Феномен общения в социальной психологии



Pdf просмотр
страница1/10
Дата19.06.2022
Размер1,01 Mb.
#186360
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Связанные:
2.3 Феномен общения в социальной психологии (1)
Елизаров, Андрей Николаевич. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования


Тема: Феномен общения в социальной психологии

Вопросы:
1. Понятие, содержание и сущность общения.
2. Функции, виды, уровни общения.
3.Структура общения.
4.Коммуникативная сторона общения. Средства общения. Барьеры в общении.
5.Перцептивная сторона общения. Эффекты межличностного восприятия. Социальные стереотипы восприятия. Механизмы интерпретации социальной информации и понимания человека человеком.
6.Интерактивная сторона общения. Позиции участников общения. Сотрудничество и соперничество как основные формы взаимодействия.
7.Понятие педагогического общения. Субъекты педагогического общения.
Психологические основы взаимодействия педагога с семьей.

Основные термины:

общение, перцептивная сторона, коммуникативная сторона, интерактивная сторона, коммуникативный барьер, сотрудничество, соперничество, педагогическое общение, эмпатия, рефлексия, идентификация, каузальная атрибуция, стереотип.
Содержание:
1. Понятие, содержание и сущность общения
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Общение
– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения
(или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная
сторона
заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами
(обмен действиями).
Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Выделение трех сторон общения возможно только, как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельного взаимодействия практически не возможно. Таким образом, общение есть сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума.
Социальный смысл общения – передача форм культуры и социального опыта. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.
При рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б.Ф. Ломов, 1984):


Первый уровень – макроуровень
: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
Второй уровень – мезауровень
(средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы»,
«предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница