям владельца смартфона, узнать последние новости о самом Бараке Обаме, принять участие в различных предвыборных мероприятиях, просмотреть ролики дебатов. Данное приложение позволило предвыборному штабу кандидата эффективно и быстро работать с избирателями, а самим пользователям, благодаря отражавшейся на сайте статистике, почувствовать себя активными участниками политической жизни страны.

Принципиальный вклад в развитие процесса регионализации внесло решение об использовании различных алфавитов в доменных адресах. Очевидно, что пользователям в странах, не использующих латиницу, удобнее писать адреса на своем родном языке. Основными трудностями введения в систему доменных имен многоязычных доменов верхнего уровня до недавнего времени были конфликты с программным обеспечением [4].

После долгих споров и подготовительных работ [4] 15 октября 2007 года началось тестирование адресации в Интернете на 11 национальных языках. Интернет-корпорация по управлению доменными именами и числовыми адресами ICANN открыла для публичного доступа сайт IDNwiki [7], имеющий интерфейс для каждого языка. Для русского языка была выделена страница с адресом http://пример.испытание.

30 октября 2009 года ICANN утвердила ускоренную процедуру ввода доменов верхнего уровня на национальных языках, не содержащих латинских букв [8]. В частности, в России началась регистрация сайтов в домене “.рф” на русском языке.

На наш взгляд, решение об использовании различных алфавитов в доменных адресах приведет к глобальным социальным последствиям. К положительным последствиям относится то, что введение многоязычных доменов безусловно поможет развитию информационной культуры в ряде стран, сделает пользование Интернетом более удобным для людей, не владеющих английским языком. К негативным последствиям – изоляция целых сегментов Интернета, возможная путаница, а в случае с кириллицей из-за большого количества символов, внешне совпадающих с латинскими еще и повышение опасности фишинг-атак – вида Интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей.

Скорее всего, произойдет вырождение глобальной сети Интернет в 11 (по числу языков) региональных сетей.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Прончев Г.Б., Карпова В.А. Тестирование различных алфавитов в доменном пространстве Интернета / в кн. Ломоносовские чтения 2009. – М.: Университетская книга, 2009, С. 466.

  2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции -М.: Политиздат, 1991. -287с.

  3. Сергеев Д.В. Глобализация и регионализация мировой экономики :Основные тенденции и перспективы/ дисс. канд. эк. наук. – М,2003. – 161с.

  4. Интернет-ресурс http://www.isoc.org.

  5. Интернет-ресурс http://www.icann.org.

  6. Интернет-ресурс http://news.rin.ru.

  7. Интернет-ресурс http://www.computerra.ru.

  8. Интернет-ресурс http://www.itu.int.

  9. Интернет-ресурс http://www.cctld.ru.

  10. Интернет-ресурс http://www.direct.by/info/seo-minsk

  11. Интернет-ресурс http://www.media-online.ru/index.php3?id=238182

  12. Интернет-ресурс http://www.vslovar.ru/visualwiki/index.jsp?id=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

  13. Интернет-ресурс http://www.ph4.ru/bigsoc_index.ph4

  14. Интернет-ресурс http://www.keep-intouch.ru/analytics/history/how-social-networks-can-change-the-world.htm




Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница