«Феномен подростковой дружбы в контексте современного российского общества на примере московских школьников 13-15 лет»



страница1/12
Дата19.04.2016
Размер1.02 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет социологии
Кафедра общей социологии



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Феномен подростковой дружбы в контексте современного российского общества на примере московских школьников 13-15 лет»

Студентка группы № 434

Тихонова Александра Витальевна
Руководитель ВКР

доцент кафедры Общей социологии

Симонова Ольга Александровна

Москва 2014


Содержание


Содержание 2

Введение 2

Исследовательский вопрос 3

Цель исследования 3

Задачи исследования 4

Глава 1. Теоретическое осмысление дружбы в социологии 6

Понятие дружбы 6

Дружба в современном обществе 11

Онлайн дружба 13

Подростки как социальная категория 19

Подростковая дружба 23

Исследовательские предположения 29

Глава 2. Исследование подростковой дружбы 29

Методология 30

Выборка исследования 32

Ограничения и трудности исследования 32

Анализ данных 33

Выводы 40

Заключение 41

Библиография 43

Приложения 43

Приложение 1. Гайд до пилотажа 43

Приложение 2. Гайд после пилотажа 44

Приложение 3. Транскрипт интервью 1 46

Приложение 4. Транскрипт интервью 2 60

Введение


Проблематика взаимоотношений всегда была одной из центральных тем для социологов. Это связано с тем, что отношения между людьми являлись связующими звеньями в любой социальной структуре, поэтому понимание того, на каком принципе, на каком основании они строятся всегда было основным вопросом, на который пытались дать ответ философы, антропологи, этнографы и, конечно, социологи.

Дружба, в этом отношении, представляет особый интерес, так как она является для человека чем-то очень личным, глубоким, сокровенным. Но, несмотря на такой индивидуальный характер, она играет большую роль в жизни всего общества. По мнению многих социологов, дружба, наряду с родством, была одним из основных связующих элементов в структуре традиционных обществ. И уже на этой стадии возникал вопрос – откуда берется дружба? Ведь если с родством, которое основывается на кровных узах, и с соседством, обусловленным территориальной близостью, все кажется очевидным, то что заставляло индивидов сближаться и становиться друзьями, ведь в этом не было никакой острой необходимости? Многие социологи пытались дать ответ на этот вопрос, изучая первобытные общества. Например, Ф.Теннис предполагал, что дружба основывается на общем духе, поэтому ее можно считать истинным воплощением общности, но на этом мы остановимся позже подробнее. [1]

Однако в современном, более индивидуализированном, мире такие первичные связи как дружба приобретают новые формы и даже постепенно разрушаются. Например, появляются такие виды дружбы, как онлайн дружба, которая полностью противоречит традиционному аристотелевскому пониманию этого феномена, как минимум потому, что в данном случае мы имеем в виду не одного единственного друга, а множество друзей. [7] Таким образом, сейчас понятие дружбы представляется несколько размытым, и вопрос о том, кого люди считают своим другом становится актуальным.

Например, сейчас люди не всегда могут однозначно провести границу между такими понятиями как «друг» и «приятель». Сначала каждый более менее близкий знакомый оказывается для них другом, но при более детальном уточнении все же оказывается, что это приятели. Но, в итоге, все-таки 93% респондентов (по данным ФОМ) точно приходят к выводу о том, что различия есть между этими понятиями есть.*

Тем не менее, в данной работе нас будет интересовать только проблематика подростковой дружбы, так как такие взаимоотношения обладают определенной спецификой. Для тинэйджеров, постоянно находящихся в поиске своего «Я», дружба играет более важную роль, так как пока только через нее они могут реализовать себя. Помимо этого, учитывая тот факт, что само общество меняется, меняется его структура, меняется и положение подростков в нем – оно становится все более неопределенным и нестабильным. Таким образом, вопрос дружбы для тинэйджеров становится еще более актуальным, так как именно дружеские компании и лучшие друзья, в частности, становятся для них опорой в пугающем их мире.

Тем не менее, несмотря на всю актуальность предложенной нами темы, в последнее время феномену дружбы уделяется мало внимания в социологической литературе. Большинство исследований, посвященных этой теме, рассматривают этот концепт слишком широко, упуская само определение этого понятия и его многие отличительные черты в контексте современного общества. В данной же работе большее внимание как раз и будет уделено этим проблемам. Однако, нужно еще раз подчеркнуть, что мы ограничимся только подростковой дружбой, которой уделяется еще меньше внимания, так как это является довольно специфичной темой, которая больше интересна даже для психологам, чем социологам [1], поэтому многие социологические исследования подростковой дружбы ограничиваются лишь рассмотрением того, какую выгоду подростки получают от этой дружбы, упуская из вида многие глубинные мотивы и переживания, касающиеся подросткового понимания дружбы.

Таким образом, эта работа сможет послужить основой для дальнейших качественных исследований в области социологии дружбы.

Исследовательский вопрос


Как мы уже говорили выше, вопрос подростковой дружбы в современном обществе представляется нам актуальным. В рамках данного исследования, мы бы хотели сфокусироваться на том, в чем же именно заключается специфика этой дружбы.

Таким образом, нашим основным исследовательским вопросом будет являться вопрос о том, каковы особенности или отличительные черты подростковой дружбы в современном российском обществе?



Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница